- Ну куда ты прешь?
Черный Prado объехал традиционную пробку на светофоре из желающих развернуться в сторону Москвы и встал поперек дороги прямо передо мной. Водители, спешащие прямо по своей законной полосе отчаянно загудели - дорогу им перекрыла жирная черная задница.
Вообще, на этом перекрестке аварии достаточно часты. К примеру, как-то раз, едва дождавшись зеленой стрелочки один нетерпеливый водитель решил развернуться через две сплошные... и тут же схлопотал в бок от водятла, промчавшегося на красный цвет.
Торопились, парни?... А чего теперь не торопитесь?
Сегодня у меня необычный рейс! Я лечу в Новый Уренгой, а не какую-то там Верону, не какой-то Тиват!
Сколько я уже не был в этом суровом северном городе? Больше полугода, наверное. А вот сегодня этот рейс особенный еще и тем, что он дневной! С недавних пор мы улетаем в эту "газовую столицу" не только ночью, но и днем. И, забегая вперед, скажу, что по своему расписанию этот рейс в моем списке занимает место среди самых удобных - выспался, не очень рано улетел, не очень поздно вернулся. Просто мечта, а не рейс!
Тем более в такую классную погоду, как сегодня. Правда, я заглянул в погоду Н.Уренгоя - там самые что ни есть майские +2 градуса и ветер. Однако, было бы наивно ожидать иного от города, стоящем на полярном круге.
Традиционный инвалид, подтверждающий мою версию о том, что в России им очень хорошо живется.
Аэровокзал. Служебная проходная.
- Добрый день! Глобус. Новый Уренгой. Окань.
- Здравствуйте...
Опытные цепкие очи сканируют мою сетчатку глаза списки пилотов, находят мою фамилию.
-...проходите.
Прохожу. Следующая остановка - медпункт. Вообще-то, сегодня я пришел рановато - еще 2.15 до вылета, поэтому не наглею, сажусь, жду, пока пройдут эти пятнадцать минут...
Аэропорт Домодедово. Медпункт. 15 минут спустя.
- Здравствуйте!
- Здраа-сте, здраа-сте!
- Глобус, Новый Уренгой, Окань.
- Присаживайтесь. Когда крайний раз летали?
- Прилетел вчера, в 16 с чем-то, жалоб нет до октября.
В октябре у меня срок очередной годовой экзекуции ВЛЭК - медкомиссии.
- Вам попробуй, пожалуйся. Ни в коем случае! Российский пилот должен умереть за штурвалом самолета, будучи абсолютно здоровым, так как он вчера прошел российский ВЛЭК!
Смеется.
А разве ж я шучу? СлучАи бывали...
---==(о)==--
А никто в Новом Уренгое хорошую погоду и не обещал. Прогнозируют довольно низкую облачность, боковой ветер с порывами до 14 м/с. Ну и заход на полосу 09, на которой от безысходности (в связи с окончанием срока службы) удалили систему захода по ИЛС.
"Газовая столица", одним словом.
Зато летим мы сегодня на замечательном самолете, который выделяется из всего нашего парка необычным окрасом - В737-800, с бортовым VQ-BKW. "Киви", "кило виски".
Начинаю предполетный осмотр самолета, залезаю в нишу переднего шасси и, традиционно:
- Здорово, Брат! Как ты? Скучал?
Градус настроения уплывает вверх, ближе к позитиву. "Офисы", "ремонты", "бытовуха" - теперь все уходит куда-то на задний план, а наш белозеленый красавец подрагивая от порывов ветра, нетерпеливо ждет возможность показать себя во всей красе прячущимся в кустах авиаспоттерам.
Ну а пока обхожу самолет традиционным "кругом почета", сам превращаюсь в споттера. Благо, стоим мы совсем недалеко от гущи событий.
Внутренности.
Символично. Наш самый "юный" Киви стоит рядом с самым заслуженным самолетом нашего парка, который так же выделяется своим окрасом на фоне однотипных огурчиков. Вчера я на нем летал в Питер.
Но эта история на очереди в уже удлинившемся списке "задолженностей".
Возвращаюсь на борт, старший бортпроводник сует мне уведомление об опасных и специальных грузах. Опасных сегодня нет, а вот в "специальных" привезли "цветы срезанные всякие".
"Баньку" (B737-400, VP-BAN) потащили на точку запуска.
А вот и первая "восьмисотку" в парке Глобуса, VP-BQF, собралась полетать.
И барбекю туда же.
--==(о)==--
...Стоим на предварительном старте. В работе только одна ВПП, 14 правая. Это вам не Мюнхен - тут диспетчеры не торопятся разрулить потоки. Хотя, конечно, от смены зависит, но чаще всего, борт хрен знает где, ты готов взлететь через двадцать секунд после страгивания с предварительного...
- Ждите на предварительно! Борт на прямой!
И стоишь, ждешь... Ждешь... Ждешь... А, точно - вон, точка появилась на горизонте. Ну, пусть себе летит.
Сначала пропустили зеленого собрата.
Потом коллег из Ямала.
Очередь из желающих улететь накапливается.
Наконец, прилетели таджики, и после них нам все-таки разрешили занять исполнительный старт.
И вот, наконец-то, собрав рой каких-то насекомых лобовым стеклом, подрагивая на неровностях подмосковного неба, наш лайнер устремляется в сторону Полярного круга...
Но для начала диспетчер устраивает нам обзорную экскурсию вокруг аэродрома.
Нью-Домодедово. Похоже, дороги там так и не сделали.
г.Домодедово. Машу ручкой своей семье.
...Облетаем Москву по правому краю.
Машем рукой аэропорту Шереметьево.
И, конечно же, качаем крылом "секретной военной конструкции"
Фото Constantin Voutsen
Все. Вроде бы вырвались из загруженного московского неба! Теперь чем дальше будем улетать от Москвы, тем реже будем слышать голоса других пилотов и диспетчера.
Редкие деревеньки иногда попадаются на нашем пути. Все-таки, летим в сторону Севера.
Наконец, погода решила, что пора заканчивать радовать нас видами зеленых лужаек. И скрыла землю облачным покрывалом...
...А когда мы уже привыкли к белой картинке за окном, покрывало начало потихонечку стягиваться... Вот так машина времени! Вылетали из зеленого лубочного пейзажа, а вот тут самая настоящая зима!
У Салехарда принимаем погоду Нового Уренгоя. Что ж, она нормальная. Почти строго боковой ветер, 11 м/с. Зато облачность поднялась.
Готовимся к заходу на посадку, будем сегодня заходить по приводам - две радиостанции на продолженной осевой линии ВПП, одна на удалении 1км, вторая - 4км. Надо сказать, что данный тип захода оправдывает свое отношение к "неточным заходам на посадку", т.к. сигнал от радиостанций подвержен помехам и стрелки приборов, указывающие на них, гуляют и иногда в весьма вольном диапазоне.
Конечно, заход по приводам на таком лайнере, как В737-800 по степени нагрузки нельзя сравнить с героическими полетами лайнеров середины прошлого века. А ведь после чисто визуальных заходов на посадку появление приводных станций рассматривалось как огромное подспорье пилотам того времени!
Ну а когда изобрели точную систему захода ИЛС (два луча, определяющих траекторию финального снижения - по курсу и по глиссаде), то всепогодность лайнеров довели до того, что на иные аэродромы стало возможным выполнять посадки практически при нулевой видимости.
Правда, такие посадки выполняет автоматика. А вот этого нам сегодня точно не грозит - ни один автомат еще не умеет выполнять автоматическую посадку по приводным радиостанциям.
Собственно, нет - и не надо! Есть замечательная возможность полетать на руках, да еще и в таких чудесных условиях - сильный ветер, кривая ВПП. Да, Новый Уренгой относится к тем аэродромам, на которой ВПП идет "волной", а со стороны 09-го торца, особенно. Если перелететь сверх меры, то придется карабкаться на бугор, а вот это уже усложняет ситуацию, к тому же ВПП длиной два с половиной километра. Да и сцепление передают, хоть и хорошее, 0.42, но не отличное.
Не будем перелетать.
--==(о)==--
Да, и будем использовать закрылки 40. Ну и что, что ветер - зато самолет достаточно легкий, соответственно, посадочная скорость будет не самой высокой, а использование закрылков 40 позволяет ее уменьшить в сравнении с 30, да и сама посадка будет точнее. Не будем перелетать.
На снижении в спину дул очень сильный ветер, неумолимо подгоняя нас к ВПП. А ведь у земли ветер имеет обыкновение стихать, а если по мере снижения высоты стихает попутный ветер, то для приборов самолета это то же самое, как будто начинает усиливаться встречный. Т.е., приборная скорость самолета будет снижаться очень неохотно, или даже расти.
В этот раз пришлось использовать спойлеры для спокойного гашения скорости. И даже чуть более ранний выпуск шасси - от них очень хороший эффект на скоростях полета с закрылками - они открывают всем ветрам огромный "бассейн" посреди самолета, создавая мощное сопротивление. А вот от спойлеров на этих скоростях - "пшик". Практически его нет. Но многие используют их и с закрылками... И даже с шасси. Смысл? Потрясти пассажиров, наверное.
Удачно вписываемся в глиссаду. Ого! Ветер задувает со скоростью 44 узла, и мы летим "раком" по отношению к полосе. Пока самолет ведет автоматика - а она умеет отлично вести самолет по координатам, причем рассчитывая и вертикальный профиль при заходе на посадку тоже. Естественно, при условии, что пилот использует давление QNH, а не QFE, как это все еще принято во многих авиакомпаниях. Есть только один нюанс - координаты-то опубликованы еще в советской системе СК-42, а она немного отличается от всемирно принятой WGS84. И хоть была команда "пересчитать", но воз на большинстве российских аэродромом и поныне там...
А так, просто шикарно. Летишь, как будто по ИЛС. И чаще всего примерно так же точно...
Отмечаю, что стрелки приводных станций показывают левее. И сам самолет визуально летит чуть правее. Некритично, но чем раньше исправить - тем проще заходить.
Отключаю автопилот и директоры, чтобы не смущали, далее лечу полувизуально, полуприборно.
Если ветер при входе в глиссаду был 22м/с, а у земли 11, значит, по мере снижения его скорость должна уменьшаться (Привет, Кэп!). Главное - не проморгать! Из-за сильного ветра самолет летит со значительным углом сноса (нос повернут от ВПП в сторону, откуда дует ветер). А если скорость ветра резко начнет падать, то при неизменном курсе самолета, ты махом окажешься в стороне от ВПП.
Поэтому глаза бегают - ВПП, приборы, ВПП, приборы, скорость ветра...
В этот раз получилось достаточно просто - ветер стихал плавно, и больших "пилотажей" применять не довелось. Год назад в Сочи было гораздо интереснее - 54 узла (27 м/с) на входе в глиссаду, которые стали резко стихать где-то на высоте 200-150м. Пришлось активно "доворачивать" и держать скорость четкими движения РУД.
А сейчас мне осталось только посадить самолет. Бочком-бочком наш Киви приближается к квадратным плитам неровной ВПП 09. Пролетаю торец, чуть сбрасываю режим, избавляясь от пары узлов лишней скорости.
Земля активно приближается, впереди ясно видна "ложка" - бугор, на который нам не надо. Мгновения до касания - плавно даю левую ногу, и парирую правым креном.. Чшш-п-пок... Бам-бам-бам-бабах - покатились по колдобоинам северного аэропорта. Изнутри поднимается гордость за отличную посадку. Все-таки, чертовски здорово - летать!
Приветствую тебя, Новый Уренгой!
--==(о)==--
...Очень много грязного снега. Брр. Разительная перемена с более южной Россией.
В 2003м году вот так я прилетел работать в Норильск, в авиакомпанию Сибавиатранс - из майского "почти лета" в суровый норильский май... А потом летали из Норильска (минус ...) в Белгород (плюс 30). И обратно.
А через год я впервые побывал в Новом Уренгое, рейсом из Москвы. Нас поставили близко к аэровокзалу, и я с интересом наблюдал за парнем в шортах и сланцах, шлепающем по снегу. Явно ошибся с погодой. Москвич, наверное.
А320 Аэрофлота в якобы классической раскраске. Интересно, на каком самолете классического Аэрофлота была такая?
Я поражен! Здания все-таки отреставрировали!! В крайний раз, когда я был здесь - с этих стен валилась штукатурка! А сейчас аэропорт борется с Норильском за звание "самого розового аэропорта в мире"!
И старичок Ту-154 тоже здесь!
И хмурый якут В737.
Иду осматривать самолет. Ох и дует там снаружи! Так промозгло!
Хех.
Сфотографировал этот старичок-ЗиЛ. Иду дальше, а из такого же высовывается водила, на ходу доставая телефон, направляя его на меня. Интересуюсь, чего хотел? Тот говорит: "Вы чего там фотографировали?"
Блюститель :)
Говорю: "На память! Когда ж еще тут у вас окажешься!"
Улыбаюсь, иду дальше.
Элочка. Л410. Чебурашка. Самолет моего детства - сколько раз я летал на нем из Барнаула в Рубцовск и обратно!
"Если этот самолет не Боинг, я не полечу!" :))
Аэрофлот улетел.
А это какие-то серьезные дядьки приехали.
Окрестности.
--==(о)==--
Улетаем обратно. Пилотирует мой второй пилот. Попросился "можно я повыше включу автопилот"? Да я только "за". Предложил потренироваться без "директоров"? Потренировались.
Второй пилот в компании уже два года. Когда-то я проводил для его группы занятия по изучению SOP. А потом, увы, пришлось не засчитать летную проверку, увеличить программу ввода в строй. Если это приходится делать, то каждый раз я подчеркиваю - это "незачет" не курсанту, а инструктору. Тем более, что мне было о чем поговорить с инструктором..
Но он старается. Он по натуре своей очень упорный. Есть такие люди, у которых все получается легко и сразу. А вот у кого-то нет. Однако, кое-кто из последних скажет "ну и фиг с ним", и смирится (или в начальники пойдет), а кое-кто будет упорствовать и все равно своего добьется. Вот он из таких, из второй группы. Жизнь его здорово помутузила в лихие 90-е, и на флоте отслужил, и в провальные годы из училища выпустился... И после возвращения в авиацию после большого перерыва - вновь пришлось перетерпеть трудности - компания (кстати, Сибавиатранс, который и мне в 2003-м протянул "руку поддержки") обанкротилась и вновь возник перерыв в работе... И, наконец, он оказался у нас.
За разговорами пролетело время, и незаметно внизу наступила весна, а затем и лето.
Долетели до Москвы...
...и снова пролетели мимо радара.
Чкаловский аэродром.
Еще немного пришлось полетать в подмосковном небе - в Домодедово традиционные "пробки", хотя, надо сказать, не чета тем, что были лет 7 назад.
Прилетели!
Всем спасибо!
Journal information