denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Сказка с грустным счастливым концом. Окончание рассказа



Зарулили на стоянку, выключили двигатели, прочитали чеклист. Пожали друг другу руки. Поблагодарил пассажиров за полёт, за выбор авиакомпании "Оман Эйр"…
- Правда, выбора у вас не было, - уже когда я положил микрофон, вспоминалась цитата из мультфильма "Мадагаскар-2".
И действительно – когда теперь появится не то что выбор, а вообще возможность слетать в Маскат из Москвы?..

Потянулась неизвестность.

Внимание! Это окончание рассказа о памятном полёте Маскат-Москва-Маскат и о завершении моей работы в зарубежной авиакомпании. Ссылки на предыдущие части:

Часть 5

Этот период я называю "золотой жизнью в курортной колонии-поселении". А как иначе назвать? Живешь в отличном доме, балкон выходит на бассейн… а в бассейне купаться запрещено – антиковидные меры! При этом вода в нём искрится на солнце, водопадик плещет. Жарко, купаться хочется! Благо море рядом – с утра на пляж, вечером.

(все фотографии в этой записи кликабельны)





Очень скоро пляж закрыли тоже – антиковид!

И получается: живешь на курорте, горы рядом, море. Погода прекрасная, хоть и жарко. Зелень зелёная, небо синее. Пальмы, финики… И ничего нельзя. Рестораны закрыты. Горы закрыты. Парки закрыты. Море – и то закрыто!

И не выехать никуда – страна закрыта. Регионы страны закрыты. Более того, несколько раз и в самом Маскате вводили комендантский час – после 18:00 на улице нельзя было появляться.





Моя жена в России мечется как белка в колесе с тремя детьми, решая накопившиеся и появившиеся проблемы, самой главной из которых было устроить старших сыновей в школу, а я изнываю от безделья в золотой колонии-поселении.

Другой бы пальцем у виска покрутил, мол, зажрался Денис Сергеич… Возможно, он будет прав. Но всё познается в сравнении и на собственной шкуре.

Выручали редкие назначения на тренажёр в качестве инструктора. Несколько сессий провёл в июле, четыре – в августе. Работал с оманской молодежью, которой "повезло" начать карьеру в локдаун. Сначала их притормозили на разных этапах подготовки, а сейчас начали восстанавливать – давать тренировки на тренажёре по специальной программе, вот я в них и поучаствовал, хоть как-то поддерживая свой опыт и интерес к работе.

Мне очень хотелось в Россию, к семье. В Омане ничто не держало, профессиональной цели какой-либо у меня уже не осталось – все поставленные задачи я достиг, а дальше… Конечно, хотелось поработать год-другой инструктором, но это желание скорее имело материальную основу, чем профессиональную мотивацию. Инструктором я много лет проработал в России, а здесь из нового (не считая работу в системе EBT*) для меня только то, что преподавание теперь провожу на английском языке. А на нём я уже вдоволь наговорился, и все сомнения "могу ли?" давно остались в прошлом.

EBT - Evidence Based Training. Подготовка пилотов на основе анализа фактических данных. Современное направление в этой области, ещё не нашедшее действенного применения в России.



Опять же – а как оставаться? Старший сын идёт в девятый класс, ему ОГЭ сдавать, к взрослой жизни готовиться. Живя в Омане, учась в российской школе заочно - насколько качественно он сможет это сделать? Не уверен, что справится. То есть надо ему в Россию переезжать? А мы – здесь останемся? Или вся семья будет там, а я - один здесь?..

То, чего я опасался три года назад, когда решался внести крутые изменения, подступило очень близко.

Моя семья где-то далеко…



Конец августа. Мой ростер представляет собой забавную череду резервов и выходных, в которую редко-редко вкрапляются тренажёрные события. Пару раз провёл наземную подготовку.




Звонок из отдела оперативного контроля стал полнейшей неожиданностью. Ещё бы – томный ленивый вечер, безделье, а тут мне предлагают ни что иное, как облетать самолёт после устранения неисправности. В России для подобного требуется особый допуск (он у меня, конечно же, был), а здесь достаточно быть инструктором.

Конечно же, я согласен. Наряжаюсь в форму, прыгаю в "Эксплорер", еду в офис. Понимаю, что торопиться не следует (никогда такие спонтанные полёты не начинаются вовремя), но мне физически хочется какого-то движения в застойной жизни.

Второй пилот, парень из Голландии, подъехал через полчаса. К этому времени я уже выяснил, что самолёт ещё вчера должны были перегонять в Индонезию, что у него на взлёте случилось рассогласование показаний скорости, взлёт прекратили, произвели ремонт… В общем, ничего необычного для самолёта, который несколько месяцев простоял, давя колёсами асфальт. Наша задача была взлететь, набрать высоту пятнадцать тысяч футов, посмотреть, как работают системы самолёта и вернутся в Маскат.

Что мы и сделали. Правда, одна из систем мне не глянулась – кабинный вариометр в наборе и снижении показывал, что высота в кабине практически не менялась, о чём по прибытии я сделал запись в бортжурнале. Техники засуетились, забегали, ну а мы со вторым пилотом уже было попрощались, пожелали друг другу терпения… но тут позвонили инженеры и уговорили не уезжать – возможно, потребуется ещё один облёт самолёта.

Заняться всё равно нечем, согласились ждать. Правда, просидели зря – так и не слетали. Через полтора часа перед нами извинились, горячо поблагодарили за содействие и отпустили домой. Судя по тому, что лайнер благополучно улетел, неисправность они устранили успешно.

| Cтатья О блогерах-пилотах... или о пилотах-блогерах?

Через два дня, 28 августа, я выполнил заключительный полёт в качестве пилота "Оман Эйр". Это был вывозной рейс в Каир, совмещенный с очередной годовой проверкой меня и ещё одного пилота-инструктора. И снова символичность: проверял меня Камрань Садик – пакистанец (но по паспорту британец, что позволяло ему на брифинге представляться жителем Альбиона), самый "зловещий" экзаменатор авиакомпании. Именно он был моим экзаменатором на самой первой лётной проверке в "Оман Эйр", он проверял меня во время отбора на пилота-инструктора, он же был экзаменатором на моей проверке на тренажёре, когда я заканчивал программу подготовки на инструктора.

За сутки до полёта в Каир в моём ростере на первое сентября было назначено событие "явка в офис", которое за последние полгода стало печальным символом уведомления о предстоящем сокращении (по местным правилам работника обязаны предупредить об увольнении за три месяца). Хоть я и ждал этого события, но, получив его, стало несколько неуютно. С одной стороны и домой очень хотелось, с другой стороны увольнение во время пандемии означало неопределенность. Сейчас плохо ли, тяжко ли, но деньги платят, есть на что кормить семью. Уволят – деньги будут на первое время. А дальше? На те доходы от творчества, что в последнее время стали у меня появляться, семью с тремя детьми прокормить проблематично.

Поразмышлял, да и махнул рукой. Будь что будет!

Ещё немного подумав, я решил, что так даже лучше. Сын спокойно отучится в девятом классе, семья будет жить вместе.

Иногда лучше получить пинок под зад, чем мучиться сомнениями. В свое время таким же образом авиакомпания "Сибирь" помогла мне решиться на переезд из Барнаула в Москву , ну а теперь "Оман Эйр".

Без каких-либо запоминающихся моментов слетал в Каир. Вышел из самолёта, постоял на телетрапе, глядя через окошко на золотисто-синие полоски на боках фюзеляжа. И сказал неслышно:

- Спасибо, брат! Пусть у тебя всё будет хорошо!



Первого сентября меня и прочих "счастливчиков" собрали в офисе. Сердечно поблагодарили за работу, уверили, что к нам претензий нет – просто ситуация такая. Пообещали выполнить все обязательства (выполнили), сказали, что если границы откроют, мы можем покинуть авиакомпанию раньше 30 ноября (последнего рабочего дня), и это не скажется на выплатах.

Пообещали, что когда пандемия закончится и если пилоты-экспаты авиакомпании вновь понадобятся, рассматривать нас будут в первую очередь. К этому я отнесся скептически: не было секретом, что правительство Омана в последнее время значительно спрямило курс на "оманизацию", то есть замещение экспатов коренным населением. Авиация в Омане на подъеме, всё больше молодежи приходит, тем более что не так давно в Сохаре открыли лётную школу. Учитывая спад перевозок, который очевидно ещё год-другой продержится, большого количества пилотов Оману не потребуется. Тем более что по своей национальной доброте они уже приняли на работу многих оманцев, сокращённых в кризис в соседних арабских авиакомпаниях, осталось их только на 737 переучить (в этом я тоже поучаствовал).

Короче, перспективы переждать кризис, тратя заработанные в Омане деньги и быть обратно трудоустроенным, у экспата были объективно не самые реализуемые. Даже если и случится вдруг резкое восстановление объемов перевозок, даже если и появится дефицит пилотов, и будет потребность устранить его наймом экспатов – пройдет год-два и местные пилоты заместят иностранцев.

К гадалке не ходи!

С точки зрения политики государства – правильно, с нашей точки зрения – печально. Очень уж привязались к стране, к работе "как на курорте"… хотя зачем тут кавычки? Так оно ведь и было – и жили как на курорте, и работали тоже.

Очевидно, что пусть и несколько ранее, чем хотелось, надо заканчивать восточную сказку и возвращаться к той цели, что мною ставилась перед началом реализации этой затеи. Опыта я набрался достаточно, надо возвращаться, чтобы с этим опытом пригодиться на родине. В ковидное кризисное время.

Пару лет назад меня приглашали в авиакомпанию "Победа" на весьма привлекательных условиях на должность, связанную с подготовкой пилотов, но я был вынужден отказаться, так как главной задачи – стать инструктором в зарубежной авиакомпании – на тот момент ещё не достиг.

Признаюсь, предложение было соблазнительным – именно тем, чем я всегда и мечтал заниматься. У меня не было ни капли сомнений, что в родной зелёной авиакомпании подобного мне никогда бы не предложили, образно говоря, там мною забивали гвозди. Я хотел заниматься подготовкой, но меня использовали для организации планирования и прочих совершенно неинтересных мне задач. Я их, конечно же, решал – но какой ценой! Меня выворачивало от осознания того, что я вынужден заниматься нелюбимым делом, а любимым – "под прикрытием", окольными путями, как серый кардинал… Да и по словам моих коллег, слово "EBT" в зелёных коридорах не слышно (разве что в русском произношении и с ударением на втором слоге), а в "Победе" живо интересовались этим новым веянием. В общем, если и была в России авиакомпания, где (как мне верилось) мои знания и опыт смогут найти поддержку, это была "Победа". Хотя куда проще и спокойнее было бы работать рядовым командиром где-нибудь в новосибирском филиале S7 – местном "курортном" подразделении.

(Но я ведь уходил за опытом, чтобы пригодиться?)

Предложение "Победы" было интересным, но пока я собственными глазами не увидел изнутри, как организованы процессы лётной подготовки в многонациональной авиакомпании, я не считал возможным его принять – иначе зудело бы у меня в одном месте всю оставшуюся жизнь от того, что не попробовал, не добился поставленной задачи, хотя был рядом. Я вежливо отказался. Тем не менее мне было предложено обращаться в любое время – двери открыты.

Я держал эти слова генерального директора "Победы" в голове, и теперь, когда время очевидно настало, написал ему письмо, на которое вскоре получил ответ примерно следующего содержания: "Светлые головы нам всегда нужны, напиши моему заместителю, договоритесь о том, чтобы встретиться, обсудить".

С души упал камень, и теперь оставалось только дождаться открытия границ, чтобы рвануть к семье.

В сентябре ввели, наконец, послабления в карантинные меры – открыли отели для местных. Даже бассейнами в них разрешили пользоваться, но в море купаться, как и находиться на пляже – нельзя. Смешно, но вот так.

Разрешили работать и ресторанам. Наконец-то на курорте появилось разнообразие, которым я не преминул воспользоваться. Можно сказать, начал вести праздную жизнь – то в одном отеле ночь проведу, то в другом… Обед в одном ресторане, на ужин – блюдо из соседнего кафе.

В огромной пустой квартире находиться было категорически непросто. А она была пустой во всех смыслах – вещи мы начали распродавать ещё летом, а теперь процесс значительно ускорился, и очень скоро практически ничего и не осталось. Голые белые стены.

Хоть отели и открыли, и даже цены снизили, приведя их от традиционно космических до приемлемых, но массовости не наблюдалось. Представьте себе вот такой отдых: пятизвездочный отель Аль Бустан, когда-то построенный султаном для встречи международной делегации. Красивейший пейзаж, отличные рестораны, море, бассейн, синее небо…

И никого. Вы один. Апокалипсис наоборот!





Продал автомобили – сначала "Джетту", потом любимый "Эксплорер". Было сложно удержаться от применения русского мата – задолбали индусы-перекупы, пытавшиеся снизить и без того низкую цену. Увы, в пандемию продать автомобиль за хорошую стоимость было нереально - местные прощелыги всё прекрасно понимали и хорошо пользовались моментом.

Но всё же смог продать обе машины по минимальной планке, которую я себе установил, и на том спасибо.

В октябре открыли границы для граждан Омана и резидентов. Можно было возвращаться, но мы с женой очень хотели, чтобы семья до моего отъезда напоследок побывала в солнечном Омане.

Купил жене и детям билеты в Маскат через Стамбул, жду прибытия. Ложусь спать с мыслью, что завтра прижму к себе маленького сынишку Данечку… И какой же случился облом! Ночью будит меня звонок из Турции: Ольга стоит на регистрации, где выяснилось, что у Данечки закончилась виза… Не верю своим ушам, через секунду наступает понимание: чёрт, ведь на самом деле закончилась – он же родился в мае 2018 года, и в мае 2020 надо было её продлять! А мы этот момент совершенно упустили…
И ничего нельзя сделать.

Захотелось завыть от обиды, но взял себя в руки. Раз уж семья оказалась в Стамбуле, пусть они хотя бы как-то используют ситуацию. Нашел на Booking.com небольшую гостиницу в историческом центре города, оплатил две ночи. Хоть как-то компенсировал детям невнимательность взрослых.

Удар для меня был очень чувствительным.

В итоге через неделю получилось прилететь жене на несколько дней - спасибо тёще, согласилась в ковидное время прилететь в Москву и взять на себя троих внуков.

Ольга вернулась в Москву, и теперь меня уже ничего в Омане не держало. Я написал письмо своему руководителю с просьбой разрешить закрыть контракт ранее на месяц раньше и получил одобрение. Процедура оформления оказалась весьма простой, отношение местных "штабистов" было традиционно тёплым и внимательным, даже за руку где-то поводили, чтобы помочь с бумажками. Абсолютно ничего плохого не могу сказать – и это, замечу, тоже весьма хороший опыт. Узнать, что на свете существует действительно человеческое отношение даже к тем, кто уже по сути не является твоим сотрудником, коллегой – это мотивирует поступать и самому также.

Уже после того, как всё оформил, зашёл к своему боссу – руководителю флота Боинг-737 Мохаммеду Аль Аджми. Вместе с ним мы в конце октября 2018 года летали в Москву, открывая прямой рейс из Маската. Я поблагодарил его за пример хорошего руководителя, который он демонстрировал, добавил:

- Мохаммед, когда снова откроется рейс, пожалуйста, напиши – буду рад увидеться, покатать экипаж по городу.

В ответ услышал:

- Дэннис, спасибо! Я буду помнить, что у меня есть в России друг, а ты – что друг у тебя есть в Омане.



Оставался последний штрих – сдать апартаменты, что тоже не заняло много времени (чего нельзя сказать о возвращении депозита – на это ушло больше месяца. Индийский владелец квартиры не отличался торопливостью в этом вопросе).

6 ноября 2020 года я помахал Оману рукой и отправился в Москву через Стамбул.
Всё. Восточная сказка закончена.


Наверное, надо было грустить и впадать в депрессию. Но у меня были совершенно иные чувства! Ничто не довлело и не давило – ведь я действительно добился всего (и даже больше), чего хотел, когда ставил задачи четыре года назад. Кроме подтверждения личных способностей пройти сито отбора, работать с иностранцами, я увидел замечательные примеры организации лётной работы, руководителей, которых уважаешь не за то, что они боссы, а за их внимательное и человеческое отношение. Да и не только руководителей – сколько было примеров доброжелательности и готовности помочь со стороны совершенно посторонних людей за эти годы!



Один из недавних примеров – в сентябре поехал в горный отель "Алила" на "Эксплорере". На нём я уже больше года масло не менял (что в песочных странах надо бы делать), поэтому решил хотя бы немного долить, прежде чем мучить двигатель на высоких оборотах. Остановился на заправке, купил ёмкость с маслом, открыл капот…

Останавливается такси. Опускается стекло. Водитель-араб интересуется:

- Брат, привет! Ччто случилось? Нужна помощь?

Говорю:

- Спасибо большое, брат, олл гуд. Справлюсь!

- Точно не нужна?

- Да-да, спасибо!



Или как не вспомнить, как я на этом же "Эксплорере"в феврале 2018 года взобрался на тридцатиметровую дюну в пустыне Вахиба, а когда поехал обратно, то не рассчитал и скатился задом в приличную песочную яму, из которой выбраться самостоятельно было невозможно.

Проезжавшие мимо экскурсоводы-оманцы тут же остановили свой Крузер, достали лопаты, отодвинули меня в сторону и давай освобождать мой "Форд" из плена. Час своего времени убили, но помогли мне – вытащили автомобиль. Все по уши в песке, насквозь мокрые от пота. Белозубо поулыбались, пожелали мне всего хорошего, убедились, что я справился с препятствием и покатили дальше.

В феврале 2017 года в Оман я прилетел натянутым, как струна, как и любой другой русский человек готовым к внезапным неприятностям с любой стороны. Мы ведь привыкли постоянно ждать каверзы и ни кому до конца не доверять. Правда, о том, что я был "натянутой струной", я начал догадываться позже, по мере расслабления. А до этого такое состояние было обычным – я его попросту не замечал.

Из Омана я вернулся железобетонно спокойным. И даже встретившая меня во Внуково слякоть (столь мною нелюбимая!) и морось, висевшая в воздухе, никак не повлияли на моё настроение. Оно было отличным!

Меня встретил Даниэль – командир, которого сократили в первую волну (его и его семью я вывозил из Маската в памятном рейсе). Очень скоро я смог обнять своих детей, которых не видел почти четыре месяца.

Разве можно было грустить и печалиться?

Восточная сказка закончилась, но её окончание было удивительным. Посмотреть с одной стороны – сплошь поводы для грусти и печали. Но если глянуть с правильного ракурса – самое интересное только начинается!

Ещё в 90-е годы в Бугуруслане я научился видеть позитив в картине Малевича. Это здорово помогло мне в дальнейшем, помогает и сейчас.

Четыре года назад, будучи в смятении по поводу теряющегося в нелюбимых занятиях времени, в преддверии жизненных изменений я писал: "Весь мир передо мной! " И пусть я повидал не весь мир, но в той части, что мне довелось увидеть, я разглядел многое.

Всё ещё только впереди!





Встретился с руководством "Победы", обсудили перспективы сотрудничества, которые были нарисованы всё такими же интересными, как и пару лет назад. Улыбнулся, сказал: "Даже если тридцать процентов от рассказанного сбудется – уже здорово!"

Для начала работы мне было необходимо восстановиться – пройти российскую медицинскую комиссию, которая не признаёт зарубежных коллег-медиков. Две недели увлекательнейшего квеста, и заветное заключение у меня в кармане.

В декабре подписан контракт с новой авиакомпанией. Волна позитива продолжилась поездкой на Родину – в Барнаул, где я встретил новый год в шикарных зимних условиях. По возвращении прошёл многочисленные инструктажи, курсы, подготовки – по российским, опять же, правилам моё забугорное прошлое регуляторам интересно не было. Прошёл тренировку и проверку на тренажёре, затем ещё одну тренировку…


Пришлось снова запастись терпением – полёт на самолёте всё никак не появлялся в моём ростере. И вот этот день настал – 16 февраля я выполнил первый полёт в новой авиакомпании, слетал в Калининград. На следующий день я посетил Владикавказ, затем Махачкалу, а 20 февраля закрыл свою программу восстановления и заодно прошёл квалификационную проверку на рейсе в Калининград.

Так получилось, что этот рейс попал в объективы журналистов и любителей авиации Калининграда – мы прилетели на свежепокрашенном самолёте, получившим имя "Жемчужина Балтики". Покраска самолёта – это проект в рамках привлечения внимания к региону как к курортной области. Самолёт, кстати, покрашен по какой-то супер технологии, дружественной к окружающей среде.

Ссылка на статью в СМИ




Было забавно проехаться под водяной аркой, которой нас приветствовал аэропорт Храброво, и под выстрелы фотоохотников за самолётами чинно зарулить на стоянку.

Сказка не заканчивается. Она лишь переходит из одной главы в другую.

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!


Друзья!

Мои книги "Небесные истории доступны на сайте Ридеро, а также ЛитРес, Озон, Амазон, Bookmate и других ресурсах.

Ссылка на страничку автора на Ридеро

Ссылка на страничку автора на Литрес

5 книг.png

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

Мои книги

Мой инстаграм

Мой канал YouTube

Если материалы блога Вам пригодились, и если у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:




Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

Recent Posts from This Journal