Больше всего мне не по душе полеты проверяющим. Да, именно так - не "с проверяющим", как принято писать, а "проверяющим". Т.е., выступать в роли экзаменатора. Сама необходимость оценки квалификации, не всегда положительная - давит грузом противоречий и ответственности. Особенно, если работаешь в замкнутом коллективе и проверяешь своих коллег - формально это вроде как бы и ничего, есть "начальники" и "подчиненные", а есть "экзаменаторы" и "проверяемые"... А неформально - все сотоварищи, варящиеся в одном котле.
И ставить FAIL нет-нет, да приходится порой, несмотря на поиски всевозможных зацепок, чтобы этого не делать. И каждый раз в душе остается тяжелый осадок... вроде, все сделал честно, по делу, "по стандарту" - но сам факт такой оценки вызывает в душе только негатив.
Ставить FAIL работнику коллектива, в котором ты сам работаешь - это значит вызвать очередную волну негатива в свой адрес. Комэски, функция которых в российских реалиях свелась к выполнению плана, а не обеспечению подготовки, опять начинают хоть и неявно, но в сердцах ругаться, что "план летит", т.к. непрошедший проверку выбывает из обоймы плана на некоторое время. И обязательно начинаются вопросы: "А что, а как, а что - совсем никак"?
Увы. Никак.
Есть, правда и обратная сторона медали - если ставить "PASSED" тому, кто ее ну явно не заслуживает... Идти на сделку с совестью, убеждая себя в том, что "ничего не случится"? В таких случаях, чтобы не допустить такого - я просто представляю себя, что отправляю свою семью в рейс с данным человеком... И, как говорится, "go to step 1" - готовься пройти через нервотрепку с "фэйлом".
И вот так каждый раз - когда летишь проверять, еще до вылета продумываешь варианты - чего можно ждать от проверяемого, вспоминаешь прежний опыт полетов, зачетов, общения (выбрать нужное) - где можно сделать некое послабление, а где - ни в коем случае. Например, если парень только-только ввелся, нельзя требовать от него техники пилотирования на уровне Александра Покрышкина, в этом случае достаточным будет то, что проверяющий видит, что парень старается, что те огрехи, какие есть - это только из-за недостатка опыта. Если при этом у парня взаимодействие на высоте и на теоретические вопросы отвечает правильно - этого достаточно. А если же с этим парнем летишь через год и нет прогресса - извини, брат. Год в современной авиации при налете под 900ч, по 26-30 полетов в месяц - это очень и очень хороший опыт.
Или же - взаимодействие в экипаже, технология работы, взаимный контроль. Стандартные процедуры, правила. Кто-то до сих пор считает (и рьяно отставивает это мнение), что пилоту достаточно уметь пилотировать (взлетать и садиться) - и он может смело гордиться своим званием - "Летчик". А все остальное - вторично. Я считаю не так. Пилотирование я выношу за скобки - т.к. это не обсуждается. Это основа, база. Потому ты и "летчик", что "летаешь" (хотя, конечно, летает-то самолет). Этому рано или поздно, но учатся - это навык, приобретенный путем многократного повторения (хотелось бы в очередной раз развить тему ручного пилотирования... Но не буду).
Кто обычно бьется? Не тот, кто вчера сел за штурвал. Те стараются на рожон не лезть. Бьются люди с большим опытом... Уже сделавшие сотни и тысячи успешных полетов и посадок... И во всех случаях общей причиной является проблемы, связанные с нашим человеческим несовершенством.
Так что, одного пилотирования - недостаточно. Ненадежный взаимный контроль - вот причина большинства событий. Кто-то что-то не сделал, другой не заметил, ситуация развилась - и вот... в лучшем случае, плохая расшифровка. Головная боль командира эскадрильи. В худшем - "о тебе напишут в газетах, но только ты этого не прочитаешь". И ладно, только "о тебе"... Но там всегда есть дети... Мысли о них напрочь убивают желание вытянуть на "PASSED". Я в ужас прихожу, когда читаю, что по причине разгильдяйства в очередной раз гибнут дети - неважно, в авиации или на дороге.
--==(o)==--
Что ж, в субботу мне пришлось в очередной раз стать "недобрым" проверяющим. Слетали мы в Сочи, и по совокупности "огрехов" и "пробелов" - как в технике пилотирования, так и в теоретических знаниях (когда обсуждали отклонения в технике пилотирования) - я принял сложное решение о "FAIL" проверяемому второму пилоту. SOPs выполнялись не самым лучшим образом (хотя и не самым худшим), взлет получился корявеньким, а вот при заходе на посадку пришлось уйти на второй круг. Нестабилизированный заход на посадку. И то, что пилот не смог объяснить природу возникшего отклонения - это явилось финальным фактором. Что ж, будем подтягивать теоретическую подготовку, повторять аэродинамику.
Не могу сказать, что я являюсь рекордсменом в компании по количеству выданных "фэйлов", однако, почему-то так получилось, что именно мои становятся объектом широкого внимания, а остальные прячутся в их тени. Может, я так "угадываю" со временем, может, я ставлю их тем, в которых командование АЭ чересчур уверено?
Однако, еще на переучивании моим именем "устрашают" студентов - "мол, попадете к Оканю, вот он вам покажет". Хех. Если б все попадали ко мне как к инструктору - я был бы рад сделать все, от меня зависящее, чтобы научить. К сожалению, это невозможно. Хоть я и стараюсь по возможности поучаствовать - провожу занятия, иногда даже будучи в отпуске... А когда они проходят весь формальный процесс переподготовки и попадают ко мне только как к проверяющему... Что ж, в этом случае я говорю честно: "моя оценка будет посвящена тому инструктору, кто вас вводил". Правда, крайними почему-то остаются "студенты", и это противоречие не поддается решению.
Ставить FAIL'ы очень тяжело. Каждый из них запоминается. Правда, были и такие пилоты, которые... благодарили за то, что им вовремя была поставлена такая оценка. Да, такие были, да... И даже становились сильными командирами в итоге.
Но большинство же, по традиции, заведенной еще в советские годы и чудовищно развившейся во "вседозволенные" 90-е, очень легко сваливает свои недостатки на предвзятость "м..дака - проверяющего". Особенно, когда среди проверяющих нет единой политики, когда экзаменаторы делятся на "злых" и "добрых". Т.е., как ни странно, "плохих" и "хороших" соответственно.
Кто самый лучший инструктор-проверяющий? Тот, кто весь полет молчит и ни о чем не спрашивает.
При этом степень личного профессионализма проверяющего в расчет не принимается, только количество FAILов и PASSов. Сегодня "злой" делает FAIL, а через определенное время "проштрафившийся" летит с "добряком" - и все становится ОК. И это "ОК" оказывает дурную службу данному пилоту - как и все мы, человеки, он пытается "не увидеть" свои проблемные места (признаваться самому себе в собственных неудачах - признак СИЛЬНОГО, а таких меньшинство) - а факт "прохождения" проверки и отсутствие замечаний лишний раз укрепляет во мнении, что "я нормальный специалист, а тот проверяющий - м..дак".
Вот такие дела.
Летайте безопасно, Господа.

Posts from This Journal by “полеты” Tag
-
В кабине пилотов: Полет Москва-Анапа со Стажером на Боинге-737
Привет! Добро пожаловать на "Небесные истории"! Вы уже знакомы с Пашкой-Стажером, героем трилогии "Зубастый Тиват", кино о…
-
Приключения пилотов. Зубастый Тиват. Третья серия. Успешная посадка
После первой, неудачной, попытки посадки нам пришлось выполнить уход на второй круг. Да, это Тиват. Аэродром, который имеет особенности. Но и мы…
-
Отключили GPS самолетам. Всё уже пропало или еще нет?
С утра получил целую череду вопросов, связанных с новостью: "Росавиация рекомендовала авиакомпаниям подготовиться к полетам без…
Comments
"И ставить FAIL нет-нет, да приходится порой, несмотря на поиски всевозможных зацепок, чтобы этого не делать. "
По мне, так в авиации даже поиска зацепок, для положительной оценки, быть не должно.
Вы готовы лететь с неумелым пилотом? Посмотрите "Расследования авиакатастроф", там в половине случаев разбиваются из-за не выполнения процедур или из-за того, что 2 пилот молчал в тряпочку, пока КВС всех гробил.
Вас очень интересно читать.
Проверяющего проверяют другой проверяющий.
Хорошая статья и полезная для самооценки и построения взаимоотношений. Как всегда стоит проблема выбора решения и баланса «не перегнуть палку». Сложно все в жизни и простых ситуаций не бывает.
У нас в универе как, если не сдал экзамен в общие сроки, то на пересдаче, как правило, сдаешь уже лектору, в то время как на обычной сдаче широкий спектр преподавателей
Edited at 2013-06-18 05:45 pm (UTC)
На Ил-62 специалист бросил 1 раз маникен, он угодил прям в переднюю кромку крыла, бросил второй раз - успешно ушел вниз. В итоге он сообщил - можно прыгать и его не смутило, то, что при 2х прыжках был 1 случай столкновения маникена с ВС. В итоге лётчик испытатель вышел из двери, пролетел пару метров вниз, потом его подхватил обтекающим потоком, подняло и строго сломало об переднюю кромку крыла. Того спеца посадили, но лётчика-испытателя уже не вернуть было, а их и так крайне мало