denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

В Калининград!



Так и хочется написать: "Читателям из Калининграда  посвящается" :)

Помню-помню, пообещал слетать в Калининград еще в ноябре... Но в итоге побывал в ваших краях лишь в декабре, но зато дважды. И как всегда это случается в последнее время - увы, но писать о полетах сразу не получается, а по прошествии времени подробности из головы испаряются.

Так что постараюсь сделать краткие очерки о двух полетах, компенсируя их фотографиями, наверное, не самыми надоевшими, а так же ссылками на старые записи, которые вполне можно почитать и сегодня.

А крайний раз я был в Калининграде....... эээ... так просто не всппомню. Но, вполне возможно, что несколько "ретро" фото, вставленных  между двумя очерками (см. далее) - именно с того крайнего рейса. А он был аж в марте 2010.

Вперед, в прошлое? Полетели!

--==(о)==--

Вот, представляете, какая беда. Уже закончил писать пост... криво ставил "кат" и затер весь текст, и почему то не получилось отменить действие...

Что ж, буду более краток, сколько ж можно сидеть перед экраном )

02 декабря 2014г

В Москву пришла зима. Как всегда - неожиданно, когда ее совсем никто не ждал. Позже, конечно же, выяснится, что это был еще не приход, а так, разведка боем. Но в тот день я не был очень рад белым хлопьям снега, т.к. я торопился домой, чтобы успеть на рейс вовремя...

Совсем заработался в офисе, Денис Сергеевич. Думал, что рейс будет завтра. А он оказался сегодня. Ладно хоть, достаточно заранее опомнился, уже приехав утром в офис для очередного рабочего будня. И хорошо, что дом недалеко от работы... Вот только эти ребята впереди поторопились бы...

А им-то спешить некуда. Да и мне вроде бы тоже не стоит торопиться - здравая часть мозга шепчет, но с другой стороны чертики подначивают "поднажми, поднажми"...

Успел.
--==(о)==--



Сегодняшний рейс примечателен тем, что мы летим на новеньком лайнере, VQ-BVK. Этот самолет из той троицы, которую мои коллеги получили во втором полугодии прошлого года на заводе в Сиэттле. (почитать)

Летаю я мало, и так получилось, что это был первый мой полет на лайнерах из этой тройки. Эти самолеты примечательны своим интерьером - на них применяется свежий боинговский взгляд на то, как должны выглядить салоны их лайнеров - SKY INTERIOR.



Обхожу самолет, ниши шасси все еще чистые. Этот гидробачок меня умилил своей корпоративной раскраской.



А330 Qatar Airways





Саратовцы радуют веселым цветом.







В кабине тоже несколько отличий в приборном оборудовании. Например, на этом пульте CDU регулятор яркости сделали кнопкой-качалкой, а раньше была крутилка, и это было удобней.



Сегодня все условия для того, чтобы искупать самолет в противообледенительной жидкости.





На предварительном старте ВПП 32л. Ждем посадки самолета прежде чем занять исполнительный старт. Где-нибудь в Мюнхене такой интервал не стал бы помехой для этого.





Пропускаем зеленого брата.

К слову, иногда наблюдение за садящимися бортами может быть полезным - например, если его качает из стороны в сторону, значит, жди расколбас и твоего самолета после взлета.



Улетели.



В сторону Калининграда сегодня пилотирует мой второй пилот, Юра. Молодой парень, но уже считающийся уверенным вторым пилотом. Кстати, он однажды побывал в моих рассказах.

С того самого полета в Анапу (а рейс был захватывающим) мы в кабине больше и не встречались. Поэтому мне интересно посмотреть на его работу.

- Какое положение закрылков на посадке собираешься использовать?

- 30

- ОК. А позицию автобрейк?

- Так.. полоса мокрая, наверное, тройку.


Недавно (в сентябре) Боинг прислал новые ревизии своих FCOM, в которых в разделе Performance Inflight радикально изменил физический смысл потребных посадных дистанций. А еще годом раньше Боинг внес в процедуры обязательную проверку посадочных характеристик при подготовке к посадке, до этого он, видимо, не считал это необходимым.

Так вот, раньше цифры из этого раздела представляли собой потребные посадочные дистанции (с поправками на отличие от эталона по массе, давлению, превышению аэродрома и т.п.) - для разных состояний ВПП и разных уровней автоматического торможения. Но в эти цифры была включена посадочная дистанция длиной всего 305м. И сами цифры подразумевали однородное покрытие ВПП. То есть, очень идеальные условия - и никакой маржи на случай, если условия не идеальны.

Начнем с того, что мы практически никогда не садимся через 305 от начала ВПП, да еще и без выравнивания (а имено такой сценарий был учтен в цифрах). Обычное приземление происходит на удалении примерно 600м от начала ВПП. То есть уже целых 300 метров в минус. Во-вторых, сцепление может быть неоднородным, особенно на участках, сильно загрязненных отложениями резины (от колес садящихся самолетов) или на маркировке знаков ВПП. Или же - ВПП может быть неровной и самолет по ней натурально "скачет", что тоже ухудшает характеристики торможения.


>---
Кстати, подобную тему учета поправок на реальную обстановку я уже затрагивал в интересном, на мой взгляд, рассказе про полет в Норильск. Предлагаю почитать.
>---


А сейчас Боинг сделал расчет более консервативным - в цифрах учтена воздушная дистанция 455м, и на все про все внесен коэффициент 1.15. За глаза. Но теперь при планировании посадок с массой, близкой к максимальной посадочной на не очень длинные ВПП (в Калининграде она 2500м, средняя) при несухом состоянии ВПП зачастую получаются любопытные результаты при использоваии закрылок 30...

Конечно, ножное торможение еще никто не отменял, никто не заставляет рассматривать вариант с переходом на ножное торможение вместо автоматического, да и сцепление на полосе зачастую бывает лучше, чем передают в АТИС... Однако, это тот самый случай, когда лучше использовать консервативный подход. Самолеты нет-нет, да выкатываются, при сцеплении 0.5 и без перелета. Ростов с его ВПП 22 тому пример.

Да и переход на ножное торможение с автоматического, если ВПП скользкая, может лишь ухудшить ситуацию - системе требуется несколько секунд, чтобы перестроиться, да и обжатие педалей пилотом может быть неодинаковым.

Так что, не стесняйтесь использовать закрылки 40, если есть такая возможность.

--==(о)==--

Я предложил Юре отключиться достаточно заранее и до входа в глиссаду лететь полностью на руках, без директорных стрелок. Погода в Калининграде миллион на миллион, да и в небе на многие десятки километров от аэродрома мы будем одни. Вообще, на мой взгляд, этот аэропорт один из лучших для тренировки и поддержания летного навыка - простой заход, равнинная местность, отсутствие траффика.

При первой попытке написать запись я понудел, как обычно, на перекос в сторону рутинной автоматизации, но сейчас думаю, не стоит занудничать, тем более, что это одна из стержневых тем моего ЖЖ и вы, наверняка, уже читали и не раз мои нудения по этой тематике)

Аэропорт Храброво (так называется аэропорт Калининграда) имеет один нюанс, страшилку для пилотов. Видимо, в свое время полосу удлиняли (?) и теперь в зоне приземления получился выступ, сопряжение. Ну, как на автомобильной дороги когда переходишь с разбитого участка на новый. Пилотов, впервые выполняющих полет в Калининград, наставляют: "Смотри, ни в коем случае не сядь на выступ, а то привезешь перегрузку!" Эта дурацкая боязнь перегрузок, наверное, и в ближайшее десятилетие не уйдет при таком подходе....

--==(о)==--

При заходе на посадку в вечернее время, то есть тогда, когда наш рейс прилетает, солнце висит уже совсем низко над горизонтом и светит почти в лицо, что довольно-таки мешает при посадке. Немного поколбасило в глиссаде, как раз достаточно для того, "чтобы не было так скучно, как обычно".

И вот, мы катимся по бетонке Калининграда. Ожидаемо с закрылками 40 и автобрейком 3 остановились уже посередине ВПП - давно я такой сухой ВПП не видел, хоть и передавали, что она мокрая.

Теперь главное не заблудиться в трех соснах. Тут нарисовали какую-то елочку из разветвлений рулежек, надо выбрать правильную дорогу, чтобы достичь стоянки. Ну почему б еще не подписать - какая куда?

Но нашлись, не потерялись.





А вот и интерьерчик. Дневной вариант.





Пульт управления.



Вечерний, утренний вариант. Очень красиво!






--==(о)==--

Обратно нас порадовал красивейший закат. Солнце осталось сзади, но, тем не менее, подсветка не уступала нашему небесному интерьеру.













А к Москве подлетали уже темной ночью. Вот там, правее в дымке - Москва.









Подобные виды, на мой взгляд, одна из составляющих, ради которой стоит освоить эту профессию. Впервые я увидел ночной город с воздуха из пилотской кабины в 10 лет. И это стало ярчайшим впечатлением на годы, и до сих пор я не устаю любоваться на подобную красоту.











Домодедово.



- Ну что ж, Брат! Спасибо! Будем дружить!

Прощаюсь с самолетом. Мне домой - а ему в Ош.








Немного старых фотографий. Март 2010. Аэропорт Калининграда.







Очень редкий в настоящее время лайнер - Ил-18 - рулит на старт.



И взлетает.






11 декабря 2014

На этот раз я с днем вылета не ошибся)

По дороге в аэропорт остановился, чтобы сделать пару кадров зимнего тумана.





В аэропорту традиционная слякоть.



Сегодня наш лайнер ждет нас на очень удаленной стоянке, напротив ангаров. Для споттеров, наверное, это самое желанное место - рядом  с ВПП, по которой то и дело разбегаются самолеты.



Ил-76.



Абакан-Авиа. Королевский полет.



Небо.







Когда солнце приближается к горизонту, облака, бывает, подкрашиваются легким желтым цветом. Есть, все-таки, в этой профессии что-то такое, что вдохновляет.





Тут я, конечно, приукрасил.





Снижаемся, подходим к облакам.



Еще немного...



Нырнули!



И вынырнули!



Теперь этот списаный Ту-134 можно разглядеть поближе. Он используется местными спасателям для тренировок.





Немцы рулят на одном двигателе.





Фюзеляж Ан-2 с буквой непонятного предназначения - W.



Те руины, что можно увидеть на фото 2010-го года превратились в симпатичное здание аэровокзала.





И снова вечернее небо.



Домодедово.



На заходе уже непосредственно в глиссаде зацепили хорошее такое обледенение...






--==(о)==-

Несколько фотографий зимней рощи








Спасибо за внимание!

До встречи!

FLYSAFE


Subscribe
promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →