denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Москва-Анапа-Москва, 26.06.2013

Устал, друзья. Надо еще сил набраться и завершить месяц марш-броском в Новосибирск, из него в Мюнхне и вернуться обратно пассажиром. Далее снова рейс, и потом еще три рабочих дня - и в отпуск. Два месяца подряд по 90 без малого часов, все (кроме одного) рейсы - по программам обучения или проверочные. Нагрузка реально большая...

В такие минуты вспоминаю записки Василия Васильевича Ершова, где он писал про августовские нагрузки на многочленный (!) экипаж Ту-154... в 70 часов в месяц... Да это курорт по сравнению с современной потогонкой.

Поэтому, реально буду кратким. Лучше потом "марш-бросок" опишу.

Слетали в Анапу. Проверка КВС-стажера Сергея, "мистера улыбки", на допуск к самостоятельным полетам. С ним я уже летал как-то на вводе в строй, поэтому особого волнения перед проверкой нет. Да, да. Проверяющий порой волнуется не меньше проверяемого - т.к. ответственность все-таки давит.

Но определенные нотки все-таки есть.

Погода в Дмд ужасная. В такую жару надо не в асфальтовом аэропорту киснуть, а где-нибудь на берегу моря, да с холодной Сангрией в запотевшем бокале... Однако, и здесь находишь что-то милое, контрастное с бетонными покрытиями крупнейшего аэропорта России.

DSC_0001


DSC_0002

Небо пока еще в порядке, однако, телом ощущаешь насыщенность воздуха влагой, духоту - это говорит о том, что к моменту нашего прилета могут собраться грозы. Вчера, в аналогичную жару, они были - и даже кое-где неплохо полили.

Готовимся к рейсу. В Анапе ВПП 22, планируется заход NDB, поэтому решаю, что в ту сторону летит Сергей, обратно я. Погода (если не брать удушливой жары) вроде неплохая, в глаза бросается предупреждение в NOTAMе о закрытии воздушного пространства в таких-то границах (далее идет целая туча географических координат). Утомленная жарой и налетом голова буднично эту информацию пробегает, оставляя в голове мысль "видимо, через Ейск опять отправят" и переходит к изучению дальнейшей информации...

Сегодня мы летим на 737-400, VP-BQG. Сергей уже отлетал проверку на 800-ке с проверяющем Толей. Совпадение, или нет, но второго "молодого" командира подряд проверяют одни и те же проверяющие... Да и вообще, с начала года мне подозрительно часто достаются подобные проверки. Зимой одна была неуспешной и, к слову, в этой же Анапе...

Серега что-то говорит про NOTAM, про закрытие воздушного пространства над ним, что "мы успеваем", я вяло отвечаю, что да, видел. "Видимо, чуть севернее полетим, как обычно"...

Мы на самолете. Небольшая задержка с погрузкой пассажиром, тем не менее, ровно во время отправления по расписанию, мы запускаем двигатели. Т.к. на улице стоит жара, мы максимально возможно уменьшаем взлетную тягу, используя для этого всю длину ВПП. Приходится рулить подольше.

На этих самолетах применение взлетной тяги весьма гибкое - в зависимости от массы самолета и внешних условий можно применять разные методики уменьшения тяги на взлете, что положительно сказывается на ресурсе двигателей.

Так же, приходится постоять некоторое время в очереди на исполнительный ВПП 14П. Где-то в закоулках подсознания скребет какое-то волнение, но так как оно никак не идентифицируется, то прогоняется напрочь.

Улетаем. Да, вокруг стоят кучевки, одну из которых Серега сбивает правым крылом, за что та неблагодарно трепет самолет пару-тройку секунд.

- А ты смелый, Серега.

Мощно-кучевые облака - это визуальные идентификаторы восходящих потоков воздуха. Как кипящий бульон, в котором ото дна кастрюли поднимаются пузырьки. В наиболее ярких представителях данного семейства потоки воздуха могут достигать очень больших величин, и турбулентность соответственно, тоже. Туда, как и в грозовые облака, залетать нельзя.

DSC_0003



DSC_0005

Наша кучевка еще совсем не такой "яркий представитель", в "мощно-кучевую" она не выросла, но дала о себе знать, как о весьма перспективной.

DSC_0007

За секунду до "столкновения" справа по борту.

DSC_0008

Набрали эшелон 330. Пролетели обе зоны "московского контроля", вошли в зону Ростова.

- Глобус 1123, у вас есть информация о закрытии аэпорта Анапы и Геленджика с 1230 UTC?

Хлоп. Информации о закрытии аэропортов?.. Воздушного пространства есть, аэропортов нет.

- Нет, такой информации нет.
- Для вашей информации, действует режим, аэропорт Анапы и Геленджика закрыты с 1230 по 1315 UTC. Во сколько вы рассчитываете прибытие?


Моментальный взгляд на страницу PROGRESS в CDU - 12:41. Прикольно! Ладно, мы можем несколько поднажать...

- В 12.35.
- Глобус 1123, увеличьте скорость по возможности, после пролета Ростова ожидайте курс на точку РИДЛА, попробуем согласовать с военным сектором.


Хех. Вот так всегда и начинается самое интересное. Увеличиваем скорост полета до числа М=0.78, перепрограммируем скорость на снижении под план в М=0.78/310 узлов... Все это дает три минуты. Новое расчетное время 12.38. Хе. Если б это сразу после взлета сделать, мы еще раньше, чем в 12:30 были б на месте.

Обсуждаем с Сергеем этот момент. Дольше писать, чем это было по факту. Остаток топлива на момент прибытия в Анапу составляет 3.5 тонны. Мы можем там полетать лишние 40 минут, но тогда придется принимать решение на продолжение полета без возможности ухода на запасной - такая процедура в РПП есть... Но она не то чтобы для ежедневного использования, хотя и погода миллион на миллион не может не успокаивать.

Но как так получилось-то?

Достаю НОТАМ. Уже с более "холодной" головой внимаа-аательно изучаю пункт... Ну да, закрывается не аэропорт, а воздушное пространство Анапы. И даже время есть - но не в начале сообщения, как это принято в НОТАМе писать, а в конце, после длиннючей череды географических координат. Так и есть, с 1230 по 1315 всемирного времени. Закрывается с высоты 600м и до эшелона 230. Прикидываю координаты на карте - да, так и получается, что они вокруг аэродрома.

Вот ведь сила привычки - привыкаешь к тому, что в конкретном аэродроме конкретный режим, в котором ты просто-напросто меняешь маршрут, а вот такие неожиданные изменения пропускаешь... Конечно, можно найти тучу оправданий - и этим, и налетом, общей усталостью. Но что ж, это отличный, очередной, урок на будущее - именно в такие жаркие периоды, надо уметь "притормозить" и заставлять себя специально быть более внимательным к нюансам, не позволяя накопившейся усталости брать верх.

Нет ничего особо "страшного", в худшем случае придется полетать лишние минут 40... И в последующих объяснениях, почему так получилось - да потому что лишние минуты "съели" на длительном рулении... Но так не хочется "садиться в лужу" на пустом месте!..

- Хм, но ведь аэродом-то не закрывается, только высоты?

Тем временем, диспетчер несколько спрямляет наш маршрут. Выигрываем одну минутку. Однако, еще нет информации, что наш заход будет согласован. Это немного напрягает. Мысленно заранее благодарю диспетчеров...

Намечается особо "спортивный" заход. Начинаем готовиться пораньше, пока есть свободное время. Еще и заход по приводам - не самый распространенный в сегодняшнее время и поэтому вызывающий закономерные трудности, и не только у "молодых" командиров.

...

В-общем, перемотав вперед наш полет - приземлились мы в Анапе в 12.37. Огромное спасибо диспетчерам Ростова за их вклад в эту посадку.

Правда, сам заход в исполнении Сереги мне понравился не очень. Весь заход в условиях болтанки, ветра, меняющегося с попутного на встречный, да плюс еще и восходящих потоков от нагретой поверхности, он "гнал" скорость выше заданной. Видимо, боясь ставить непривычно малый режим работы двигателя.

Учитывая давление "ситуации" и то, что мне самому по этой ситуации так не хотелось выполнять уход на второй круг, что пришлось пару раз давать советы в процессе захода, чтобы остаться в рамках стабилизированного, меняю план проверки.

- Сергей. План немного меняется. Обратно так же полетишь ты. Давай соберемся, оставим позади этот заход и выполним нормальный, спокойный заход в Домодедово.

Вижу, что Серега сам несколько обескуражен.  Что ж, у нас есть еще попытки.

DSC_0010


DSC_0011

Обратный рейс прошел достаточно ровно и спокойно. Полюбовались на Ростов-папу

DSC_0014

Не то, чтобы поковырялись в засветках, но пришлось их пообходить на подступах к Московской зоне.

А на самом заходе полюбовались на красивое облачно-грозовое небо в лучах заходящего солнца.

DSC_0018


DSC_0021


DSC_0025

Вот такой вот рогатый викинг проплыл справа от нас

DSC_0028

Ради таких видов только стоило лететь в этот рейс.

DSC_0033

Ну а на заходе не удержался и сфотографировал-таки карьер в Лыткарино, который заметил в одном из недавних рейсов после ухода на второй круг.

DSC_0036

Серега в этом рейсе молчал как партизан, ни разу не выйдя на связь с пассажирами. Что ж, не стал тревожить его по этому поводу - видно, что он переживает за то, что не смог себя показать во всей красе в Анапе. Мой имидж "строгого проверяющего" все-таки довлеет, поэтому не стоит лишний раз давить на голову замечаниями. Лучше поговорим об этом после.

Что ж, заход в Москве и посадка были выполнены неплохо. Достаточно неплохо, чтобы быть выше планки требований, предъявляемых к проверке. Учитывая это, а так же наш предыдущий рейс, да и вообще - хорошие отзывы о Сергее от коллег, решаю, что эту проверку он прошел.

Разбирая данный рейс отмечаю все нюансы. Отмечаю, что мы оба дали определенную "пенку" при анализе НОТАМ, причем я - бОльшую ,чем Сергей. Никогда не пытался замазать перед обучаемым/проверяемым собственные огрехи, наоборот, считаю, что обсуждение их будет как минимум не менее полезным (а то и более), чем замечания, выявленные у подопечных. Ведь все люди делают ошибки. Даже те, кто хочет быть самым-самым "perfect". И если "Сам Проверяющий" не стесняется признавать и обсуждать свои ошибки, то восприятие своих у проверяемого будет гораздо правильнее. К тому, же пилоты не дураки - и сами видят ошибки проверяющих. А если последний пытается от них отмазаться, или, что еще хуже - свалить их на проверяемого - то уважение и вера такому проверяющему падает на уровень где-то ниже плинтуса. Я много таких "проверяющих" повидал и не хочу быть похожим.

- Давай Серега, успехов тебе! И обязательно - будь повнима-ательнее.
- Спасибо!
Буду стараться!

Вот так. Кратко, как только мог :)

Спасибо за внимание!

FLYSAFE
Tags: анапа, полеты
Subscribe

Posts from This Journal “полеты” Tag

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →