denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Назад в прошлое. Сентябрь 2009. Первый полет Глобуса в Читу.



Нет, надо сделать паузу.

И не писать в энный раз про Тиват, который я (вы будете, конечно же, смеяться) опять посетил вчера.

Лучше я напишу о другом - давеча покопался в архивах и откопал кое-что гораздо более интересное.

Итак, представьте себя в машине времени. Мы возвращаемся на 5 лет назад...

5 лет назад! С ума сойти! А ведь кажется, что только вчера мы открыли Читу для Глобуса. Как же быстро несется время!

Тем не менее, сегодня на дворе сентябрь, 2009-й год, 16-е число, и мы готовимся к длинному ночному полету через всю страну-Россию.

Мы - это Стас (уже не раз представленный в этом журнале), и второй пилот Влад.



Командир летного отряда долго ругался, когда узнал, что я запланировался посреди недели в длинный эстафетный рейс - по его мнению, заместитель командира авиаэскадрильи (было, было дело) должен сидеть в офисе, с карандашом в одной руке и резинкой в другой...

Или нет?.. Или это командир АЭ должен с карандашом и резинкой?.. А заместитель?

Ну, в-общем, должен сидеть в офисе! Посреди рабочей недели!

А я спланировал себя открыть рейс в Читу.

--==(о)==--

Почему я это сделал? Скажу честно и откровенно - мне всегда казалось, что летным руководителям было бы полезным хотя бы иногда летать по дальним уголкам сетки нашего расписания. Хотя бы для того, чтобы со своими пилотами разговаривать на одном языке. Хотя бы раз, но слетать. А то как-то забавно получается - проходит у тебя предварительную подготовку пилот перед первым полетом на новый аэродром... а ты сам там не был.

А в нашем случае это еще и непростой аэропорт - с крутыми глиссадами с обоих курсов захода на посадку, причем один из них - по NDB, неточной системе захода на посадку. Ну, скажем так, не такая крутая глиссада, как в Шамбери, но 3.50 для ILS 29 и (особенно) 3.90 для NDB 11 стоят того, чтобы серьезно подходить к посадке после 6+ часового ночного перелета.

В-общем, захотелось впереди и на белом коне почувствовать себя пилотом, а не офисным бамбуком.

--==(о)==--



Полет прошел нескучно - нам со Стасом всегда есть о чем поговорить. Но кроме отвлеченных тем, нас беспокоил еще и сам заход на посадку. А именно, ко всему прочему, мы вылетели с задержкой от расписания и нам важно было его наверстать, чтобы следующему экипажу (который пассажирами залетел в Читу и ждал нас в гостинице) было удобно вылетать.

И, конечно же, хотелось первый рейс выполнить четко по расписанию (мы ж думали, что нас там встречать будут торжественно)

Стас по своему обыкновению мучил каждого нового диспетчера просьбами о спрямлении (и некоторые даже поддавались на уговоры), ну а сам заход требовал отдельного обсуждения.

Изначально мы планировали зайти с прямой, по NDB на ВПП 11, если позволит ветер. Это был бы самый короткий вариант, особенно в сравнении с заходом по ILS на ВПП 29 - тот ну очень длинный.

Как запасной вариант мы рассмотрели визуальный заход на ВПП 29. Это было бы чуть подольше, чем заход с прямой, но с точки зрения сложности... несравнимо легче.  Сам аэропорт находится в долине, но вот вокруг него - растут горы. Именно из-за них при заходе на ВПП 11 установлен такой чувствительный угол глиссады - 3.90 градуса. Поверьте, в сравнении со стандартными тремя градусами - это значительный угол, практически, на 30% больший.  ВПП выглядит совсем по-другому, двигатели работают на меньшем, чем обычно, режиме, потребная вертикальная так же чувствительно выше, чем обычно.

А если потребуется догнать глиссаду? Значит, потребуется еще большая вертикальная. А чем больше вертикальная, тем больше приборная скорость... А чем она больше - тем сложнее ее погасить, если что.

Да и аэродром этот расположен достаточно высоко над уровнем моря - а чем воздух разреженнее, тем выше истинная  скорость полета (относительно воздуха), т.е., тем выше потребная вертикальная для выдерживания нужного градиента снижения.

Так что со всех этих точек зрения мы были единогласны - с каким бы курсом мы сегодня не заходили, закрылки будут в положении 40. Это обеспечит максимальное сопротивление (значит, будет возможность для гашения скорости), это обеспечит наименьшую поступательную скорость (значит, и меньшую вертикальную).

В итоге, получилось, как всегда, достаточно скомкано. Начали мы снижение с мыслью, что зайдем по NDB, затем в снижении планы поменялись (ветер, что ли там изменился - уже не помню), но мы перешли на второй вариант - визуальный заход на ВПП 29.

И вот что из этого вышло (извиняюсь перед старыми читателями - это видео на страницах ЖЖ было уже не раз, так что, можете не смотреть)



Облачность была так себе, но все же, не такая низкая, чтобы это создало проблемы при маневрирование. Нет, мы достаточно рано ее увидели - а это залог успешного захода, ведь главное для пилота - устойчиво видеть землю, а остальное приложится. Не могу сказать, что я был спокоен как танк в том заходе, но и чрезмерного волнения не было. Ну а когда летели курсом, обратным посадочному, то я, собственно, наконец-то просек, что заход в Чите визуальный - это то же самое, что мы делаем на каждой тренажерной сессии - все беспредельно стандартно. Более того, сразу же наметились прекрасные ориентиры - химическое озеро к северо-востоку от аэропорта, вот на его траверзе и делали третий разворот.

И отлично приземлились! Йо-хо! Привет Чита, мы из Глобуса!

--==(о)==--

И вот тут-то довольство поперло - мы на земле, красиво спланировали заход, неплохо его исполнили - и, что самое главное, отлично уложились в расписание! Как всегда после таких посадок все желание спать куда-то улетучилось - в крови плещет адреналин и чувствуешь прилив новых сил.

(Правда, это достаточно обманчивое состояние - пройдет некоторое время и тебя начнет рубить)

Экипаж







Пассажиры вышли, оркестр не пришел. Видимо, для Читы 2009-х появление еще одного (второго, что ли) перевозчика из Москвы не было чем-то значительным.





"Центр, центр, все в порядке, Чита наша!"





Небольшая обзорная экскурсия по Чите - и вот мы в самом ее центре, в гостинице.







Гостиница та была не ахти какая (через некоторое время компания ее поменяла). Но вот этот кадр меня умилил. Это стол в моем номере, на нем рабочий ноутбук - а я уже и забыл, что потратил тогда некоторое время на то, чтобы перевести очередную статью из Aviation Instructor's Handbook.

Видимо, в эстафетах больше делать нечего.



--==(о)==--

Хотя, конечно же, неправда. Очень даже есть чего!

Выспавшись, мы устроили обзорную экскурсию по близлежащему району.







Кинотеатр с интригующим названием.





Не смог пройти мимо. Бизнес-инкубатор.



Памятник первопроходцу. Напомню, что все фото кликабельны, и большинство надписей на этой картинке и следующих можно прочитать.





Видимо, есть и нелюбимые?





Сделали круг и вышли в музей забайкальского военного округа.



Подурачились на улице.













Картинка для проверки зрения.





Затем зашли внутрь.

И вы знаете, там интересно!

Если мне память, в музее 6 залов - от очень древних времен, до дней сегодняшних. Я не пожалел тех символических денег, которые мы заплатили за вход.







История...



Все фото кликабельны, напомню.













И это тоже история нашей страны...







Радиостанция РАФ

















Авиационный пулемет с американского самолета



От этих схем времен второй мировой войны мы пришли в дикий восторг. Интересно, какими были аналоги у советских летчиков?










Автомат Тося









Ближе к нашему времени







А потом у меня села батарейка в фотоаппарате, и я не заснял классный экспонат - фотографию каких-то там совместных с американцами то ли учений, то ли состязаний. Сидит толстый-толстый-толстый дядька, и рядом с ним - бодрый поджарый коллега. Один из них - Наш. Угадайте - кто?

--==(о)==--

Ну а потом был ужин, короткий сон, легкий завтрак и обратный полет в Москву с чувством хорошо выполненного долга!

Всем хорошего настроения!

FLYSAFE


Tags: Чита, полеты
Subscribe

Posts from This Journal “Чита” Tag

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →