denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Путешествие в Сингапур. Часть 1.



...Рассвет застал нас где-то на подлете к Вьетнаму. Как раз на полпути до пункта назначения - маленький аэродром Селетар, что в городе-государстве под названием "Сингапур".

Двигатели нашего "залеченного" В737-500 VP-BTF мерно гудят, воздух спокоен, как молоко в холодильнике. В эфире периодически что-то говорят на непонятных восточных языках, а под нами трудолюбивый вьетнамский народ готовится выйти на рисовые поля.

Три часа назад мы вылетели из негостеприимного китайского аэропорта Ухань, а еще несколько часов до этого - из Иркутска.

Очень хочется спать, а впереди еще два часа полета и посадка. Посадка, которая должна стать серьезной проверкой для молодого капитана В737.

--==(o)==--

2007й год. Август.

- Денис, у меня к тебе серьезный разговор.

Командир нашей 3-й АЭ В737 авиакомпании "Сибирь" - человек настроения. И никогда не знаешь точно, чего ждать после подобной фразы. Мысленно я приготовился получить очередных ..дюлей за то, что слишком многого (по его мнению) требую со своих вторых пилотов, как это бывало не раз. Я без малого год летаю командиром Б737, при этом сохраняя статус самого "молодого" в компании, и каждый раз, если приходится лететь со вторым пилотом впервые, нахожу момент для того, чтобы познакомиться с ним, как со специалистом - спросить пару вопросов по нашей работе. Например, действия при разгерметизации. Не всем это нравится, тем более, что к "молодым" по возрасту командирам еще не привыкли, это скорее нонсенс, чем правило - большинство вторых пилотов старше меня. И некоторые - значительно.

- Денис, я хочу поручить тебе очень важное задание. Очень и очень ответственное. Мы тут думали, решали и считаем, что ты наиболее подходящая кандидатура.

Ну-ка ну-ка?.. Вот это уже интересно. Что за задание для "наиболее подходящей кандидатуры", которая меньше года как в командирах?

- Ты, может, в курсе - наш "танго фокстрот" решили восстановить, сейчас над этим усиленно работают инженеры. А осенью его надо будет перегнать в Сингапур на D-Check.

Я точно не ослышался??? В Сингапур???

- Там есть небольшой аэродромчик, Се-ле-тар. Полоса порядка полтора километра. Его даже нет в наших сборниках. Собственно, никто из наших там и не был. Вот там будут делать D-CHECK. Дадим тебе грамотного второго пилота и, уверен, вы справитесь. Сходи к штурманам, посмотри, что они тебе дадут по Селетару, потом скажи - согласен или нет.

--==(O)==--


Аэродром Селетар. Находится на севере Сингапура. Используемая длиная ВПП чуть больше полутора километров. Общая длина 1900м. Систем посадки нет - из всего оборудования только один отдельный привод не в створе ВПП, чуть восточнее ее центра. Заходы, следовательно, только визуальные, либо со стороны Малайзии, либо с города (Сингапура). При этом со всех сторон указаны различные ограничения - с запада и юга - жилые кварталы и нельзя летать ниже 1500 футов.

Еще дальше на западе - зона Sembawang ATZ, на востоке - Paya Lebar. Туда залетать не разрешают.

Жилые массивы на юге создают неудобства при заходе на ВПП 03, а с севера могут мешать мачты судов, снующих по каналу, разделяющему Сингапур и Малайзию. С севера заход все равно кажется попроще - при заходе с юга придется выдержать запас, чтобы не влететь в зону с ограничениями, а для этого придется снижаться достаточно интенсивно с высоты 1500 футов, которая будет выдерживаться на траверзе ВПП. Сразу в голове рождается идея о том, что перед спаренным "третьим-четвертым" закрылки будут выпущены на 40 - это обеспечит меньший радиус разворота, меньшую вертикальную скорость. И меньшую дистанцию пробега - хотя на таком пустом самолете дистанции ВПП должно хватить с большим запасом.

А до самого Сингапура еще нужно долететь - с несколькими посадками. Планируется сначала перелет в Иркутск (по пределу дальности для пустого 737-500), там отдых. После этого - посадка на дозаправку в Китае, в городе Ухань (штурманы сразу стали рассказывать страшилки про китайский английский язык). Далее - полет над Тихим Океаном.

Что ж. Это действительно испытание.

Я даю согласие.

--==(o)==--


Рейс несколько раз переносят. В конце концов решают отправлять нас в конце декабря.

Цель полета - проведение сложных регламентных работ на одном из наших самолетов, который почти год простоял "у забора", являясь "донором" агрегатов для других лайнеров. Такое одно время было достаточно распространенным явлением в российских авиакомпаниях. Инженеры проделали огромную работу, доведя самолет до "летабельного состояния", но все равно, на наш полет было выдано специальное разрешение по техническому акту о готовности воздушного судна к перегонке.

В ноябре меня отправляют на тренажер, необходимый для получения инструкторского допуска. Поначалу планировали отправить экипаж из двух пилотов, но для полета на "незнакомый" аэродром требовался инструкторский допуск. Под это дело высокое начальство дало "добро" отдельно - в том году нехватки в инструкторах не наблюдалось, хотя комэска еще за полгода назад в приватной беседе мне говорил, что хотел бы видеть меня инструктором.

Сразу после тренажерной подготовки я отлетал летную, ни разу, правда, не поняв, в чем был ее смысл - обычный полет с рядовым вторым пилотом и проверяющим. Ну а на следующий же день меня направили на семинар, который организовали для инструкторов "Сибири" нанятые по контракту швейцарцы.

Об этом следовало бы написать отдельно. Сейчас не буду углубляться, но скажу лишь то, что те три дня, которые я провел на этом семинаре, дали мне больше, чем семестры Академии по Методике Летного Обучения и Авиационной Педагогике и Психологии. Эти "ребята", шестидесяти лет от роду, настолько живо и красочно делали свою работу, показывая, как человек получает знания, какие методики можно использовать для проведения обучения и т.д., что сам процесс увлекал и захватывал и нисколько не напоминал скучнейшие лекции бубнящего преподавателя в Санкт-Петербурге.

Наконец, была запланирована дата - 20 декабря. В этот вечер мы должны стартовать в Иркутск. Мой второй пилот - Дима, на год старше меня, в прошлом штурман, на боинге летает столько, сколько я летаю командиром - т.е., чуть больше года. А в последний момент, посчитав, что негоже столь "опытный" экипаж отправлять в столь серьезное путешествие, к нам в экипаж (по личной инициативе) включили Андрея - заместителя командира летного отряда на тот момент.

Андрей меня вводил в командиры на В737, однако он уже несколько месяцев как не летал на В737, будучи переученным в первых рядах на новый для компании тип ВС - А319.

Проходя предварительную подготовку к рейсу, чувствую недоверие со стороны старшего штурмана - почему такого молодого командира "зарядили" на такой ответственный рейс? Однако, побеседовав, штурман смягчается - не зря я три месяца штудировал этот аэродром, более того - для расчета параметров планируемого визуального захода, а так же для ознакомления с местными характерными визуальными ориентирами я не раз использовал... Microsoft Flight Simulator, и мог по памяти нарисовать рельеф берега, канала, запретные зоны и сам аэродром.

Моя идея насчет использования закрылков 40 перед началом финального снижения нашла полное подтверждение в симе - это гарантировало избежание запретной зоны на юге и достаточно комфортный заход с вертикальной 1000-1500 футов до момента, когда ВПП появляется в обзоре слева. Что ж, будем надеяться на заход с прямой, с севера. Но и к сложному варианту с заходом с юга мы готовы.

Сейчас, к слову, с появлением карт Google, ознакомление с подобными аэродромами можно сделать еще более эффективным.

--==(o)==--


Штурманы предлагают свой расчет нашего путешествия - по их плану мы вылетаем из Иркутска так, чтобы прибыть в Селетар после обеда. Этот вариант мне категорически не нравится - хоть я ни разу не был в тех краях, однако наслышан про их "зимние" ливни и грозы, в них я категорически не хочу, поэтому я предлагаю в Иркутске побыть немного подольше, вылететь в ночь, но прибыть в Селетар рано утром. Никто не против и данное расписание утверждается.

И вот, вечер 20-е декабря. Я собираю сумку в дорогу. Одеваюсь - весьма буднично, мы летим в обычной гражданской одежде. Захожу в лифт. И в голове проносится мысль: "ну что, Денис, иди, доказывай, что ты чего-то стоишь. Это очень серьезная веха в твоей летной карьере".

Действительно, у каждого пилота, наверное, есть свое "до" и "после". Событие, после чего он чувствует, что возмужал, и ему это уже не кажется - это на самом деле так.

Да, год работы командиром был насыщенным на разные "приключения" - это и уход на запасной Внуково по метеоусловиям Домодедово, с уходм на второй круг ниже ВПР Внуково, и посадка по минимуму... со всем вытекающим маразмом посадки на запасном Внуково... Это и полный отказ автоматической системы траекторного управления из-за чего оба автопилота жили своей жизнью и их пришлось выключить при ночном заходе в Сочи, и необходимость принятия решения не вылетать обратно (и мысли "а вдруг мне показалось"?). (почитать)

Это, опять же, ночной Сочи и труднейшая посадка на ВПП 02 в условиях ну очень сильного порывистого ветра. Это принятие решения на уход на запасной в Нижний Новгород (почитать)из-за фронтальных гроз в Москве, после чего один кавказец хотел ломать дверь в кабину, а другой человек кидал в форточку с земли свои корочки "Члена Совета Федераций", обещав меня уволить... Это и вынужденный возврат в Домодедово (почитать) из-за халатности техсостава...


Однако, все это казалось совсем не таким серьезным по сравнению с тем, что предстояло сделать. Хотя бы начать с того, что в Иркутск на Б737 мы не летали, а этот горный аэродром в среде летчиком успел обрасти легендами (как, например, Ростов, с его выкатываниями). И, тем более, мы тогда не летали в Китай, через Монголию - и только ленивый, узнав, что я собрался туда лететь, не поцокал языком, посетовав на "китайский английский".

И уж никто не летал в Сингапур, в аэропорт Селетар. Про короткую ВПП я каких только наставлений не услышал. Самым приятным было то, что Юрьич настрого приказал в Селетаре выполнять посадку мне и Диме. А Андрей, если захочет, пусть подсказывает сзади - все-таки, большой перерыв в полетах.

Доверяют... Как бы не подвести в итоге.

--==(o)==--


В Иркутск самолет привел Андрей. Как инструктор, хоть и свежеиспеченный, я закрыл ему перерыв в полетах на В737. Уже не помню, чего мы делали днем в Иркутске, однако, вечером, ужиная перед рейсом, мы попали на корпоратив (Новый Год, все-таки), который в том же помещении устроила какая-то организация. И так у них все было весело, что совсем не хотелось лететь в ночь, в какой-то там Китай через непонятную Монголию...

Однако, надо.

Продолжение

FLYSAFE

Tags: Сингапур
Subscribe

Posts from This Journal “Сингапур” Tag

promo marvei999 13:35, вчера 1
Buy for 60 tokens
Здравствуй, уважаемый Читатель. Хочется поделиться с тобой историей, как я приобщился к виртуальной авиации. Как оказалось, можно почувствовать себя пилотом авиалайнера дома, в случае если нет возможности стать настоящим пилотом, а тяга к небу имеется и не проходит. А тяга к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →