?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Домодедово. Ночь. 2ч.40мин.

Все нормальные люди уже смотрят второй сон, ну а я только что проснулся, неслышно собрался и вышел из дома. Мой верный "бегемот" дожидается у подъезда, готовый доставить меня в аэропорт за каких-то двадцать минут.

Сегодня я лечу в утренний Тиват. Со мной летит второй пилот, которого я должен тренировать на допуск к полетам на международных авиалиниях. Раньше такая тренировка занимала не менее 100 часов, а сейчас достаточно 10 полетов. Пилотов стали лучше готовить или английский стал вторым родным? Увы, ни то, ни другое.



При трудоустройстве я его проверял на входном тестировании. Помню, на мой вопрос, как он дожил до пятого уровня, он ответил, что самостоятельно, т.к. хочет, чтобы им гордился его родитель. И больше я с ним не пересекался.

Что ж, будет интересно посмотреть.



Аэропорт Домодедово полон жизни, несмотря на столь позднее (или раннее?) время. Как обычно, столпотворение автомобилей на его въезде, громкие объявление эвакуаторщиков, резкие "бибиканья" нетерпеливых водителей.





Эта суета, конечно, не красит главные ворота страны. Как не красит ее и толпа курильщиков, не поменявшая свою дислокацию у основных входов в терминал даже после принятия филькиных законов о запрете курения в общественных местах. Поэтому гостям столицы приходится первым ароматом России вдыхать табачный выхлоп. Затем обалдевать от суеты машин и громогласных громкоговорителей, отбиваться от подозрительных дядек с шашечками в руках...

Трепещите, гости! Здесь вам не провинция и не Шенген какой-нибудь.

--==(о)==--

Готовимся к вылету - погода в Тивате вроде как обещает быть не такой уж и плохой, в отличие от предыдущих дней, прошедших под знаком гроз.

Самолет уже на базе, поэтому выдвигаемся.



Как обычно, оставляю ВП за главного, сам иду осматривать самолет.

Вот здесь путешествуют сумки пассажиров. Передний багажник.



United Airlines ночует в Домодедово. Уж не тот ли это борт, что сел недавно вынужденно?



Осмотр закончен, замечаний нет. Возвращаюсь в кабину. Начинается очередная рутина...

- Доброе утро, уважаемые коллеги! Говорит командир корабля. Меня зовут Денис Окань, с нами летит второй пилот /name/. Прошу нас любить и жаловать, и мы обязательно ответим взаимностью! Летим сегодня в Тиват, время в пути 3 часа 10 минут. Погоду обещают неплохую, днем до 26 градусов, сейчас плюс 20. Я желаю всем отличного настроения и самых замечательных пассажиров, не забудьте приготовить свои чудесные улыбки, ведь от их количества и качества зависит наше всё. Старший бортпроводник, Женя, если Вы слышите, пожалуйста, дайте знать.

Заканчиваем проверку связи с салоном, провожу брифинг с Женей. По окончанию традиционные "чай черный, три лимона без сахара". Поехали готовиться дальше.

--==(о)==--

Привезли пассажиров. В очередной раз нет возможности не улететь по расписанию. Что мы и делаем. Приветственное слово пассажирам, запуск двигателей и руление аж на ВПП 32 правую.

Вдоль нее стелется приземный туман. Это явление умеет чудесным образом закрывать обзор для специальных приборов, измеряющих видимость, которые расположены сбоку от ВПП... оставляя саму ВПП идеально чистой. Однако, прибор в России главнее глаз, поэтому его данным верят больше, чем собственному наблюдению и передают экипажу, что видимость ниже минимума...





Разрешение на взлет получено. Убираю ноги с тормозов, плавно вывожу режим вперед. Обороты стабилизировались, нажимаю кнопку TO/GA - дальше автомат тяги выводит РУД до оборотов взлетного режима, после чего на 84 узлах вновь отдает рычаги во власть пилоту, т.е. после этой скорости АТ не сможет управлять режимом пока взлет не будет произведен и не включится другой режим его работы. Это сделано на случай возможного прекращения взлета на высоких скоростях - если КВС установит РУД в малый газ, но забудет выключить кнопкой автомат тяги, то он не будет выводить РУД снова на взлетный режим, если КВС уберет руку с рычагов.

Самолет начинает движение по неровностям ВПП, я удерживаю направление разбега чуть левее линии осевых огней - чтобы стойка на них не прыгала. Они хоть и утоплены в бетон, но все равно не составляют с ним одно целое.

- Vee One!

"Мы победили!" (созвучно с We Won) (с)

Компьютерный дядька объявляет о достижении скорости принятия решения V1. Теперь, если что-то случится, взлет только продолжаем. Одновременно с докладом убираю правую руку с рычагов тяги - чтобы не было инстинктивного желания прекратить взлет после достижения этой скорости.

- Rotate!

Самолет достиг скорости начала подъема передней ноги. Плавно беру штурвал на себя, огни ВПП уходят вниз. Пара прощальных биений основных колес о бетонные швы - и В737 в небе.

Говорят, в мире каждые две секунды взлетает или садится В737? Вот мы только что это сделали...

- Positive Rate!

Убеждаюсь, что самолет действительно набирает высоту. Можно убирать шасси.

- Gear Up!

800 футов. На этой высоте начинаем разгон для уборки закрылков.

- Set Flaps Up Speed

ВП устанавливает "баг" скорости на 230 узлов. Я плавно уменьшаю тангаж для разгона скорости. Последовательно убираем закрылки.

- Flaps One....     Flaps Up...

Закрылки убраны. Включаю автопилот.

- Autopilot On. My MCP.

3000 футов. Можно переходить к нормальному режиму набора высоты. Включаю режим VNAV - теперь в вертикальном профиле автопилот будет выдерживать данные, заложенные в FMC.

--==(о)==--

Мы дали фору рассвету. Но теперь он начинает нас догонять.









Земля крутится с большей скоростью, чем мы летаем. Поэтому солнце настигает нас окончательно. Зимой у него это будет занимать гораздо дольше.

А я приступаю к своей инструкторской работе.

Когда мы анализировали погоду перед вылетом, прогноз погоды указывал восточный ветер, что в свою очередь может предвещать заход на посадку с применением визуального маневрирования по предписанной линии пути - circle to land with prescribed track - на ВПП 14. Мне надо выяснить, понимает ли ВП, что это за фрукт такой...

\...\

В 90-х годах в Бугурусланском летном училище жучили по навигации на тренажере Ан-2 по самое не балуй. Ну, тех кто хотел. А для меня это было любимой отдушиной - провести время на этом примитивном неподвижном тренажере без визуалиации. Летали "по кругам", по маршрутам - приводные радиостанции, скорость, секундомер. И каким-то образом умудрялись попадать на аэродром. В Академии я использовал каждую возможность полетать на тренажерах, не важно на каком - какой свободен - Як-40, Ту-134, Ан-26 и тот же Ан-2.

Когда только начинал дорогу в большую авиацию, увлекался симулятором от Майкрософт. Вместо летания на FMC (уже тогда модных моделей B737), предпочитал наш Ту-154 или банальные мелкопропы, выполняя полеты в экстремальных "комьютерных погодных условиях" без применения ИЛС. И те тренировки стали очень полезными! Да, симулятор не дает навыки пилотирования. Но какая разница - навигация "в реале" или "в виртуале"? Вот тут уже одни и те же законы в действии. Вот в этом польза от компьютерных тренажеров чрезвычайно велика и я всем "студентам" ее рекомендую.

...Так как, похоже, в наши дни навигация в училищах заброшена на задний двор. Либо же, преподается так, что выветривается после года полетов на "маджентовых" самолетах. А ведь компьютер имеет свойство отказывать.


--==(о)==--

Разобрали. Не знаю, может я запомнюсь этому второму пилоту занудой, раз потратил столько времени на такие "ненужные вещи в эпоху компьютеров". Но мне неважно, я чист перед своей совестью. А может, заронил в молодую голову кое-какие сомнения в том, что все безоблачно и идеально? Может быть... Надеюсь.

Это человеческая сущность, менталитет нашего общества, показывающая глобальные проблемы традиционного подхода к обучению в этой стране - минимум самостоятельности, максимум лекций. Даже курсовые работы - имеют четкий окончательный ответ. Где тут простор для работы мозга? Что преподаватель скажет, то и правда. Книжки можно не читать, достаточно лекций - есть конспект? Есть зачет. Даже если нет знаний. Есть знания, но нет конспекта? Нет зачета.

Соответственно и в авиации - чему инструктор научил, так и делаем. Чему не научил - не делаем. А если научил, да не тому? В умных книгах несоответствие с этим? Значит, закрыть умную книгу и работать все равно так, как научили.

Меня этот раздрай мучил всю мою бытность курсантом и вторым пилотом, и я очень хочу искоренить подобное хотя бы локально.

Теорию "почему все так?" я уже достаточно давно вывел и пришел к выводу, что в нашем обществе, при традиционном, малосамостоятельном, подходе к обучению, роль тьютора, преподавателя, учителя, инструктора - центральная, главная. Соответственно, если мы хотим реальной пользы, то требования к тем людям, которые осуществляют обучение - должны быть лишены формализма. Учитель должен быть действительно Учителем. Проповедовать такое обучение, при котором у обучаемого не было бы противоречий в голове - от того, что он видит и от того, что он читает в "умных книгах".

А кто учит Учителей?.. Вертикаль обучения у нас настолько сложна, что малоосуществима в действительности. И, если брать такую отрасль, как современная гражданская авиация РФ, рухнувшая в анархию в 90-х годах и не могущая до сих пор из нее выбраться, но при этом нахапавшая двупилотных самолетов с иностранной кабиной - то здесь проблема Учителей остра и критична, как в никакой другой сфере...

--==(о)==--

А мы летим дальше. Уже снижаемся. Погода все еще радует и есть надежда, что не огорчит и на посадке.

Над Подгорицей.











Диспетчер Подгорицы сообщил, что в Тивате нам предстоит заход на ВПП 32 по курсовому маяку и дальномеру. LOC/DME. Т.е., самый обычный заход по долине.

Выходим на связь с диспетчером Тивата. Получаем, наконец, погоду (АТИС в Тивате отсутствует). Ветра нет, температура +20. Да и мы уже сами видим, что погода хорошая. Грозы в виде остатков размытых гигантов стоят где-то слева, а над аэродромом чисто.

Отключаю автопилот и получаю удовольствие от пилотирования, попутно комментируя выполнение захода.

Сели.





Заруливаем на тесную стоянку, выключаемся. Половина дела сделана!

Правда, у "земли" какая-то проблема с источником электричества. Поэтому после выхода пассажиров приходится выключить все, чтобы не сажать аккумуляторы.

"Темная кабина".



Шучу насчет того, что пойдем загорать, если не дадут свет. Однако, следующая установка наземного питания оказывается рабочей, и шансы отдохнуть в Черногорию уходят в ноль.





















Поход в Duty Free, очевидно, успешен.



Тем временем, к нам присоединяется А321 Аэрофлота.





















= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Обратный полет ничем примечательным не запомнился. Порадовал Домодедово, в том плане, что открывшийся МАКС не повлиял на прибытие (в отличие от моего сегодняшнего рейса в Анапу, в котором нам пришлось 40 минут лишних полетать из-за аэрошоу).

Поэтому просто поделюсь фотографиями.















Обратно лететь нам помогает сильный попутный ветер. Наша путевая - 524 узла, это 970 км/ч.



Видимо, киевское водохранилище



г.Алексин.



Ил-96 обогнал нас сверху.



Какой-то аэродром из военных









Следующие фотки я не стал уменьшать. Они по клику доступны в оригинальном разрешении.

















PS. Да, тут меня вопросами закидали про "английский у ВП с пятым уровнем". Нормальный английский. Я и не делал из этого интригу в этой записи.
FLYSAFE
promo denokan april 10, 07:45 4
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 132 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
fibla
Aug. 30th, 2013 07:42 pm (UTC)
как английский-то у второго пилота с пятым уровнем? соответствует? :-)
а то интрига не получила развития в рассказе.
zhunya
Aug. 30th, 2013 08:02 pm (UTC)
Расскажите как у ВП с английским?
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 04:48 am (UTC) - Expand
crazy_paddy
Aug. 30th, 2013 07:46 pm (UTC)
Денис! Огромное спасибо за очередной интересный пост и красивые фото!
Такой вопрос. Если самолет не имеет неисправностей как описано выше, то используется ли в базовом порту источник наземного питания?
mikhaylovag
Aug. 30th, 2013 09:51 pm (UTC)
Зачем?
(no subject) - p_polus - Aug. 31st, 2013 03:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - p_polus - Aug. 31st, 2013 03:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 04:49 am (UTC) - Expand
brother_737
Aug. 30th, 2013 07:55 pm (UTC)
Повезло Вашим подопечным.
И спасибо за очередной рассказ, всегда жду.
zhunya
Aug. 30th, 2013 08:04 pm (UTC)
Если Вы внимательны, то при исправном ВСУ наземное питание не требуется.
crazy_paddy
Aug. 30th, 2013 08:25 pm (UTC)
Я понимаю, что впринципе не требуется, но ВСУ керосин таки кушает, вот и интересно, насчёт использования наземного источника, что выгоднее.
(no subject) - man_blr - Aug. 30th, 2013 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhunya - Aug. 31st, 2013 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 04:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 04:58 am (UTC) - Expand
i1111i
Aug. 30th, 2013 08:04 pm (UTC)
Денис,невозможно ошибиться в том,что любите аэроопрт Домодедово,его виды сверху просто великолепны! ) Можно вопрос? Если летаете с экипажем,то последнее слово обычно за КВС,я понимаю.Но формально инструктор принимает решение,последнее слово за ним?
denokan
Aug. 31st, 2013 12:55 pm (UTC)
По правде говоря, в силу традиций, да. Но последнее слово должно быть за тем, кто назначен КВС на данный вылет.
yuryr1980
Aug. 30th, 2013 08:09 pm (UTC)
Да, про английский так пока и осталось неясным)
alz421
Aug. 30th, 2013 09:52 pm (UTC)
Денис, ничуть не умаляя полезности владения навыками классической навигации, рискну спросить: сколько раз в вашей практике реально накрывался FMC и приходилось сколь-нибудь далеко лететь (а не только заходить) по VOR/NDB?

Ну и +1 к вопросу про английский ;)
denokan
Aug. 31st, 2013 04:59 am (UTC)
В моей личной практике - нет. В практике авиакомпании - были несколько случаев полного отказа FMC на В737-400.
(no subject) - alz421 - Sep. 5th, 2013 02:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - flying_elk - Sep. 4th, 2013 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - alz421 - Sep. 5th, 2013 02:56 am (UTC) - Expand
mikhaylovag
Aug. 30th, 2013 09:53 pm (UTC)
Что там про united? Есть информация?

И еще: Денис, пойдете в Трансаэро, когда к ним придут А380?)

Edited at 2013-08-30 09:55 pm (UTC)
denokan
Aug. 31st, 2013 04:59 am (UTC)
Не думал над этим вопросом пока.
aavenger
Aug. 30th, 2013 09:58 pm (UTC)
Ситуация с обучением и уровнем профессионального мастерства, увы, плачевна не только в авиации. "Работает - и ладно" стало своеобразным "стандартом"...
zhunya
Aug. 31st, 2013 04:52 am (UTC)
У меня чаще придерживаются правила - «Работает? Не трогай руками работающую систему!»
(no subject) - aavenger - Aug. 31st, 2013 04:29 pm (UTC) - Expand
fly_dream
Aug. 30th, 2013 10:07 pm (UTC)
Что-то посмотрел я на фотографию багажника, и что-то больно сжалось внутри.

Сколько мы собак, щенков двухмесячных, отправляли Карго за тридевять земель. И даже в Штаты отправляли, на 767м... и они вот проводят часы вот там, в этом жутковатом железном ящике? Прям даже жалко их стало <:' (
stuwart
Aug. 30th, 2013 10:55 pm (UTC)
На 767 чуточку попросторнее. Потолки повыше. Невысокий человек или ребенок могут даже встать в полный рост ;)
(no subject) - mxkazan - Aug. 31st, 2013 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Aug. 31st, 2013 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - mxkazan - Aug. 31st, 2013 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Aug. 31st, 2013 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - mxkazan - Aug. 31st, 2013 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Aug. 31st, 2013 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - mxkazan - Aug. 31st, 2013 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - fly_dream - Aug. 31st, 2013 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Aug. 31st, 2013 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Sep. 1st, 2013 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Sep. 1st, 2013 09:05 pm (UTC) - Expand
jaguras
Aug. 30th, 2013 10:35 pm (UTC)
По-поводу навигации по Jeppesen без FMC. Насколько я понимаю обычно указывается VOR маяк, а затем направление и расстояние в милях. Направление указываем на автопилоте, а расстояние необходимо высчитать Distance/(Ground Speed / 60) = time в минутах. Далее необходимо на пересечение с точкой включить секундомер и засечь необходимое время.

Так ли это или я перемудрил?

Если мой подход верный, как быть с GS? Ведь она не всегда постоянная и автомат тяги ориентируется по IS, а не по GS. Получается при изменении GS надо корректировать время, слишком сложно получается и грубо.

Спасибо.
jaguras
Aug. 30th, 2013 10:59 pm (UTC)
Раз уж я заговорил о скоростях, хотел бы еще один вопрос задать. Насколько я понимаю грубо говоря IAS это величина давления воздуха на крыло самолета, вопрос такой - почему на высоте около 38,000 футов - максимально допустимое значение IAS около 200, а на небольшой высоте - 340?

Ведь если это давление, то какая разница на какой высоте оно осуществляется. Почему на 38,000 футов на скоростях выше 200 IAS срабатывает сигнализация превышения скорости?
(no subject) - man_blr - Aug. 31st, 2013 12:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - jaguras - Aug. 31st, 2013 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - flying_elk - Sep. 4th, 2013 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 05:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - jaguras - Aug. 31st, 2013 08:09 am (UTC) - Expand
stuwart
Aug. 30th, 2013 10:56 pm (UTC)
Посты Дениса я уже начинаю читать с открытым нотпадом. Чтобы вопросы записывать сразу, ничего не забыв ))

"Аэропорт Домодедово полон жизни, несмотря на столь позднее (или раннее?) время. Как обычно, столпотворение автомобилей на его въезде, громкие объявление эвакуаторщиков, резкие "бибиканья" нетерпеливых водителей."
Домодедово такое Домодедово! Кстати, в Шарике и Внучке гораздо уютнее и романтичнее обстановка по ночам. А курильщиков даже днем нет.

"Эта суета, конечно, не красит главные ворота страны."
Эм? С каких пор они главные? Пассажиропоток в Шарике аналогичен, Нацпер летает из Шарика, Путин летает из Внукова.

"Старший бортпроводник, Женя, если Вы слышите, пожалуйста, дайте знать."
Вы проверяете связь с салоном уже ПОСЛЕ захода пассажиров?

"- Positive Rate!"
Юра в этом месте всегда пишет Positive Climb. На аирбасах много таких различий в командах? И т.е. здесь приоритет за производителем самолета, а не за тем, что придумала а/к.
Просто в нашей работе немного по-другому все. Все команды унифицированы максимально, насколько это возможно и вся разница лишь в конструктивных особенностях типа ВС. Т.е. команды на эвакуацию из 737 и 747 будут различаться, а вот между 737 и 320 никаких различий не будет.

Ну и +1 к вопросу про пятый уровень английского ))

Edited at 2013-08-30 10:59 pm (UTC)
denokan
Aug. 31st, 2013 05:08 am (UTC)
1. Домодедово перевозит больше пассажиров, чем Шереметьево или Внуково вот уже несколько лет. Правда, с переходом ТСО во Внучку в этом году ситуация может изменится.

2. Конечно же, связь проверяется ДО захода пассажиров.

3. Да, на эрбасе Positive Climb, а на Боинге Positive Rate.

4. Я уже выше ответил. Нормальный английский. Правда, я видел и получше. Сюда иногда заходит гроза новосибирских споттеров, Сергей, второй пилот из моих опусов про полет в Гонконг. Вот у него реальный 5й уровень.
(no subject) - stuwart - Aug. 31st, 2013 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Pavel Shulman - Aug. 31st, 2013 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Sep. 1st, 2013 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 3rd, 2013 04:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Sep. 1st, 2013 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Sep. 1st, 2013 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Sep. 2nd, 2013 10:56 am (UTC) - Expand
taimyr
Aug. 30th, 2013 11:06 pm (UTC)
А багажник герметичный?
Справа относительно перона, рядом со зданием аэропорта котлован, будет ещё один терминал?
denokan
Aug. 31st, 2013 05:09 am (UTC)
Герметичный. А чего они там строят - никому не докладывают.

Edited at 2013-08-31 05:09 am (UTC)
lexyara
Aug. 31st, 2013 01:52 am (UTC)
Не понял про систему наземного запуска, коль там накрылся генератор вспомогательной силовой установки.
Что теперь такой подвижной установки, как АПА не существует? Даже не знаю. Возможно таким большим самолетам она и не поможет.
Ну а сегодня - на МАКС! Ностальгия. :-)
denokan
Aug. 31st, 2013 05:09 am (UTC)
Вот АПА и нужна для этого.
artory72
Aug. 31st, 2013 04:36 am (UTC)
Денис, подскажите пожалуйста, почему после взлета нужно убедиться в том, что самолет набирает высоту, прежде чем убрать шасси?? Ведь полосы уже все равно не остается. И после v1 все равно взлетать. И плюсую вопрос про пятый английский)
emuzychenko
Aug. 31st, 2013 05:02 am (UTC)
При уборке шасси уменьшается пикирующий момент, вызванный сопротивлением шасси, это изменение нужно парировать, а эволюции вблизи земли опасны.
(no subject) - denokan - Aug. 31st, 2013 05:10 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 132 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel