Нет.
Не так.
ПОТРЯСАЮЩЕ КРАСИВЫМ - так будет вернее, хотя, все равно, не передать того чувства, которое я испытал, вырулив с улицы Гагарина своего г.Домодедово на Каширское шоссе и поехал в направлении "на закат".
Небо разделилось на слои туч, а внизу, в ясном красном небе - ослепительно сверкало заходящее солнце.
Обычно я не останавливаюсь, пока еду в аэропорт. Но в этот раз я не мог этого не сделать, да и время позволяло - я всегда стараюсь выезжать "с запасом".
И, если в прошлой записи я написал "каждый фотолюбитель мечтает сделать слайд, не похожим на настоящее небо", то в тот день небо было похожим на слайд. В-общем, я счастлив, что мог собственными глазами лицезреть эту красоту.
Солнце заходило на глазах. Пришлось поторопиться, чтобы успеть на плотину р.Пахра близ деревни Новленское.
Это реально вот такие вот облака на фоне заходящего солнца. Я их не рисовал в Фотошопе - они вот так вот и выглядели.
А с другой стороны была радуга.
Пока я снимал закат, недалеко от меня компания молодых парней
Закончив на плотине, поехал дальше. Но все равно не смог не остановиться еще один раз.
После этого заставил себя бросить фотоаппарат и поехать-таки на работу.
Сегодня у меня рейс в Нижневартовск. Со мной полетят два вторых пилота - одного их них я буду проверять на допуск к полетам на В737-400, ну а другой - safety pilot. Будет сидеть сзади и помогать, если что.
В нашей компании основное обучение производится на В737-800, а дальше идет переподготовка на В737-400 - теория, тренажер, практика, проверка. Вот я и лечу на проверку.
Приезжаю в аэропорт. Мой верный "Бегемот" пообещал вести себя хорошо и ждать меня до утра.
Аэровокзал манит своим светом, и пассажиры сбегаются на него, как мотыльки. Когда-то (в 2004м) этот вокзал был в несколько раз меньше, и летом в нем приходилось проталкивать дорогу локтями. Потом частники взялись за аэропорт, начали делать из него "конфетку" (и даже сделали - раз государство решило его экспроприировать), дышать стало свободнее... Но сейчас я снова начинаю вспоминать год 2004й, т.к. очень-очень-очень много народа летает, и даже такого увеличенного вокзала начинает не хватать. Слава ЕР!
Проходная. Стандартный диалог.
- Добрый вечер! Глобус, Нижневартовск, Окань!
- Здравствуйте.... проходите!
....
Блин, а ведь я тоже когда-то работал на проходной. В далеком 2002м году, лелея надежды на трудоустройство пилотом, я "служил" в ВОХРе аэропорта Пулково. И вот точно так же пропускал экипажи, сверяя имя на пропуске с полетным заданием... Или, загорая на солнце, периодически открывал шлагбаум на одной из удаленных "проходных" (пятая, по-моему?) И даже пропускал гендиректора в Самом Главном Здании. Тоже по пропуску.
Одна из проходных была практически на летном поле. И выходя на его "краешек" я между делом вспоминал, что сам вроде как пилот... Глядел на бело-синие хвосты Ту-154 авиакомпании "Пулково" и говорил в пустое небо: "Неужели мне никогда это не светит? Сколько еще лет надо ждать?".
В тот момент я и не думал, что меньше чем через год моя мечта резко осуществится. Правда, между работой в ВОХРе и полетами в СиАТе была еще работа кладовщиком на пивном складе в Барнауле... Зима, -30, пять полупьяных грузчиков (да и сам не всегда трезв) - это, знаете ли, Опыт...
....
Сегодня мы летим на ставшем мне в последнее время уже совсем родным, BAN'е, В737-400. Что ж, пока 400-ки не вывели из парка, надо ловить момент и наслаждаться управлением этих "старичков" - если В737-800 воспринимаешь как лимузин, то 737-400 это как "легковушка", она острее управляется, резче реагирует на нажатие тормозов при рулении. А если вспомнить, что в свое время, летая только на 500-ках, нам 400-ка воспринималась тоже "как лимузин", то прозвищу 500-ки "истребитель" уже не удивляешься.
Мой подопечный, Паша - недавний выпускник Сасовского летного училища. Очень молодой пилот, но с очень ранней сединой в черных волосах. Если бы сейчас был СССР, его по-любому пригласили бы в кино - играть пионеров, настолько типажным пионером он выглядит. Ну просто Тимур!
"Третий" пилот - из бывших военных. Он уже практически год, как летает в Глобусе на В737, так что может считаться "опытным". Да, вот такое время нынче - год полетал, будь добр, считайся опытным.
Т.к. я инструктор-реалист, то понимаю, что сам факт проверки не отменяет необходимости проведения обучения, т.к. программа "дифференса" на 737-400 у нас весьма короткая и разорванная во времени. Поэтому весь полет, начиная с предполетной подготовки, я буду периодически задавать вопросы, выискивая слабые места в знаниях и устраняя их.
В Трансаэро, к слову, пилотов разделяют на "белых" и "черных" - т.е., "классических" и "нового поколения". Первые летают только на модификациях CL, вторые - только на NG. Правда, в Питере сделали исключение... Но в Москве все очень строго. И работа очень разная.
Но у нас "все летают на всем" - и это имеет как свои плюсы, так и минусы. Безусловно, с т.з. планирования - большие плюсы, а с т.з. подготовки - "минусы", т.к. все-таки, несмотря на общее "В737" - эти самолеты очень разные. И по оборудованию, и по ощущению от пилотирования. И для пилотов с небольшим опытом это еще тот "нюанс".
Анализируем погоду. Как обычно, я уже имею в голове решение, но предоставляю Павлу и Сергею сделать свои - о вылете и о заправке. Сегодня CFP нам предлагает не брать дополнительное топливо сверх того, что нужно для выполнения рейса и возможного ухода на запасной аэродром. Я так не люблю летать, поэтому соглашаюсь с мнением Сергея о том, что можно увеличить заправку на 800кг, как это позволяет компания в РПП.
В Нижневартовске обещают чудесную погоду, с ветром и порывами, т.е., как раз такую, как я люблю. Т.к. в последнее время, из-за ввода в КВС Сереги, я мало летал как PF (пилотирующий пилот), да еще и из-за цели полета (проверки неопытного ВП), я выбираю себе роль PF в Нижневартовск, ну а на Пашу я посмотрю обратно.
В принципе, с Павлом я уже как-то летал, на его вводе в строй вторым пилотов В737-800. Да и до этого "щупал" - он из моей АЭ. Толковый парень, "алмаз", как и большинство приходящей к нам молодежи. Ему бы "огранчщика" под стать...
Есть "алмазы", а есть "бриллианты". Материал один и тот же, да только вид разный. И ценность несопоставима... Все зависит от того, кто нанесет грани. От Инструктора.
...
Мы готовы. Нет смысла сидеть в штурманской, если есть возможность подышать свежим аэропортовым запахом. Ждем "маршрутку", которая доставит нас к самолету. Около нас засилье Уральских авиалиний.
Что ж, вот мы и на самолете. Привет, "баня". Как ты? Я скучал по тебе.
Я обожаю наши самолеты. Всегда, обходя самолет перед вылетом, здороваюсь с ним (почему-то чувства настигают меня именно в тот момент, когда захожу в нишу переднего шасси). А после полета - всегда хлопаю по двигателю и говорю "Спасибо, Брат". И мне кажется, что наши самолеты чувствуют это и отвечают мне взаимностью. По-крайней мере, ттт, до сегодняшнего дня они меня не подводили ни разу. Ну, скажем так, почти.
И я тоже стараюсь их не подводить.
Проверяем связь в салон, проводим брифинг со старшим проводником. Улыбаемся друг другу, желаем приятного полета. Выполняем необходимые процедуры. Мой второй пилот немного торопится, я его "подтормаживаю".
Как это бывает в последнее время, пассажиров привезли вовремя. И мы стартуем, отлично укладываясь в расписание.
Выруливая на ВПП 32Л, понимаю, что придется немного подождать. Впереди очердь, да еще и борты на заходе. Ну а такого красавца - грех не пропустить вперед. А380 - единственный Аэрбас, ради которого я променял бы Боинг.
А если работать в Эмирейтс - я бы и на второго пилота согласился бы :) Щутка. Или нет?...
Но если выбирать между В777 (787) и этим "дворцом на крыльях" - я бы выбрал, конечно же, Боинг.
Слева притулилась Московия. Удивительная авиакомпания, непонятно как, но все еще держащаяся на плаву. Недавно подслушал разговоры одного из ее экипажей - которые бурно обсуждали "как хорошо в апельсине, и как хорошо в яблоке, и в мандарине тоже хорошо... но родину не выбирают". Если так все - чего ж Вы, ребята, да при таком выборе? А если работаете - значит, согласны, и нечего прилюдно такие разговоры вести.
..Вот мы и в небе. Вроде, как бы и ночь - но она разная. На юге - черно, на севере светло. Как-никак, сегодня ночь с 21 на 22 июня... Печальная, трагичная ночь для всего нашего народа...
Где-то вдали погибают последние отголоски гроз. Еще несколько часов там было "весело", а сейчас любой пилот-новобранец лишь хмыкнет, глядя на эту размытую наковальню. Никакого уважения к павшим злодеям! Как к тем фашистам из сороковых...
Не успев толком стемнеть, начинает светать. Вот только за это я и ценю летние ночне рейсы - организм обманывается и спать не так тянет, как в темное зимнее время. Сегодня мне дремать ну вообще никак - справа "курсант", ну а сзади - такой же "курсант", хоть и имеет год за плечами.
Постепенно выкарабкивается солнце. Привет, Светило! Вчера вечером ты зажгло великолепно! Как твоя голова, не болит?
Сегодня в Нижневартовске нас ожидает заход по ИЛС на ВПП 03. Хоть и передают ветер без порывов, но "задница" чувствует, что у земли не будет спокойно - весь прошлый день там "задувало", и сейчас не безоблачно. Нижневартовск может выкинуть выкрутасы с болтанкой, и мы будем к этому готовы.
Уже совсем рассвело и мимо нас начинают шнурковать самолеты.
Да и небо на рассвете становится особым. Каждый раз, замечая это, понимаю, что в лихие 90-е я выбрал правильную профессию. Это не сможет разонравиться никогда. Да, это бессонные ночи, грозы, непонимающее тебя начальство... Это все так одинаково и... так неповторимо!..
Мы рассчитываем заход по "дуге". Хоть диспетчер и предполагает иное. Я уже писал об особенностях полетов в Нижневартовск, и сегодня у нас снова В737-400, заход RNAV GNSS на нем неприменим и нам нужен именно подобный заход.
Вывалившись из облачности при довороте на предпосадочную прямую, я в который раз пожалел о "правилах стерильной кабины", которое не разрешает выполнение деяний, не связанных с выполнением полета на высотах ниже 10000 футов... Я увидел заливные луга, Венецию в поле - пруды и озера, расчерченные зелеными рядами возвышений. Красиво до безобразия!.. Но, увы, я лечу в кресле пилота и сфотографировать это не имею возможности. Сейчас все внимание на "стрелки".
Знал бы раньше, что увижу такие необычные виды - дал бы задание третьему пилоту их запечатлеть... Не судьба.
Как и предполагалось, воздух в Нижневартовске оказался неспокойным. Кому как, ну а мне так нравится больше. Несколько минут, проведенных слитно с органами управления - и вот мы на ВПП 03 аэропорта Нижневартовска. Встречайте!
...Старший проводник после рейса передала, как обычно, кучу добрых слов от пассажиров. Что ж, это не может наскучить - это всегда приятно. Как в старом лозунге авиакомпании "Сибирь - мы летаем для вас". Однажды, еще на Ту-154, мы поблагодарили проводницу, а она нашлась "да ничего особого, мы же летаем из-за вас" Тогда это казалось очень смешным.
Я за всех не ручаюсь, но мне, как пилоту, очень нравится, когда проводник передает мне благодарности пассажиров. Я чувствую глубокую профессиональную удовлетворенность. Наверное, я не смогу стать "грузовиком" именно поэтому - мне нужна данная эмоциональность.
Что касается заливных лугов, то заправщики поведали моему второму пилоту занянтую байку - мол, на территории дач наши залежи нефти, поэтому в Новобириске (!) спустили воду на плотине, специально подняв уровень воды и затопив данные дачи. Чтобы их владельцы от них отказались. Слава ЕР и все такое.
Посмеялись.
В Нижневартовске уже на так холодно, как было в прошлый раз. Но все равно, "не май месяц".
Мы готовимся вылетать обратно. После посадки приходит старший проводник:
- У нас одна женщина в возрасте себя неважно чувствует... Бледная, но говорит, что ей в любом случае надо в Москву.
Да уж. Рейс начинается интересно. Здоровье и авиация - это не всегда совместимые вещи. К сожалению, хватает случаев, когда ни с того ни с сего умирали в полете казалось бы очень молодые и здоровые люди... Даже пилоты... И даже российские пилоты, накануне прошедшие приснопамятный россйиский ВЛЭК...
- Хорошо. Будьте повнимательнее с ней. Если что - сразу докладывайте.
Запускаем двигатели. Просим разрешение на выруливание. Выруливаем. Проруливаем метров 200... Звучит сигнал вызова бортпроводника:
- Денис Сергеевич, этой женщине что-то совсем плохо, просит разрешения где-нибудь прилечь... Но она отказывается от того, чтобы остаться здесь, говорит, что ей очень нужно в Москву.
Что ж. Вот она, ситуация, в которой надо принимать решение. После таких противоречивых, взаимоисключющих фраз - "плохо" и "надо лететь"...
Думаю я недолго. Пока мы на земле, есть возможность зарулить. Что и докладываю диспетчеру. Да, сам докладываю. Объясняю, что у нас больной пассажир на борту, нам требуется возврат на стоянку и помощь врача. Ситуация не самая стандартная, а связь мы ведем на английском и из принципа (кто-то покрутит пальцем у виска) не хочу переходить на русский. Тренировки для, опыта ради. Если это потребуется где-нибудь в Гонконге, шанса перейти на русский не будет. Диспетчер, спасибо ему, все понимает и так же, поддерживая наше начинание, на английском выдает команду на заруливание обратно на стоянку. Заруливаем, выключаем двигатели.
Читаю информацию пассажирам, объясняю ситуацию. На русском и на английском языках, хотя в салоне нет ни одного иностранца. И не столько ради того, что этого требуют стандарты - сколько ради личной тренировки. Это как вызов самому себе - не делать послабления на нестандартность ситуации, т.к. эта ситуация может произойти не только в глубинке России.
- Что ж, парни. Там потребуется мое присутствие.
Я отстегиваюсь и выхожу в салон. Странно, но эта женщина все еще сидит в эконом-классе. Видимо, проводник не всегда соображает молниеносно - ведь будет гораздо лучше, если пассажира привести вперед, в бизнес - там и места больше для помощи врачам, и глаз меньше. Даю команду пересадить данного пассажира.\
Женщина, 58 лет. Выглядит напуганно, но твердит, что ей очень надо в Москву... На память сам по себе приходит бородатый анекдот про еврея и его попугая: "хоть чучелом, хоть тушкой, но надо валить, Изя"...
Медперсонал приезжает быстро. Я реалист, и надежд не питаю. Максимум, что они сделают на самолете - это то, что я и сам бы сделал - посмотреть на "больного" и измерить давление. Что они и делают. Давление 90х60.
Говорю: "Мне нужно Ваше заключение о том, может или не может данный пассажир быть допущен к перелету". Естесственно, получаю ожидаемый ответ, что данные специалисты к таким заключениям не допущены. Но сами они предлагают данного пассажира снять с рейса.
Выясняется, что женщина только вчера выписана из больницы. У нее было что-то, связанное с ишемией сердца.
Смотрю на женщину. В ее глазах вижу ужас
- Мне надо в Москву. Я сама врач, я приняла лекарство, мне сейчас уже становится лучше. Пожалуйста, мне очень надо в Москву, мне надо лететь в любом случае!
- Вы понимаете, что перелет связан с риском? Высота в кабине будет порядка двух с половиной километров. Может, Вам лучше попробовать добраться до Москвы на поезде?
- Нет, мне надо очень срочно в Москву. У меня все с собой, я сама врач, я дотепрлю. Мне очень нужно в Москву.
Если кто считает, что работа КВС заключается в доставке самолета на землю, то он очень сильно заблуждается. С этим сможет справиться и второй пилот. Работа Капитана - это решения. Решения, котороые могут быть неправильными. От которых зависит жизни и прочие обстоятельства. Но в первую очередь - жизни.
Иногда решения принимаются в строгом соответствии с документами... Это самые простые из Решений. Надо всего лишь эти документы знать.
Но этих документов, при всем их разнообразии, слишком мало, чтобы они могли регламентировать Жизнь. Поэтому, многие решения принимаются на каком-то духовном, подсознательном, интуитивном уровне. И при этом Капитан берет на себя определенные риски. Хотелось бы, чтобы ситуаций, требующих принимать подобные решения было меньше... но они бывают достаточно часто. И ладно, если они связаны с полетными ситуациями: обход гроз, либо вылет с какой-либо несерьезной, но требующей раздумий, неисправностью...
Сейчас все гораздо сложнее, чем грозы.
Речь идет о здоровье пассажира. О его Жизни.
Конечно, снять ее - и "всё делов". Но!! !! Смотря на нее, я понимаю - если я ее сниму, то подтолкну ее к инфаркту гораздо быстрее, чем приняв ее к перелету. Я не знаю почему, но ей очень нужно в Москву. Ее глаза смотрят на меня умоляюще, и я понимаю, что я на ее стороне.
- Хорошо. Но нам нужно соблюсти формальность. Пожалуйста, напишите расписку в том, что Вам разъяснены риски и Вы, как врач, в состоянии контролировать свое самочувствие и берете на себя ответственность за свое здоровье.
Вижу, что "наземники" рады такому варианту, нигде не прописанному. Им не хочется возиться с "пациентом". Ну а нам, если честно, от того, напишет женщина расписку или нет - в том самом худшем случае, мало что поможет. Слишком "официально" все получилось - возврат на стоянку из-за состояния здоровья пассажира, затем принятие его на борт... вылет... Если что с ним случится - расписка роль сыграет небольшую. Никакую.
Но если женщину оставить здесь - боюсь, непоправимое случится раньше.
Мы берем ее в полет.
- Вы полетите в бизнес-классе. Пожалуйста, если Вы почувствуете недомогание - не стесняйтесь, я прошу Вас - обращайтесь к проводникам. Не терпите. А если Ваше плохое самочувствие как-то связано с боязнью летать - то, пожалуйста - не надо бояться. Я Вам лично обещаю - все будет хорошо!
Женщина смотрит на меня с благодарностью. Хочется почувствовать себя героем Голливуда, но для этого надо долететь хотя бы до Москвы и привести весь списочный состав целым.
Закрываем двери, запускаем двигатели. Умудряемся даже опередить Ютэйр, начавшего запуск на полминуты раньше. Может, и они тому нам поспособствовали - видя нашу катавасию с возвратом на стоянку. В любом случае, спасибо, ребята, что дали нам возможность улететь чуть раньше.
Выруливаем на ВПП. Взлетаем. Как всегда, даю второму пилоту попилотировать по-максимуму. Безо всяких там расейских "one thousand - autopilot ON". Надо, надо давать молодежи (и не только) возможность понять этот самолет, ведь, учитывая коньюктуру рынка, им совсем скоро становится командирами... Глобальный План и Рост Перевозок (Слава ЕР!) требуют свое, и поэтому надо давить собственные инструкторские страхи, но вкладывать в данных "птенцов" хотя бы крупицы, чтобы это давало плоды.
...После набора эшелона читаю традиционную информацию о полете пассажирам. После нее приходит старший проводник.
- Ну как там наша больная?
- Вы знаете, хорошо. Спит.
- ??? Точно спит???
- Да, точно - грудь колышется.
Сейчас, возможно, и смешным покажется. В тот момент нет, но данная информация меня удовлетворила.
В течение полета еще несколько раз интересуюсь состоянием пассажира. Получаю ответы, что все хорошо.
Слава Богу!
Как ни странно, умудряемся прилететь в Москву немного раньше расписния - спасибо коммерсантам, заложившим в него определенную маржу. Прощаюсь с пассажирами, мысленно желая данной пассажирке удачи и здоровья.
Наш полет окончен. Проводим краткий дебрифинг с Павлом, разбираем нюансы прошедшего рейса. Как и следовало ожидать, их было достаточно - все-таки, обилие информации в краткий период времени не дает возможности проводить максимально качественное обучение. Но я думаю, что у него все будет хорошо - молодость, помноженная на способности - именно то, на что я сам надеюсь. То, что даст струю свежего воздуха в нашу российскую замшелую авиатранспортную систему. Если честно, хоть мне всего 34, но иногда я жалею, что мне не 20 - было бы здорово в таком возрасте (но с сохранением всего того багажа, что я сегодня имею) - коптить в этой Системе.
Наш очередной полет закончен успешно. Получен очередной опыт. Потрачено столько-то нервных клеток.
- Спасибо, Брат! Я люблю тебя!
Хлопаю по двигателю моего старого доброго BAN'а.
- До встречи!
Journal information