denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Хроники сентября. Норильск.


Имена героев вымышлены, любые совпадения с реальными событиями случайны (с)

Что-то давненько у меня не было ночных рейсов... Видно, кто-то в службе планирования недоглядел и предусмотрел всего один ночной в сентябре. Зато какой!

Норильск... Суровый, как три с половиной Челябинска.

Если в предыдущих записях я писал о "топе" своих предпочтений - Сплит, Дубровник, то Норильск при всей его значимости в моей летной судьбе (я начинал дорогу в Большую Авиацию именно там) - место, куда я совсем не горю желанием летать. И, думаю, большинство пилотов придерживаются такого же мнения...







- Добрый вечер! Глобус, Норильск, Окань

Девушка, делящая людей на причастных и непричастных к сегодняшним небесным приключениям, сверяется со списком кандидатов.

- Добрый, вечер, проходите!

Машина завертелась...
--==(о)==--

Рейс в Норильск всегда особенный.

Это то место, в котором никогда нельзя быть уверенным. Можно вылететь при чудесном прогнозе, а прилететь в нулевую видимость... При этом нулевая видимость может быть вызвана разными причинами - будь то туман или же буран. И, что совсем уже неудивительно - везде может быть хорошая погода, а именно в Алыкеле - туман, видимость 100м.

А если нет тумана или метели, то вполне возможен очень сильный ветер, который будет обязательно задувать поперек полосы. И обязательно чуть-чуть но за пределом.

Или же - приколисты-аэродромщики, которые ничтоже сумнящеся выдают в эфир состояние ВПП "нормативное сцепление по третям ВПП 0.33, 0.33, 0.29". Типа, "если что, мы не при делах".  0.33 - сцепление ну почти нормальное, а 0.29 - это уже менее предельного. Пусть, мол, КВС берет на себя всю ответственность. Примет решение садиться и сядет - молодец. Не остановится - "а мы предупреждали"...  Каждый аэропорт имеет свои "приколы", но Норильск при своих погодных катаклизмах и кривой ВПП на юморной совсем не тянет.

Вот и в этот раз, изучая прогноз, я скептически отношусь к тому, что он "летный". Ветер, правда, обещают порывистый (а когда хитрые местные синоптики иное писали? Это прямо как в Сочи - у тех всегда прогноза стандартный). Зато даже во временных изменениях видимость не прогнозируется ниже 1000м.

Сегодня мы летим двумя командирами. Без второго пилота. Мол, "сложный аэродром. Там трэба два командира на посадке" - ничего не поделать, политика авиакомпании. Правда, в Шамбери, куда более сложный аэродром, вполне себе выполняется командиром и вторым пилотом...

И сегодня у нас совсем не усиленный экипаж - если по погодным условиям придется уйти на запасной, то добраться обратно до Москвы будет весьма проблематично...

В штурманской здороваюсь со знакомым командиром из Таймыра. Он сегодня тоже летит в те края, позади нас. Приглашает в гости, "если что" - они туда летят, чтобы остаться отдыхать для выполнения какого-то следующего рейса из Норильска. Такое приглашение сродни знаменитой "будете у нас на Колыме...", ну уж, не надо - совсем не хочется испытывать алыкельское гостеприимство. Лучше уж побыстрее домой!

--==(о)==--



Сегодня Москва находится почти в самом центре очередного циклона. Я уже потерял счет дням, в которых дождь льет не переставая. Такого мерзкого сентября за годы жизни в этих местах я не припомню. Говорят, метеорологи тоже.





В Норильск сегодня летит второй пилот. Т.е., я. Как инструктор, имеющий допуск справа, я исполняю обязанности второго пилота. А КВС, Сергей, поведет наш лайнер обратно. Вообще, такое разделение часто вносит определенную степень неудобства - летать "двумя командирами" часто даже сложнее, чем в обычной связке "командир - второй пилот". А если еще и пилот-инструктор в задании записан вторым пилотом... Мне-то фиолетово по этому поводу, я не комплексую. Не зазорно задание заполнить, портфель со сборниками донести... Другое дело, что командир, чувствуя себя неловко, часто просить подать ему портфель и задание. Иногда такая "борьба" довольно комична.

Вот и сегодня взялся я было оформлять задание, но в полете Сергей попросил  отдать ему, мол, он будет собирать все документы и сам сдаст. Я не стал настаивать.

А так же, именно сегодня есть определенный "плюс" в том, чтобы побыть вторым пилотом - не надо обходить самолет в этот непрекращающийся дождь. Там будет мокнуть капитан.





Готовимся к рейсу. В этом месяце я в-основном летал слева, поэтому приходится "вживаться" в правое кресло. Это не сложно, на самом деле, если ты четко представляешь что должен делать - согласно Стандартным процедурам. Сложность в другом - руки постоянно путаются, если надо кресло пододвинуть - ручки управления у КВС и ВП расположены зеркально.

Схожие "путания" возникает при смене модификаций - на классических 737 пульт управления EFIS находится на центральной панели, расположенной между пилотами. А на NG - на козырьке, перед глазами. И, если надо поменять масштаб на навигационном дисплее, то, полетав на классике и пересев в NG, рука непроизвольно тянется вниз.

--==(о)==--

Мы готовились вылетать с ВПП 14 правая и получили диспетчерское разрешение для этой ВПП. Однако, при этом в информации АТИС передавался ветер, больше подходящий для 32-й ВПП. Предстоящая смена ВПП была очевидной и она случилась...

При смене ВПП тем бортам, которые получили уже разрешение на вылет с предыдущей полосы требуется получить новое разрешение на частоте Деливери. А так как таких бортов было не один и не два, а штук 10, включая наш (плюс еще желающие из "новеньких") - легко представить, какая свалка началась на этой частоте... Вы спрашиваете, откуда возникают задержки с отправлением когда пассажиры посажены и двери закрыты? Вот так они и возникают...

С превеликим трудом вклинившись и получив новое разрешение, мы, наконец, начинаем буксировку и запуск.

--==(о)==--

...Вылетаем. Вся московская область залита дождем, а мы продираемся сквозь тучи и, наконец, выходим в ясное небо. Справа Луна и созвездие Ориона, а где над нами слева - Большая Медведица. В такой компании и полетим до самого Норильска.



Пока есть зона покрытия системы ACARS (при полетах на север станций все еще мало), принимаем погоду по маршрутным запасным. Норильск принять не получится - этот аэропорт не носит звание международного и в общую базу данных информация о его погоде не вносится. Собственно, и аэронавигационные схемы Jeppesen разработал "только для русских юзеров".

Привет жителям Сыктывкара!



Есть в старых "будильниках" (так пилоты зовут традиционные стрелочные приборы) что-то родное, домашнее...



Луна, однако. Пришлось помучиться, но результат, видимо, того стоит.



Выше я писал про EFIS. Она - на переднем плане. Позволяет выбирать режим отображения информации на навигационном дисплее, менять масштаб, включать отображение отдельных элементов (аэропорты, навигационные точки и т.п.), устанавливать давление, задавать минимум при посадке и т.д. и т.п.



Primary Flight Display. Главный пилотажный прибор.



А тем временем, идущий позади нас Нордстар (он же "Таймыр") запросил у диспетчера погоду Норильска. Ну, чего б не послушать, хоть еще и лететь полтора часа...

- Погода Норильска. Ветер 90/1, видимость 300, на полосе 1100, нижний край 70м, туман....

Вот. Уже не так скучно. Уже гораздо интереснее. Пока на дворе темно, видимость по огням превышает метеорологическую видимость объектов. Т.е., сама ВПП может быть и не видна, но яркие огни создают ее контур, пробивая светом толщу тумана. Но как только начинает светать, это волшебство исчезает. Мы прибываем еще по темноте, поэтому особо пока не волнуемся, но напрягаемся.

--==(о)==--

Где-то там, под Землей, начинает светать. Рождается новый день.





Следующая получасовая метеоинформация внесла успокоение. Видимость 3 км. Что ж, Нижневартовск на сегодня отменяется?

--==(о)==--

Погода на посадке оказалась отличной. Облачность 400м, и видимость ВПП - с точки входа в глиссаду. Ветер - практически штиль. Воздух - как молоко в холодильнике, самолет летит в нем как влитой, практически не требуя никаких изменений в тяге или положении.

В Норильске очень неровная ВПП. И даже дело не в знаменитом горбе на ВПП 19. Дело в банальных колдобоинах. Не, конечно, Норильск не лидер в этом, до убитости томской ВПП ему еще далеко. Но тем не менее, самолет очень жалко и я всегда, если есть возможность, выполняю посадку с закрылками 40 и повышенный уровень торможения. Это позволяет уменьшить скорость касания и пробег.

Сегодня мы садимся на ВПП 01. Если бы не неровности, то можно этот курс назвать вполне обыденным. В отличие от ВПП 19 - тот "пупок" воспет неоднократно. Правда, у меня свое мнение насчет него - он находится как раз на таком удалении от торца, на котором и выполняются обычные посадки. Собственно, от пилота остается лишь не уходить под глиссаду и выполнить нормальное приземление, без фанатизма... А последний может лишь усугубить ситуацию - если намеренно "перелетать", то дальше предстоит посадка под уклон, что тоже, собственно, не очень комфортно - земля постоянно убегает из под колес, а скорость-то на выравнивании падает. И тормозит самолет под уклон похуже.

А наша посадка сегодня - вполне обыденная. Свет фар выхыватывает набегающие швы бетонной ВПП, штурвал плавно идет на себя... Чпок... Бах-бабах-бабабабах - самолет оттормаживается по колдобоинам. Переданное сцепление 0.4 сегодня гораздо больше похоже на 0.7, мы быстренько достигаем скорости руления.

И катимся в конец ВПП, чтобы освободить ее на РД А, где нас будет ждать буксир. Здесь, как в Минводах, аэропорт считает, что зарабатывание денег на топливе и обслуживании - это не все аспекты бизнеса. Можно срубить денег и на том основании, что "перрон находится в плохом состоянии и возможно повреждение низкорасположенных двигателей". И предложить (точнее, навязать) буксировку. Заботятся о нас!



А здесь снежок! Да и, собственно, не жарко! Температура -7 градусов!

Север!



--==(о)==--


Норильск... Самый мимимишный аэропорт в мире! Его нежные цвета не могут не умилять (особенно, если знать, как все выглядело 10 лет назад)







Погода-то какая хорошая!

А это спецом для airguide - диспетчерская вышка.



На 1-й стоянке наш собрат из Таймыра готовиться в очередное путешествие.





Загрузился пассажирами и почапал на буксире.

А нас уже почти разгрузили... Не знаю, как сейчас, но раньше для проводников любая погрузка/разгрузка в Норильске была сущим мучением -  возили, например, коробки с фруктами, а грузчики наровили что-нибудь вскрыть (и присвоить), а если за руку не пойман, то доказать ничего невозможно - вскрытую коробку автоматически перекладывали на ответственность бортпроводника. И тот ехал в "амбар", где происходило взвешивание груза... И так из рейса в рейс... Помню, был в СиАТ один парень - вот тот умел находить общий язык с грузчиками, что при его 120 кг было неудивительно.


--==(о)==--


...Закончил вбивать маршрут и первоначальные данные в компьютер... Смотрю на улицу и понимаю, что мир изменился. Видимость стала ухудшаться.





Неужели один взлетевший и один севший борты Таймыра смогли так затуманить морозный воздух? Такое бывает - теплые газы от двигателей нагревают воздух и образуется туман. Но чтобы накрыть весь аэродром? Нет, тут что-то глобальнее.



Заруливший на 1-ю стоянку прибывший Таймыр практически не просматривается.





АТИС вещает о том, что "видимость на полосе менее 300м". Этого нам недостаточно для взлета. Нам нужно не менее 300. А взять их, собственно, уже неоткуда - рассвет свел на нет преимущество огней ВПП. За какие-то минуты накрыло так, что даже рукав "гейта", находящийся перед самолетом в пятнадцати метров стал виден нечетко! А Таймыр справа совсем исчез!

А температура -7 и точка росы тоже -7... Тут сам Бог велел быть туману... Задержись мы на полчаса - куковали б в Нижневартовске!

Ну а нам скоро вылетать...

Да уж... Такое может продержаться очень долго. Ветра нет, солнце еще не взошло... Да и успеет ли оно прогреть воздух и землю, чтобы испарить туман?

Обсуждаем с Сергеем эту ситуацию. Чешем репы. Действительно, интересное положение. А ведь еще и фактор времени работы аэропорта действует - по регламенту он закроется в 12 часов дня... А туман в этом месте может держаться и сутками...

Усмехаюсь, вспоминая диалог в штурманской. Возможно, придется воспользоваться приглашением посетить местную гостиницу. Рабочее время, оно, хоть и резиновое, но все равно имеет рамки и ограничения.

Приходит представить авиакомпании, интересуется, что делать с пассажирами... Держать их в вокзале или посадить в самолет и ждать погоды? И то и другое имеет свои плюсы и минусы... Но второе предпочтительнее - если появится "окно", мы будем готовы. Если же пассажиры будут в аэровокзале - то собрать их быстро может и не получится... С другой стороны, возможно, предстоит подождать несколько часов - как будут себя вести трансферники? Воспоминания о запасном в Шереметьево еще не стерлись из головы.

- Будем сажать в самолет, и ждать погоды. Вроде чуть прояснивается - соседняя стоянка стала немного видна...

Решение принято. Пассажиры постепенно наполняют наш гостеприимный лайнер... Двери закрыты.

А "соседи" запросили буксировку. Что ж, хороший ход - ждать "окно" в непосредственной близости ВПП. Правда, уехавший с соседней стоянки лайнер безусловно внес сумятицу в головы пассажиров - старший бортпроводник доложила, что пассажиры беспокоятся, мол, Таймыр улетел, а мы стоим. Объясняю, что Таймыр никуда не улетал - он так же ждет, но не на стоянке, а возле ВПП.

Обсуждаем с Сергеем нюансы взлета в условиях плохой видимости - какие будут действия при внезапном попадании в нулевую видимость, по каким приборам контролировать движение ВС, как будем взаимодействовать. Я предлагаю использовать закрылки 15 для взлета и повышенную тягу - это позволит минимизировать время нахождения самолета на ВПП в целом и в плохой видимости в частности. Как тут не вспомнить старую поговорку отечественных пилотов: "Взлетим, а там разберемся!"

Впервые я ее в Норильске и услышал...

--==(о)==--


...Туман густой настолько, что за "рукавом" не видно даже забора, примыкающего к зданию АДП. Люди-тени снуют мимо. Так и хочется позвать "лошадку"...



Вспоминаю о том, что прогноз-то, который мы по прилету получили от представителя, не предусматривал ничего подобного. Заглядываю еще раз - вдруг чего недоглядел? Ан нет. Все доглядел. Более того, он был издан в тот момент, когда туман уже начал покрывать норильский аэропорт... А синоптики посчитали, что в это время следует ждать ветер 4 м/с с порывами до 9, видимость 3000, временами 1000м.

- Обалдеть. Они что, за окно не смотрят?
- Похоже, что да...


Здорово. По прогнозу у нас должен быть чувствительно сильный ветер и нормальная видимость. А вместо этого свежая метеоинформация сообщает о 50 (!) метрах видимости на ВПП.

Интересуюсь у диспетчера:
- Руление, а Вы не подскажете, Ваши бесшабашные синоптики случайно не написали новый безумный прогноз во изменение предыдущего?
- Да пишут уже
- Будьте добры, как напишут, расскажите его.
- Да вот уже, корректив вышел. Ветер 90 градусов 4 порыв 9, Видимость 500, временами 1000. Изменения с 3-х до 4-х видимость 1500.
- Спасибо. А вы не подскажете, они точно в этом здании сидят? За окно смотрят, когда прогнозы составляют? Ветра вообще нет.
- Видимо, в Сочи сидят. В окно не смотрят
.

Ну а как тут не язвить? Туман, видимость 50. Воздух неподвижен, а они пишут прогноз, что уже сию должен быть ветер до 9 м/с. На основании чего и как?

Что ж, есть надежда, что через пару часов погода начнет улучшаться. Мы уже посчитали все свои запасы по рабочему времени, теперь остается только сидеть и ждать, периодически информируя пассажиров.

По уму - спать надо. Но почему-то сон не идет совсем. Чего не скажешь о водителе буксировщика под нами.



...Прошел еще час. Без особых изменений. Воздух над нами то синеет, то снова наливается серостью - по земле стелятся клубы тумана, слой, видимо, тонкий (в АТИСе фигурирует то 40, то 30 метров), но весьма густой. Видимость все время менее 300м и это тот самый случай, когда данные с измерительной системы, установленной вдоль ВПП совпадают с тем, что видишь.

Температура немного выросла за это время. Уже -5, но и точка росы тоже -5. Все еще "туманные условия". Мы все еще в плену у Норильска...



...Буксир от нас уехал. Видимо, пересменка или что. А погода ВНЕЗАПНО стала улучшаться. Никогда бы не подумал, что там впереди нас не только забор, но и здание! Вот куда люди-то ходили в тумане.



И Таймыр проявился как на фотопленке. Теперь, наверное, пассажиры убедятся, что мы их не обманывали - Таймыр ждет точно так же, как и мы.



Просим диспетчера посодействовать в повторном появлении буксира под нашим самолетом. Обещает прислать первым же рейсом.

Ну просто миллион на миллион уже! Где буксир? Надо улетать отсюда!



Наконец, буксир у нас. Мы плавненько отчаливаем от второй стоянки... Еще немного, и мы окончательно вырвемся из плена.

Пейзаж в районе РД А.







Мы на ВПП. Стоим носом на "пупок" - он возвышается над нами в туманной дымке. Его видно, а что дальше за ним, в низине? Надеемся, что видимость будет не хуже.

Она, собственно, такой и была. Самолет бодро разбежался, нырнул в облака... И тут же очутился в залитом солнцем небе.



Летим домой... Слава Богу!



Луна теперь вперед и чуть справа.



Северная часть страны уже немного заснежена... Что вы говорите, недавно было лето? Не может быть!

--==(о)==--

Через три с половиной часа полета снова окунаемся в облачность... Нетрудно догадаться, что мы над Москвой.















Долетели... Наконец-то!





Всем спасибо!

FLYSAFE

Tags: Норильск, полеты
Subscribe

Posts from This Journal “Норильск” Tag

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →