Вот такое путешествие в конце напряженного месяца.
За сутки до этого отдежурил инструктором в "офисе". Не мог пройти мимо такого "чудища"


И все бы ничего, и путешествие само по себе интересное... Есть только пара "нюансов" - я сам сто лет (ну, года с 2007-го) в Мюнхен не летал (не заходил на посадку). Бывал, да, в конце апреля. Но летел в обратном направлении, да к тому же еще и с "третьего" кресла - давал провозку командиру.
Плюс, наш рейс будет выполнен по программе подготовки второго пилота к полетам на международных линиях... И, собственно, это самое начало ввода у него.
Так что рейс обещает быть не скучным, хотя... К концу месяца хотелось бы рейсов поскучнее :)
В пятницу, 28-го числа, погода в Домодедово звенит. И жарит. Удивительно, в Европе дожди, в родной Сибири - холода, но в Москве стоит очень некомфортная (на мой вкус) погода. Конечно, до ужасов дымного лета 2010 далеко... Надеюсь, что и не повторится! Ну а пока - просто очень некомфортно. Хотя бы в плане того, что в такую жару не работать хочется, а на пляж, с шашлыком, да с холодным мохито или сангрией. Ну, или с пивом - если демократично.
Приходится мысли об этом гнать прочь, собирать сумку, одевать порядком поднадоевшую форму, садиться в "бегемот" и брать курс в аэропорт.
Погода заранее проанализирована (иначе - как собирать сумку для путешествий?). В Новосибирске обещает быть "ни то ни се", а в Мюнхене - конкретные +15 с дождями. Что ж, зонт и свитер будут не лишними.
...Еду в аэропорт. Ну что это за такое? Еще только утро пятницы, а на подъездах к посту ДПС (около аэропорта) навигатор показывает все "красным". Так и есть. Дачники, вы совсем по пятницам не работаете, что ли?
...Домодедово. Вокзал. Проходная.
- Здравствуйте! Глобус, Окань, Новосибирск.
- Добрый день! Проходите
Стартовый медпункт. Похожий диалог. Пульс пощупан, дежурные улыбки друг другу. Можно идти дальше.
Мой второй пилот, Юрий. Старше меня. На Боинге летает совсем ничего - в этом году только ввелся в строй. До этого имел несколько лет перерыва - после развала в 2001-м Внуковских авиалиний, где он был вторым пилотом Ту-154, устроиться "вот так вот сразу" было невозможно, поэтому он занялся бизнесом. Ну и между делом летал в аэроклубе, освоил планерный спорт. Учавствовал (не очень успешно) в разного рода международных соревнованиях, в-общем, проводил время достаточно романтично.
Ну а сейчас нам предстоит слетать в Новосибирск, чтобы поучиться летать за границу в общем, а в Мюнхен - в частности. Ну и сам поучусь. Давно там не был.
- Юра, раз такое дело - в Новосибирск будем тренироваться вести связь на английском, ну а в рейсе на Мюнхен будем уже демонстрировать. Т.е., я в обе стороны лечу как Pilot Flying, ну а ты - как Pilot Monitoring. Угу?
- Угу.
Мы летим вдвоем, это создает определенные "нюансы" для инструктора. Лишний раз из кабины не выйдешь, даже по самым, что ни на есть "физиологическим" потребностям. А вдруг?
Посему, я считаю крайне полезным тренировать свой английский еще до начала международных полетов. Т.к. уже имею определенный опыт в этом, могу с уверенностью утверждать - что полезно "тренироваться на кошках", прежде чем "погладить леопарда" - оттренировать язык при полетах над Россией, где всегда можно перейти на русский, если что - а потом уже демонстрировать навыки над Европой. Где говорят на этом языке совершенно не так, как в Тюмени или Красноярске.
Однако, если одинаково скурпулезно подходить к подготовке к рейсу - изучить схемы, частоты, предполагать маршрут руления после посадки... то это все весьма нивелирует акцент и непонимание - т.к. пилот уже ожидает определенные указания от диспетчера. И его мозгу гораздо проще ухватить нужное.
...Ну а мы летим в Новосибирск. Пришли на самолет. Оставляю Юру в нем, а сам иду на традиционый предполетный осмотр боевого товарища.
-Привет, November Golf! Как дела?





Авиатехник заливает масло в двигатель

Осмотр закончен. Замечаний не выявлено.
Приходит Ксения, старший бортпроводник. Докладывает о том, что питание до сих пор не загружено и когда это будет - непонятно...
Ну что ж... Бардак в Домодедово, начавшийся пару дней назад, не прекращается. Говорят, службы аэропорта объявили итальянскую забастовку - как результат, эфир на нашей корпоративной частоте забит переругиваниями экипажей и ЦУПа. Первые пытаются выяснить - сколько им еще ждать "питание", последние - пытаются заставить экипаж принять пассажиров на борт, в надежде на то, что питание подъедет сразу после посадки.
Вот и у нас такая же дилемма. Мы стоим около гейта ("рукава"), казалось бы, можно ожидать загрузку через переднюю дверь. А напротив этой двери - дверь служебная, через котороую принимается бортпитание. Как бы это не наложилось одновременно? (так нельзя).
Согласовываем этот вопрос с ЦУПом. Тот говорит, что посадка пассажиров будет производиться через заднюю дверь, через обычный трап. Ну а питание, когда подъедет - сначала часть загрузить через переднюю сервисную дверь, ну а после посадки пассажиров - через заднюю.
Что ж, такой вариант нас устраивает. И, хоть особой веры нет в то, что "каша" подъедет в разумные сроки, соглашаемся с тем, что пассажиров лучше будет посадить, чем томить их в терминале.
...Вот и автобус с пассажирами. Все, казалось бы, прекрасно. Да только незадача - трапа у задней двери нет... Вот так и работает аэропорт Домодедово! И чего я только хвалил его в предыдущих записях? А ведь пассажиру по барабану, что от компании здесь мало чего зависит - все претензии всегда валятся на нее, а не на аэропорт. Рядовой пассажир ведь не разделяет авиакомпании и аэропорт - по старой советской привычку ему все единообразно...
Минут через 15 трап-таки подъезжает. Представляю, каково было пассажирам в этом душном автобусе, в котором кондиционер если и есть, то он все равно в целях экономии, не включается!
По внутренней связи слышу, как одна из проводниц заливается от восторга: "С нами летит Женя Грув! Вот он идет!". Господи, ну летит и летит.
Посадка тем временем закончилась. Беру в руки микрофон и приветствую пассажиров. Извиняюсь за задержку, объясняю причины как есть.
А вот и "каша". Ну, Слава Богу! Значит, задержка будет не такой уж и длительной...
Двери закрыты, разрешение на вылет получено. Буксир прицепляется к нашей передней "ноге" и выталкивает нас на точку запуска


Запускаемся. Получаем разрешение на выруливание. Сегодня мы планируем взлет не от начала ВПП 32Л, а от ее пересечения с РД А9. Это позволит нам сэкономить несколько минут, если диспетчер пойдет нам на встречу и выпустит нас перед бортами, ожидающими взлет от начала ВПП.

Пропустив ВИМ вперед, диспетчер разрешает нам занятие ВПП. Мы "обставили" 737 Трансаэро и нашего собрата. Что ж, мы пытаемся нагнать расписание - нам еще отдохнуть бы надо перед ранним вылетом в Мюнхен. Сорри, братья.
Взлетаем. Нет, не зря 757 называют "heavy" в эфире - спутный след он оставляет заметный. Вот и нас пару раз ощутимо качнуло. Что ж, мы к этому готовы.
Набираем эшелон, выключаем табло "Fasten Seat Belts". Что ж, у проводников начинается работа, ну а мы можем немного расслабиться - этап крейсерского полета обычно самый спокойный.
Пролетаем Нижний Новгород. Предлагаю пассажирам послать воздушнй поцелуй своим друзьям-знакомым, если они там проживают.

Мимо нас прошмыгнул А380 Люфтганзы. Идет чуть правее трассы - видимо, заботится о других самолетах, которые могут попасть в его жестокий спутный след.

Впереди нас расцветает кактус

Да и вообще облака кучкуются, как бы говоря о том, что к вечеру они покажут нам, людишкам, кто в небе главный - железные птицы или Стихия. Еще ни одно грозовое облако не уступило дорогу самолету. Последнему приходится изменять свой маршрут, чтобы не ощутить на себе все прелести грозовой "гостепреимности".


По ходу полета через систему ACARS принимаем погоду в Новосибирске. Поначалу она радует - плюс 25 (не ждали), ветер слабый. А потом резко ветер усилися, появились VCTS - грозы в районе аэродрома. Температура стала резко падать. Еще через срок - ветер стих, а температура упала до +17. Грозы в районе, слабый дождь, мокрая ВПП. Ну ясно, фронтик прошел.

Готовимся к заходу на посадку на ВПП 25-ю.
Небо, только-только еще будучи в-основном ясным, затягивает тучами.

Снижаемся. На радаре видно, что на заходе наш самолет немного помоет из дождевых тучек

Проходим через облачность. Самолет ощутимо потряхивает. Внизу уже виднеется земля. Проходим привод PG, который безуспешно пытается найти один из моих читателей. Где-то впереди в темном от туч небе еще видны остатки гроз, но нам туда не надо. Нам направо - на полосу 25.
- Gears Down!..Flaps 15!
- Flaps 15 set
- Checked!
..
- Approach set!
- VOR/LOC and glideslope armed... Localizer alive... VOR/LOC!
- Rumway heading set!
- Checked!
...
- Set Flaps 30!
- Flaps 30 set
- Target speed set
- Checked
- Landing Checklist
Сегодня я отключил автопилот позже, чем обычно - на входе в глиссаду. Не лучшая погода на заходе, да второй пилот "молодой", к тому же, явно демонстрирующий тот факт, что английский язык ему все еще внове. Поэтому отложим тренировки на потом, а сегодня - демонстрация.
- 50...30..20..10.. Чпок!
Собственно, вот мы и на мокрой ВПП 25 Толмачево.
Заруливаем на стоянку. Благодарю пассажиров за полет с нами, извиняюсь за задержку... Для них приключения еще не закончились. Вроде и у терминала стоим, однако не у "рукава", но и расстояние до входа небольшое - пассажиры преодолевают его пешком... Под дождем, который после нашего заруливания снова усилился... Как тут не вспомнить Минводы, где даже 30м - но на автобусе :)


И из всей полуторасотенной толпы - только один молодой человек в белой рубашке с погонами, оказался предусмотрительным - спрятав себя и свою даму под зонтик, заранее подготовленный. Вот молодец! Надежный товарищ!
А в зеленой "маршрутке" тем временем поджидает экипаж, который на нашем самолете полетит выполнять рейс в Якутск.

Этот командир - из тех "эрбасников", которых мы недавно переучили на Боинг для того, чтобы организовать "мини-филиал" авиакомпании в Новосибирске в связи с увеличением объемов работ из этого города. Жалуются, бедняги, что после А-320 им пришлось вернуться в каменный век, на Боинг :)



Передаем самолет экипажу. Мужики говорят, что до нас тут очень неплохо сверкало. Что ж, как я уже не раз упоминал в ЖЖ - "что ни делается - то к лучшему". И та задержка, которая случилась в Домодедово, оказалсь нам на руку - если бы вылетели по расписанию, то и прилетели бы в самый грозовой пик. Как будто кто-то смотрит сверху и подвигает временные рамки и обстоятельства для "нормальных парней".
Ну а воздух-то какой... Свежий травяной запах... Дышать-не надышаться. И это в аэропорту! Что говорить о родных сибирских лесах? Скорее бы наступил отпуск!..
---
Садимся в зеленый фургончик и добираемся до отеля Скайпорт.
Наконец-то я их поймал :)


Размещаемся в отеле. Слышу:
- Денис Сергеевич, зравствуйте!
Поворачиваюсь - узнаю нашу бывшую бортпроводницу. Оказывается, она давно уже летает в IFLY, собирается лететь в Бангкок.
- Дома-то удается бывать?
- Да что Вы, очень редко.
Вот такая вот она, чартерная работа. Прыжками по стране. Зато, говорит, зарплатой не обижают. Да и тратить-то когда ее, если все время в командировке?
Отель Скайпорт (я его уже отмечал) - весьма неплох. И полон авиационной тематики. Начиная от стойки ресепшн...

...и продолжая фотографиями на стенах

Да и номера, в-целом, очень неплохие. Даже с бесплатной бутылочкой воды и кондиционером.

Что расстроило - на ресепшн висело объявление, что бассейн работать не будет. Обычно, прибывая в Скайпорт, я обязательно иду в него - он достаточно приличный, с двумя саунами, с возможностью попить разного чая на заказ.
Что ж, придется вдвойне поплавать в Мюнхене. Там тоже есть спа-центр.
Переодевшись, спускаюсь в "ресторан". Вот все хорошо в Скайпорте, кроме одного - закон о запрете курения в общественных местах до Новосибирска еще не добрался. Ну, или голубь не долетел, или лошади не добежали. Иного пояснения обилию столиков "для курящих" прямо по соседству с "некурящими" я не нахожу. Особо противно то, что наиболее курящие места - возле барной стойки. И курильщики такую гадость курят...
Бармен с группой официантов сегодня что-то особенно не в духе. Может, погода повлияла?
Заказываю свой традиционный скайпортовский ужин - яишницу, пельмени из трех видов мяса, блинчики, и кофе латте. Сажусь за столик. Ба, да тут еще и живой саксафонист появился? Раньше не было.


Кругом сплошной соблазн.


Не прошло и обычных получаса - как ужин принесли. Что ж, перекусив, можно поторчать в интернете, благо, что в кафе есть бесплатный WiFi. В это время спускается Юрий - со своим товарищем, братом-планеристом, который приехал повидаться с ним, узнав, что Юра прилетит сюда "с отдыхом".
А солнце тем временем рисует за окном картины, достойные кисти Шишкина


Поболтав о том, о сем, парни дожидаются свой заказ и пересаживаются за столик. Ну а я не скучаю - ко мне подсаживается наш второй пилот, который живет здесь уже несколько дней, выполняя полеты с новосибирскими командирами. Как обычно, траля-ля за жизнь, сетования на невзгоды и страдания. Ну, обычный пилотский разговор..
Все. СПАТЬ. Вылет в 0445, а учитывая по-идиотски выстроенную логистику прибытия на международный вылет из Толмачево - встать надо пораньше, несмотря на то, что ночуешь в аэропорту. Договариваемся с проводниками, что в 2ч35мин по Москве собираемся внизу и садимся в автобус, заранее заказанный. Значит, проснуться надо будет еще раньше - одеться хотя бы.
В Толмачево сначала придется ехать в комнату для брифинга, получать документы. Далее проходить медосмотр в соседнем здании. Далее - ждать "маршрутку" и ехать в совершенно противоложный конец аэропорта - в здание международного терминала, чтобы пройти пограничный контроль. И только там попытаться попасть на самолет вместе с толпой пассажиров, т.к. провести нас отдельно почему-то некому.
В Домодедово все на порядок лучше - для пилотов устроен свой таможенный и пограничный контроль.
Что ж. СПАТЬ... Пытаюсь упасть в объятия к Морфею - да только в 20ч по базовому московскому времени как-то это не очень получается...
Собственно, ни о каком нормальном отдыхе говорить невозможно. Это только по документам все красиво. А по факту - встаешь в то время, когда организм хочет одного - крепко спать. Да и заснуть - еще та морока... Только, казалось бы, начинаю ловить себя на мысли, что я скорее дремлю, чем бодрствую, как кто-то из соседей решил насладиться народными песнями. Конечно же, в первом часу ночи (по местному) - это самое оно! И надо обязательно сделать так, чтобы все слышали. МУ...АК ты. Если фантастическим образом читаешь эти строки - поверь, я еще мягко выразился.
...Будильник вырывает из сна, как всегда, в самый неподходящий момент. Что ж, ото сна есть одно избавление - это сразу же, не позволяя себе ни минутки лишней, встать и пойти умыться холодной водой. Лицо, руки, грудь. После этого сон обманывается и прячется в какие-то закоулки, чтобы потом в полете, когда нагрузка схлынет, каверзно появиться снова, заставляя глаза слипаться, а голову предательски падать к плечам.
Одеваюсь, спускаюсь вниз. Все уже здесь. Молодцы! Правда, машина уехала без нас - увезя в то же время еще один экипаж, вылетающий в Москву. Что ж, подождем. Мы пока не спешим.
Через 15 минут маршрутка подъехала, мы загружаемся и едем в "гнездо" - в здание авиакомпании "Сибирь", откуда, собственно, все и начиналось. Там находится комната для брифинга, где мы берем документы - сводки погоды, NOTAMs, чемодан с аэронавигационными сборниками и картами.


В "брифинге" сидит сибирский экипаж, в командире узнаю своего знакомого - он на курс младше меня учился в Бугуруслане, и затем в Академии. Здороваемся.
Анализирую погоду. Она обещает быть хорошей - по маршруту гроз не предвидится (да их обычно по утрам и нет - а мы будем лететь все время утром - с востока на запад), в Мюнхене тоже вполне летная. Только температура +9.
По интеркому интересуюсь у ПДС (производственно-диспетчерская служба) "Сибири" о статусе рейса, затем связываюсь с "центровкой", сообщаю данные о самолете, экипаже и о заправке. Они необходимы для подготовки загрузочной документации и расчета центровки самолета.
Что ж, здесь все дела сделаны. Вперед, к доктору!
To be continued

Journal information