denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Тиват, 12 августа 2013



...В такой ранний Тиват я еще не летал. Этот рейс появился не так давно - с вылетом из Домодедово в 05:25 утра. Напомнило эпоху начала полетов в Глобусе, когда мы выполняли исключительно чартеры - было два "разлета", утренний, часов в 7 утра, и вечерний, в районе 17-ти.

Конечно, в такое время нормальные люди спят. И нам хотелось бы. Однако, во всем можно углядеть положительные стороны - вылет в такое раннее время означает такой же ранний прилет в Тиват, и возврат домой днем. В эти часы грозы очень маловероятны, поэтому полет должен пройти спокойно, без лишнего напряжения.

Дорога в аэропорт исключительно свободная, да и сутолока пассажиров в вокзале ожидаемо меньше.

- Доброе утро! Глобус, Тиват, Окань!



Полусонная девушка на проходной сверяет меня со списком

- Здравствуйте, проходите.

Очередной цикл запущен.

--==(о)==--


Цель моего сегодняшнего полета - тренировка на допуск к полетам на МВЛ (международные воздушные линии) молодого второго пилота, Павла. Совсем недавно он закончил летное училище, ввелся у нас на В737. Я уже имел с ним дело - он в моей эскадрилье числится, я проводил проверку знаний после окончания тренажерной подготовки и как-то выполнял с ним рейс на этапе программы ввода в строй. Хороший парень!

С молодежью вообще очень приятно работать. Они впитывают как губка, у них еще не сложилось твердое мировоззрение, поэтому очень важно изначально задать нужное направление - какое инструкторы зададут в начале Пути, такого пилот и будет придерживаться. По уму надо еще в училище прививать правильное направление, демонстрировать Культуру Безопасности Полетов, воспитывать надежного пилота, без права на формализм и безответственность... Хотя, правильнее - еще с детского сада, наверное. Но все это тема отдельных разговоров, не будем об этом в преддверии красот Черногории!

--==(о)==--


Анализируем нюансы предстоящего полета. Сам я давненько не был в Тивате, поэтому приходится шерстить все чуть более внимателно, чем обычно. Ага, а вот и "нюансик" в NOTAMs (NOTAM - notice for airman - документ, в котором пилоту сообщается о каких-то изменениях, ограничениях, нововведениях в аэропортах или районах диспетчерского обслуживания - denokan)

- Паш, Тиват откроется только в 04.30 UTC (всемирное координированное время - denokan). А мы, судя по расчету, если взлетим в 05:25, прилетаем на 20 минут раньше. Чтобы не кружить над морем, надо будет не торопиться с запуском. Ну и в полете, если потребуется, подкорректировать скорость, тем более, что нас будут спрямлять и не раз.

- Да, в прошлый раз нам пришлось немного там в зоне полетать, ждали, пока аэропорт откроется.


Сегодня мы летим на бывшем "венгре", VP-BDF. Это В737-800, такой же замечательный, как и все остальные.

Приходит Вика, старший бортпроводник. В этом месяце мы уже второй раз летим вместе. Вика явно по расписанию должна третий сон видеть, но приходится бодрствовать и куда-то там лететь.

--==(о)==--



Наш самолет уже "под парами". Приступаю к обязательному предполетному "ритуалу" - осмотру ВС (воздушное судно - denokan) перед вылетом.





В спокойном ритме готовимся к вылету. Вот и пассажиров уже привезли. Все идет к тому, что запуск мы начнем, как и планировали в 05.25, затем потратим некоторое время на руление и постараемся прилететь точно в открытие аэропорта Тивата.

--==(о)==--


Насчет Паши у меня и не было сомнений. Работает замечательно. Никаких проблем со связью на английском языке, в отличие от моего предыдущего "студента". Отличное выполнение всех процедур. Приятно летать с такими вторыми пилотами!

Всегда бы так летать - в такую чудную погоду и с такими пилотами.

Где-то на горизонте остатки грозовых облаков вспоминают о былом величии, красуясь в восходящем Солнце в последние минуты своего существования.







Шедший до этого с нами, братский 767 отворачивает южнее.









В полете я рассказываю Павлу об особенностях выполнения захода с применением кругового маневрирования (circling approach). Традиционно, в России данный заход не применяется, хотя визуальный заход согласно канувшему в Лету НПП и представлял собой чудовищное извращение этого захода. За рубежом же данный вид захода является вполне обычным.

В самом Тивате так же применяется одна из разновидностей Circling Approach - Circle to Land with prescribed tracks - заход на посадку с применением кругового маневрирования по предписанному пути. Обычно для circling approach никакие схемы не разрабатывают - если аэродром свободен от препятствий, публикуют лишь минимумы (в правом нижнем углу на схеме инструментального захода в сборнике Jeppesen). Подразумевается, что пилот знает, как выполнять данный вид захода в пределах нормированной зоны визуального маневрирования. Во всей этой зоне визуального маневрирования устанавливается единая минимальная высота снижения (MDA) по наивысшему из препятствий и пилот не может снижаться ниже этой высоты до пересечения профиля финального снижения. И все время в процессе визуального маневрирования не должен терять ВПП из вида - иначе следует выполнить немедленный уход на второй круг по схеме инструментального захода на посадку, по которой начинался заход.

Однако, в некоторых аэропортах из-за высокого рельефа установить минимальную высоту снижения в зоне маневрирования не представляется возможным - она получится запредельно высокой и заход будет невозможен. Поэтому для таких аэродромов публикуются схемы с предписанной линии пути, по которому и устанавливается минимальная высота снижения.

Мне всего однажды доводилось в Тивате выполнять Circle на 14-ю полосу. Что интересно, произошло это в третье мое посещение Тивата, как раз после двух провозок, как требовали в то время для горных аэродромов. Только две провозки с инструктором были выполнены по "простому" варианту - заход на ВПП 32. А самостоятельно - пришлось выполнить заход гораздо более интересный - влетаешь в залив, слева-спереди горы, разворачиваешься прямо в них, да еще и снижение с MDA достаточно интенсивное.

CircleNDBDME

Но сегодня нам по всей видимости предстоит выполнить заход на ВПП 32. Не самый обычный заход, но и не самый сложный. Отличием от привычных заходов является то, что к ВПП самолет летит под углом в 20 градусов, снижаясь по лучу курсового маяка, не совмещенного с торцом ВПП. Но совмещенного с дальномером (DME). И есть две методики выполнения данного захода - либо, как я уже сказал, снижаться в режиме захвата курсового луча в горизонтальном профили, а в вертикальном регулировать изменением вертикальной скорости. Либо же, еще более простой вариант - это заход с использованием режимов LNAV/VNAV, но для этого требуется высокая точность позиции и обязательный контроль по тому же курсовому лучу и дальностям от DME.

Мне предпочтительнее вариант второй. Его и будем выполнять.

Еще одной особенностью является то, что огни PAPI, которые помогают пилоту выдерживать правильный угол снижения, во-первых, долго не видны из-за лесопосадок вдоль ВПП, а во-вторых, ненадежны практически до поворота в сторону ВПП. Поэтому пилоту следует полагаться не столько на них, сколько на визуальное восприятие проекции ВПП.



У меня есть видео захода в Тивате одного из наших экипажей (я летел сзади). Предлагаю посмотреть, кто еще не видел



Ну а мы летим дальше. Как и следовало ожидать, обстановка в небе спокойная - минимум трафика  отсутствие опасных метеоявлений. И, если б не ушедшее желание спать, условия можно было бы назвать просто идеальными.

Павел радует ведением радиосвязи - мне не приходится помогать. Если бы я сегодня делал проверку на допуск к МВЛ - он получил бы ее без колебаний.


--==(о)==--


Несмотря на несколько спрямлений, мы рассчитываем приземлиться в Тивате без ожидания в зоне. Наш самолет уже приступил к снижению, скоро мы пролетим над Подгорицей, затем немного углубимся в море, после чего встанем на посадочный курс 336 на привод TAZ, который маркирует точку начала финального снижения. Нашей задачей является обеспечить своевременное гашение скорости и выпуск механизации, чтобы над TAZ мы уже шли в планируемой посадочной конфигурации - закрылки 40 и скорость Vref+5, 143 узла.

Не вижу смысла тренировать автопилот в такую чудесную погоду. Поэтому отключаю его и получаю удовольствие от пилотирования. Проскользив  по склону, доворачиваю в сторону ВПП. У нас отличная позиция и ничто не мешает совершить красивую посадку, что мы и делаем.

...Обожаю Тиват. Это один из моих любимых рейсов.





А вот и Солнце









Виктория









Двигатель все еще дымится...

















Прилетел эмбраер "горный негр эрлайнз" - Montenegro (Черногория по-английский) Airlines.



В737-800 хорош тем, что позволяет выполнить рейс в Тиват без дозаправки. Поэтому мы тратим время только на обслуживание самолета, разгрузку-погрузку и, без задержки, улетаем в обратный путь.

Обратно пилотирует Павел. Взлет в Тивате тоже интересный - взлетаешь в залив, в сторону горы, на 500 футах круто отворачиваешь влево. Далее облетаешь с юга аэродром, и береш курс на северо-восток, домой... И все очень красиво!



Аэропорт. Вид сверху





Погода на обратном пути радует не меньше.















И я уже не удивляюсь свободному небу над Домодедово - в последнее время заходы с выдерживанием схемы, без векторения, становятся чуть ли не нормой. Никто нам не мешает и я предлагаю Паше отключить автопилот после эшелона перехода. Видимо, не веря своему счастью, он переспрашивает. Я подтверждаю. Паша отключает автопилот и мы выполняем отличный заход на посадку.

После полета обмениваемся мнениями. Паша благодарит за возможность "полетать", т.к. по его словам, до этого командиры разрешали выключать только "на минимуме"... Чему можно научиться, если ты отключаешься на минимуме, и при этом ощущаешь на штурвале железные руки командира?.. Увы, это проблема из проблем на сегодня и я не вижу легкого решения...

Я благодарю Пашу за отличную подготовку к полету. Приятно работать с такой молодежью!





PS Следующий рейс у Паши - проверка на допуск к МВЛ и он ее, что неудивительно, проходит.

Всем спасибо!

FLYSAFE

Subscribe
promo denokan Вересень 18, 10:28 18
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments