denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

В Норильск. 13-14 августа 2013



Пока airguide загорает в Норильске, мы возим туда отдыхающих :) Хотя, уверен, Юра с удовльствием поменялся бы на этот рейсик со мной, ведь так?:)

...Вечер, 13 августа, стал очередным шедевром небесных художников. Настолько красивым, что даже мой телефон (в отсутствие Canon'a) не смог испортить снимки, сколько ни старался.









Сегодня мне предстоит слетать в Норильск, аэропорт Алыкель. Место, где я начинал путь в большую авиацию.

Цель полета - "провозка" молодого командира, Саши. Более того, с нами летит еще и второй пилот, мой тезка - Денис Сергеевич. Несмотря на то, что с Саней я знаком еще с Академии, где мы учились на одном курсе, и в авикомпании он года с 2007-го работает, как пилот мне он не особо знаком - я не летал с ним до этого. Денис мне знаком больше - приходилось работать с ним на этапе ввода в строй. Очень серьезный парень и работа мне его нравится.

Про Сашу же слышал разное - что тяжело поначалу давалось, что есть у него определенные трудности. Однако, были и положительные отзывы. В итоге, летом он успешно ввелся в командиры и мне интересно посмотреть на работу нового экипажа.

Пока думал об этом,  неторопливо подошел к зданию аэровокзала Домодедово.









С сожалением отрываюсь от вечерних красот и заставляю себя нырнуть в душное нутро аэровокзала. Да уж, вечерняя толпа - это Вам не вылет в 5 утра на Тиват!

--==(о)==--

...В медпункт пришел рановато, поэтому жду, пока пульс пощупают у другого экипажа, не торопясь дожидаясь своей очереди. А вот и Саша подошел. Здороваемся.

...Сегодня мы летим на В737-800, VP-BND. Что удивительно, прогноз  обещает хорошую погоду в Алыкеле (аэропорт Норильска). Конечно, для проформы, синоптики засунули туда сильный порывистый ветер, но даже видимость во временных изменениях не указана менее 1000м. А фактическая погода в сей момент - на загляденье!

Читаем NOTAMs, выясняется, что до момента нашего прилета на ВПП 01 будет отключен ИЛС. Но с 2200 UTC его обещают включить. Мы прилетаем чуть позже. Да и ничего особенного - в такую хорошую погоду можно зайти и визуально, если придется.

Особенностью Алыкеля является то, что аэропорт очень часто бывает закрыт по погоде. Зимой это сильные метели, бураны, низкий коэффициент сцепления. В летний период - туманы. Причем так интересно, в соседнем Кайеркане (где мы, Сибавиатрансовцы, жили в 2003 году) погода может звенеть - синее небо, ни облачка... А именно в Алыкеле - туман, пятьсот метров видимости.

Очень и очень суровый край! Первое мое впечатление от этих мест было - угнетающее уныние. Я долго не мог разобраться в причинах, потом осенило - нет животных, нет птиц. Все очень серо. Строители пытались разнообразить места, крася дома в разные цвета радуги - девятиэтажки на сваях (из-за вечной мерзлоты) смотрятся впечатляюще...



А по дороге из Алыкеля в Кайеркан - заброшенный военный городок... Опустошенный. Девятиэтажки с разбитыми окнами... И чахоточные деревья. И если еще представить то, что здесь большую часть года занимает ночь, мороз и холод - надо представить, какие закаленные должны жить в этих краях!

"Кайеркан - город, где живет Надежда!" Такой слоган можно встретить в этом городе. И правда - работники Надеждинского металлургического предприятия составляют основую часть жителей. А выбросы сего данного производства нет-нет, да и ложатся на город... Проезжал я мимо этого предприятия - видел незамерзающие озера разных веселых цветов.

В-общем, суровый край. Куда там Челябинску...

--==(о)==--

План полет строим таким - до Норильска летят Саша и Денис. А перед снижением я сажусь в правое кресло и таким образом выполняем заход. Обратно полетит Денис пилотирующим, ну а слева - по ситуации.

В штурманской узнаю знакомого капитана В737 из другой авиакомпании - он тоже летит сегодня в Норильск. Разговорились. Говорит, думает, на эрбас переучиваться - понравился ему этот лайнер сильно. Хочет в Нордвинд перейти. Говорю - "ну, тогда уж надо на "Три Топора" (В777) целится, зачем мелочится, если переходить надумал..." Но нет, он понимает, что на трех топорах ему не светит в ближайшие годы капитанство. Карьерный рост на таких типах сильно замедлился в последнее время - первые ряды уже заняты, а вторым очень долго ждать очереди.

Собственно, я его очень хорошо понимаю, т.к. сам мечтаю летать на В777. И указанная причина - одна из трех, которые останавливают. Вторая - постоянная жизнь вне дома. К этому я еще не готов...

Но хочется очень.

--==(о)==--

Наш самолет на базе, поэтому выдвигаемся.







Все готово к приему пассажиров.



А вот и они. Я "удобно" располагаюсь в тесном кресле "обзервера", наблюдая, как экипаж выполняет подготовку к полету. Захочешь тут на аэрбас, это точно :)

Ребята работают спокойно, внимательно и ничего не пропускают. Что ж, начало полета оптимистичное!

...Собственно, как и полет. Да, были минорные замечания, но в общем и целом я впечатлился. Приятно наблюдать (в течение нескольких лет) постепенный переход от полетов "по стандартным понятиям" к полетам по "стандартным процедурам". Я кучу нервов положил на этот алтарь "взаимодействия", поимел очень много неприятных разговоров с начальством (за прямоту - не всем она по душе...) и коллегами-инструкторами, вкладывал душу в свою личную работу, а теперь особо приятно видеть красивую работу от экипажа, к которому практически не имею прямого отношения. И это - третья причина, почему я не могу решиться кардинальным образом изменить свою карьеру.

И, скорее всего, главная.

--==(о)==--

Наш полет подходит к завершающей фазе. Я меняю своего тезку в правом кресле. Скоро мы приступим к снижению для захода на ВПП 01. Заход на данную полосу не имеет никаких особенностей, в отличие от противоположного старта - ВПП 19, знаменитую своим запредельным уклоном на первых 750 метрах. Я не понимаю, зачем вообще ВПП строили на этом месте? Для пилотов этот горб стал знаменитой страшилкой во языцах, при заходе некоторые уходят выше глиссады, тем самым провоцируя значительный перелет - ведь после горба ВПП уходит вниз...

Я же, если предстоит посадка на ВПП 19, не пытаюсь уходить вверх от нормального профиля. Знаю, что мы обычно так и садимся при нормальном пилотировании (ну, может, чуть подзатянуть выравнивание и установку малого газа) - на удалении 700-800 метров от торца. Поэтому, важно просто не уйти ниже глиссады и будет вполне обычная посадка на тот самый "пупок", о котором пишет Ершов в своих воспоминаниях.

Приступаем к снижению. Впереди нас только что пролетел чей-то борт.





Солнышко слепит. Возможно и на заходе оно будет мешать.



Енисей туманит.





И окрестности аэропорта - тоже



Диспетчер Круга в своем стиле - запрашивает систему захода. Да, пока здесь не было АТИС (автоматическая трансляция погоды и прочей информации), в МЕТЕО не было информации об используемой системе захода. Теперь же АТИС вещает об ИЛС, применяемом в данный момент. Собственно, это заход по умолчанию. Если экипаж захочет - он может попросить другой вид захода. Если не хочет - не говорит ничего. Вот и мы ничего не сказали.

Дааа... Сто лет назад (до 2007 года) согласно действовавшим тогда правилам, пилот обязан был сообщить кругу номер информации АТИС и выбранную систему захода на посадку. ФАП (Федеральные авиационные правила) от 2007 сделал примечание "если она отличается от указанной в АТИС". ФАП 2013 года вообще полностью переделан... Но до недавнего времени в Норильске не было АТИС. Поэтому, изменения от 2007г были для диспетчеров Норильска неактуальны...

- Глобус 2251, по какой системе заходить собираетесь?

- По той, которая в АТИС - по ИЛС. Глобус 2251.

- Понял.


Абсолютно ненужный диалог, я считаю. И так - каждый раз при полете в Норильск... Традиции сильны. Недавно вот, был удивлен, услышав в Домодедово "В глиссаде, шасси выпущены, к посадке готов". Ил-62 садился. Давно не слышал этот анахронизм о шасси (опять же, отмененный в 2007м году).

--==(о)==--

Саша выбрал для захода закрылки 30 и второй уровень торможения. Я молчу. Хочу, чтобы сам почувствовал, как командир.

Садимся. Бам-бам-бабабах-бам-барабабах-бабабабабумбум-бдыщ-дым-дым-бым. Мы покатились по ухабам Норильской ВПП, медленно затормаживаясь.

- Ну что, Саш, теперь ты сам видишь. Я бы рекомендовал тебе по возможности здесь выполнять посадку с закрылками 40 и бОльшим уровнем торможения. Так мы сможем поберечь наш самолет. Аналогично - Якутск, Томск, Кемерово, Барнаул, Новый Уренгой...



Белое впереди - стелющийся туман. Сегодня нам повезло - его было много вокруг аэродрома, но сам аэродром чист. Чаще бывает наоборот...



Мы освобождаем ВПП. И, как это принятно в Норильске для зарабатывания лишнего бабла аэропортом, отключаем двигатели в целях дальнейшей буксировки на стоянку.



Если бы десять лет назад мне кто-нибудь сказал, что в Норильске возможна такая картина (иномарки на перроне) - я бы рассмеялся. Ан нет...



Солнце медленно поднимается над горизонтом.





Но туман держится крепко



--==(о)==--

Обратно парни полетели в прежнем составе, т.е., Саша слева, Денис справа. Только роли поменялись - Денис пилотирует. Собственно, у него это достаточно неплохо получилось. Думаю, во вторых пилотах он не задержится.













ВПП 14 левая. Справа перед ней до сих пор валяются остатки поломанного дагестанского Ту-154. Неприятное зрелище... В чем трудности убрать?













Домодедово встретил нас чудесной погодой... и мокрым перроном. Пока мы бороздили ночное небо над страной, в Москве прошла сильная гроза.





Всем спасибо!

FLYSAFE
Subscribe

promo denokan январь 29, 2022 15:18 12
Buy for 50 tokens
Ура! Новая книга! "Философия полёта", шестая книга из цикла "Небесные истории", доступна на сайте Ридеро в электронном и печатном вариантах! Книга разделена на три части. Первая ("Аэропорты, гостиницы") в основном посвящена небольшому периоду в моей жизни, в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →