Специфика работы пилота-инструктора в авиакомпании
Главным отличием работы пилота-инструктора в авиакомпании от работы его коллеги при первоначальном обучения является то, что обучаемый уже имеет определенный опыт в летном деле, при этом обучение производится с живыми пассажирами в салоне, которые должны остаться такими же по завершению полета.
Даже вчерашний выпускник с нулевым опытом работы в коммерческой авиации имеет представление о самолете. А если у обучаемого за спиной не одна тысяча часов на разных лайнерах, таковой может считаться уже вполне состоявшимся пилотом.
С одной стороны и первый и второй вариант выглядят как преимущество. Однако, зачастую это обращается... в недостатки.
Не менее важным специфическим моментом является то, что в отличие от пилота-инструктора первоначального обучения, линейный инструктор еще не раз и не два встретится со своим учеником в дальнейших полетах. Их карьера теперь неразрывно связана, как минимум на время работы в данной авиакомпании. Его ученик будет выполнять работу (то есть, не только полеты) с другими пилотами авиакомпании, а в очень тесном коллективе новость о том, что ученик конкретного инструктора оказался не самым подготовленным, разносится очень быстро, и потерять уважение коллег таким образом достаточно просто. А восстановить - очень сложно.
И, как продолжение - вполне реальна такая ситуация, в которой семья пилота-инструктора вместе с ним отправится в отпуск по корпоративным билетам компании на том самолете, за штурвалом которого сидит вчерашний ученик. Если пилот-инструктор не осознает подобной возможности, не транслирует ее в свою ответственность, то такому человеку не стоит браться за инструкторство.
Выпускники
Вчерашние выпускники со свежими пилотскими свидетельствами, казалось бы, должны иметь и свежие знания.
Однако, реалии сегодняшних дней говорят об обратном - длительное пятилетнее обучение, в котором кроме авиационных дисциплин изучается не меньшее количество наук, не имеющих к авиации прямого отношения, обучение, не ориентированное на самостоятельное принятие решений и подготовку к полетам, приводит к тому, что выпускник высшего авиационного заведения как правило слабо разбирается не только в нормативно-правовой базе, но и в том, что ему повседневно необходимо - умение вести радиообмен, пользоваться сборниками аэронавигационной информации, анализировать погодные условия и прочее.
Да, они все это проходили в каком-то семестре, и даже получили заслуженные на тот момент пятерки, однако, без применения полученных знаний на практике, навык не появляется, а теория забывается очень быстро. Инструктор должен так спланировать обучение, чтобы оно затрагивало все аспекты летной деятельности и было ориентировано на то, чтобы заполнить пробелы первоначального обучения.
Было бы очень неплохо организовывать периодические семинары инструкторов авиакомпаний и учебных заведений.
Кроме того, вчерашнему выпускнику, с налетом 150 часов на Як18 и Л410, как правило, достаточно сложно приспособиться к скоростному реактивному лайнеру, полеты на котором оцениваются по жестким критериям стабилизированного захода, которые должы быть обеспечены в любое время суток и любую погоду.
Для получения устойчивого навыка пилотирования нужно время и опыт - и вот тут перед инструктором встает сложная проблема определения степени доверия своему ученику, если речь идет об отработке навыков ручного пилотирования в реальных условиях. Стандартных ста пятидесяти часов для этого навыка - очень мало, а принять решение на увеличение программы ввода в строй готов не каждый пилот, имеющий допуск к инструкторству. О причинах этого еще поговорим.
Однако, у вчерашних выпускников есть одно бесспорное преимущество - они молоды, они еще не растеряли мотивацию, приведшую их в профессию, они готовы учиться и впитывают новые знания как губка - от инструктора требуется лишь направлять их энергию в правильное русло.
Их сознание еще не успело заматереть, впитать в себя неправильную культуру отношения к полетам, расцветшую в индустрии в 90-е и 00-е годы и до сих проявляющую себя в людях, не научившихся играть по нужным правилам сегодняшнего дня. Мы уже говорили о том, что обучаемый стремится работать так, как работает его наставник, следовательно, Инструктор своим личным положительным примером профессионального отношения к работе может сделать вклад в становление пилота нового поколения, и это сложно переоценить.
Если Вы не сделаете положительнй вклад, не подготовили обучаемого к обороне от негативного влияния - готовьтесь к тому, что за очень короткий срок Ваш ученик переймет все "текники" и "понятия", включая самые вредные и небезопасные, которые все еще существуют в Вашей авиакомпании отголоском "тех времен".
Опытные пилоты
Вчерашний Капитан Ту-154 был прекрасным профессионалом на своем самолете, налетав 10 тысяч часов. Однако, за эти годы он привык к тому, что весь экипаж работает на него - штурман занят вопросами навигации и ведением радиообмена с Контролем, второй пилот заполняет бумажки, бортинженер отвечает за системы самолета и заправку. Приплюсовав сюда традиционно не очень хорошее знание английского языка, можно представить, с какими проблемами человек к возрасте сталкивается, когда пересаживается в правое (или, что еще хуже - левое) кресло иностранного самолета, экипаж которого состоит из двух пилотов.
Более того, на опытного вчерашнего Капитана имеют огромные влияния его прошлые навыки и жизненные ситуации, особенности выполнения полетов, связанные с уже освоенными типами самолетов, которые не всегда оказываются полезными при изучении совершенного нового лайнера.
Еще одной проблемой обучения взрослого, опытного человека, может оказаться... возраст и опыт пилота-инструктора. В настоящее время появляется все больше молодых, способных парней, прошедших все ступени подготовки на зарубежном лайнере, дойдя до пилота-инструктора, однако, не каждый "матерый" пилот готов соглашаться с тем, что его учит человек, годящийся ему в сыновья.
От пилота-инструктора требуется умение вычислить негативные факторы, имеющие отношение к прошлому опыту. Кроме того - выделить те положительные моменты, которые не имеют прописки на конкретном типе самолетов и сделать упор на их применении, поддерживая позитивную мотивацию. Возможно, придется уменьшить время обучения ручному пилотированию в сравнении с тем, что требуется выпускнику, но увеличить количество работы с приборным оборудованием, а так же часы, проведенные в роли pilot monitoring.
Для лечения недоверия, связанного с большой разницей в возрасте и опыте, существует одно, но очень проверенное средство - личный Профессионализм. Подкованность Инструктора, его умение ответить на заданные вопросы (что важно - еще и показать, где это написано) - гарантированный способ для завоевания уважения!
И что еще очень важно именно при обучении возрастных опытных пилотов - умение лично показать, как это делается. Легко и непринужденно, к примеру, выполнить заход в непростых погодных условиях. Вкупе с теоретическими знаниями это дает стопроцентную гарантию уважения со стороны критически настроенного "отца"!
Со временем подобный подход приводит к тому, что данный инструктор получает имидж "правильного" - с которым (как это ни удивительно)... побаиваются летать иные пилоты, чувствующие за собой грешок вольного отношения к работе, однако, даже они советуют новичку попасть в обучение имено к такому.
Таким образом, с течением времени молодому "правильному инструктору" становится все проще и проще работать с возрастными пилотами, при этом он сам по законам природы постепенно переходит в ранг "взрослых".
Проблема крепостного права
В настоящие дни в авиакомпаниях России все отчетливее видна тенденция перехода от традиционного метода закрепления инструктора за обучаемым на всю программу ввода к западному варианту - полетам с разными инструкторами.
Хорошо это или плохо - однозначного ответа нет. Плюсы и минусы есть в каждом подходе, особенно, если этот подход организован бездарно.
Поговорим.
Метод закрепления
Данный подход уходит корнями в далекое военное прошлое. Он предусматривает строгое закрепление обучаемого и инструктора на программу ввода в строй, и, как следствие - возможность "спросить с инструктора" за результаты подготовки.
Данный подход очень схож с тем, как происходит первоначальное обучение в большинстве стран мира.
Очевидным плюсом данного метода является то, что инструктор, летая изо дня в день с учеником, видит его слабые и сильные стороны, может выстроить последовательность обучения, индивидуально выделив некоторые блоки подготовки.
Периодически с обучаемым выполняют разовые полеты старшие начальники, обеспечивая промежуточный контроль.
В идеальном случае, данный подход выглядит... идеальным. Но это возможно лишь тогда, когда Инструктор - идеален.
А если обучаемому не повезло с инструктором? Если последний согласился на инструкторский допуск в-основном из меркантильных побуждений - почаще летать в Аликанте, а не для того, чтобы вкладываться в свой профессиональный рост и передачу знаний молодым студентам? Если этот "инструктор" - далеко не дока в теоретической подготовке в силу разных причин, а допуск получил "потому, что нам нужны инструкторы"?
Если данный инструктор не соблюдает стардарты и правила, а летает по своим "текникам" и "понятиям" - то какие чувства будет испытывать пилот, если даже умудрится пройти проверку на допуск к самостоятельным полетам (проверяющий - личный друг инструктора) - и попадет в экипаж к Капитану, работающего исключительно по стандартам и правилам?
Соответственно, какими словами будет крыть данного "инструктора" (и "проверяющего") этот Капитан?
Значит, существует огромный риск того, качество обучения снижается в разы. Более того, если инструктор периодически жарится на пляжах Испании, а его обучаемый не имеет возможности летать за границу, то обучение еще и затягивается. Да, в это время он может выполнять полеты со старшими начальниками, увеличив число формальных промежуточных проверок или даже может быть перезакреплен за другим инструктором, и...
И тем самым мы пришли к еще одной проблеме закреплений - формальному подходу к исполнению данного метода.
Теория теорией, но правда жизни заключается в том, что метод закрепления нежизнеспособен по той причине, что он затягивается на длительное время по причине периодической недоступности инструктора. А если начальство принимает решение самим полетать с обучаемым на время отсутствия закрепленного наставника... то о каком, собственно, закреплении тут может идти речь, если в итоге за время ввода в строй пилот слетал с десятком инструкторов, девять из которых являются руководителями и по своей природе привыкли играть роль проверяющих, а не Учителей?
И еще один нюанс - Синдром Идеального Инструктора и Идеального Ученика. Если Ваш ученик блестяще усваивает материал, у него все получается с первых часов полетов... то уже к середине программы Ваше внимание "замылится" и Вы можете не увидеть какое-либо отклонение в его отношении к работе. Или увидите, но на фоне предыдущих успехов будете считать данное отклонение незначительным... хотя, возможно, будь на его месте другой - забили бы тревогу.
В этом случае лекарством является... смена инструктора хотя бы на один-два рейса. И, опять же - о каком соблюдении данного правила "закрепления" может идти речь?
Метод раскрепления
Западный подход не предусматривает закрепления за одним инструктором на всю программу ввода в строй. Обычно пилот летает с теми инструкторами, кого выберет система автоматизированного планирования по признаку наличия допуска к данной задаче. Иногда компании ставят условие (весьма правильное, как мне думается) - один инструктор проводит несколько последовательных занятий (полетов, тренажерных сессий).
Очевидным преимуществом такого подхода является гибкость планирования и время прохождения программы. Отбросив в сторону романтику, следует признать, что гражданская авиация - это в первую очередь бизнес, причем бизнес малодоходный, но существующий в условиях высокой конкуренции. Авиакомпания не может тормозить свое развитие только из-за того, что отдел обучения не спосообен в установленные сроки выдать необходимое количество новых пилотов - иначе ее сожрут те, кто это делает эффективнее.
Еще одним плюсом является то, что пилот имеет шанс получить больше опыта - так как будет взаимодействовать с разными людьми
Однако, следует учесть и очевидный минус данного подхода - если в компании преимуществом обладают инструкторы, мечтающие греть спину в Аликанте вместо того, чтобы тратить свои силы на личный профессиональный рост и поиск новых методов для передачи знаний, то обучение гарантированно будет не более качественным, чем в рассмотренном выше варианте.
Еще одним минусом данного подхода является то, что при постоянной (слишком частой) смене инструкторов очень проблематично выделить индивидуаульные особенности пилота, определить его личные специфические задачи, требующие времени для решения в отличие от других пилотов, у которых эта задача получается лучше. Безответственный инструктор просто "скатается" в очередной рейс, не имея особой мотивация вкладывать душу в обучаемого, т.к. знает, что больше с этим парнем не полетит. В итоге часы зачастую потрачены зря...
Но как же так получается, что подавляющее большинство мировых авиакомпаний придерживается второго варианта, обеспечивая при этом безопасность в разы более высокую, чем в России?
Способы обеспечения рассмотрим в продолжении.
Продолжение-Часть третья
PS Пожалуйста,не стесняйтесь критиковать,если есть дельные возражения. Или что-то предлагать, если имеется хороший совет!Данный материал я пишу "с листа", это вполне рабочий документ, который впоследствии должен стать единым. Ваше мнение очень важно!
Journal information