?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Калининград!



Так и хочется написать: "Читателям из Калининграда  посвящается" :)

Помню-помню, пообещал слетать в Калининград еще в ноябре... Но в итоге побывал в ваших краях лишь в декабре, но зато дважды. И как всегда это случается в последнее время - увы, но писать о полетах сразу не получается, а по прошествии времени подробности из головы испаряются.

Так что постараюсь сделать краткие очерки о двух полетах, компенсируя их фотографиями, наверное, не самыми надоевшими, а так же ссылками на старые записи, которые вполне можно почитать и сегодня.

А крайний раз я был в Калининграде....... эээ... так просто не всппомню. Но, вполне возможно, что несколько "ретро" фото, вставленных  между двумя очерками (см. далее) - именно с того крайнего рейса. А он был аж в марте 2010.

Вперед, в прошлое? Полетели!

--==(о)==--

Вот, представляете, какая беда. Уже закончил писать пост... криво ставил "кат" и затер весь текст, и почему то не получилось отменить действие...

Что ж, буду более краток, сколько ж можно сидеть перед экраном )

02 декабря 2014г

В Москву пришла зима. Как всегда - неожиданно, когда ее совсем никто не ждал. Позже, конечно же, выяснится, что это был еще не приход, а так, разведка боем. Но в тот день я не был очень рад белым хлопьям снега, т.к. я торопился домой, чтобы успеть на рейс вовремя...

Совсем заработался в офисе, Денис Сергеевич. Думал, что рейс будет завтра. А он оказался сегодня. Ладно хоть, достаточно заранее опомнился, уже приехав утром в офис для очередного рабочего будня. И хорошо, что дом недалеко от работы... Вот только эти ребята впереди поторопились бы...

А им-то спешить некуда. Да и мне вроде бы тоже не стоит торопиться - здравая часть мозга шепчет, но с другой стороны чертики подначивают "поднажми, поднажми"...

Успел.
--==(о)==--



Сегодняшний рейс примечателен тем, что мы летим на новеньком лайнере, VQ-BVK. Этот самолет из той троицы, которую мои коллеги получили во втором полугодии прошлого года на заводе в Сиэттле. (почитать)

Летаю я мало, и так получилось, что это был первый мой полет на лайнерах из этой тройки. Эти самолеты примечательны своим интерьером - на них применяется свежий боинговский взгляд на то, как должны выглядить салоны их лайнеров - SKY INTERIOR.



Обхожу самолет, ниши шасси все еще чистые. Этот гидробачок меня умилил своей корпоративной раскраской.



А330 Qatar Airways





Саратовцы радуют веселым цветом.







В кабине тоже несколько отличий в приборном оборудовании. Например, на этом пульте CDU регулятор яркости сделали кнопкой-качалкой, а раньше была крутилка, и это было удобней.



Сегодня все условия для того, чтобы искупать самолет в противообледенительной жидкости.





На предварительном старте ВПП 32л. Ждем посадки самолета прежде чем занять исполнительный старт. Где-нибудь в Мюнхене такой интервал не стал бы помехой для этого.





Пропускаем зеленого брата.

К слову, иногда наблюдение за садящимися бортами может быть полезным - например, если его качает из стороны в сторону, значит, жди расколбас и твоего самолета после взлета.



Улетели.



В сторону Калининграда сегодня пилотирует мой второй пилот, Юра. Молодой парень, но уже считающийся уверенным вторым пилотом. Кстати, он однажды побывал в моих рассказах.

С того самого полета в Анапу (а рейс был захватывающим) мы в кабине больше и не встречались. Поэтому мне интересно посмотреть на его работу.

- Какое положение закрылков на посадке собираешься использовать?

- 30

- ОК. А позицию автобрейк?

- Так.. полоса мокрая, наверное, тройку.


Недавно (в сентябре) Боинг прислал новые ревизии своих FCOM, в которых в разделе Performance Inflight радикально изменил физический смысл потребных посадных дистанций. А еще годом раньше Боинг внес в процедуры обязательную проверку посадочных характеристик при подготовке к посадке, до этого он, видимо, не считал это необходимым.

Так вот, раньше цифры из этого раздела представляли собой потребные посадочные дистанции (с поправками на отличие от эталона по массе, давлению, превышению аэродрома и т.п.) - для разных состояний ВПП и разных уровней автоматического торможения. Но в эти цифры была включена посадочная дистанция длиной всего 305м. И сами цифры подразумевали однородное покрытие ВПП. То есть, очень идеальные условия - и никакой маржи на случай, если условия не идеальны.

