denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Об эффективном CRM, инструкторах и.... Часть 2

Высказался на форуме в ответ оппоненту на "ненужность CRM" Переношу сюда.

============================
Я о том и пишу. Что то, что мы наблюдаем сейчас - есть апогей чудовищного формализма, заложенного в СССР. Верхи не могут, низы не хотят.

Дисциплина, основанная на страхе наказания - это худший способ достижения безопасности! Лучший - если дисциплина основана на понимании высокой ответственности... и... опять можно заговорить о CRM, т.к. оно к этому и призывает.

Ваше предложение - выкинуть одно, а другое оставить - лишено практического смысла. Знаете, одна из проблем в общении  следующая - человек слушает, но не слышит. Вот и на этой ветке это здорово прослеживается. Вы слушаете, но не слышите. Попробую еще раз, но другими словами:

1. За 50 лет кол-во катастроф значительно уменьшилось. Но они продолжают происходить.
2. За 50 лет изменилось соотношение в процентах от общего кол-ва катастроф - по причине матчасти и ЧФ. Неужели сегодняшние пилоты - плохие, хуже, чем те, которые были 50 лет назад?
3. Нет. За эти годы значительно усовершенствовалась матчасть. Ее можно улучшать до бесконечности, поэтому процент катастроф по ее вине будет неуклонно уменьшаться.
4. А человека изменить нельзя. Физически. Мы не можем пришить ему третью руку, ногу, глаз. Не можем повлиять на его скорость реакции, скорость осознания ситуации на природную склонность к правильным решениям.
5. Мы можем попытаться изменить поведения человека, с целью достигнуть им, человеком, понимания - как лучше, эффективнее, безопаснее работать со всеми этими составляющими полета, и главное - другими людьми.

Команда средних специалистов работает эффективнее, нежели неорганизованная толпа высококлассных кадров.

Чисто советский образ мышления - "а ну ка, научите меня, а я посмотрю" - очень плохой. Обучение неэффективно, если обучаемый не хочет учиться. В дискуссиях о CRM мы это, в общем, видим..

Наиболее эффективный метод обучения принципам CRM - постоянная практика. Вы можете это делать сами, совсем необязательно посещать курсы. Но с т.з. эффективности, курсы лучше все-таки, посещать.

Однако, не только обучаемый виновен в низком качестве обучения. Возможно, учители (инструкторы) не смогли найти тот тонкий индивидуальный подход, чтобы зародить в голове обучаемого желание учиться.

Я наблюдаю этот эффект повседневно в своей работе. Не зародив искры - обучение неэффективно. Да, можно запугать увольнением, но лучший способ - наткнуться в душе на те струнки, которые сподвигнут обучаемого. Да, иной раз, единственный способ - угроза увольнение... но! Нужен ли нам такой специалист, когда за дверью есть более достойные?

Роль инструктора очень велика. Вот, например, из опыта эксплуатации Б-737. Инструктор отстраняет от ввода в строй второго пилота за то, что тот "мало того - не проверил напряжение перед подключением генератора ВСУ на сеть, так еще и осмелился спорить с Заместителем Бога В Авиакомпании"

Разберем эту ситуацию:
  1. В процедурах авиакомпании нет проверки напряжения перед подключением ВСУ на сеть.
  2. В процедурах Боинга нет проверки подключения ВСУ на сеть.
  3. Второй пилот знает эти процедуры, он хочет оправдать свое честное имя...
  4. Инструктор (Зам.Бога в А/К) в гневе отстраняет его от полета.

Вот вам CRM в компании чистой воды. Причем такая ситуация случается очень часто и в разных авиакомпаниях нашей страны.

Инструктор плюет на:
  1. Стандарты авиакомпании
  2. Инструктор не пытается объяснить, почему он "рекомендовал бы" (ключевое слово "бы") проверять напряжение
  3. Инструктор гасит любые попытки обсуждения.
  4. И, чтобы показать место этому "сопляку", инструктор изощренно унижает его, отстраняя от ввода.

===========
PS Описанная ситуация - реальная. Поведанная мне коллегой из соседней авиакомпании. И именно этот вопрос (надо или не надо проверять?) - один из наиболее часто задаваемых мне пилотами.

Вот и вопрос - какой стиль отношения к стандартам, к взаимодействию воспитается у второго пилота? Захочет ли он доложить своему командиру о каком-либо сомнении в ходе полета? Об отклонении КВС от стандартных процедур?
Tags: 737, crm, инструктор, человеческий фактор
Subscribe
Buy for 60 tokens
Здравствуй, уважаемый Читатель. Хочется поделиться с тобой историей, как я приобщился к виртуальной авиации. Как оказалось, можно почувствовать себя пилотом авиалайнера дома, в случае если нет возможности стать настоящим пилотом, а тяга к небу имеется и не проходит. А тяга к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments