?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Довольно часто на авиационных и не очень форумах  и сайтах поднимается вопрос о том, насколько современному гражданскому самолету необходим пилот. Мол, при современном уровне автоматики - чем они там занимаются, если за них все делает автопилот?

Ни один разговор не обходится без упоминания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), и как апогей - полет Бурана.

"Вас мучает этот вопрос, Вы хотите поговорить об этом"?

Что ж, давайте поговорим.

--==(о)==--

Что такое автопилот?

Самый лучший автопилот из тех, что я когда-либо видел, показан в американской комедии "Аэроплан".



Однако и в том фильме он нечаянно вышел из строя, и, если бы не героический неудачник, хеппи энд бы не получился. Хотя, там же была еще и стюардесса... Ну, в любом случае, был человек.

Собственно говоря, многие пилоты потому и не вступают в спор с далекими от авиации людьми, что знают, как иной раз ведет себя самая современная техника. Я же спорить не буду, просто расскажу, а далее вы там хоть подеритесь ) Шутка.

Наши автопилоты представляют себя смесь металла, пластика, стекла, лампочек, кнопочек, крутилок и проводочков. И переключателей. Совсем ничего человеческого.

Пилот управляет автопилотом (уже в этой фразе скрыт сакраментальный смысл) через пульты. На фото ниже - кабина тренажера не самого современного самолета B737CL, но реально, в этом плане нет глобальных отличий между ним, созданным в 80-х годах прошлого столетия и В787, впервые поднявшемся в небо несколько лет назад.

Основной пульт управления автоматикой в целом и автопилотом в частности (МСР) можно разглядеть почти посередине фотографии. Каждая кнопочка на нем отвечает за включение какого-то из режимов автопилота, а четыре кнопки справа (A/P ENGAGE A - B) отвечают, собственно говоря, за включение автопилота. К слову, при той конфигурации органов управления автопилотом, что зафиксирована на фотографии, автопилот не включится. Пусть знатоки ответят почему.

PRG056.JPG

Циферки в окошках означают данные, которые необходимы для того или иного режима работы автопилота. Например, в окошке ALTITUDE можно разглядеть 3500 - это означает, что если после взлета мы включим автопилот и установим какой-нибудь режим набора, то самолет займет высоту 3500 футов и будет тупо на ней лететь, пока пилот не установит новое значение высоты и... снова не включит какой-нибудь режим набора.

Сам по себе автопилот высоту не поменяет и в набор не перейдет.

Более того. Пилот может выбрать высоту, к примеру, 10 000 футов, однако, включить не тот режим автопилота, и самолет послушно полетит вниз вплоть до столкновения с землей.

Аналогично, если впереди по курсу, заданному пилотом в окошке HEADING будет стоять гора, то самолет так и полетит в гору и обязательно в нее врежется, если пилот не предпримет какие-либо действия.

Да, стоит еще отметить то, что автопилот современного самолета работает в паре с автоматом тяги - это еще один набор железяк и проводочков, который отвечает за автоматическое изменение режима двигателей, то есть, тяги. На фото выше на МСР слева можно разглядеть небольшой переключатель с надписью A/T ARM/OFF, он отвечает за включение автомата тяги в режим готовности к использованию. Однако, иногда им приходится работать не в паре (например, если автомат тяги неисправен), что накладывает значительные ограничения на автопилот, т.к. многие режимы автопилота требуют изменения тяги. Например - автопилоту нужно снижаться, но тяга, установленная на взлетным режим этого тупо сделать не даст.

На фото ниже можно увидеть панель управления FMS - системой управления полетом (flight management system). Через данную панель можно забить кое-какие полезные данные, с помощью которых автоматика будет знать о том, по какому маршруту сегодня летит самолет, о том, какие значения  тяги и скорости будут оптимальными именно сегодня.

PRG057.JPG

После взлета пилот может включить (либо он включается автоматически) режим автопилота, в котором самолет будет лететь по командам, получаемым из этой системы. Однако, как я уже говорил выше, если упрется в высоту 3500, установленную в окошке МСР, то выше он не полетит, пока пилот не изменит это значение.

--==(о)==--


Самым главным ограничением современных программных систем (а автопилот является ничем иным, как железякой, набитой алгоритмами) является неспособность принимать нестандартные решения, которые зависят от конкретной ситуации.

Сами по себе алгоритмы управления самолетом совсем не сложные, поэтому автопилоты на самолетах стали появляться еще в 1912 году, а в 30-х стали получать широкое распространение.

Более чем  уверен, что уже тогда начались разговоры о том, что профессия "пилот" скоро себя изживет, как и профессия "кучер". Через много лет Анатолий Маркуша в одной из своих книг пересказывал подслушанный им разговор одной девушки, высказывающей претензии своему молодому человеку в том, что ему надо искать другую профессию, мол, скоро пилоты станут не нужны.

С тех пор еще лет 40 прошло, и данная тема - принятие решений в нестандартных ситуациях создателями новейших самолетов так и не побеждена.

Да, многие авиационные профессии канули в Лету - бортинженер, который заведовал "хозяйством", штурман, который обеспечивал навигацию, радист - который вел связь... Их заменили умными системами, это бесспорно. Правда, одновременно к этому повысились требования к подготовке... а в некоторых ситуациях и нагрузка на оставшихся в кабине двух (!) пилотов. Теперь им приходится не только справляться с кучей систем (путь и максимально автоматизированными), но и иметь много знаний в голове, которые раньше ими в полете обычно не применялись (и со временем выветривались), т.к. в кабине сидели узкие специалисты по этим направлениям.

Да, некоторые БПЛА летают автономно (а некоторые - управляются операторами с земли), да и Буран успешно сделал один (!) полет в автоматическом режиме без пилота на борту. Но это именно те алгоритмы, программирование которых возможно уже очень и очень давно.

Любой интересующийся программист ради спортивного интереса может придумать дополнение к Microsoft Flight Simulator и сажать свои Бураны хоть в Завьяловке, а потом идти на авиационный форум и насмехаться над профессией "водитель самолета".

Но вот я, "водитель самолета", имея понимание о ситуациях, которые возникают в небе, для которых требуется постоянное принятие решений, не решусь сесть в самолет, мозгом которого является не человек, а программа Autopilot v.10.01, в которой исправлены ошибки программирования, выявленные в предыдущих десяти катастрофах.

--==(о)==--

Например, на сегодня, несмотря на практическую возможность такой режим создать, самолеты не взлетают автоматически. И это при том, что уже очень давно освоены автоматическое приземление и автоматический пробег после него. Почему?

Еще Михаил Громов говорил "Взлет опасен, полет прекрасен, посадка трудна". Истина. Взлет проще, чем посадка, однако, если что-то случается на взлете, счет идет иногда на доли секунд. За это время пилоту нужно принять решение - прекращать взлет или продолжать. Более того, в зависимости от факторов, по одной и той же причине в один день взлет лучше прекратить, а в другой - лучше продолжить. Пока пилот думает, тяжеленный самолет, имеющий огромный запас топлива, стремительно ускоряется, а полоса стремительно уменьшается. Отказы могут быть разнообразнейшими (увы, но техника все еще отказывает) и не всегда отказ сводится к банальной неисправности двигателя. Да и отказы двигателя тоже могут быть разными.

То есть, от программиста, который захочет убрать человека из контура управления самолетом и контура принятия решений, потребуется написать кучу алгоритмов по действиям в различного рода нештатных ситуациях. И после каждого неучтенного случая выпускать новую версию прошивки.

В настоящее время "неучтенные случаи" решаются тем, что в кабине находится человек, который матюкнется (или промолчит, в зависимости от выдержки), но справится с ситуацией и вернет самолет на землю.

И в большинстве случаев досужие обыватели о таких случаях просто не знают, ведь в прессе не все сообщается.

--==(о)==--

Вот, к примеру, возьмем мою ситуацию, описанную здесь: http://denokan.livejournal.com/3346.html

Ни одной инструкцией не предусмотрена подобная оплошность - оставить кусок троса аварийного покидания за бортом самолета. Что бы делал Autopilot v.10.01 в таком случае, как бы он узнал о том, что у него скоро нафиг разобьет окно? Никак. Он продолжал бы набор 11 км высоты, и вот когда там разбилось бы окно, по заложенной программе предпринял бы аварийное снижение с выбрасыванием масок... да только пассажирам они бы уже не очень помогли.

Что сделали пилоты? Во-первых, достаточно рано получили информацию о просходящем. Во-вторых, несмотря на невыявленную природу явления, поняли, чем данная нестандартная ситуация может закончится и приняли единственное верное решение - снизиться и вернуться на аэродром вылета.

И это лишь ОДНА из ситуаций, случившейся в карьере лишь ДВУХ пилотов (меня и второго пилота). А пилотов тысячи, а ситуаций сотни тысяч.

--==(о)==--

Некоторые "домохозяины" оппонируют цифрами, мол, человек - слабое звено, согласно статистике 80% всех катастроф произошли по вине человеческого фактора.

Все верно. Техника стала настолько надежной, что в большинстве случаев отказывает человек. Однако, я еще раз напомню, что досужие "домохозяины" просто не задумываются, что многие полеты, в которых произошел отказ техники, закончились благополучно лишь потому, что в кабине сидел человеческий фактор.

Уверяю, если убрать из кабины пилотов, то доля человеческого фактора увеличиться ЕЩЕ больше, но только в этом случае под человеческим фактором будет пониматься ошибка программирования.

Далее, в самолете может весь полет все работать очень хорошо, однако... может работать не очень хорошо на земле. Чтобы самолет долетел до аэродрома и приземлился там, созданы еще целая куча систем, которые что?... Правильно, иногда отказывают. И в этом случае пилот "просыпается" и делает свою работу.

--==(о)==--


Банальное принятие решений при обходе гроз. Вот, к примеру, мой полет в Геную, я назвал его "рейсом жестянщика" http://denokan.livejournal.com/66370.html

Или рейс в Сочи: http://denokan.livejournal.com/67901.html

Или рейс в Тиват: http://denokan.livejournal.com/44632.html

И это только три рейса. А их в сотни раз больше только у одного отдельно взятого пилота.

Грозы на радаре выглядит по-разному, и не всегда одно решение по обходу будет таким же хорошим для другого случая. А уж когда эта гроза находится в районе аэродрома...  А если этот аэродром - горный? Приходится думать и принимать решения...

Если в самолет попадет молния, или он схватит разряд статики, то люди от этого попадания не погибнут, а вот  системы могут непредсказуемо выйти из строя. И случаи были, которые закончили хорошо лишь потому, что в кабине сидели пилоты.

Стоит добавить еще ко всему вышесказанному, что далеко не во всех аэропортах сегодня самолет может выполнить автоматическую посадку. Для нее нужны довольно-таки тепличные условия по сравнению с теми, в которых совершить посадку может пилот. Конечно, это вопрос программирования алгоритмов, но задача достаточно непростая, чтобы обеспечить равную надежность.

--==(о)==--


Конечно, если поскупиться надежностью, то давно уже можно на линии выпустить самолеты без пилотов-операторов.

Главной причиной того, почему до сих пор на гражданские линии не вышли самолеты без пилотов, является эта самая НАДЕЖНОСТЬ. Для нужд военных или грузоотправителей надежность может быть не такой высокой, чем для перевозки людей по воздуху.

Конечно же, степень автоматизации будет расти. Это тоже определяет надежность системы "Экипаж-воздушное судно". Конечно же, будут продолжаться поиски лучших решений для того, чтобы самолеты надежно летали без участия человека. Правда, полностью исключить участие человека из полета можно будет лишь тогда, когда будет изобретен искусственный интеллект, не уступающий интеллекту подготовленного человека. Проблема принятия решений в нестандартных ситуаций никуда не денется. Самолет не автомобиль, чтобы в нестандартной ситуации просто тупо остановиться на обочине.

Одним из вариантов является управление самолетом оператором с земли. То есть, оператор на земле контролирует полет одного или нескольких самолетов, принимая решения в нестандартных ситуациях. Если происходит что-то, что он решить с земли не в состоянии, он остается живым... А пассажиры гибнут.  Потом появляется следующая версия программного обеспечения.

Так что давайте направим свои усилия не на обсуждение профессии пилот (каждое такое обсуждение рано или поздно переходит в тему "за что пилоты получают ТАААКие деньги?", а сконцентрируем усилие на созидание по своей прямой специальности.

Летайте безопасно!

В продолжение темы

FLYSAFE

Posts from This Journal by “автопилот” Tag

promo denokan апрель 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 436 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
solar_kitten
Jan. 23rd, 2015 08:15 am (UTC)
я конечно не знаток, но мне почему-то кажется что с выпущенным шасси автопилот летать не умеет
denokan
Jan. 23rd, 2015 08:15 am (UTC)
Умеет, конечно же. Но выпускать еще не обучен.
(no subject) - sawely - Jan. 24th, 2015 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 24th, 2015 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - sawely - Jan. 24th, 2015 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - kernel3 - Jan. 25th, 2015 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sawely - Jan. 25th, 2015 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Борис Шварцкройн - Jan. 25th, 2015 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 25th, 2015 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - budilgin - Jan. 23rd, 2015 09:59 am (UTC) - Expand
lazy_flyer
Jan. 23rd, 2015 08:16 am (UTC)
Роскошная тема. Сочная. Вангую нашествие всякой масти спецов от САУ и иже с ними.
zmaks
Jan. 23rd, 2015 08:22 am (UTC)
Я думаю, что это не совсем правильно сравнивать и говорить, что автопилот не справится и приводить в пример текущую ситуацию. Ни аэропорты, ни самолеты не разрабатываются под эти критерии.

С другой стороны, мне кажется, что если именно поставить задачу, то можно ее решить. И, скорее всего, безопасность не пострадает. А в среднем даже увеличится. Только для этого нужно будет полностью переработать все системы. И все станет намного дороже. Поэтому пилоты на настоящий момент дешевле, причем существенно.

Поэтому да, ничего это профессии не грозит. Лет 10-20 точно.

Сначала машины пусть автоматизируют ))

Edited at 2015-01-23 08:23 am (UTC)
ch_oleg
Jan. 23rd, 2015 08:35 am (UTC)
Отвечу вам как программист. Не все задачи по автоматизации можно решить. Мы можем обучить автопилот выпускать шасси на определенной высоте, можем даже научить использовать шасси для торможения, но мы не можем обучить автопилот. Это программа, мы не можем просчитать все варианты и описать их программно. Мы можем что-то автоматизировать, но не все. Когда будет изобретен искусственный интеллект, то вот тогда можно вернуться к этому вопросу. а пока вот так ;)
(no subject) - zmaks - Jan. 23rd, 2015 09:36 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 06:40 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tais_eris - Jan. 23rd, 2015 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmaks - Jan. 24th, 2015 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 02:54 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - groxexmachine - Jun. 27th, 2015 03:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - world_of_hernia - Jan. 24th, 2015 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ch_oleg - Jan. 24th, 2015 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_of_hernia - Jan. 24th, 2015 09:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Jan. 25th, 2015 06:43 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - dvv - Jan. 26th, 2015 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 26th, 2015 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_of_hernia - Jan. 26th, 2015 04:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - world_of_hernia - Jan. 26th, 2015 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - das_foland - Jan. 21st, 2016 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_flyer - Jan. 23rd, 2015 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jan_kiepura - Jan. 24th, 2015 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 24th, 2015 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 11:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 11:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 26th, 2015 12:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - justbulat - Jan. 24th, 2015 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ch_oleg - Jan. 24th, 2015 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ch_oleg - Jan. 25th, 2015 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ch_oleg - Jan. 25th, 2015 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ch_oleg - Jan. 25th, 2015 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 11:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kspshnik - Jan. 25th, 2015 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Борис Шварцкройн - Jan. 25th, 2015 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 25th, 2015 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ch_oleg - Jan. 25th, 2015 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ch_oleg - Jan. 25th, 2015 06:47 pm (UTC) - Expand
stas_perfecto
Jan. 23rd, 2015 08:26 am (UTC)
Всегда считал, что наличие пилотов в кабине обсуждать не стоит...их присутствие в самолете обязательно...
russianmanblog
Jan. 23rd, 2015 08:31 am (UTC)
пилоты S7
У вас много в компании бывших военных летчиков? Мне кажется что мне именно такие попадаются когда я на С7 лечу. Если взлет - то чуть ли не вертикальный, если поворот - то по минимальному радиусу и с креном на грани фола. Ничего личного может это просто совпадение. Но у аэрофлота и россии пилоты все как то более плавно делают. Не так страшно.
denokan
Jan. 23rd, 2015 08:33 am (UTC)
Re: пилоты S7
От ведомства это не зависит. зависит от условий взлета и полета.

Скорее всего, Вы не так много летаете, чтобы выборка была корректной. Видимо, так совпало.

А автопилоты в обеих компаниях одинаковые)

Все те крены, которые видит пассажир в полете, даже если они ему кажутся большими, находятся очень далеко от грани фола.
Re: пилоты S7 - stuwart - Jan. 23rd, 2015 03:27 pm (UTC) - Expand
Re: пилоты S7 - brother_737 - Jan. 25th, 2015 06:54 pm (UTC) - Expand
Re: пилоты S7 - stuwart - Jan. 26th, 2015 09:45 am (UTC) - Expand
Re: пилоты S7 - general_drozd - Jan. 23rd, 2015 08:49 pm (UTC) - Expand
8kap8
Jan. 23rd, 2015 08:36 am (UTC)
>Правда, полностью исключить участие человека из полета можно будет лишь тогда, когда будет изобретен искусственный интеллект, не уступающий интеллекту подготовленного человека.

Вот это, имхо, главное во всем посте. Пилоты тоже допускают ошибки, и у компьютера, помимо недостатков, есть и определенные преимущества перед пилотами — например, он (теоретически) может просчитать намного больше вариантов развития событий и выбрать из него лучший; он может провести моделирование дальнейшего полета самолета с точностью намного более высокой, чем даже самый первоклассный пилот, "летящий впереди самолета" (действительно может — иначе почему, например, форму самолета при его разработке выбирают при активной помощи компьютера?). Автопилот не может быть неопытным или уставшим, и т.д.

Поэтому, я думаю, нет никаких причин к тому, чтобы со временем автопилоты не заменили бы обычных — для этого не нужна 100% надежность автопилота, надо лишь, чтобы он был не менее надежен, чем средний пилот-человек. Да, ошибки автопилота будут обычно другого рода, но в сумме их вполне может быть не больше чем у обычных людей. Есть ситуации, когда автопилот допустит катастрофу, когда обычный человек не допустил бы ее, но вполне возможны ситуации, когда автопилот будущего сможет избежать катастрофы там, где человек не справляется. (Да и несложно вообразить себе автопилот, который смог бы без проблем посадить самолет в Ижме, и это рассматривалось бы не как чудо и героизм, но как просто хорошая работа автоматики — ну примерно как до появления подушек безопасности чтобы выжить при внезапном лобовом столкновении требовалось немалое мастерство водителя, а с подушкам безопасности это становится довольно-таки обычным делом.)

Но другое дело, что, конечно, современные технологии еще далеко не достигли такого уровня, и, видимо, не скоро достигнут.


Edited at 2015-01-23 08:38 am (UTC)
denokan
Jan. 23rd, 2015 08:38 am (UTC)
Как насчет приведенных по ссылкам ситуаций из личного опыта, начиная с рейса в Пермь? Можно подобные ситуации предусмотреть?
(no subject) - 8kap8 - Jan. 23rd, 2015 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - 8kap8 - Jan. 23rd, 2015 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - phil_80 - Jan. 23rd, 2015 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - VitaliyR_U - Jan. 23rd, 2015 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 24th, 2015 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - zmaks - Jan. 24th, 2015 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phil_80 - Jan. 26th, 2015 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Семин - Jan. 23rd, 2015 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - weblin - Jan. 23rd, 2015 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andygrom - Jan. 23rd, 2015 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Прокопенко - Jan. 23rd, 2015 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gnumlo - Jan. 23rd, 2015 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brother_737 - Jan. 25th, 2015 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_brab - Jan. 23rd, 2015 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - justbulat - Jan. 24th, 2015 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_flyer - Jan. 23rd, 2015 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - krino2 - Jan. 23rd, 2015 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:31 pm (UTC) - Expand
lazy_flyer
Jan. 23rd, 2015 08:45 am (UTC)
Денис, а можно вопрос немного из другой бочки? :)))
Насколько психологически утомителен долгий полёт с АП? К примеру такой Франкфурт-Бангкок. Самолёт себе летит и летит...Погода хорошая. Никаких проблем не предвидется ближайшие 8 часов.
Как это решается в кокпите?
denokan
Jan. 23rd, 2015 08:53 am (UTC)
Если сидеть и ничего не делать, то очень быстро устаешь от безделья. Тут начинаются разные способы убить время - кто-то книжки читает, а кто-то газеты )

Шутка, но не без этого. А вообще, идет постоянный контроль за параметрами полета, за тем, что происходит в эфире, требуется узнать, какая погода на запасных аэродромах, обсудить варианты ухода на запасной, если придется...

В-общем, если делать все так, как положено, то рабочая нагрузка позволяет убить скуку.

Но все равно полет идет очень монотонно.
(no subject) - lazy_flyer - Jan. 23rd, 2015 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_flyer - Jan. 23rd, 2015 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 24th, 2015 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 24th, 2015 01:55 pm (UTC) - Expand
iggi1981
Jan. 23rd, 2015 08:48 am (UTC)
По поводу взлета - есть же "Рубеж" - после него только взлетаем, до него - взлетаем или тормозим.
Этот алгоритм мы еще на Бейсике учили - if... then... else :)
denokan
Jan. 23rd, 2015 08:54 am (UTC)
Это было бы слишком просто.

Но этот алгоритм хорош для написания игр на Бейсике.
(no subject) - iggi1981 - Jan. 23rd, 2015 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - iggi1981 - Jan. 23rd, 2015 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iggi1981 - Jan. 23rd, 2015 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Семин - Jan. 23rd, 2015 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - iggi1981 - Jan. 23rd, 2015 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Семин - Jan. 23rd, 2015 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - iggi1981 - Jan. 23rd, 2015 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Семин - Jan. 23rd, 2015 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - lubezniy - Jan. 24th, 2015 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 25th, 2015 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 25th, 2015 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Семин - Jan. 23rd, 2015 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - iime - Jan. 23rd, 2015 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Семин - Jan. 23rd, 2015 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - groxexmachine - Jun. 27th, 2015 04:05 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - Лев Семин - Jan. 23rd, 2015 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 03:32 pm (UTC) - Expand
raimbakiev
Jan. 23rd, 2015 08:52 am (UTC)
"Более того. Пилот может выбрать высоту, к примеру, 10 000 футов, однако, включить не тот режим автопилота, и самолет послушно полетит вниз вплоть до столкновения с землей."
Хм, разве на современных самолетах не стоит система защиты "от дурака"? Не внимательность, случайности или специально, всякое бывает, а разбиваться не охота.
denokan
Jan. 23rd, 2015 08:58 am (UTC)
Стоит. При полете вниз эта система будет верещать и кричать, но делать действий не будет.

Можно это, конечно же, запрограммировать. Однако, всегда есть вариант ложного срабатывания. И такие срабатывания бывают и пресекаются пилотами.
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:44 pm (UTC) - Expand
friendln
Jan. 23rd, 2015 09:05 am (UTC)
А почему не включится автопилот на приведенной картинке? Могу предположить, что это из-за того, что не включен ни одни из режимов speed, hdg sel, alt hld (v/s). Директора вроде включены, на левом PFD даже индикация есть
denokan
Jan. 23rd, 2015 09:11 am (UTC)
Ответ неверный )
(no subject) - friendln - Jan. 23rd, 2015 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - friendln - Jan. 23rd, 2015 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - friendln - Jan. 23rd, 2015 09:28 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Jan. 24th, 2015 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - aviavolk - Jan. 24th, 2015 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 25th, 2015 06:38 am (UTC) - Expand
westernstorm
Jan. 23rd, 2015 09:07 am (UTC)
Убирать пилотов конечно никто не будет в ближайшем будущем но вот о сокращении экипажей вполне можно подумать. Технологии ведь не стоят на месте, установив кучу сенсоров по всему самолету компьютер намного быстрее заметит неполадки и примет нужное решение.
Большиство катастроф как нн печально происходит по вине пилотов, и отчеты показывают что как раз из за замедленной реакции в кризисных ситуациях. Автоматические системы управления в этом могут помочь, тогда будет достаточно и одного пилота в кабине. Его работа будет заключатся лишь в присмотром за системами.
denokan
Jan. 23rd, 2015 09:12 am (UTC)
--
и отчеты показывают что как раз из за замедленной реакции в кризисных ситуациях.
==

Нет. Отчеты показывают, что как раз из-за безалаберности или недостатков в подготовке в большинстве случаев.
(no subject) - westernstorm - Jan. 23rd, 2015 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazy_flyer - Jan. 23rd, 2015 11:00 am (UTC) - Expand
kirzer
Jan. 23rd, 2015 09:11 am (UTC)
учитывая что до сих пор нет примитивного автоводителя машины.
до полного автопилота самолета очень далеко *)

bctravel
Jan. 23rd, 2015 09:23 am (UTC)
Уже есть самоуправляемые автомобили - идёт тестирование.
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - fenster - Jan. 25th, 2015 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirzer - Jan. 23rd, 2015 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - bctravel - Jan. 23rd, 2015 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirzer - Jan. 23rd, 2015 09:42 am (UTC) - Expand
astraoracle
Jan. 23rd, 2015 09:13 am (UTC)
Можно много чего говорить, однако работы уже ведутся, к примеру:
Welcome to drone air: First passenger plane piloted remotely flies across the UK in pioneering trial

BAE Systems - вроде не "рога и копыта". Надо думать не просто так деньги тратят.

Никто ведь не говорит о том, чтобы сделать всё и сразу. Например, беспилотники можно пускать на коротких рейсах/в широтах/в сезоны когда погода предсказуема и медленно меняется. Беспилотная авиамаршрутка, так сказать. В случае чего аварийная посадка на ближайшем аэродроме (коих в развитых странах до хрена и больше). Здесь же и ответ на вопрос "чтобы сделал автопилот если бы..." - 7700 & direct-to nearest (об аварии узнает, скажем, от БП или пассажира). Естественно, работа авиадиспетчеров в данном случае станет более ответственной - они будут единственными человеческими командирами. Не исключаю, что этим всё и ограничится. Трудно представить учёт всех возможных ситуаций на трансатлантическом перелёте. Если только не возвращаться назад при каждом чихе. Но тогда это будет едва ли выгоднее пилотов-людей и вряд ли понравится пассажирам.

PSS Ну и, конечно, это всё неприменимо к нашей стране, где единицы аэродромов более-менее соответствуют мировому уровню и в общем их очень мало для экстренных посадок. Так что у нас ещё нескоро в любом случае.
denokan
Jan. 23rd, 2015 09:22 am (UTC)
Piloted REMOTELY - ключевая фраза.
(no subject) - astraoracle - Jan. 23rd, 2015 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - astraoracle - Jan. 23rd, 2015 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astraoracle - Jan. 24th, 2015 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 24th, 2015 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - astraoracle - Jan. 24th, 2015 05:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 24th, 2015 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - astraoracle - Jan. 24th, 2015 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 24th, 2015 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - astraoracle - Jan. 24th, 2015 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 24th, 2015 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - astraoracle - Jan. 24th, 2015 07:05 am (UTC) - Expand
katarosov
Jan. 23rd, 2015 09:13 am (UTC)
По моему глубокому убеждению. подкрепленному собственной практикой-автоматизация нужна и должна быть, но только до определённого предела.
Рутинные и вторичные операции можно и нужно отдавать АП, в критических ситуациях АП не поможет. Он просчитает 1000 алгоритмов, но случится 1005 случай.
К тому же автоматика исправно работает только при исправном борту. При отказе автомат будет бороться с самолётом до своих крайних значений, а потом выйдет на пороговый уровень и отключится. Чем немало удивит пилотов и резко повысит на них нагрузку.
Не знаю как на больших лайнерах, но на маленьких самолётах первое действие при отказе систем самолёта- Отключить АП, дабы не усугубить ситуацию.
Пусть автоматика помогает, подсказывает, выдерживает режим, но решение всегда должно оставаться за лётчиком.
И про БПЛА - это заблуждение. Они не автоматические, они только беспилотные. Управляют ими с земли.
denokan
Jan. 23rd, 2015 09:22 am (UTC)
на больших - первым делом ВКЛ АП, чтобы разгрузить пилотов для поиска решений.
(no subject) - katarosov - Jan. 23rd, 2015 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 23rd, 2015 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - katarosov - Jan. 23rd, 2015 10:24 am (UTC) - Expand
bctravel
Jan. 23rd, 2015 09:19 am (UTC)
Денис, всё верно, и плюс:

1. После катастрофы первого беспилотного пассажирского самолёта (а кто даст гарантию, что она не произойдёт?) никто на таких самолётах не будет летать, и десятки миллиардов долларов потраченные на разработку и строительство подобных самолётов улетучатся в трубу.

2. Любая техника отказывает. Кто будет устранять поломку техники в полёте безпилотного самолёта?

3. Кто будет принимать решения в случае ЧП на борту (кому-то плохо, или дебошир, или ещё что).

4. Кто даст гарантию что террористы не взломают этот "искуственный интеллект" управляющий самолётом, и не превратят самолёт в начинённую сотнями людей авиабомбу?

Одним словом, пилоты без работы не останутся. И это хорошо, ибо кто тогда будет вести блоги на ЖЖ?
denokan
Jan. 23rd, 2015 09:23 am (UTC)
Все верно! )
(no subject) - phil_80 - Jan. 23rd, 2015 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 23rd, 2015 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phil_80 - Jan. 26th, 2015 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - justbulat - Jan. 24th, 2015 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bctravel - Jan. 24th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jan. 25th, 2015 08:14 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 436 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel