?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Поздним вечером 21 декабря 2007 года, с трудом вырвав себя с разгорающегося корпоратива, заложником которого мы едва не стали, добираемся до дальних, заснеженных, стоянок аэропорта Иркутска на одной из которых нас одиноко ждет "фокстрот". Не так сложно было привести его к жизни, запустив ВСУ и прогреть его промерзшее за день нутро, как разобраться с доблестными иркутскими пограничниками и таможенниками, которые на славу поработали, требуя от нас то "справку на выдачу справки", то "фотографию два на восемнадцать".

В конце концов и они были побеждены. И мы вылетаем. Нам предстоит лететь около пяти часов до Ухани. Я о таком китайском городе и не слышал раньше, а он, оказывается, есть. Взлетаем мы с Андреем, в полете Дима сядет справа, я пойду отдыхать, на заходе присоединюсь.

Зимой в наших широтах летать очень спокойно - нет гроз и нет повода изменять маршрут во избежание разных неприятностей, что иной раз так выматывает! Вот и мы летим над Монголией чинно и благородно. Правда, впереди нас ожидаем некоторый "нюанс".

Китай буквально месяц назад ввел над своим пространством эшелонирование с сокращенными интервалами (RVSM). Не над всей территорией, правда, но в некоторых зонах уже действует. И мы над такими полетим. Причем сначала влетаем в зону "традиционного китайского" эшелонирования, а далее - в зону с RVSM.

Сегодня я уже не помню точно, какие это были зоны... Но суть не в том. Соль в следующем - как всегда, по факту внедрения RVSM в Китае российские органы авиавластей разослали по компаниям грозные предписания о "допуске экипажей и (!) воздушных судов к полетам в зоне RVSM КНР". Конечно, пилоты тут же прошли "обучение" (а чего там учить, если разница только в эшелонах - в Европе все в нормальных футах, а в Китае - метры, но переведенные в "кривые" футы). До нашего вылета из Москвы руководство долго чесало репы в плане "а допущен ли наш TF к RVSM Китая, или нет, если он по тем же требованиям допущен в Европе?", слало запросы в наши верхи за разъяснением, но ничего путного не получало. Времени было мало и вопрос решили по-советски - в зоне "китайского RVSM" снизиться до Non-RVSM эшелона, пролететь ее, и далее - снова набрать нормальный эшелон полета.

И мы так и сделали... Войдя в зону CHINA RVSM запросили снижение 8100м. На резонный вопрос "WHY???" отвечаю: "Наш самолет не имеет допуска к китайскому RVSM". На что диспетчер еще более удивленно: "Но в вашем флайтплане указано, что вы имеете допуск к RVSM?!!"

Ну что тут ему ответить?.. Отвечаю: "Да, мы допущены к RVSM, но допуска к Китайскому от властей не получили, поэтому дайте нам снижение 8100м".

И так в каждом новом секторе: "Почему вы идете на 8100м? Что у вас случилось?". И каждому отвечаю: "Да все нормально".

--==(o)==--

Посадку в Ухани выполнял Андрей. Дима сидел справа... А я сел сзади и забрал радиосвязь - потому что китайский английский он такой английский... серьезно... Когда мы вышли на Wuhan-Approach, то первое, что я услышал от диспетчера, нельзя было назвать разговором - это было ТЯЖЕЛОЕ ДЫХАНИЕ в эфир. Правда, со второй попытки я понял, что нам дана команда снижаться 4200м. И то, понял потому, что такая высота была на схеме.

Заход думали выполнить по ИЛС... Правда, наш TF подкинул леща, отказавшись от индикации нам стрелок. Т.е., система не заработала, отказала (естесственно, после посадки все заработало. Видимо, "от удара о землю", как говорим в таких случаях). Пришлось заходить по ВОР/ДМЕ и делать это весьма спортивно, учитывая то, что фактическая погода едва проходила по минимуму.

Сели.

Занятные люди - китайцы. Наш самолет окружили автоматчики, Дима под конвоем ходил заправлять самолет. На все ушло 20 минут - мы еще шутили над тем, что если в задании напишем "стоянка 20 минут", то нас заставят задание переделывать, т.к. она "не может быть менее 30":)

А еще что удивило (я первый раз был в Китае) - это ряды, ряды, ряды В737 - одной из китайских авиакомпаний. Их было там в сумме пара десятков, наверное. Если не больше! Тогда я впервые задумался над тем, что китайская гражданская авиация значительно обставила российскую в плане того, на какой технике и в каком количестве выполнялись полеты. Я вообще мало что знал о Китае, только то, что "китайское качество" - это имя нарицательное. А оно вон как оказалось...

Что ж... Самолет наш заправлен. Негостеприимная Ухань избавляется от нас, а мы берем курс в сторону Саньи и далее в Тихий Океан...

--==(о)==--



..Рассвет застал нас где-то на подлете к Вьетнаму. Как раз на полпути до пункта назначения...

Двигатели нашего "залеченного" В737-500 VP-BTF мерно гудят, воздух спокоен, как молоко в холодильнике. В эфире периодически что-то говорят на непонятных восточных языках, а под нами трудолюбивый вьетнамский народ готовится выйти на рисовые поля...

--==(о)==--

Когда мы вошли в небо над Тихим Океаном, диспетчер начинает нас пытать "конфём аэнпИтен эппрувд"?

Эээ. Что за "аэнпИтэн"? Мы с Димой переглядываемся. Голова мучительно соображает. "Эппрувд мы или не эппрувд"?.. "АэнпИтэн"..

Епрст!!! АэнпИтэн!!! :))))

"Эр Эн Пи Тэн" :) В России это сокращение иначе и не произносили, а тут мы впервые услышали его так, как оно, собственно и должно по буквам английского алфавита произноситься - RNP 10. Требуемая точность навигации, которая обеспечивает нахождение самолет в пределах окружности радиусом не более 10 миль от предполагаемой позиции. Ну конечно, мы "эппрувд"!

Летим дальше...

Дима снимает для истории.



А Океан тем временем светлеет. Красота!



Вьетнам. Пытаюсь разглядеть джунгли залитые напалмом...



--==(o)==--

УКВ связь кончилась. Теперь мы работаем на коротковолновой частоте 5000 Singapore-Radio. Сначала мы с трудом докричались до диспетчера, ну а дальше постоянно слышим, как это с разной степенью успешности пытаются делать другие экипажи. В эфире стоит знатная какафония.

Наш полет неотвратимо приближается к моменту Х. Начинаем готовиться к заходу на посадку. На брифинге обсуждаем нюансы захода, я указываю на то, какие характерные визуальные ориентиры мы хотим увидеть, чтобы определить аэродром. Единственный привод как раз тогда был отключен, так что аэродром можно было найти только визуально. По наводке диспетчера, конечно же... хотя.. Ну, об этом дальше.

Андрей настаивает на том, чтобы мы использовали максимальный уровень торможения. Я не вижу в этом необходимости - у нас масса на посадке в районе 36 тонн, посадочная скорость менее 120 узлов и закрылки 40. К тому же температура обещает быть за 30... Но начальник неумолим - видимо, цифры 1592м действуют магически. И я не стал сильно спорить. Сейчас это не так уж принципиально выяснять и доказывать, что расчетная дистанция пробега значительно меньше располагаемой длины ВПП. А тормоза в таких условиях перегреться не успеют.



Постепенно диспетчер нас начинает снижать... И тут начинается чехарда. Сначала сообщает, что нам предстоит заход с прямой на ВПП 21. Этот вариант кажется более простым... Однако, тут же меняет ВПП на 03... Хм, ладно.

Проходит пять минут... И снова нам выдают ВПП 21. А мы тем временем уже идем значительно выше профиля снижения - диспетчер протянул нас в горизонте для расхождения с В747, взлетевшим из крупнейшего сингапурского (и по мировым меркам тоже немаленького) аэропорта Чанги.



А еще через пять минут ВПП снова меняет на 03.

Окончательно нас запутав и, видимо, удовлетворившись этим, диспетчер векторит куда-то на границу Малайзии и предлагает увидеть Селетар. Высота что-то около 10000 футов. Мы его не видим. Даже характерных ориентиров не видим, на какие обращали внимание. Точнее нет, видим - какие-то речки (а канал, разделяющий Малайзию и Сингапур был самым что ни на есть характерным), но ничего похожего на то, что мы ожидали увидеть.

Прошу у диспетчера выполнение виража и снижение до 7000 футов - чтобы уйти под редкие облака. Андрей стоит сзади и нагнетает обстановку. Я изо всех сил сохраняю спокойствие.

На втором или третьем витке глаз неожиданно фиксирует картинку и все встает на свои места. "Вот куст, а вот памятник!" - это про нас. Как негатив, который проявился, я увидел "знакомую" излучину, сориентировался по ней и увидел серые поверхности ВПП Селетара.

Получаю разрешение на заход. Беру курс на аэродром для входа в левый круг полетов. Снижаюсь и занимаю 1500ф.

ВПП 03 проплывает слева от нас. А под нами - да, не обманули - жилые кварталы. И впереди они тоже виднеются. А летим мы очень близко к ВПП, ближе, чем мы обычно делаем при выполнении визуальных полетов по кругу. Что ж, есть возможность проверить домашнюю "заготовку".

На траверзе торца ВПП 03 летим с выпущенными шасси и закрылками 15. Отсчитываю 10 секунд... даю команду на выпуск закрылков 40. Гашу скорость и ввожу самолет в снижение 1500 фут/мин с одновременным креном 30 в сторону ВПП. Разворот должен получится спаренным.

Андрей стоит сзади, ему не видно ВПП. "Доворачивай, доворачивай, проскочим!". Но тут я уже не поддаюсь на уловки (с меня достаточно autobrake MAX). Я вижу слева торец ВПП, а дальше дело техники. Руки-ноги делают свое дело, самолет выходит из крена точно в створе ВПП и точно на нормальном, привычном, трехградусном профиле. Идеальней быть не может! Где-то внизу проезжают машинки, мы свистим над ними и касаемся ВПП точно в знаках...

...И тут же повисаем на ремнях. Уровень максимального торможения на сухой ВПП - это вам не хухры-мухры! По моим ощущениям, через 200 метров мы уже катились на скорости руления. И не торопясь, освобождаем ВПП влево по РД, деляющей ее пополам. Откуда то начинает подниматься ощущение эйфории, но пока я давлю ее в песочнице - надо сначала зарулить.

Заруливаю, открываю окно... 36 градусов! Но мне они кажутся зимней свежестью. Мы сделали это!!! Ух-ух!!!



Вот теперь можно расслабляться, петь песни и плясать вокруг костра. Наш самолет временно прописан на ремонт, полет, учитывая новизну и обстоятельства, более чем удался. Впереди целые несколько часов (!), чтобы успеть поспать, погулять-посмотреть и вечером... погрузиться пассажирами в самолет Туркишей и улететь через Стамбул в Шереметьево. Налет за год без малого 800 часов, далее отпуск. Яркая концовочка!

Всяко-разно фотографируемся (хотя, как позже выяснилось, там это запрещено). На фото видно, как собираются тучи - а мы после посадки смотрели на них и чесали затылки - это ж как удачно мы утром прилетели-то! И то на заходе они чуть не помешали найти аэродром, раньше видимый только на картинках да в симуляторе. А что было бы днем - как в первоначальном замысле наших планировщиков?





А вот этих красавцев мы встретили с бурным восторгом!





Воон в  тех ангарах нашему фокстроту предстоит провести ближайшие недели (два месяца, как оказалось по факту).



И - финальное фото на память. Почему то вылетело у меня из головы то, что в этом путешествии с нами была Ольга, бортпроводник. Она нас кормила :)



Окончательно передали самолет местным (среди которых был уже и представитель нашей инженерной службы). Садимся в фургончик и уезжаем на "границу".

Пока-пока, "фокстрот"! До встречи.



Добро пожаловать в Сингапур!




Продолжение следует...

FLYSAFE

Posts from This Journal by “Сингапур” Tag

promo denokan april 10, 07:45 4
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
dmsolovyev
Aug. 10th, 2013 07:06 pm (UTC)
Здорово слетали! :)
А назад перегоняли самолет тоже вы?
denokan
Aug. 10th, 2013 07:16 pm (UTC)
Да
(no subject) - dmsolovyev - Aug. 10th, 2013 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 10th, 2013 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmsolovyev - Aug. 10th, 2013 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 10th, 2013 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vostokin - Aug. 10th, 2013 08:04 pm (UTC) - Expand
mravil
Aug. 10th, 2013 07:07 pm (UTC)
+1!
kissingcloudz
Aug. 10th, 2013 07:12 pm (UTC)
Интересная история. Спасибо, Денис. Один вопрос: "Андрей настаивает на том, чтобы мы использовали максимальный уровень торможения. Я не вижу в этом необходимости - у нас масса на посадке в районе 36 тонн, посадочная скорость менее 120 узлов и закрылки 40. К тому же температура обещает быть за 30... "

Разве тормозной путь не увеличивается с увеличением температуры воздуха?

Edited at 2013-08-10 07:13 pm (UTC)
denokan
Aug. 10th, 2013 07:18 pm (UTC)
Да хоть 54 градуса. При массе 36 тонн и 110 узлах на посадке при закрылках 40 самолет на этой ВПП два раза остановится и без автобрека. Так, подтормозить чуток.

Андрей просто решил, что 1000% это лучше, чем 100%
shprot_land
Aug. 10th, 2013 07:24 pm (UTC)
Спасибо, всегда читаю вас с удовольствием. Надеюсь будет продолжение и про обратный путь
denokan
Aug. 10th, 2013 07:25 pm (UTC)
Будет. Там еще днем приключений хватило.

И через два месяца мы его забирали.
aavenger
Aug. 10th, 2013 08:24 pm (UTC)
Азиатское приключение :)))
stuwart
Aug. 10th, 2013 08:24 pm (UTC)
Ждем с нетерпением продолжения! :)

Летать без формы - мечта вообще ))
deyneka_oleg
Aug. 10th, 2013 08:55 pm (UTC)
Да ладно... Первое впечатление - "я преступник"! Привык в форме - это нормально :) Если не пассажиром конечно ;)
(no subject) - stuwart - Aug. 10th, 2013 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deyneka_oleg - Aug. 10th, 2013 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Aug. 10th, 2013 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deyneka_oleg - Aug. 10th, 2013 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deyneka_oleg - Aug. 10th, 2013 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Aug. 10th, 2013 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deyneka_oleg - Aug. 10th, 2013 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Aug. 10th, 2013 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deyneka_oleg - Aug. 10th, 2013 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 11th, 2013 05:05 am (UTC) - Expand
deyneka_oleg
Aug. 10th, 2013 08:29 pm (UTC)
"Потому, что такая высота была на схеме" !!!
Вот!!! :)) Это относится к подготовке перед полетом, и во время полета :))
А иначе иногда и не понять...

Edited at 2013-08-10 08:39 pm (UTC)
nikardem
Aug. 10th, 2013 08:39 pm (UTC)
Уникальный полет и интересный рассказ. Спасибо. :)
friendln
Aug. 10th, 2013 08:47 pm (UTC)
Классно, очень интересно!
Вот вы тогда искали этот аэродром визуально, а сейчас как туда летают?
Можно ли сейчас в FMC указать координаты (GPS, например) какого-либо аэродрома и лететь уже зная точно, где он находится?
denokan
Aug. 11th, 2013 05:08 am (UTC)
Он и сейчас функционирует

http://www.seletarairport.com/business/flying-into-seletar/

Он и у нас в FMC был координатами забит. Но для получения разрешения на заход надо было его увидеть - а накопившийся шифт (самолет без GPS update), облака и нервозность не дали сразу его разглядеть.
dimas
Aug. 10th, 2013 08:47 pm (UTC)
Спасибо! Прям с нетерпением жду продолжения :)
ys3d
Aug. 10th, 2013 09:16 pm (UTC)
спасибо, очень интересно!
peridromofil
Aug. 10th, 2013 09:33 pm (UTC)
Спасибо, Денис! :)
lexyara
Aug. 11th, 2013 02:58 am (UTC)
Офигеть! Супер Репортаж.
Сразу вопрос: Настоящие реальные Летчики тоже на симуляторах летают иногда (Майкрософт Флайт Симулятор)?
(Deleted comment)
(no subject) - brewster_ - Aug. 11th, 2013 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - friendln - Aug. 11th, 2013 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - brewster_ - Aug. 11th, 2013 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - dimassss - Aug. 11th, 2013 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - friendln - Aug. 11th, 2013 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grisha1981 - Aug. 11th, 2013 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brewster_ - Aug. 11th, 2013 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 11th, 2013 05:08 am (UTC) - Expand
sulfur_tyumen
Aug. 11th, 2013 06:24 am (UTC)
Супер. Получил моральное удовлетворение от чтения. А Андрей "истеричка" :)
denokan
Aug. 11th, 2013 06:25 am (UTC)
Неправда. Андрей - очень нормальный дядька, просто у нас сложились весьма неформальные отношения, несмотря на его высокую позицию - мы ж знакомы с первого дня полетов на боингах, он меня в командиры вводил.

Надо поставить себя на его место - предстоит не самая обыденная посадка, которую должен выполнить капитан с гулькиным опытом, а сам стоишь сзади и, если что, повлиять не сможешь.
(no subject) - sulfur_tyumen - Aug. 11th, 2013 07:36 am (UTC) - Expand
senin_mj
Aug. 11th, 2013 06:49 am (UTC)
Потрясающий репортаж! Спасибо.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel