Когда солнце опускается в гору - это очень красивое зрелище, достойная более зеркального фотоаппарата, чем тот, что у меня в руках. Но, что есть, то есть.
Некоторое время назад нам вежливо намекнули, что аэропорт скоро закроется. Ну а нам собраться - только подпоясаться. Самолет давно уже "выключен" (заодно потренировал Женю "выключать" самолет процедурой Electrcal Power Down). Представителя только не видно, ну, возможно, подойдет.
Стоим на улице, провожаем Солнце.
- Пока-пока, Солнышко!
Аэродром замер...
Спокойной ночи, Брат!
Стояли, стояли. Минут пятнадцать, наверное. Шутим, что аэродром закрыли, все пошли по домам, нас оставили. Представителя все нет и нет.
Наконец, обращаем внимание, что неподалеку все еще стоят две местные женщины. И вроде никуда не уходят.
- Так может, они нас и ждут? - озаряет кого-то из проводниц.
Подходим к ним, те улыбаются, и ведут нас за собой. Интересно, сколько б мы еще стояли, если не бы не сообразительная девушка из нашей компании?
Добро пожаловать в Монтенегро!
Всегда хотел побывать в Горном Негре. И вот она - оказия.
...И только Володя, гордо шагающий впереди, одет в подобающую местному зимнему климату одежду - плащ и туфли.
Я нахожу представителя - моя задача кроме расселения экипажа еще и отправить фотографии "беды" в "Ставку". Хотя они мало что дадут, как я уже понимаю. В первую очередь интересуюсь насчет пассажиров. Представитель успокаивает, что они уже в гостиницах. Отлично!
Вот как удобно фотоаппарат с собой носить в рейсы. Случилось что - сфотографировал, сунул флешку в близлежащий ноутбук, и отправил. Была бы опция WiFi - отправил бы с фотоаппарата - в аэропорту Тивата на удивление хорошо работает бесплатный WiFi, даже на борту самолета. По-крайней мере, на той стоянке, где мы были.
Фотографии отправлены, кареты поданы. Нас планируют разместить в двух отелях - в одном два человека, во втором остальные. Встает вопрос о том, как "делиться". Решаю, что пилотам и старшей проводнице надо держаться вместе, поэтому отправляем двух девушек "отдельно", а сами умудряемся впятером усесться в такси.
Минут через пять мы уже в отеле. Вторая проводница, что вместе с Юлей попала в наш отель спрашивает - как будем селиться? Отвечаю очередным стандартом: "Как всегда - мальчик с девочкой". Шутки помогают поддерживать настроение, которое, к слову, достаточно позитивное.
Очень приветливый дядька на почти русском языке принимает нас и удивляет девчонок новостью о том, что каждый будет селиться отдельно! В обычной практике проводников селят вместе. Какой уж тут "мальчик-девочка".
Получаем пароли на WiFi, правда, нас предупреждают, что на iPhone WiFi почему-то работает только на ресепции. Что позволяет мне откинуть еще пару острот в адрес той же проводницы - еще в самолете, когда все начали паниковать по поводу разряженности своих новомодных лопат, я шутил по поводу ее пятого айфона.
У меня-то старый добрый кнопочный Sony Ericsson Elm, который гарантированно три дня держит при средней нагрузке. Правда, именно сегодня я его и не заряжал, и у него осталась одна треть (забегая вперед - этого хватило до дома!). Есть, конечно и новомодные лопаты, но я их для связи не использую. Банально неудобно. И батарейка слабая.
Выяснив всю необходимую информацию о питании (завтрак бесплатный, ужин - за свои. Питание в отеле "Примавера", пять минут пешком), поднимаемся в свои номера, договорившись через пятнадцать минут пойти на ужин. В том же отеле поселились две оставшиеся проводницы.
Мои "хоромы".
С виду неплохо. Да только из "удобств" в ванной-туалете лишь кусок мыла да рулон туалетной бумаги. Представляю панику девчонок.
В чем идти? Ясно, что не в зимнем пуховике и кителе... И не в кителе без пуховика. Первый вариант - жарко и тесно. Второй - холодно и достаточно привлекающий внимание.
Я снял китель, оставшись только в рубашке. Которую, к слову, умудрился испачкать во время "обеда" в "бизнес-ресторане". Конечно же, по горячим следам принялся оттирать пятно, но все равно осталось. Но выбирать-то не из чего, гардероб в Москве. Ну и да Бог с ним. Сверху надел пуховик. Пошел ужинать.
Идти на самом деле оказалось совсем не далеко. "Пойдете прямо, там стройка, идете направо, там отель Примавера". Так оно и вышло.
Заодно и кадры для фото показались достойными.
А вот и стройка. И отель.
Заходим в него, идем на респецию. Там сидит абсолютно русский парень, который выдает дальнейшие инструкции. А они простые - располагайтесь и ни в чем себе не отказывайте. За свой счет, разумеется.
Проблема лишь в том, что совершенно случайно никто не захватил с собой евро. И тут как всегда на помощь придет Visa.
Удивительно, но в курящем зале никого не было. Зато в соседнем, некурящем, через который мы только что прошли, сидела какая-то компания иностранцев (не местных и не русских), офигевших от нашего вида и... куривших.
- Если у них в некурящем зале так курят, то чего можно ожидать от зала для курящих?
Собственно, затихшая было тема насчет курения была успешно обмусолена еще на один раз. Нет, не с занудной точки зрения, с юморной. Девчонки попались отличные, с хорошим чувством юмора и умением постебаться над самим собой. Вот как! А поначалу Юля такой серьезной показалась!
Да и мы тоже слово в кармане не держим. У Володи на каждый случай есть история из жизни, у меня тоже есть кое-какие навыки, чтобы не давать развиться скуке. В-общем, вечер не был томным. Раз уж нам пришлось здесь подзадержаться, придется извлекать из этого позитив. Несмотря на кучу сопутствующих неудобств.
Мы сдвинули два стола и принялись выбирать из меню. Собственно, я очень быстро определился - так уж у меня повелось, что в новых местах я всегда пробую стейк. В этот раз выбор пал на Pepper Steak с картошкой-фри и овощами.
Минут через пятнадцать наши заказы собрал официант (его призрак виден на фото сверху) и снова удалился в неизвестном направлении. Перешутив на разные темы, мы принялись обсуждать местную неторопливовость.
В это время к нам присоединились проводницы, поселившиеся в этом отеле. Их заказ ушел через десять минут. И мы снова остались одни. Обсудили еще десяток разных тем, попутно пытаясь подражать местному говору - мягкому и неторопливому.
В итоге, когда мы уже окончательно поверили в то, что сыр для Юли еще только бегает по полям вместе с моей говядиной, нам начали приносить заказы. И, специально так было задумано или нет - но строго в обратном порядке - от последнего заказавшего к первому, то есть ко мне.
На еду жаловаться не пришлось - все было на уровне. Стейк в меру непрожарен (как его назвал Володя - medium to poor по аналогии со сцеплением на ВПП), но достаточно, чтобы быть в моем вкусе. И при этом за 15 евро его было прилично много.
Сытые и довольные мы отправились на улицу. Постояли, подышали, поболтали. Юля выглядит чуть ли не счастливой - видимо, что настроение у нее (как и у нас) очень хорошее:
- Ой, здорово, что у нас сегодня такая компания классная подобралась. Ну, с Володей я уже давно знакома. И Вы тоже нормальный...
Хм
-..а казались таким серьезным!
Я не стал говорить, что это "казалось" было взаимным. Поболтав еще несколько минут, дождались девушек из Примаверы - наши пригласили их к себе в гости, и потопали обратно в отель.
Распрощались и разбежались по номерам. Теперь есть, наконец, время, достать айпад и пообщаться с
...О Господи! Как же я выспался!!! По московскому времени я поднялся, страшно сказать, в 10 утра!
На неделе мне никогда не получается так выспаться - старшего надо вести в школу, значит, в семь вставать. А если куда лететь - то иной раз и пораньше. В субботу и воскресенье, если удается их провести дома, младший не дает спать дольше 9 утра. После ночного прилета тоже не особо выспишься - младшему ведь не объяснить, что "папа устал и хочет спать".
Можно сказать, что я так выспался, что от этого снова захотелось спать. Вот он - главный позитив во всей этой эпопеи!
Странно то, что ни вечером, ни ночью мне никто не звонил. На наш "Центр" это не похоже. Залез в систему планирования с айпада - ого, эти ребята считают, что я сегодня прилечу и сходу отправлюсь пассажиром в командировку в Новосибирск? Уж нет!
Включаю Скайп, созваниваюсь с командиром эскадрильи, обрисовываю ситуацию. Меня надо менять, это железно. Я в командировку не полечу точно.
Следующий абонент - наш местный представитель. Звоню ему с того же Скайпа, получаю информацию о том, что бригада "спасателей" прибудет 925-м рейсом, на котором обратно улетят все наши пассажиры. Что ж, как я и предполагал.
Созваниваюсь с экипажем, договариваемся идти на завтрак.
То же, что и выше - только днем.
Завтрак не стал откровением - достаточно бедный шведский стол. Но его хватило, чтобы набить пузо. Заодно открыл для себя, что если смешать ма-а-ленькую чашку эспрессо со стандартным 0.33 бокалом молока, то получается очень даже вкусный напиток. Спасибо Юле за идею!
После завтрака решили занять себя лицезрением видов...
...фотографированием доблестного экипажа и...
...и шоппингом.
Собственно, шоппинг я никогда не любил. Но в этой ситуации решил что-нибудь купить полезного - сию минуту и на память. В итоге обзавелся рубашкой (долой рабочую, грязную, пропотевшую), свитером, зубной пастой и щеткой, бритвой и тонкими носками.
Вернулся в номер и с огромным удовольствием снова почувствовал себя человеком. То есть переоделся, побрился, почистил, наконец, зубы.
Вид с "терацца" (балкона)
--==(о)==--
Вернулся в номер, узнал новости. Flight Radar показал мне, что наши "спасатели" подлетают к границе Украины. А вот вести из Москвы не порадовали - очередной переохлажденный дождь, с чьей-то легкой руки три года назад получивший название "ледяного".
Если не потеплеет и дождь продолжится, то вечером надо будет сначала оживить своего "бегемота", затем добраться на нем по скользким дорогам. Может, нас не починят, а?..
--==(о)==--
В 13 часов по местному мы прощаемся с гостеприимным отелем и отправляемся в аэропорт. Моя форменная рубашка валяется в пакете, и я своим новым прикидом выделяюсь на общем фоне.
В вокзале перекидываемся парой слов с некоторыми из наших вчерашних пассажиров и, что было удивительным - у них (по-крайней мере, этих женщин) было хорошее настроение, они улыбались, и даже ШУТИЛИ, что "надо бы домой, а то нас уже скоро уволят". Мы пообещали им, что сегодня они обязательно улетят. А я тут же предложил им два раза подумать, прежде чем лететь в скользкую Москву - может, стоит еще подзадержаться?
В итоге, проходим через пограничный контроль, где нас раздели без всяких скидок на форму и пропуски. И попали в бизнес-зал, если его можно так назвать.
Зато попили кофе-чай и немного опустошили местный холодильник - завтрак был уже достаточно давно, а обед еще даже не предвиделся.
Но не успел я допить свою чашку чая, как раздался шум, ложечки задрожали - в аэропорт прибыл BUG, брат нашего зеленого BDG.
Заканчиваем с чаепитием, идем на перрон. К нашему самолету уже приставлен трап, открываем самолет, бросаем вещи. Я выхожу и спускаюсь вниз - от соседнего красавца к нам бежит мой коллега.
Здороваемся, перекидываемся парой слов. Тот рассматривает переднюю стойку, качает головой. Действительно, впечатляющее зрелище.
Желает нам удачи, убегает обратно - им надо готовиться лететь назад.
А я дожидаюсь, пока наши "спасатели" закончат пограничные формальности и доберутся до нашего самолета.
Вот и они. Сходу приступили к делу.
Засим оставим профессионалов заниматься своими делами, вернемся в салон.
Новая форма :)
Есть хорошая возможность перекусить, да и организм уже давно об этом напоминает. Пусть "спецы" колдуют, а мы займемся калориями.
Ну что я могу сказать. Спецы свое дело сделали, стойка приняла нормальное положение, самолету было выписно разрешение на перелет до базы. Наш внеплановый "отпуск" подошел к финалу. Мы попрощались с гостеприимными работниками аэропорта, обещали прилетать почаще и на подольше, закрыли двери. И вылетели лишь минут на двадцать позже BUG'а, работая чуть измененным позывным - Глобус 926 Delta, чтобы нас не путали.
Как и договаривались, в обратную дорогу самолет повел Женя. Взлет и набор высоты 20000 футов он выполнил на руках и вполне прилично, особенно учитывая необходимость выписывания нескольких разворотов в процессе выхода.
Позади остаются живописные пейзажи, впереди, как я уже знаю, нас ждет мокрая Москва.
"Добро пожаловать в отряд космонавтов", - пошутил я вошедшей предложить нам покушать Юле. Сегодня мы забрались на максимальный для нашего типа эшелон - 41 000 футов, 12500 метров. Очень редко там летаем - возможность занятия высоких эшелонов зависит от массы, а как раз сегодня мы практически пустые. Посадочная масса ожидается в районе 46.5 тонн - да это даже для В737-500 считается небольшой массой.
Расход топлива при этом - 1900 кг/ч при числе М=0.78. "Пятисотке" при равной с нами массе подобное и не снилось - вот как демонстрируется разница между предыдущим и сегодняшним поколениями одного и того же типа самолетов.
Где-то внизу самолеты устраивают гонки.
Да и вообще, что-то они сегодня разлетались.
Луна на глазах вылезает из-за горизонта, занимая свое место в ночном небе. Поднимаясь, Луна принимает различные формы из-за искажений в атмосфере.
И, наконец, наступает совершенная темнота. День остался где-то далеко позади.
--==(о)==--
Без приключений долетаем до Домодедово. Согласно сводке погоды, нас ждет западный ветер, достаточно слабый - 5 м/с. Полоса 32 правая и вполне нормальное сцепление. Температура +2. Это радует - значит, "бегемот" мой, даже если с утра и заковался в ледяной панцирь, за день оттаял и попасть в машину будет не проблема.
Облачность только что достаточно низкая - на 120 метрах. Ну ничего, бывало и пониже.
Диспетчер довольно загодя выводит нас на предпосадочную прямую. Предлагаю Жене отключить автопилот и пилотировать "руками".
Клик, клик - автопилот и автомат тяги отключены. Летим дальше.
---
Многие капитаны если и разрешают вторым пилотам пилотировать, то уж точно не выше 1000 футов. А то и ниже. А то и после минимума, держа штурвал своими железными руками. О каком получении навыка тут может идти речь? Ниже 1000 футов навык надо не приобретать - его уже надо ДЕМОНСТРИРОВАТЬ. Чем ближе к полосе, тем уже становятся рамки допустимых отклонений, тем быстрее надо на их реагировать, а еще лучше - прогнозировать и пресекать в зародыше!
Но для этого нужно иметь "чувство пятой точки". А когда ж его приобретать при таким обстоятельствах?
Посему я всегда стараюсь позволить вторым пилотам отключаться достаточно заранее, используя любую подходящую погоду и условия. Конечно, сегодня не самые лучшие условия - ночь, низкая облачность. Но и не самые плохие.
Как тут не вспомнить своих первых Капитанов на Ту-154, которые в любых условиях отдавали все взлеты и заходы на посадку молодому второму пилоту с мизерным опытом полетов на Ан-2, за пять лет налетавшего менее 300 часов на нем? И ведь не боялись. Знали свои силы, поэтому не боялись. И всегда были готовы исправить мои отклонения, и исправляли. Без матов и нервотрепки. А если вспомнить, что мое "обучение" происходило не где то там, а в Норильске... Которого и раньше то побаивались московские летчики, а уж сегодня...
И как я же я был горд, когда выполнил абсолютно самостоятельную посадку в Красноярске, при реальном минимуме 60х800, налетав всего три месяца вторым пилотом, с налетом менее 200 часов! А всю полноту доверия своего Командира я понял лишь спустя годы, когда сам получил эту роль.
Кто ж сейчас позволит второму пилоту (даже не "зеленому"!) зайти при таких погодных условиях, да еще найдет в себе силы не держать руки на штурвале? Я лично таких если и знаю, то их можно сосчитать на пальцах одной руки.
---
Именно сейчас, до 1000 футов у нас есть отличная возможность развивать навык ручного пилотирования по приборам. И антураж соответствующий - проносящиеся неровности облаков возвращают нам часть света от фар, самолет ощутимо побалтывает - воздушные потоки стремятся внести свою коррективу в наш полет. Самая та погода - не просто, но и не так уж и сложно - для получения "чувства пятой точки".
И мои руки не лежали на штурвале до 500 футов. Я лишь подсказывал, либо подталкивал - штурвал или руку Жени, лежащую на РУД. Но чем ниже снижался самолет, тем отчетливее видно было, как трудно моему второму пилоту. Небольшое возмущение он парировал чересчур резко, после чего самолет валился в крен больше 5 градусов, затем схватывался за этот параметр, упуская второй. Собственно, тут уже пришлось вмешиваться активнее, предупреждая излишние отклонения.
Пилотирование ночью, в болтанку, в облаках - по приборам - это захватывающий опыт. Именно для таких заходов я и ставлю цель подготовить пилотов, ведь не всегда под рукой может оказаться автопилот и директорные стрелки...
В декабре 2006 года, через два месяца после моего первого самостоятельного полета, у меня полностью отказали компьютеры, отвечающие за показания директоров, и вместе с ним - автопилоты. Ночью, в облаках, в болтанку при начале снижения для захода в Сочи (который со временем стал "страшилкой" не хуже Норильска). Не могу сказать, чтобы я чересчур напрягся - может быть из-за излишней молодецкой самоуверенности. А может быть из-за того, что в те годы не считалось чем-то сверхестественным выполнение полетов "на руках" и без директоров. И при общем небольшом налете, подобных тренировок у меня было достаточно, чтобы безопасно доставить самолет и пассажиров на землю. Собственно, от пилотов и ожидается, что при подобных несерьезных (!) отказах они справятся.
Ночь, облака, болтанка. Свет от фар, пусть не такой яркий, как это было на Ту-154 (иногда недостаток становится преимуществом), но все же мешающий пилотированию - все это воздействует на восприятие. И на кончиках пальцев должно быть чутье - что и как надо сделать со штурвалом и рычагами тяги, чтобы держать многотонную машину в рамках стабилизированного захода. А голова при этом так и хочет съехать куда-нибудь, отвлекаясь на внешний антураж.
По мере приближения к ВПП рамки сужаются, как и лучи глиссады и курса, в которых летит наш самолет. В сегодняшнюю мою программу тренировки уход на второй круг не входит - мы и так задержались в Тивате сверх меры. Да и не имею я такого принципа - намеренно уходить на второй круг, хотя честно признаюсь, счел бы это полезным. Поэтому, как это было заранее оговорено, футов на 300 забираю управление: "I HAVE CONTROL".
Чуть раньше этого полоса появилась из-за разрывов облаков, и тем из проблем лишь болтанка, да чернота зоны приземления - ночью садишься, как в колодец, сложно определять высоту до бетона. И тут слабый свет фар уже является недостатком по сравнению с уже упомянутым Ту-154. Однако, великолепным помощником является "электронный дядя", который всегда очень спокойным голосом отсчитывет: fifty...thirty...twenty...ten...
Посадка.
Освобождаем полосу.
- Ну как тебе, Женя, условия? Мне они как раз всегда нравились, не так скучно, как обычно...
Это тоже стандартная шутка. Но в ней великая доля правды. На заре своего капитанства, я всегда в душе ежился, когда слышал в погоде сильный порывистый ветер. И против сомнений - отключал автопилот достаточно заранее, наверное, чтобы доказать самому себе, что нет ничего в нем сверхестественного - тогда я еще не особо задумывался о важности ручного пилотирования с точки зрения взаимного контроля и навыков видения "картинки" полета. В итоге получил определенный опыт, а вместе с ним и спокойствие, так необходимое при выполнении таких вот заходов. И все же, считаю, что останавливаться нельзя - пилот ведь это профессия, требующая постоянного обучения, постоянного совершенствования. Если ты сегодня счел, что достиг всего и выше тебя только уже горы, да и то, не все - лучше не летать. Самоуспокоение - не лучшая вещь, а навык - он имеет свойство теряться...
- Вот, смотри, Женя, какими могут быть условия на посадке - болтанка, ночь, отблеск фар. Все это здорово влияет на подсознание и мешает нормально пилотировать. И, если нет твердого навыка - можно "приплыть". Представляешь, каково было в Казани? Там та же ночь, та же болтанка, те же фары... Да только приборы поменьше наших, да наверняка тусклые. Если что-то внезапно пошло не так, то можно не только растеряться, но и потеряться...
("классика" этим иной раз грешит - все же ЭЛТ приборы тускнеют со временем, а ночью их в любом случае делаешь подсветку потусклее, чтобы глаза не напрягать)
Заруливаем на стоянку. Прощаемся, наконец, с самолетом. Лечись, брат! Ты все равно молодец!
На "Границе" догоняем-таки экипаж проводников с 925-го рейса. Ну а на входе в штурманскую сталкиваюсь с пилотами.
...Прощаюсь со своим экипажем, благодарю за прекрасную работу. Женьке напутствую, чтоб не брезговал летать почаще. Эх, если б от него только зависело!
На завтра у меня по плану Норильск (оговорюсь сразу, что я его уже слетал - а то недавно выяснил, что некоторые считают, что я свой блог веду прямо по ходу полета), затем неожиданно выпавший тренажер...
Иду по коридору для выхода в терминал, навстречу попадается мой коллега, такой же пилот-инструктор, Сергей. Здороваемся, он идет дальше, но оборачивается:
- А я вместо тебя сейчас в Новосибирск улетаю
- Вот как. Ну, я даже не знаю, что сказать... Удачи!
Действительно, вряд ли он сильно рад предстоящей поездке... А может быть, и рад был поменять один рабочий Норильск и тренажер на три полета "куроедом"?
Надо будет узнать.
- - -
Всем большое спасибо!
Летайте безопасно!
Journal information