Начнем с того, что мы практически никогда не садимся через 305 от начала ВПП, да еще и без выравнивания (а имено такой сценарий был учтен в цифрах). Обычное приземление происходит на удалении примерно 600м от начала ВПП. То есть уже целых 300 метров в минус. Во-вторых, сцепление может быть неоднородным, особенно на участках, сильно загрязненных отложениями резины (от колес садящихся самолетов) или на маркировке знаков ВПП. Или же - ВПП может быть неровной и самолет по ней натурально "скачет", что тоже ухудшает характеристики торможения.


>---
Кстати, подобную тему учета поправок на реальную обстановку я уже затрагивал в интересном, на мой взгляд, рассказе про полет в Норильск. Предлагаю почитать.
>---


А сейчас Боинг сделал расчет более консервативным - в цифрах учтена воздушная дистанция 455м, и на все про все внесен коэффициент 1.15. За глаза. Но теперь при планировании посадок с массой, близкой к максимальной посадочной на не очень длинные ВПП (в Калининграде она 2500м, средняя) при несухом состоянии ВПП зачастую получаются любопытные результаты при использоваии закрылок 30...

Конечно, ножное торможение еще никто не отменял, никто не заставляет рассматривать вариант с переходом на ножное торможение вместо автоматического, да и сцепление на полосе зачастую бывает лучше, чем передают в АТИС... Однако, это тот самый случай, когда лучше использовать консервативный подход. Самолеты нет-нет, да выкатываются, при сцеплении 0.5 и без перелета. Ростов с его ВПП 22 тому пример.

Да и переход на ножное торможение с автоматического, если ВПП скользкая, может лишь ухудшить ситуацию - системе требуется несколько секунд, чтобы перестроиться, да и обжатие педалей пилотом может быть неодинаковым.

Так что, не стесняйтесь использовать закрылки 40, если есть такая возможность.

--==(о)==--

Я предложил Юре отключиться достаточно заранее и до входа в глиссаду лететь полностью на руках, без директорных стрелок. Погода в Калининграде миллион на миллион, да и в небе на многие десятки километров от аэродрома мы будем одни. Вообще, на мой взгляд, этот аэропорт один из лучших для тренировки и поддержания летного навыка - простой заход, равнинная местность, отсутствие траффика.

При первой попытке написать запись я понудел, как обычно, на перекос в сторону рутинной автоматизации, но сейчас думаю, не стоит занудничать, тем более, что это одна из стержневых тем моего ЖЖ и вы, наверняка, уже читали и не раз мои нудения по этой тематике)

Аэропорт Храброво (так называется аэропорт Калининграда) имеет один нюанс, страшилку для пилотов. Видимо, в свое время полосу удлиняли (?) и теперь в зоне приземления получился выступ, сопряжение. Ну, как на автомобильной дороги когда переходишь с разбитого участка на новый. Пилотов, впервые выполняющих полет в Калининград, наставляют: "Смотри, ни в коем случае не сядь на выступ, а то привезешь перегрузку!" Эта дурацкая боязнь перегрузок, наверное, и в ближайшее десятилетие не уйдет при таком подходе....

--==(о)==--

При заходе на посадку в вечернее время, то есть тогда, когда наш рейс прилетает, солнце висит уже совсем низко над горизонтом и светит почти в лицо, что довольно-таки мешает при посадке. Немного поколбасило в глиссаде, как раз достаточно для того, "чтобы не было так скучно, как обычно".

И вот, мы катимся по бетонке Калининграда. Ожидаемо с закрылками 40 и автобрейком 3 остановились уже посередине ВПП - давно я такой сухой ВПП не видел, хоть и передавали, что она мокрая.

Теперь главное не заблудиться в трех соснах. Тут нарисовали какую-то елочку из разветвлений рулежек, надо выбрать правильную дорогу, чтобы достичь стоянки. Ну почему б еще не подписать - какая куда?

Но нашлись, не потерялись.





А вот и интерьерчик. Дневной вариант.





Пульт управления.



Вечерний, утренний вариант. Очень красиво!






--==(о)==--

Обратно нас порадовал красивейший закат. Солнце осталось сзади, но, тем не менее, подсветка не уступала нашему небесному интерьеру.













А к Москве подлетали уже темной ночью. Вот там, правее в дымке - Москва.









Подобные виды, на мой взгляд, одна из составляющих, ради которой стоит освоить эту профессию. Впервые я увидел ночной город с воздуха из пилотской кабины в 10 лет. И это стало ярчайшим впечатлением на годы, и до сих пор я не устаю любоваться на подобную красоту.











Домодедово.



- Ну что ж, Брат! Спасибо! Будем дружить!

Прощаюсь с самолетом. Мне домой - а ему в Ош.








Немного старых фотографий. Март 2010. Аэропорт Калининграда.







Очень редкий в настоящее время лайнер - Ил-18 - рулит на старт.



И взлетает.






11 декабря 2014

На этот раз я с днем вылета не ошибся)

По дороге в аэропорт остановился, чтобы сделать пару кадров зимнего тумана.





В аэропорту традиционная слякоть.



Сегодня наш лайнер ждет нас на очень удаленной стоянке, напротив ангаров. Для споттеров, наверное, это самое желанное место - рядом  с ВПП, по которой то и дело разбегаются самолеты.



Ил-76.



Абакан-Авиа. Королевский полет.



Небо.







Когда солнце приближается к горизонту, облака, бывает, подкрашиваются легким желтым цветом. Есть, все-таки, в этой профессии что-то такое, что вдохновляет.





Тут я, конечно, приукрасил.





Снижаемся, подходим к облакам.



Еще немного...



Нырнули!



И вынырнули!



Теперь этот списаный Ту-134 можно разглядеть поближе. Он используется местными спасателям для тренировок.





Немцы рулят на одном двигателе.





Фюзеляж Ан-2 с буквой непонятного предназначения - W.



Те руины, что можно увидеть на фото 2010-го года превратились в симпатичное здание аэровокзала.





И снова вечернее небо.



Домодедово.



На заходе уже непосредственно в глиссаде зацепили хорошее такое обледенение...






--==(о)==-

Несколько фотографий зимней рощи








Спасибо за внимание!

До встречи!

FLYSAFE


promo denokan april 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 87 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rumin25
Jan. 10th, 2015 07:10 am (UTC)
Может я невнимательный стал или что-то упустил...
А где надпись Глобус(овская) на самолете? :)
denokan
Jan. 10th, 2015 07:17 am (UTC)
Упустили :)

Самолеты Глобуса и Сибири имеют одинаковую раскраску в цветах S7 Airlines.

Первые два самолета Глобуса отличались надписью GLOBUS и "ветряком" на хвосте, но эти лайнеры нас уже покинули.
(no subject) - rumin25 - Jan. 10th, 2015 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 10th, 2015 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumin25 - Jan. 10th, 2015 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 10th, 2015 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumin25 - Jan. 10th, 2015 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - creaze - Jan. 10th, 2015 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - doctor_stom - Jan. 11th, 2015 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 11th, 2015 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Jan. 12th, 2015 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2015 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Jan. 12th, 2015 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2015 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Jan. 12th, 2015 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2015 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Jan. 12th, 2015 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_sky - Jan. 11th, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
_luden_
Jan. 10th, 2015 08:02 am (UTC)
Денис, а как Вы умудрились затереть текст катом???
Это же всего лишь тэг.
Его даже руками, если надо, можно прописывать.
denokan
Jan. 10th, 2015 05:48 pm (UTC)
Легко. Вместо кнопки ката выбрал другую.
(no subject) - _luden_ - Jan. 10th, 2015 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 10th, 2015 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _luden_ - Jan. 10th, 2015 07:08 pm (UTC) - Expand
yuri_loskutov
Jan. 10th, 2015 08:08 am (UTC)
Фантастический вид облаков. Благодарю!
just_the_time
Jan. 10th, 2015 08:32 am (UTC)
Фотографии просто замечательные!
Подсветка салона, судя по всему, визуально сильно увеличивает объем салона? Утренняя подсветка особенно красиво смотрится.
denokan
Jan. 10th, 2015 05:50 pm (UTC)
Да, она и создавалась, чтобы визуально увеличить пространство.
(no subject) - just_the_time - Jan. 10th, 2015 06:00 pm (UTC) - Expand
dar_76
Jan. 10th, 2015 08:45 am (UTC)
то есть с закрылками 30 в принципе тоже нормально бы остановились, если с 40 на середине ВПП?)
denokan
Jan. 10th, 2015 05:51 pm (UTC)
Да, конечно.
tarcus
Jan. 10th, 2015 08:49 am (UTC)
обледенение
вот, кстати, перед взлётом, при соответствующей погоде, самолёты обрабатывают

а перед посадкой-то не обработаешь! и как решают вопрос обледенения?
lubezniy
Jan. 10th, 2015 11:57 am (UTC)
Re: обледенение
На узлах, где это критично для безопасного полёта (крыло, двигатели, датчики давления и скорости воздушного потока и т. п.), решают противообледенительными системами, обогревом. А туда, где конкретному самолёту из-за интенсивного обледенения может быть совсем плохо, просто не суются. Наземная обработка перед взлётом помогает, разве что, только от намерзания до разбега; на разбеге всё не успевшее (в т. ч. благодаря обработке) примёрзнуть сдует воздушным потоком. Дальше - только своими средствами.

Edited at 2015-01-10 12:30 pm (UTC)
Re: обледенение - lubezniy - Jan. 10th, 2015 12:28 pm (UTC) - Expand
Re: обледенение - denokan - Jan. 10th, 2015 05:53 pm (UTC) - Expand
Re: обледенение - b737_lover - Jan. 11th, 2015 06:41 pm (UTC) - Expand
Re: обледенение - denokan - Jan. 11th, 2015 07:22 pm (UTC) - Expand
Re: обледенение - b737_lover - Jan. 11th, 2015 07:54 pm (UTC) - Expand
Re: обледенение - denokan - Jan. 12th, 2015 04:09 am (UTC) - Expand
creaze
Jan. 10th, 2015 09:53 am (UTC)
> Ждем посадки самолета прежде чем занять исполнительный старт. Где-нибудь в Мюнхене такой интервал не стал бы помехой для этого.

Разверни пжлста? Почему не стал бы?
yuryr1980
Jan. 10th, 2015 01:25 pm (UTC)
Из личных наблюдений в аэропортах типа Мюнхена и Франкфурта. Самолет подруливает к ВПП, думаешь, сейчас остановится, вот вроде недалеко виден идущий на посадку самолет. Ан нет, выруливает на полосу, и по газам.

Даже удивлялся когда самолет только сел, а с параллельной полосы рядом самолет идет на разбег. Вот думаю, а вдруг только севшему придется уходить на второй круг? А тут еще один взлетает. Как тогда?
Тут тоже интересно мнение профессионала.
(no subject) - denokan - Jan. 10th, 2015 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - creaze - Jan. 10th, 2015 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 10th, 2015 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - creaze - Jan. 11th, 2015 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 11th, 2015 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 11th, 2015 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - creaze - Jan. 11th, 2015 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 11th, 2015 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - creaze - Jan. 11th, 2015 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 11th, 2015 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - creaze - Jan. 11th, 2015 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 11th, 2015 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 11th, 2015 02:49 pm (UTC) - Expand
olga_krasova
Jan. 10th, 2015 11:34 am (UTC)
Подсветка, конечно, круто смотрится!
coba1869
Jan. 10th, 2015 12:28 pm (UTC)
ATIS не предупредил об обледенении? TAF?
denokan
Jan. 10th, 2015 05:55 pm (UTC)
Не помню. Но от того, что он предупредил или нет, ничего б не поменялось.
(no subject) - coba1869 - Jan. 10th, 2015 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 10th, 2015 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - coba1869 - Jan. 10th, 2015 08:02 pm (UTC) - Expand
4aika_po_imeni
Jan. 10th, 2015 03:05 pm (UTC)

И вам привет из Калининграда:)

Vladimir Rozhkov
Jan. 10th, 2015 05:43 pm (UTC)
А насколько распостранена такая практика движения по рулежке с одним движком ??

Насколько я понимаю, то центр массы у самолета находится где-то в фюзеляже и приложение усилия с таким плечом надо как -то компенсировать ))) ?
denokan
Jan. 10th, 2015 05:57 pm (UTC)
На сухой поверхности это некритично. А на скользкой может создать проблемы.

Где как и кто как. Я, например, практикую выключение одного двигателя при заруливании после посадки.
(no subject) - b737_lover - Jan. 11th, 2015 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2015 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - metfor - Jan. 10th, 2015 08:38 pm (UTC) - Expand
oxigen_vrn
Jan. 10th, 2015 06:15 pm (UTC)
А как с загрузкой? В не сезон наверно часть кресел летает пустыми?
denokan
Jan. 10th, 2015 06:20 pm (UTC)
В первом полете "туда" почти полный самолет был. А так, зависит от разных факторов.
VitaliyR_U
Jan. 11th, 2015 03:04 am (UTC)
hint
Если длинный пост набирать в браузере, можно периодически делать Ctrl+A_Ctrl+C (особенно перед кнопкой "послать", вероятность того что труды пропадут сильно падает. Если только винда помрет или свет выключат.

PS ваш К.О. :)
midaga
Jan. 11th, 2015 06:49 am (UTC)

Очень красивые фотографии! Мечтаю хоть раз в жизни побывать в кабине пилота в небе :) Спасибо, что делитесь :)

doctor_stom
Jan. 11th, 2015 07:36 am (UTC)
Как Вы боретесь со слепящим солнцем?

Edited at 2015-01-11 07:42 am (UTC)
denokan
Jan. 11th, 2015 07:49 am (UTC)
Не смотрим на него.

Кто-то очки одевает.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 87 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel