denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Рассветы Улан-Удэ. Открытие сезона.



Ну что, друзья? Не устали еще паниковать и колебаться вместе с курсом рубля и Центробанком?

Давайте лучше слетаем в Улан-Удэ. О самом полете рассказывать не буду - но, надеюсь, что  рассказ и фотографии будут интересными. Хоть некоторые уже начинают дублироваться - что ж, я не раз писал, что рейс в Улан-Удэ является одним из моих любимых.

--==(о)==--

...Да,  пока мы летаем в столицу Бурятии (в зимний период - летом рейс уходит в братскую "Сибирь"), стараюсь попадать туда раз в месяц. Рейс на самом деле просто идеальный для пилотов - вылетаешь из Москвы вечером, достаточно бодрым, пять с половиной часов лета, в основном спокойных, ничем не примечательных (грозы остались где-то летом и лишь редкая болтанка делает полет не таким скучным, как обычно). Затем взбадриваешься на заходе, который имеет свои бурятские нюансы и отличия от стандартных простецких аэропортов (вроде моего родного Барнаула). Далее встречаешь рассвет и всего лишь через "двадцать минут страха "(поездка по Улан-Удэ на микроавтобусе это то еще приключение) прибываешь в самый центр, чтобы закинуться нехитрым завтраком гостиницы "Бурятия" и завалиться спать.

То есть, не успеваешь особо устать пока летишь ночью. В уже помянутый выше Барнаул (или же еще дальше - Красноярск, Абакан и иже с ними) московские рейсы выполняются "разворотом" - то есть один и тот же экипаж летит ночным Москва-Барнаул, забирает пассажиров и, вставив спички в глаза, доставляет их в столицу. Вот это уже "то удовольствие", скажу я вам. Сильное желание спать обычно приходит через час после вылета обратно, когда базовое (московское) время добирается до 4-6 часов утра. Полет на эшелоне сам по себе монотонен, скучен и, конечно же, глаза начинают слипаться, голова предательски клониться и мозг периодически проваливается в сон.

У пилотов Ту-154 (да и не только) одной из любимых баек была следующая история: приходит к командиру эскадрильи рассерженный Командир и в сердцах кидает:"Отказываюсь летать с этим экипажем! Небезопасно! Представляешь, летим обратно, я просыпаюсь - А ОНИ ВСЕ СПЯТ!"

Только это не байка. Я сам был однажды свидетелем подобной ситуации, когда работал еще вторым пилотом Ту-154 - вылетели рано-рано из Нового Уренгоя в Москву, быстренько забрались на эшелон, я углубился в заполнение бумажек разных. Заканчиваю и замечаю, что вырубились не только КВС, но и штурман с бортинженером тоже. Не стал их тревожить - чувствовал себя достаточно бодрым - минут сорок летели в такой конфигурации.

Вообще, на Туполе было гораздо проще в этом плане. Все же четыре человека в кабине это не три. И вполне обычной практикой для пилотов было дремать подремать на эшелоне пока штурман управляет автопилотом. Официально, конечно же, считалось (да и сейчас далеко не все местные конторы ввели процедуры отдыха на рабочем месте), что летчики в полете спать не имеют право. Мол, должны соблюдаться предполетный отдых и нормы рабочего времени, и пилот будет свеж, бодр и счастлив в любую отдельно взятую минуту полета...

Вранье конечно. Сначала сами летчики, затем доктора и прочие светила определили, что при выполнении длительных ночных перелетов гораздо лучше подремать хотя бы 10 минут, чем душить организм кофе с сигаретой или мотать головой, пытаясь прогнать соблазнительную дрему... До "мультиков" перед глазами - когда совсем невмоготу.

Практически невозможно придумать 100% работающий рецепт бодрости на протяжении 12-ти часовой ночной смены. По моему опыту могу посоветовать хотя бы часик-другой полноценно подремать перед выездом на работу - однако, не всегда это, увы получается. Кто-то еще не научился проваливаться в сон по своему усмотрению, а кто-то и хотел бы, да домашние условия не позволяют - попробуй-ка поспи, если у тебя маленькие проказники в семье.

Со временем, конечно же, начинаешь привыкать - особенно если у тебя много ночных рейсов. Становится проще, чем поначалу, организм начинает приспосабливаться. Я даже знаю некоторых индивидуумов, которые никогда не отказываются летать по ночам, так как с их слов, абсолютно не проваливаются в сон. Вводил я такого пилота в капитаны однажды, было много ночных Томсков и прочих Нижневартовсков и, надо сказать, действительно не видел его дремлющим. Что ж, завидная способность, но все же это исключение.

К слову, сегодня нормативные документы предоставляют право авиакомпаниям разработать свои процедуры отдыха на рабочем месте (не путать с полетом в усиленном составе экипажа, когда в экипаж включается сменный пилот (или даже два), подменяющий то одного, то другого, пока те отдыхают в салоне (или даже в специальных каютах - как на больших лайнерах). Но я не уверен, что все авиакомпании вдруг взяли и разрешили пилотом спать в кабине, хотя бы контролируемо. Под контролем понимается приглашение в кабину бортпроводника на время отдыха одного из пилотов.

--==(о)==--



Собственно, тот рейс, фотографии с которого будут фигурировать в моем рассказе, не был особо примечательным. Состоялся он в конце ноября, при прекрасной погоде по всему маршруту. Разве что каждый мой подход к самолету сегодня ощущается на порядок более волнительным, чем это было год назад, когда я летал по 80-90 часов в месяц. Офисная работы значительно урезала количество полетов, а я (как много раз писал) все же склонен в первую очередь считать себя пилотом, нежели менеджером - хотя в большинстве случаев по моим наблюдениям начальники глядят на вещи иначе.

Устанешь за рабочую неделю от разных рутин, разбирательств очевидного-невероятного с динозаврами людьми, не до конца вышедшими из постсоветского периода(слава Богу, значительная часть ниже по позиции в отличие от прошлой офисной эпопеи), идешь на вылет как на Голгофу - все-таки, в первую очередь отдохнуть хочется  - однако, уже на входе в штурманскую, как только очередной процесс начинает раскручивать свои шестеренки, начинаешь потихньку бодриться, заряжаться позитивной энергией. А когда выходишь на шумный перрон, топаешь по слякоти до самолета, который, ты это чувствуешь, уже заждался и безумно рад тебя видеть - в груди мотор начинает биться в совершенно ином ритме.

И, поздоровавшись с зеленым красавцем, ловишь себя на мысли, которую нет сил не произнести вслух: "Черт возьми, как я люблю эту работу!" Подойдешь к двигателю, осмотришь внимательно и приобнимешь за толстые щеки, прижавшись грудью на мгновение.

И я уверен - мой самолет меня не подведет. Не может.

Ведь мы одно целое.



Конечно, каждый новый рейс тебя может встречать разная машина - пилоты не прикреплены к конкретным бортам. Но сути дела это не меняет. Я люблю всех одинаково - и важных В737-800, и заслуженных ветеранов-четырехсоток, коих осталось всего два в парке (и то скоро они будут выведены). Со всеми ними (ну, разве что с самыми нулевыми, что пришли с завода не так давно) нас связывают давние и тесные отношения, разные истории и приключения. А главное - сплошной позитив на выходе.

Я не понимаю пилотов, которые относятся к самолету как к железке (у некоторых стало модно "относиться как к пластмасске" - мол, на пластмассовых самолетах летаем). А тем более - испытывают страх перед самолетом и полетом, не будучи до конца уверенным в своим взаимоотношениях с огромной птицей. Которые пренебрегают элементарным уважением к матчасти, не выполняют обязательные процедуры (особенно если это те, которые вполне можно выполнить и сделать это достаточно легко и без затрат), гоняют спойлеры на снижении туда-сюда, хотя ситуация этого не требует, жгут лишний керосин, вываливая механизацию и колеса за 50 км до аэродрома и пилят потом в горизонте.. И ладно если это молодой второй пилот, который еще просто не научился. Но ведь есть и "опытные", налетавшие не одну тысячу часов на этом типе и несколько на прошлых. Вот таким даже замечания делать неприятно - когда знаешь, что в ответ увидишь пустые глаза, совершенно не отражающие небо. Именно от таких постоянно слышишь нытье про маленькую зарплату (на второй крузер не хватает), кризисы, плохое планирование и плохих инструкторов.

Таких в достатке... Но не в большинстве.

И вот это греет душу.

--==(о)==-





Пассажиры потихоньку заполняют самолет. Проводница в очередной раз подивилась моей просьбе держать дверь в кабину открытой до момента закрытия внешних дверей - ну не готовы они отойти от привычного (еще со времен СССР) требования держать пилотов взаперти, как бы они не испугались пассажиров. Правила поменялись и теперь любая компания в России может внедрить процедуры "открытых дверей", которые с успехом применяются во всем мире. Однако...

Сейчас я пишу эти строки из Афин. Летели сюда из Москвы на AEGEAN с посадкой в Салониках. Конечно же, дверь у пилотов была открыта и при посадке пассажиров в Москве и при высадке части их в Салониках... Более того, во время стоянки мы зашли в кабину пообщаться с небритыми, но дружелюбными коллегами - и все это было вполне естесственным.

Надо отдать должное коллегам, осенью сделал два перелета Аэрофлотам и один Трансаэро - в этих рейсах так же приветствовали входящих пассажиров при открытой пилотской двери, ну а по прилету Капитан стоял в дверях и улыбался прощающимся пассажирам.

Вот такая работа авиакомпании мне очень по душе.



Мой второй пилот сегодня из крепких середнячков с подозрением на возможность подняться выше этого уровня. В другой раз я бы без проблем передал ему управление "в обе стороны", но этот первый в сезоне полет в Улан-Удэ я хочу выполнить сам.

Я уже говорил, что ночью летать довольно скучно. Однако, если землю не закрывают тучи, то в зависимости от пролетаемой местности, можно поглазеть на иллюминацию. Котороя может выглядеть очень даже красиво - особенно если она обеспечена всполохами молний вокруг да около...

Но зимой у нас гроз (обычно) нет. Так что пялимся на проплавающие в 11км под нами города.





"За бортом нежарко, минус шестьдесят шесть градусов, так что, пожалуйста, не открывайте двери и окна".



Земля и звезды.





Случайно получилось. Решил не удалять - отражение кабины в окне.



Пролетаем мимо целой гурьбы сибирских городов. Среди них и Барнаул, моя Родина. В спину дует неплохой ветер, добавляя почти 130 км/ч в нашу скорость. Скоро залезем на пару эшелонов повыше.



Вот и подлетели к Улан-Удэ. Ожидаемо встречаем рассвет... Правда, как будем снижаться, то снова окунемся в ночь и повторно его встретим лишь после посадки, как солнце выйдет из-за гор...

В Бурятии очень красивые рассветы.



Заход получился довольно интересным. Как обычно для этого аэропорта, пришлось выпуститься чуть пораньше, шасси и закрылки 15 до "третьего", чтобы обеспечить скорость, нужную для предотвращения размазывания схемы - даже при скорости 165 узлов приходится держать крен около 30, чтобы идти четко по ней в "третьем развороте". В глиссаде нас ждал попутный ветер, в середине снижения задувавший до 18 узлов и плавно стихнувший к достижению полосы.

Ничего сверъестественного. Даже легкая болтанка была вполне обычной для данного захода. Закрылки 40, отключение автопилота до 4-го разворота, быстрое вживание в контур пилотирования, борьба без особых напряжений с изменчивым ветром и наш зеленый лайнер мягко, но уверенно касается ВПП, вздымая струями реверса накопившийся на ней утренний иней....



Адреналин как всегда, на некоторое время прогоняет сонное состояние. С отличным настроеним катишь самолет по ВПП на перрон и далее на стоянку, чувствуя удовольствие от проделанной работы. И даже то, что не хочет запускаться ВСУ, не может испортить настроение - сейчас дорулим и разберемся (разобрались, запустилось).

Провожаю пассажиров у двери в кабину. Снова оказался знакомый, обратившийся по имени-отчеству, пожелавший всех благ.

А вот и рассвет над Бурятией, которую именуют Солнечной.





...Погрузились в джихад-автобус. Сразу же встречаешь местные "штучки". Удобный выезд - для машин с любым расположения руля... Правда, подъезд к этому выезду никак не организован, водители подъезжают с разных направлений и начинают толкаться.



Зная любовь местных водителей к аггресивному вождению, я всегда первым делом ищу ремень и пристегиваюсь - благо микроавтобусы, которые нас возят до гостиницы ими оборудованы. Каждый раз отмечаю, что я одинок в этом начинании.

Двадцать минут "страха", пара подрезаний при обгонах, поворот налево из правого ряда (а что, пять минут стоять в скопившейся очереди в левом ряду?) - и мы на месте. По дороге чуть было не стали свидетелями того, как на пешеходном переходе сбивают людей - девушка удачно вынырнула из-под встречной машины и побежала дальше.

И все это под музыку, разумеется.



Нехитрый завтрак...

Спать!

--==(о)==--

Вид из окна.



Следующий пункт программы после отсыпания - это конечно же, местная буузная и вкуснейшией позы-буузы. Собственно, это главное мое пристрастие в этих рейсах. Припадаю на одно колено и склоняю голову перед местными мастерами этого, казалось бы, обычного блюда (мясо в тесте)... Всегда плюс-минус вкусно.

А в этот раз было плюс-плюс-плюс.

Интерьер за полгода изменился. Вместо намалеванных пивных банок появились милые симпатяги.







Аутентично. Весьма.



Очень аппетитно! К слову, без аджики даже лучше.





Как я уже сказал, было плюс-плюс-плюс вкусно. Повар превзошел сам себя (в следующий раз уже было плюс-минус). Под впечатлением от вкусовых ощущений, выходим на променад.

В сибирских городах таких видов достаточно. Но цвета такие, что пройти мимо было невозможно. Картина "1 Евро за 5000"



И тут же возвращаешься в цивилизацию.



Обходим гостинный ряд.

Мило.



Дядька все так же сидит и о чем-то своем думает.



Очень нравится нехитрое оформление деревьев - на них навесили "сосульки"-светильники, по которым сверху вних (как капля) время от времени проходит вспышка света. Красиво!







Вот как такую не сбить?



Всегда удивляюсь с подобных людей - ну чего стоять на проезжей части, если можно стоять на метр позади. Это из серии - сидя в автобусе у двери, встать с места за остановку до нужной.

Ну или бодро всем салоном повскакивать со своих мест сразу после посадки самолета. Господа! Вы что, боитесь, что Вас не выпустят??

Выходим на "Арбат". Это улица для прогулок, вполне себе нормальная.

Музей.



Памятник Чехову.



Благодарные жители поставили его вот за этот отзыв в ЖЖ о городе.

Не смог не поддержать бардов парой сотен рублей. Хорошо пели "знай, это любовь, с ней рядом Амур..."



Одно из знаковых зданий - дом со скульптурами.







Человек, похожий на Валерию.





Кебабберия.



Подходим к главной площади. Она все еще выглядит респектабельно.





И патриотично.



Очень скоро здесь будет классный ледовый городок - просто царство новогоднего царства. Но единственный в мире Ленин-бурят будет все таким же грустным.





Следующий пункт программы - это музей сувениров (в здании гостиницы "Сибирь"). По совместительству и магазин сувениров.

Но я туда хожу как в музей, ибо он классный.












И даже так. Усатая матрешка.







Обратил внимание, что в городе стало больше новых машин. Увидел даже собрата на черном Эксплорере без опознавательных знаков... Видно, слишком длинная машина для узких улиц города.





Ну а дальше - кто куда. Кто-то идет в сауну, кто-то в кино, кто-то еще куда-то. Я было думал чуть поужинать (все ж заплачено компанией - надо бы "проесть"), но в гостинице это оказалось невозможным - "покушать" закрывается... в 20:00. Что ж, будем считать это очередным местным колоритом.

Так что, будем спать.

--==(о)==--

В Москве 01:45. В Улан-Удэ 06:45.

Подъем!

Голову под холодную воду. Побрился я с вечера, чтобы не тратить на это время. Одеваюсь, прощальным взглядом окидываю комнатенку (не забыл ли чего?) - и спускаюсь на нехитрый завтрак.

В этот раз водитель нас доставил к черному входу. Что-то новенькое - за годы полетов никогда не попадал на перрон отсюда.



Коллеги прилетели из Пекина. Когда-то я открывал этот рейс из Улан-Удэ.





Каждый раз не могу без поднятия настроения проходить медконтроль - так как на табличке, что на входной двери красуется "МЕДПУНКТ". И внизу перевод "HEALTH CENTER"

Центр здоровья. Епрст! Как то не бьется этот перевод с тем диалогом, что состоялся в следующем рейсе...



Наш самолет тоже прилетел.



Здороваюсь с экипажем. Все хорошо. Матчасть в порядке. Погода по маршруту нормальная. В Москве туманит. Ну и прекрасно.



И еще один восход солна.





Пассажиры в самолете, двери закрыты, самолет цепляют к буксиру, и тот делает вместе с нами почетный полукруг по перрону.





Морозно!



Все улетели!

Отмечу, что полет обратно напрягает сильнее. И вроде ты поспал 5-6 часов... Но проснулся-то в 2ч ночи по биологическому времени. И как раз на полпути ты проходишь через критические 4-5 часов утра, в которые организм требует сна. Но все же, с этим можно справиться. Если, конечно же, поспал те 5-6 часов.

Не буду дальше тратить много букв. Просто фото и комментарии.





Пока-пока!

Схема выхода за полгода изменилась. Стала интереснее - делаешь левый круг над городом и улетаешь в горы через аэродром, успевая набрать приличную высоту.





Что это за строения?











Черно-белый мир



Байкал подмерзает.









Снегораздел.











Летим севером. Какие-то северные городки фотографировал, но сейчас уже не вспомню, какой где.

















Пролетаем  Урал













Тоже привлекает внимание.










Очередная рчка-змеевка





Картины неба





Долетели!



Всем спасибо! Хороших выходных!

FLYSAFE

Tags: Улан-Удэ, полеты
Subscribe

  • Лето!

    Что ж, друзья, еще одно лето на исходе. Увы, в наших широтах оно не круглогодично. Хотя, чего тут грустить? Зимы у нас тоже замечательные (не про…

  • Второй пилот. Командир. Инструктор

    Как приобрести качества надежного второго пилота и как вырасти в командира, стать настоящим Лидером? А через что необходимо пройти, чтобы…

  • Один курсант из БЛУГА. 1995 г. Индия. Первые полеты за рубеж

    1995 год для меня ознаменовался вводом в строй для допуска к полётам на международных воздушных линиях (МВЛ), что несомненно стало ещё одной…

promo denokan january 29, 2022 15:18 12
Buy for 50 tokens
Ура! Новая книга! "Философия полёта", шестая книга из цикла "Небесные истории", доступна на сайте Ридеро в электронном и печатном вариантах! Книга разделена на три части. Первая ("Аэропорты, гостиницы") в основном посвящена небольшому периоду в моей жизни, в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Лето!

    Что ж, друзья, еще одно лето на исходе. Увы, в наших широтах оно не круглогодично. Хотя, чего тут грустить? Зимы у нас тоже замечательные (не про…

  • Второй пилот. Командир. Инструктор

    Как приобрести качества надежного второго пилота и как вырасти в командира, стать настоящим Лидером? А через что необходимо пройти, чтобы…

  • Один курсант из БЛУГА. 1995 г. Индия. Первые полеты за рубеж

    1995 год для меня ознаменовался вводом в строй для допуска к полётам на международных воздушных линиях (МВЛ), что несомненно стало ещё одной…