?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Недавно я получил вот такой вот вопрос от коллеги, работающего в зарубежной авиакомпании:

"Здравствуйте, Денис!

Прочитал Вашу книгу о фигуре идеального пилота. Меня издавна интересуют нетехнические навыки нашей работы и многое в книге Вы подробно упомянули и описали. Главный вопрос для меня остался открытым: почему один экипаж, попав в сложную/аварийную ситуацию, проявляет все эти навыки (воспринимает массив информации, обсуждает, вырабатывает решение, страхует ошибки друг друга), а другой испытывает по всей видимости сверхнормативный стресс и всего этого не делает?


Я понимаю, что профессиональная надёжность и эмоциональная устойчивость могут быть довольны обтекаемыми понятиями, но за ними стоит слишком много, чтобы их игнорировать. Как Вы считаете?"

Не имея времени для размышлений над этой действительно интересной темой, я отписался тем, что краткий ответ очевиден – все люди разные; но пообещал попозже вернуться с более обстоятельным ответом. И вот, сей момент настал.

Ответ мой в итоге вылился в написание мыслей по поводу нового подхода к подготовке пилотов, Evidence Based Training (EBT), в русском наименовании звучащем как "Руководство по подготовке персонала на основании анализа фактических данных". Слишком длинно, поэтому я (и русский документ тоже) использую сокращение EBT.

- Ну что, как у нас с ЙeБиТи?
- Да было бы кого...


Сам я недавно прошел курсы инструкторов EBT, воодушевился, и - успев уже поделиться этой новостью - начал получать вопросы от интересующихся о том, где можно почитать про EBT подробнее. До сего дня я ограничивался ссылками на руководства и прочие официальные докуметы ИКАО и ИАТА. Теперь же предлагаю вашему вниманию материал, где я попробовал изложить то, что я понял про идею EBT, ее цели, базис и способы достижения результата.

Скачать материал "EBT - инструмент для создания сферических пилотов"

Если Яндекс препятствует, то:

Скачать с внешнего сайта

Скачать материал: "Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота"

Если Яндекс препятствует, то:

Скачать с внешнего сайта



Надеюсь, что смогу затронуть правильные струны в душе у своих коллег, поощрить интерес к новому подходу в подготовке пилотов и, возможно (а чем черт не шутит?), помочь растормошить заржавевшую авиационную систему в России. Чем больше людей мотивированы меняться, тем больше шансов на успех!

Ваши вопросы, замечания и предложения всегда приветствуются!

Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:

Яндекс:


PayPal:



Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube

Канал "Небесные истории" на Яндекс.Дзен

FLY SAFE NEW 250.jpg

Recent Posts from This Journal

promo denokan september 18, 10:28 17
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…

Comments

mipt_stan
Jul. 13th, 2019 04:23 pm (UTC)
Прочитал весь материал. В России не взлетит :(

Среди прочей информации затесался один ключевой, на мой взгляд, момент: "для самой системы EBT ключевым инструментом является инструктор"

В теперешней системе подготовки пилотов многое отдано на откуп государственным чиновникам: они решают, какие программы тренировки нужно использовать, как их оценивать, в каком случае разрешать пилоту летать дальше или доучиваться. Инструктор на тренажёре, по большей части, фиксирует ошибки, и по чеклисту принимает решение: прошёл пилот проверку или нет.

Напротив, инструктору EBT даётся достаточно нечёткий набор критериев, которые надо проверить, оценить, и, не имея правил, только на основе опыта, принять решение: ошибся экипаж или нет, где именно он ошибся, в чём ключевая причина ошибки, и что именно проверяемым необходимо доучить. Как с этим работать, инструктор решает на основе собственного опыта и понимания целей практики EBT.

Если инструктор - ас, понимает CRM и цели EBT, настроен действительно поднять уровень тренируемых (а не быстрее закончить сессию и сбежать домой), система заработает. А если инструктор - из "заслуженных" пилотов старой гвардии, не доверяющих молодому поколению?

На параллельной ленте описали историю: "заслуженный" командир отправил самолёт в грозу, "поставив на место" молодого 2-го пилота, который рекомендовал облёт. По принципу "я всегда так делал" и "самолёт железный, что ему будет". Пролетели, только потрясло чуток. Что будет, если такой КВС станет инструктором EBT? Предположим:

Вводная тренировки LOE, пусть будет как в материале: топливо на исходе, хватает дотянуть до аэродрома, на пути гроза. КВС и 2-й пилот пользуются CRM, всеми рекомендациями, рассчитывают топливо и манёвр, выполняют облёт грозы, дотягивают до полосы, топлива почти нет, но на посадку хватило. Вроде бы всё сделали правильно. Оценка инструктора - 1 (один). Обоснование - в сложной ситуации с топливом прошли бы грозу насквозь, что с самолётом сделается, и сели бы с надёжным остатком, а не накручивали манёвры вокруг аэропорта.

Насколько такой разбор и такая оценка повлияют на дальнейшую работу пилотов? Если они уверены в своей правоте и не согласны с оценкой, то будут ли они они нормально относиться к дальнейшим тренингам, или будут считать новую моду EBT профанацией обучения и проверки? Будет ли толк от таких тренировок?

И ещё один нюанс, связанный с работой прокурора. Не дай Бог, произошла особая ситуация в полёте. КВС не совсем адекватно с ней справлялся. Прокурор, разбирая случай, обращается в авиакомпанию: "тренировали ли вы, господа хорошие, КВС на подобную ситуацию?" "Тренировали" - отвечают из АК. Ну, или не тренировали, потому что тренировка не предусмотрена государственной программой. По итогам, вопросов к начальству из АК нет.

А если АК внедрила подготовку по EBT? На вопрос прокурора они ответят: "нет, не тренировали, а тренировали на другую стрессовую ситуацию, КВС справился". "ПОЧЕМУ НЕ ТРЕНИРОВАЛИ?" - грозно вопрошает прокурор? И летят шапки начальства лётной дирекции, а то и свидетельство эксплуатанта летит вслед...

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel