denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Один курсант из БЛУГА. Часть 3. Аварийная посадка



25 мая, ближе к вечеру, с Геннадием Максимовичем выполняли завершающий полётную смену рейс по маршруту Рубцовск–Волчиха–Рубцовск. Погода была жаркая, небо ясное, настроение радостное. Участок маршрута проходил над сосновым бором. Виды открываются – залюбуешься! Душа поёт!

Только вот минут через десять после вылета из Волчихи ровный звук мотора начали сотрясать перебои и хлопки, и душа почему-то сразу петь перестала и начала аккомпанировать двигателю. Под нами лес, вдруг ставший казаться скорее хмурым, чем красивым, высота наша метров двести-триста, продолжать полёт над ним было небезопасно. До опушки Егорьевки было около восьми минут полёта, а падающая мощность, сопровождавшаяся тряской двигателя, не оставляла иного выбора, кроме как выполнение вынужденной посадки с двенадцатью душами за спиной, которые, будучи свидетелями происходящего, тоже замерли в напряжении. Решение было очевидным – пока двигатель хоть как-то работает, подыскать площадку, на которой можно было бы безопасно приземлиться, благо неприхотливому Ан-2 много не требовалось.

Продолжаю публиковать воспоминания отца. Большое спасибо за позитивные отклики - уверен, для него это послужит мотивацией продолжить написание очерков!

Ссылка на первую часть

Ссылка на вторую часть


К счастью, нам удалось избежать посадки на сосны – справа недалеко от трассы клином в лес вдавалась безлесная поверхность, на которую и решено было садиться. Ещё в воздухе по коротковолновой связи я отработал с районным центром, который находился в Барнауле (позывной "Башенка"), объяснил причину и приблизительное место вынужденной посадки. Сумел докричаться и до Рубцовского диспетчера (позывной "Драга"), которым в этот день был Куликов Евгений Васильевич, сообщив аналогичную информацию. Когда было принято решение о вынужденной посадке, я вышел в салон, чтобы предупредить пассажиров и проверить привязные ремни. Разумеется, с улыбкой на лице – единственным фактором убеждения, что всё идёт хорошо, даже отлично! Дело-то житейское…

Сели.

После благополучной посадки, вытерев пот со лба, я доложил по коротковолновой связи, что люди и самолёт целы, а значит полёт удался (последнее я, конечно, не докладывал). Нам было сказано, что за пассажирами уже выехал автобус, ждите, мол, и обеспечьте охрану – завтра прилетит вертолёт Ми-2 с помощью.

После выключения двигателя и открытия входной двери напряжение спало, адреналин в крови постепенно рассасывался, наступило расслабление, как для нас с командиром, так и пассажиров.

Жизнь запахами ворвалась в салон вместе с комарами и прочей кровососущей живностью. Оказывается, комары – такая мелочь в сравнении с тем, что могло произойти, не окажись поблизости места для безопасной посадки. А посадка удалась – пусть, как говорят пилоты, и "на три точки поодиночке", но не на ёлки-сосёнки. Исход тогда мог быть и другим, даже и не знаю, писал бы я сейчас, через сорок шесть лет, стуча по клавишам, для вас, дети и внуки мои любимые…

"Случайность есть неосознанная закономерность"...

Но сентенции в сторону!

Место приземления было километров в трёх от поселка Речка-Кормиха – небольшого поселения дворов на пятнадцать, находившегося в лесу. Помнится, там было лесничество. Деревеньку эту и сейчас видно с дороги проездом в Волчиху из Рубцовска.



Через какое-то время нас нашёл дядька на "уазике" – как оказалось, житель этой деревни, агроном. Он видел, что самолёт снижался и совершил посадку там, где ни один аппарат тяжелее воздуха до этого ни разу не садился, и поторопился подъехать. Познакомились с мужиком, объяснились, сообщили, что за пассажирами едет автобус из Рубцовска – надо бы выехать на трассу, встретить и сопроводить его. А так как нам предстоит ночёвка, желательно ему, как представителю Советской власти на местах, обеспечить охрану небесного объекта, нежданно-негаданно свалившегося в его угодья. Для убедительности – краткая политинформация о текущем политическом моменте, близости китайской границы, хунвейбинах, что вдохновило, конечно, и возымело действие. Человека с ружьём, правда, в посёлке не нашлось, но старичка с батогом нам он чуть позже привёз, пришлось наличными за ночь, приведённую в салоне железной птицы ещё и пять рублей из кармана отдавать на следующий день.

Чтобы китайские замаскированные лазутчики не выкрали служебный портфель с очень секретными картами и сборниками, на дверь в кабину навесили замок, после чего самолёт опломбировали, наказав деду пуще зеницы ока хранить пломбу, а если она будет вскрыта – КГБ, трибунал и прочие страхи от карающих органов. Шутка, конечно же.

Ночевали в доме агронома, как почётные гости – в переднем углу на полу. Но с нашей стороны не было претензий – я не знаю, гость нежданный – лучше или хуже татарина, но в правительстве, говорят, до сих пор устраивают дебаты по данному вопросу. Жареная картошка на сале, деревенский ломоть хлеба из печи, может даже и пятьдесят капель за успех нашего мероприятия – не помню. Запомнил только, что ночь была душной, и комары докучали.

На следующее утро нас привезли к самолёту, мы отпустили охранника, которому я предварительно заплатил пять рублей за честный труд. Стали ждать "волшебника в голубом вертолете" – связавшись с «Башенкой», я получил информацию, что вертолёт уже в пути.

Прилетел, приземлился. Из вертолёта по очереди вышли начальник АТБ Мироненко, командир эскадрильи и техник с инструментами и стремянкой.

Нач. АТБ с техником быстро перешли от вопросов к делу, раскапотили двигатель нашего бедолаги, и полезли искать причину неустойчивой его работы. Искали недолго.

На самолёте и двигателе незадолго до рейса проводились очередные регламентные работы. Плохая затяжка регулировочных гаек толкателей клапана на девятом цилиндре привела к нарушению герметичности впускного клапана и к тряске двигателя.

Пока специалисты устраняли дефект, меня на вертолёте отправили в Рубцовск, чтобы под ногами не болтался. Я был только рад – первый раз в жизни полетел на вертолёте, да ещё и командир по фамилии Нагорнюк дал ручку управления подержать. Правда, что-то не впечатлило меня управление вертолётом.

В этот день и отец, и мать были на работе на аэродроме – они меня и встретили. А вчера, когда случилась вынужденная посадка, в радиобюро работала напарница мамы Пушкарёва Раиса Александровна. Она и позвонила моим родителям домой, обрисовав ситуацию и успокоив, что сын жив-здоров.



Через пару часов в Рубцовск прилетел и наш самолёт. Мы с Молотовым сели писать объяснительные, и, судя по всему, были они написаны грамотно, да и расшифровка барограммы ровным счётом ничего криминального не показала. По итогам расследования инцидента и командиру, и мне были вручены часы в позолоченной оправе с гравировкой "За проявленное мужество в полёте", а через некоторое время я был назначен кандидатом на ввод в строй.

Не было бы счастья – да несчастье помогло!

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

Мои книги
Мой инстаграм
Мой канал YouTube


Друзья!
Мои книги "Небесные истории" доступны на сайте Ридеро, а также ЛитРес, Озон, Амазон, Wildberries, Bookmate и других ресурсах.

Ссылка на страничку автора на Ридеро
Ссылка на страничку автора на Литрес

5 книг.png

Если материалы блога Вам пригодились, и если у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:




Tags: Ан-2, история, небесные истории, отец, отказ двигателя, полеты
Subscribe

Posts from This Journal “отец” Tag

  • Дорога в командиры Ан-24

    В начале 1981 года я был утверждён кандидатом в командиры Ан-24, а в скором времени был назначен вторым пилотом в состав экипажа Иванова Семёна…

  • Полёты в "хлебный город"

    Командиром 1-й авиаэскадрильи самолётов Ан-24 в Барнауле был Репников Юрий Фролович, очень уважаемый командир, имевший заслуженный непререкаемый…

  • Переучивание на Ан-24

    ..."Химика" из меня не получилось – работа в Зятьково закончилось, в другое хозяйство мой экипаж не перебросили, а значит…

promo denokan july 22, 2020 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments