denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Хроники декабря. Минеральные Воды.


Фотографии в альбоме «URMM_101213» denokan на Яндекс.Фотках

Имена героев сначала вымышлены, затем изменены. Любые совпадения с реальными событиями случайны

--==(о)==--


- Денис, а ты на "восьмисотке" умеешь летать?

Начальник ПДС так шутит.

- Ну да, чуточку могу. А что такое? Вы хотите вместо "четырехсотки" дать "восьмисотку"?


Это было бы хорошей новостью. При всей моей любви к "классике", коей является B737-400, любовь к В737-800 - самолету "следующего поколения", Next Generation - гораздо сильнее.

- Я пока не знаю. Но в МинВоды сегодня летят 40 детей, а BAN могут не успеть подготовить к рейсу. Посмотрим, если что - будем менять. Твой второй пилот-то допущен к 800-ке?
- Да, конечно. Меняйте, было бы здорово. На 800-ке я готов хоть на Луну лететь.

--==(о)==--

Изначально я должен был лететь сегодня на проверку Одного Большого Начальника (ОБН). Но, видимо, в самый что ни на есть последний момент, звезды на небе повернулись таким образом, что у последнего появились неотложные дела - и сегодня я лечу в обычный рейс с хорошим вторым пилотом, из молодежи.

И (только между нами!) - я даже рад сему обстоятельству! Летать с ОБН-ами и, тем более, проверять их - это та еще работенка. Особенно, если когда-то давно, в прошлой жизни, при становлении В737 в компании, ты с этим ОБН-ом работал вторым пилотом и пытался дискутировать по разным обстоятельствам... Особенно, если ты проверяешь его по задаче "правого кресла" и он будет должен выполнять роль второго пилота со всеми вытекающими отсюда нюансами.

Так что настроение у меня очень даже стремительно улучшилось! Мой второй пилот, Юра - из лучших представителей "новой смены", и я постараюсь этот рейс сделать максимально полезным.

Я уже посмотрел погоду в МинВодах и Домодедово - везде ожидают сильный порывистый ветер при общей ясной погоде. И решение тут может быть только одним - в обе стороны полетит Юрка. Пусть тренируется - я уверен, что капитанство мимо таких парней мимо не пройдет. А к нему надо подойти уже "с багажом".

По-крайней мере, это мое мнение - нечего мариновать вторых пилотов в тепличных условиях, тем более, если они уже не новички.

--==(о)==--

Необходимость перед рейсом зайти в офис привела к тому, что я пришел в "брифинг-рум" несколько позже обычного - не за два часа до вылета, как я обычно делаю, а за 1:20. Нет, я знаю, конечно, что многие намеренно не торопятся приходить "пораньше", но мне комфортнее иметь определенный простор по времени, чтобы подготовиться без суеты и ненужной спешки.

Юра уже здесь. Здороваемся.

- Денис, у нас был BAN, но только что сообщили, что будет "восьмисотка", BDH.
- Это радует. Там с нами 40 детей летят из Самары. BAN что-то завис на техобслуживании. А Delta Hotel уже на базе?
- Да, на стоянке G8A
- Ого. Далековато.


Быстро прохожу "формальности" - чек-ин в системе AIMS, изучение погоды, NOTAM, временных режимов и прочей макулатуры, столь необходимой для полетов.

- А ты, я знаю, сегодня и не планировал лететь?
- Да, у меня "available" в AIMSе был. Вчера вечером только изменили.
- Сегодня я должен был с ОБН лететь на проверку, но что-то, видимо, помешало. Ну и да ладно - по мне так даже лучше. Я смотрю, и в МинВодах и здесь сильный порывистый ветер, предлагаю тебе в обе стороны лететь. Ты как на это смотришь?


Пауза

- Я готов!
- Вот и здорово. Потренируешься. Пора начинать летать "по-взрослому".


Из всей документации нам не хватает только CFP - штурманского расчета полета. Где-то в недрах авиакомпании сейчас этим занимаются специально наученные люди. Без него мы не можем принять решение о заправке топливом.

- А девчонки уже были?
- Да, старшую зовут Катя. Я бы, наверное, не узнал о замене борта - только она и рассказала, мне никто не звонил.
- Ну, как всегда. Для того они с нами брифинг и проводят, чтобы все рассказать.


Это тоже шутка. Но факт лучшей осведомленности бортпроводников о всех текущих изменениях меня давно забавляет.

--==(о)==--

Наконец, CFP получен. Быстро пробегаемся по нему - компания предлагает нам лететь в МинВоды без "танкирования", т.е., с заправкой там. Значит, так выгоднее, исходя из рыночных цен на керосин "тут" и "там". Немного увеличиваем предложенную заправку на значение "компанейской экстры", передаем данные о решении, собираемся и идем...

...на автобусную остановку.

Ждем крю-бас (crew bus, автобус для экипажа). Заодно оцениваю красоту сегодняшнего рассвета. Скорее бы добраться до стоянки - пока солнце окончательно не встало.





Дожидаемся зеленую "маршрутку", садимся в нее.

- Вам куда, ребят?
- На гольф-восемь-аня, будьте добры.


Добираемся до стоянки. Иду осматривать лайнер перед вылетом... "Привет, Брат! Как дела? Скучал?"











Опаньки. А это явно "птеродактиль" - Ил-76 - хочет пролеть над аэродромом!





"Красавец-лайнер Аэрофлота" - Ту-154м - готовится выполнить посадку на ВПП 32П.





Осмотр закончен, захожу в самолет. В нем знакомое столпотворение - "группа захвата" (уборщицы и прочие работники аэропорта) смешалась с бортпроводниками прошлого рейса и нашего. Окунаюсь в манящий хаос, предваряющий любимую работу.

--==(о)==--

- Дамы и Господа! Говорит командир корабля. Прослушайте, пожалуйста, информацию о нашем полете. Мы летим на эшелоне 390, это 39000 футов, или 11900м - кому как удобнее. У нас все замечательно и я надеюсь, что Вы получите от полета такое же удовольствие, как и мы...

Небо под нами на удивление чистое. И свежий снег рисует картинку на земле своим контрастом.







Полет в МинВоды хорош тем, что он... недолог. Конечно, тут можно долго спорить о вкусах, но именно рейс 1213 зимой замечателен в том плане, что он "честный дневной" - один из немногих, который выполняется полностью в светлое время суток - успеваешь сесть до наступления темноты.

А еще полеты в МинВоды редко бывают "скучными". Я уже не раз писал о разных местных "казусах", и в предыдущем рейсе, о котором я еще не писал, без них не обошлось.

Что же сегодня нам приготовят интересного?

--==(о)==--

Принтер ACARS распечатал свежую информацию о погоде в МинВодах.

- Ну вот. Как только летят нормальные парни, ветер сразу стихает. Сейчас 270 градусов, 1 м/с. Правда, есть надежда, что он усилится.

Начинаем готовиться к заходу на посадку. В работе ВПП с курсом 115, однако, держим в уме то, что ветер уже развернулся. Если он усилится - он может стать неприлично попутным, и, возможно, придется в процессе захода готовиться заново для посадки с другим курсом, 295.

Юра проводит брифинг. Я задаю лишь один вопрос:

- Когда планируешь отключить автопилот?
- Хм. Хотелось бы после эшелона перехода...


Смотрит на меня. Я молчу.

-..обычно, с большинством капитаном, раньше тысячи футов не отключаюсь.
- Как насчет 10 000 футов? Погода сегодня обещает быть хорошей.
- На десяти тысячах я отключался только один раз, когда летал проверку после ввода в строй с Алексеем Ш.


Очень жаль, что Алексей Ш. пошел на повышение в другую компанию...

- Вот и чудесно - давай сегодня, если никаких иных нюансов не будет - планировать заход в ручном режиме с сотого эшелона.

Но это ж Минводы.

Как тут без "нюансов"?
--==(о)==--



Начинаем снижение. Первоначально нам разрешили снижаться эшелон 330. На этой высоте мы переходим на частоту Ростов-Контроль, который будет нас снижать дальше, вплоть до передачи нас МинВодам-Подход.

- Глобус 1213, день добрый! Снижайтесь эшелон 220, вертикальная скорость не более полторы тысячи футов в минуту. Для информации - впереди снижается однотипный Трансаэро с посадкой в МинВодах, между вами 21 км.

Хм. Выполняем. 21 км - приличное расстояние. Но я что-то не слышу в эфире, чтобы были какие-то указания для Трансаэро - например, увеличить приборную, либо вертикальную, либо векторить его для того, чтобы он быстрее зашел.

Тем более, что в работе ВПП 12, и, в отличие от обратного курса, там нет проблем с освобождением - сел, докатился до конца и освободил направо, на РД А. Если бы это была ВПП 30, то пришлось бы сесть, пробежаться, развернуться на 180 градусов и докатиться до той же РД А, что заняло бы время.

Тем временем, мы постепенно уходим выше и выше от расчетного профиля снижения - при такой небольшой для этой высоты вертикальной скорости мы так и будем уходить.

Слышу в эфире, доклад Трансаэро о том, что он подходит к эшелону 210. А мы только что пересекли эшелон 260. Следовательно, между нами минимум 3000-4000 футов разницы по высоте. Это неприлично много и достаточно для комфортного захода! Неужели диспетчер этого не понимает?

Пока что мы на 2500 футов выше нормального профиля. На таком удалении это еще терпимо, но если так и будет продолжаться - мы окажемся уже некомфортно высоко.

















- Минводы, Глобус 1213, разрешите увеличить вертикальную скорость, иначе мы окажемся высоко для захода.
- Нет, я повторяю, впереди борт с посадкой в Минводах. Держите минимальную скорость!
- Да мы и так ее держим. Между нами минимум 3000 футов! Это более, чем достаточно.


Люминь.

Коллеги с Трансаэро подсказывают, что у них скорость 260. У нас 230. Мы по-любому их не догоняем сейчас.

Диспетчер снизошел до того, чтобы отправить Трансаэро "курсом к 4-му развороту". Это, типа, векторение по правилам зональной навигации, которой в МинВодах нет. Диспетчер должен задавать курсы. Конечно, все друг друга поняли "по привычке".

Выходим на связь с Подходом. Та же история. "Впереди борт, держите минимальную скорость". Традиционно - у них либо "максимальную держите", либо "минимальную". Интересно, а на автомобилях они так же ездят - "газ в пол/тормоз в пол"?

Но здравый смысл все-же возобладал. Где-то на 100м эшелоне нас отправляют вправо градусов на тридцать. Чувствую, что заход будет "размашистым" - еще б! Ведь "всего 20 км между вами"! (сарказм).

Теперь есть простор для снижения.

- Ну что, Юрка, будешь отключаться?
- Да что-то болтает так..


Да, болтанка есть, чувствительная. Не такая уж, чтобы... но... Не буду настаивать. Попозже.

Диспетчер сообщает, что ветер у земли сейчас 260 градусов, 3 метра в секунду с порывами до 5. Что ж, это уже немного попутный ветер. Но нам подходит. Даже полезно будет Юрке потренироваться с попутным ветром.

Снизились уже до эшелона перехода. Мы уже прилично далеко от схемы захода и избавились от лишней высоты. Более того, мы уже даже несколько ниже нормального профиля для захода с текущей позиции. Что ж, комфортно.

И болтанки уже нет.

- Давай, Юрка, отключайся!

Клик-клик.

--==(о)==--

Перешли на связь с Кругом.

- Глобус 1213, продолжайте заход. Для информации, впереди вас В737, удаление 25 километров.

Плакать или смеяться? И эти парни будут принимать самолеты в рамках Олимпиады 2014? МинВоды выступают одним из запасных аэродромов...

25 км! Начинали с 21. При том, что ТСО был на тройку эшелонов ниже. К чему это ограничение в 1500 футов в минуту? ТСО в горизонте шел? Нет, он так же снижался, с большей скоростью. И летел быстрее. Или в небе над МинВодами законы физики и математики несколько иные?

Конечно же, когда мы садились, ТСО уже трап подгонял.
--==(о)==--

А Юрка что? А Юрка молодец. Мне практически не пришлось вмешиваться, разве что чуть подстраховать при касании - сели чуть левее осевой с небольшим креном, не очень-то и нужным в этой ситуации, но вполне нормально.

МинВоды...



Заруливаем на стоянку, выключаемся.

-...благодарю Вас за внимание. Ну а юным чемпионам желаю успехов и побед! Всего самого доброго, до свидания!

Ребятишки - которых мы сегодня везли - это футболисты. Проводницы рассказали, что они были такими уставшими, что половина заснула еще на взлете. Со слов тренера, они уже долгое время в пути, и на чем только не путешествовали...





А в аэропорту сегодня людно. Оказывается, Волгоград и Сочи не принимали по погоде, поэтому сюда прилетело сразу несколько бортов на запасной.

Эти фото специально для тебя, Олег :)





--==(о)==--

- Ой, обратно такая хорошая загрузка!

Дай угадаю? Наверное, немного пассажиров?

-...всего шестьдесят "эконома" и два "бизнеса".
- Чего ж хорошего, Кать? Эдак, не дай Бог, еще по миру пойдем, от такой загрузки. Надо, чтобы 140 "эконом" и 12 "бизнеса"!


Обратно вылетели так же по расписанию, что меня удивило. Несмотря на необходимость заправки и сбойную ситуацию в аэропорту. Кривой заход вполне компенсирован отличной работой наземных служб!

Юрка прекрасно справился со взлетом и набором высоты. В Москве нас, судя по погоде, так же будет ждать ветер - но не такой "детский", каким он оказался в МинВодах. А что-то вроде 8-13 м/с (16-26 узлов). Правда, практически встречный, под небольшим углом к посадочному курсу. Единственная "засада" при этом - скорость полета по глиссаде будет чувствительно повышенной. При данных значениях она будет +17 узлов от Vref. 7 узлов получено от половины встречной составляющей устойчивого ветра, а еще 10 - это полный прирост порыва над значением устойчивого ветра

Благодаря небольшому количеству пассажиров масса самолета не такая уж и большая, поэтому увеличение скорости на посадке не так уж и страшно с т.з. возможного превышения ограничений по скорости полета с выпущенной механизацией. Vref планируется быть 135 узлов, соответственно, скорость на заходе 152. Ограничение - 175. Запас более чем.

Однако, в полетах на повышенной скорости есть свой "нюансик" - самолет садиться не хочет, т.к. очень много подъемной силы. Поэтому методика посадки предусматривает погасить скорость к выравниванию на значение прибавки "от устойчивого ветра", сохраняя "прибавку от порывов" до касания. Естессвенно, миллиметрить тут сложно, посему задача следующая - как можно точнее выдержать скорость над торцом, не допуская лишнего увеличения от расчетной, затем к выравниванию чуть прибрать режим работы двигателей, позволив тем самым скорости чуть упасть... Ну а затем, собственно, "досадить" самолет, учитывая то, что скорость повышенная. Т.е., не допустить ненужного перелета.





Московское небо в этот раз оказалось достаточно свободным. Нас даже "спрямили". Почти до входа в глиссаду полет был спокоен.

Ну а далее стало "штормить", т.е., началась болтанка из-за неспокойного порывистого ветра. Скорость привычно стала гулять туда-сюда, ну а Юрка... А Юрка молодец. Справился просто прекрасно. Ветер, правда, по сообщению диспетчера стих по сравнению с тем, к которому мы готовились и прибавка к Vref была всего +10. Но без каких-либо вмешательств и помощи с моей стороны, кроме стандартных докладов, Юрка довел самолет до ВПП и вернул его на землю. Толковый молодой парень - явно за такими будущее!

- Молодец, Юрка! А вот ОБН такую классную возможность полетать упустил!

Подождали на рулении. Снежный поземок - захватывающее зрелище.



Ну а сейчас я просто помолчу. Фото, конечно же, не профессиональные... Но мне нравятся.





























--==(о)==--

Наш рейс окончен. Выхожу из кабины, в руке фотоаппарат.

- Ой, а Вы с фотоаппаратом? Вы там что, фотографировались в кабине?..

Одна из проводниц "удивляется".

- Ага.
- ...в разных позах?


На грани фола. Что ж, осадим:

- Эх, девушка! Вам бы всё "в разных позах фотографироваться". Так Вы на улицу гляньте - какой там красивый закат! Какие там "позы" по сравнению с этим!

--==(о)==--

А это наш тот самый BAN. Стоит, ждет своего рейса.







Осматриваю самолет после рейса. Подхожу к двигателю, приобнимаю его за входное отверстие.

- Спасибо, Брат! Люблю тебя!











"Зеро" :)



Пока-пока, Delta Hotel!



Всем хорошего настроения!


Subscribe
promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →