
Я хочу написать несколько очерков о своей Родине. Не буду углубляться в историю и прочие архивные данные. Просто фотографии и размышления.
Сегодня я покажу свой родной город - Барнаул.
или
- И как там у вас в Казахстане дела? (потому что Барнаул в Казахстане)
или
- Барнаул?.. А это в России? (потому что это вообще хрен знает где)
Кто-то, наверное, возмутился бы. Ну а меня это всегда забавляло. Барнаул, столица Алтайского края (википедия)- сибирский город, с населением 633 тыс человек. Это 21-й город в стране по численности. Находится практически на одной широте, что и столица, то есть ни на севере, ни на юге... Ну ладно, немного южнее.
(Я слышал, что кто-то доказывал, что Барнаул - не просто центр России, а еще и столица мира :) Послушайте песню по ссылке :))
Климат здесь резко континентальный, что означает то, что московские -15 воспринимаются как барнаульские -30. И примерно так же - в жару. Честная зима и честное лето. Первый контраст с Москвой, когда я прилетаю в Барнаул зимой (так же, как и в Новосибирск и Красноярск) - это БЕЛЫЙ снег на улицах и ЧИСТЫЕ машины. Снега (и льда) на дорогах можно было бы и поменьше, но факт остается фактом - многие автомобилисты тут за зиму ни разу не моют свою машину. Нет реагентов - нет слякоти, нет грязных машин.
Правда, лето с комарами. И мошками. В этом году в начале лета случился очередной большой разлив великой сибирской реки Обь (затопив район с говорящим названием Затон), поэтому их было в достаточном количестве. Когда я вышел из самолета, 29 июня, мошка от радости ("к нам приехал, к нам приехал...") лезла целоваться не только в глаза, но и в уши и все остальное. Правда, оглянувшись, я увидел, что она так радуется вообще всем, а не только пилотам-блоггерам.
Мы, барнаульцы, очень гостеприимны!
Лишь через три недели вал комарья и мошки пошел на спад. В Москве, если честно, я уже отвык от такого обилия мелкой кровососущей армии - видимо, тут что-то не так с экологией. Правда, сказать честно, не каждый год и в Барнауле такая беда, и более того - если проехать еще 300 км на юг, в Горный Алтай - там этой напасти практически не знают.
Но о Горном Алтае я напишу попозже.
Кстати, об автомобилях. Как известно, на протяжении последних 20 лет все, что от Японии и до Урала, было завоевано праворукими иномарками. Сейчас ситуация изменилась - все больше и больше корейцев на дорогах, естественно, леворуких. Отечественных машин все так же не очень много - местные чаще всего выберут праворукую подержанную машину, нежели Ладу Приору.
Поэтому, если соберетесь покататься по федеральным трассам Новосибирск-Бийск-Горноалтайск, Барнаул-Рубцовск и им подобным, помните - бойтесь кемеровчан (42 или 142 на номере)! Я заметил - если кто-то на дороге начинает активно всех обгонять, мчась на встречу с Матушкой-Природой, в 7 из 10 случаев его номер содержит эти цифры. Еще хуже, когда эти праворульные шумахеры начинают резво выглядывать из-за фур, коих на этих дорогах хватает. Держитесь ближе к обочине, если впереди приближается колонна, и сбавьте скорость. Береженого бог бережет!
--==(о)==--
Как-то так получилось, что с самого рождения и по сегодняшний день, где бы я не останавливался на продолжительное время, это обязательно оказывается окраиной города.
В Барнауле я рос на ул.Шукшина, это западная граница города. Собственно, сюда, к родителям, я и приезжаю каждые полгода.
Когда-то мой дом был желтым-желтым. Но я тогда был совсем маленьким, и, возможно, мне это приснилось.
Когда я родился, этот район только-только начал застраиваться. Вокруг был простор - домов очень мало, деревья только что посажены, редкие автомобили вызывали лишь здоровый интерес:"Ого, смотри - автомобиль" и практически не мешали играть в футбол (а зимой - в хоккей) на дороге перед домом
Разительный контраст с днем сегодняшним. Благодаря усилиям правящей Партии, народ разбогател и теперь во дворах стало очень тесно. Правда, до Москвы еще не дотягивают, проезжая часть улицы Шукшина остается свободной 24 часа в сутки. Есть еще куда богатеть.
Так же, как varlamov.ru ищет пандусы, я в городах и селах высматриваю "фенечки". Т.е., что-то неожиданное, здорово увеличивающее позитив. Каково же было мое удивление, когда совсем рядом с домом, в детском саду (не моем, правда), я увидел просто набор радостей!
Огромное уважение тем, кто потратил личное время и из ничего сделал для детишек подобное.
Это раньше было ковриком. Подобные вязаные коврики служили украшением практически любой советской семьи.
Простые бутыли и бутылочки при должном воображении превращаются в уютное гнездо.
Кот.
Вот эти аисты на углу улицы Шукшина и Юрина появились очень давно, и были, наверное, одними из первых "фенечек" моего города. Пару раз их спиливали (на металлолом), но каждый раз восстанавливали.
Это улица Юрина, рядом с памятником великому алтайскому писателю - В.М.Шукшину (от него начинается моя родная улица).
В Барнауле очень много цветочных клумб.
Василий Макарыч думу думает, вот уже много-много лет... По-моему, памятник поставили на стыке 80-х и 90-х. Сейчас тут каждый год проводят шукшинские чтения, я на одном из них присутствовал. Но об этом в следующий раз.
Идем дальше, в хрущевки по улице Юрина. Очень и очень давно я тут не ходил. И надо же - какая неожиданность!
Гениально! На фото лишь часть "фенечек" этого двора, к сожалению.
Да, и кругом заросли дикорастущей растительности - одна из визиток барнаульских дворов. Очень удобно для игры в "войнушку".
По-моему, эта надпись во дворе одной из школ обновляется каждый год. Неизвестная мне Людмила Андреевна, я восхищен Вами!
Едем дальше.
Это проспект Ленина, центральная улица города. Самолет стоит здесь столько, сколько я себя помню. В детстве готов был прыгать от восторга, когда проезжал мимо.
Совсем рядом расположен парк Трансмаша, там я в дикие 90-е учился играть в теннис.
А это "новый" мост через реку Обь. На самом деле, он уже достаточно "стар", лет 20+, наверное. Когда его открыли, то установили плату за проезд, отмененную относительно недавно.
Есть еще "старый мост" - построенный еще при царе Горохе. Монументальный, но очень узкий, и, когда я был совсем маленьким, то боялся ездить через него. Недавно его отремонтировали, и я даже из ностальгических чувств проехался по нему, уже во взрослом качестве. Увы, не знаю, чего там ремонтировали, но асфальт ужасен.
Но вернемся на новый мост, устроим прогулку и посмотрим на город со стороны Оби.
Новые жилые сооружения. Строить этот комплекс начали достаточно давно, и все никак не достроят.
Дикий пляжик на противоположном берегу.
Речной вокзал. Здесь можно покататься на речных трамвайчиках.
Последствия потопа.
Когда эти буквы установили, от желающих поглазеть и пофотографироваться на их фоне не было отбоя. Вообще, "новый мост" сразу стал местом, где обязательно должен отметиться свадебный кортеж, к вящему неудовольствию работников ГИБДД. Со временем мода пошла на убыль.
С этого ракурса Барнаул выглядит очень авангардным.
Идем по мосту дальше.
Великая русская река - Обь.
Раньше, когда автомобилей у населения было еще не очень много, на мосту в жаркий летний день было всегда многолюдно - на противоположной от города стороне Оби расположены пляжи, как дикие, так и достаточно цивильные. И народ тянулся туда-обратно, оставляя забавные надписи на перилах.
Где-то в той стороне находится моя "родная 22-я" (школа), старое здание. Туда мы еще доедем.
Панорама. Напомню, что все фотографии кликабельны.
Белые деревья - ветер играет листвой, и их светлая внутренняя часть выглядит неожиданно.
Поднимемся "на Гору" - очень старую часть города.
Вообще, в Барнауле подобных кособоких домишек хватает с лихвой. Более того, географический центр города ими просто оккупирован. Мне кажется, в этом есть особый колорит. Я вообще любитель "домиков с участками", хотя самому приходится жить в железобетоне.
Еще одна визитка города - чешские трамваи. В городе достаточно много трамвайных и троллейбусных маршрутов.
В детстве, возвращаясь из Рубцовска, я всегда ждал этот момент - когда выедем на открытую часть и город предстанет, как на ладони.
Трамвайное депо в старой части города. Совсем недалеко протекает речка Барнаулка.
Очень старое здание. Как ни странно, тут еще теплится жизнь...
...и растительная тоже.
Часовенка на площади перед Речным Вокзалом, построена в честь погибшего мэра, Баварина.
Речной вокзал. Я не знаю, как сейчас, но в мою юность это место было предметом паломничества выпускников школ. И мы сюда тоже приперлись после выпускного "бала".
Энергосберегающие фонари.
Расписание теплоходов. Да, в Барнауле есть и речной транспорт, соединящий город и близлежащие на Оби поселки. А можно и просто прокататься на прогулочном катере.
Вид на "новый" мост.
Тот самый долгострой на берегу Оби
На прибрежной площади
Едем вниз по Ленинскому проспекту. В этой части города практически все здания несут в себе налет истории. Т.е., они очень (по меркам сибирской России) старые.
Но "фенечки" можно встретить и здесь.
Дорогу до своей родной школы я проложил мимо самого огромного строения в городе. Это элеватор. Нет, не так. ЭЛЕВАТОР.
Монументально.
В моей школе была очень маленькая и тесная спортивная площадка, поэтому обязательные кроссы мы бегали по периметру квартала. Одна из сторон пролегала как раз тут, напротив элеватора.
Наш физрук, чтобы мы не филонили (ведь бегали без какого-либо контроля!), мотивировал:
- И попробуйте только халявничать, а то мне постоянно жалуются: "Борис Михалыч, какие-то твои ученики слабаки - чуть со двора школы, и сразу пешком идут"
Я делал все возможное, чтобы прибегать первым :)
Один дом уже почти поглотил другой. Вот так, значит, они и растут.
Подъезжаю к школе.
22-я школа с углубленным изучением английского языка и литературы. Единственная подобная школа в городе, в те годы. Очень компактное заведение, до такой степени, что практически все были знакомы между собой. Здание всегда было в полуаварийном состоянии (еще когда моя мама тут училась), иногда на голову падала штукатурка.
В моем 1А было 44 (сорок четыре) ученика, вместе со мной. На следующий год к нам перевели еще один класс из соседней школы.
Школа выделялась на фоне всех остальных тем, что у нее были личные автобусы (в лучшие годы - три) для того, чтобы собирать и развозить детей по городу.
Сейчас здесь художественная школа.
Обойдем вокруг.
"Мы любим нашу художку, и поэтому демонстрируем то, чему нас не научили".
С другой стороны.
В центре - на стенах граффити. А когда-то это было "большим"спортивным залом, его снесли. Был еще и "маленький" спортзал - в домике на улице. Его тоже снесли.
Обалдеть. Я смотрю на это фото и ностальгирую.
Вернемся снова во двор школы.
Очень мрачное заведение. Напротив школы - детский дом. У нас периодически учились его воспитанники... Жилось им там очень несладко.
А этот дядька, видимо, из той самой лачуги.
Едем дальше.
В прежние времена это место на Комсомольском проспекте было знаменитым на всю страну. Это бывшее Барнаульское Высшее Военное Училище Летчиков.
Увы. Стране нужны полицейские, а не летчики. В 1998м году курсантов разогнали и на базе БВВАУЛ сделали юридический институт.
Ладно, хоть самолет не тронули.
Тут я родился. Роддом №2. Здесь же родились моя мама, мой старший брат, мой сын Артем.
А это та часть города, которая стала активно застраиваться лет 15-20 назад. Примечательна тем, что раньше здесь был городской аэропорт. Затем за городом построили новый, летный отряд переехал туда, а здесь организовался ДОСААФ.
Каждый год, 18-го августа, здесь устраивали аэрошоу - полгорода, ползком, через овраги (последний из которых так и не засыпан), добирались на него, чтобы посмотреть на пилотаж и парашютистов.
Очень непродолжительное время я прожил в этом районе, на улице Взлетной - сразу после свадьбы, пока работал в Барнаульском филиале а/к "Сибирь". Мне тут нравится - новый район, молодой.
DNS и его символ - инопланетянин. Мой Артемка очень сильно боялся этого дядьки, когда был помладше :)
Улица Антона Петрова. Тоже долгое время была "пограничным" районом. Аэродром, о котором я писал только что, был расположен напротив.
Старый трамвай...
..и "новый". Который уже тоже очень старый. В последнее время на улицах стали появляться совсем новые трамваи, в отличие от екатеринбургских - с правильной кабиной. Но в кадр они ко мне так и не попали.
Возвращаемся в мой родной двор.
Что-то за это посещение, я так и не увидел тут детвору (кроме своей). Как-то даже грустно. Двор, где я вырос, из молодежного (80-е), и буйного (90-е) превратился в тихую-тихую заводь.
Деревья (которые я все излазил в том возрасте,в каком сейчас мой старший сын, Артем - на фото), выросли. Дети (и я среди них) разбежались-разъехались. Ни одного знакомого по детским играм за эти дни я так и не увидел.
И только погреба (очередная визитка Барнаула) - все так же портят придворовое пространство. Я нигде не встречал такое количество самостроев-погребов, как в своем Барнауле.
Всем большое спасибо за внимание!
Journal information