?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Недавно я получил вот такой вот вопрос от коллеги, работающего в зарубежной авиакомпании:

"Здравствуйте, Денис!

Прочитал Вашу книгу о фигуре идеального пилота. Меня издавна интересуют нетехнические навыки нашей работы и многое в книге Вы подробно упомянули и описали. Главный вопрос для меня остался открытым: почему один экипаж, попав в сложную/аварийную ситуацию, проявляет все эти навыки (воспринимает массив информации, обсуждает, вырабатывает решение, страхует ошибки друг друга), а другой испытывает по всей видимости сверхнормативный стресс и всего этого не делает?


Я понимаю, что профессиональная надёжность и эмоциональная устойчивость могут быть довольны обтекаемыми понятиями, но за ними стоит слишком много, чтобы их игнорировать. Как Вы считаете?"

Не имея времени для размышлений над этой действительно интересной темой, я отписался тем, что краткий ответ очевиден – все люди разные; но пообещал попозже вернуться с более обстоятельным ответом. И вот, сей момент настал.

Ответ мой в итоге вылился в написание мыслей по поводу нового подхода к подготовке пилотов, Evidence Based Training (EBT), в русском наименовании звучащем как "Руководство по подготовке персонала на основании анализа фактических данных". Слишком длинно, поэтому я (и русский документ тоже) использую сокращение EBT.

- Ну что, как у нас с ЙeБиТи?
- Да было бы кого...


Сам я недавно прошел курсы инструкторов EBT, воодушевился, и - успев уже поделиться этой новостью - начал получать вопросы от интересующихся о том, где можно почитать про EBT подробнее. До сего дня я ограничивался ссылками на руководства и прочие официальные докуметы ИКАО и ИАТА. Теперь же предлагаю вашему вниманию материал, где я попробовал изложить то, что я понял про идею EBT, ее цели, базис и способы достижения результата.

Скачать материал "EBT - инструмент для создания сферических пилотов"

Если Яндекс препятствует, то:

Скачать с внешнего сайта

Скачать материал: "Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота"

Если Яндекс препятствует, то:

Скачать с внешнего сайта



Надеюсь, что смогу затронуть правильные струны в душе у своих коллег, поощрить интерес к новому подходу в подготовке пилотов и, возможно (а чем черт не шутит?), помочь растормошить заржавевшую авиационную систему в России. Чем больше людей мотивированы меняться, тем больше шансов на успех!

Ваши вопросы, замечания и предложения всегда приветствуются!

Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:

Яндекс:


PayPal:



Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube

Канал "Небесные истории" на Яндекс.Дзен

FLY SAFE NEW 250.jpg

Recent Posts from This Journal

promo denokan september 18, 10:28 16
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
polit_buro
Jun. 30th, 2019 08:38 am (UTC)
Яндекс пишет: Download limit reached. You can still save this file to your Yandex.Disk
denokan
Jun. 30th, 2019 08:42 am (UTC)
Прикольно. Раньше не было никаких ограничений на скачивание. Буду думать.

Спасибо!
(no subject) - polit_buro - Jun. 30th, 2019 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - Jun. 30th, 2019 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - elenire - Jun. 30th, 2019 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - artel_295 - Jul. 1st, 2019 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - lubezniy - Jul. 4th, 2019 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vzanuda - Jun. 30th, 2019 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - demonmsk - Jul. 26th, 2019 04:28 am (UTC) - Expand
klevgy
Jun. 30th, 2019 10:19 am (UTC)
Я работал в одной маленькой питерской компании, до того как термин ЕВТ вошёл в нашу жизнь. Так вот, особенно до того как прибежали ребята с воплями: «А вот у нас, в Трансаэро», я встречал немало инструкторов, которые строили тренажерные сессии (а ОВПИ их разрабатывал) очень близко к этой концепции. С учетом реального опыта эксплуатации за последнее время, позволяя обучаемым самим доходить до наилучших решений и активно вовлекая их в брифинг и дебрифинг. И СRM был вполне себе в правильном смысле этого слова. С «заслуженного командира Ту-154» вполне могла слететь корона в процессе тренажера, если он подавлял своего второго пилота.
С другой стороны, потом я пришёл в зарубежную компанию, где ЕВТ-подход вполне был внедрен силами импортных приглашённых специалистов. И вполне работал на тренажере, жаль только, что в реальном полёте можно было нажить себе врага на всю жизнь, пытаясь заставить азиатского дедушку работать по процедурам (хотя бы не нарушать). А потом пойти слушать лекцию от чиф-пайлота о том, как надо старость уважать.
Сейчас пришёл в компанию, в которой эти процессы поставлены, на мой взгляд, великолепно. До сих пор хожу и радуюсь.
Ещё один момент. При такой системе оценки компетенций почти невозможно получить максимальную оценку. Если условная «4» - это «company standard», то «5» - в понимании многих инструкторов - недостижимый идеал. В этом смысле мне гораздо больше нравится старая система: S - satisfactorily, значит, добавить нечего. SB - значит инструктору есть, что сказать. В жизни - ты взлетаешь, выдерживаешь направление на разбеге +/- 20 сантиметров, rotation 3 градуса/сек, V2+10, все дела. Получаешь - 4 company standard за взлёт. Что улучшить, чтобы было 5? Да нет, все нормально, нечего сказать, но ты же понимаешь, идеала не бывает... Бывает! Но бывают также инструктора-мудаки, которые даже раньше говорили «На 5 даже я не летаю, только птицы». Это твои личные проблемы, в КУЛПе отклонения на оценку «отлично» четко прописаны.
Вот такой у меня опыт и взгляд на ЕВТ :)
С уважением.
Gene Baee
Jul. 2nd, 2019 05:41 pm (UTC)
"слушать лекцию от чиф-пайлота о том, как надо старость уважать. "
Уж не та ли это "компания" где случился Станстед?
(no subject) - klevgy - Jul. 4th, 2019 05:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - Gene Baee - Jul. 7th, 2019 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - klevgy - Jul. 9th, 2019 05:23 am (UTC) - Expand
velikiy_slon
Jun. 30th, 2019 10:51 am (UTC)
Может чуть не по теме, но все люди делятся на две группы:
1. Во время стресса активизируют все свои способности организма
2. Во время стресса замирают, мышечная и мозговая активность максимально затормаживается.
Это наша природа. И ничего с этим не поделаешь.
Надо просто признать, что люди из второй группы не могут работать на определенных профессиях,
как то пилоты, шоферы и т.д.
denokan
Jun. 30th, 2019 11:36 am (UTC)
На забывайте ещё и то, что уровень стресса, при котором наступает ступор, зависит ещё и от подготовки, опыта и много другого.
(no subject) - VitaliyR_U - Jul. 1st, 2019 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Jul. 1st, 2019 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - velikiy_slon - Jul. 1st, 2019 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Jul. 1st, 2019 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - velikiy_slon - Jul. 1st, 2019 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Алексей Орлов - Jul. 7th, 2019 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - nm_1953 - Jul. 13th, 2019 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jul. 13th, 2019 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - nm_1953 - Jul. 13th, 2019 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jul. 13th, 2019 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - demonmsk - Jul. 26th, 2019 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - twilight_sun - Jul. 29th, 2019 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Aug. 9th, 2019 10:05 am (UTC) - Expand
polit_buro
Jun. 30th, 2019 12:32 pm (UTC)
В Яванском море
---pull down

Я когда-то у вас в блоге как раз поднимал проблему разноязычных экипажей в условиях стресса...
В данном случае кричавший капитан был индонезиец, второй пилот француз.

Edited at 2019-06-30 12:33 pm (UTC)
denokan
Jun. 30th, 2019 12:45 pm (UTC)
Re: В Яванском море
Недавно вышел окончательный отчет по катастрофе Ан148. Там два русскоговорящих, это им не помогло договориться.
Re: В Яванском море - polit_buro - Jun. 30th, 2019 01:00 pm (UTC) - Expand
polit_buro
Jun. 30th, 2019 12:51 pm (UTC)
--- Первый день – тренировка (Sim Refresher), второй – проверка (Sim Check).
--- В некоторых авиакомпаниях сначала идет проверка, а потом тренировка.

А какой смысл сначала тренироваться? Получается, что можно сдать, выйти и сразу забыть, потом на тренировке провалиться, потренироваться и потом сразу сдать? И опять забыть?

Логичнее сначала проверять, а вот если пару раз за полгода провалить проверку, то это уже повод поднять вопрос по проф.пригодности.
cut2cut
Jun. 30th, 2019 01:31 pm (UTC)
не согласен,
Явно советская логика.
Все должны дрожать перед экзаменом и экзаменатором.

Хотя наша компания пользуется именно вашим способом, и я считаю что это правильно, но не по вашим причинам.
Обучение не должно проходить в стрессе.
В стрессе человек плохо учится и как вы говорите, запоминает что бы забыть.

Лучше когда экзамен сдан, все спокойны и можно учиться.
Re: не согласен, - polit_buro - Jun. 30th, 2019 01:36 pm (UTC) - Expand
Re: не согласен, - cut2cut - Jun. 30th, 2019 01:58 pm (UTC) - Expand
Re: не согласен, - polit_buro - Jun. 30th, 2019 06:00 pm (UTC) - Expand
Re: не согласен, - cut2cut - Jun. 30th, 2019 06:03 pm (UTC) - Expand
Re: не согласен, - polit_buro - Jun. 30th, 2019 06:46 pm (UTC) - Expand
Re: не согласен, - denokan - Jun. 30th, 2019 07:34 pm (UTC) - Expand
1 1
Jun. 30th, 2019 02:00 pm (UTC)
Я не пилот, но меня несколько удивила постановка заданного в самом начале вопроса: "что важнее - технические навыки или CRM".

По моему опыту работы в другой области, где регулярно случаются нештатные ситуации, требующие немедленного решения, чем ближе человек подошел к своему личному пределу прочности, тем сложнее ему поддерживать коммуникацию с коллегами и тем сильнее желание просто посылать всех на детородный орган.

Поэтому мы и требуем на собеседованиях наличия чрезмерной квалификации, которая вряд ли когда-нибудь понадобится в реальной работе - чтобы человек даже во время аврала был далеко от предельной нагрузки и с ним можно было бы нормально работать.

Нет ли в авиации такой проблемы, что при недостаточных навыках пилотирования во время аварийной ситуации весь CRM куда-то улетучивается, т. к. у человека банально не остается запаса сил, внимания и т. п. для нормального взаимодействия с окружающими?
denokan
Jun. 30th, 2019 02:55 pm (UTC)
Так и при отсутствии CRM оное куда-то улетучивается даже при наличии навыков пилотирования.
(no subject) - dmarck - Jun. 30th, 2019 04:07 pm (UTC) - Expand
dmarck
Jun. 30th, 2019 03:56 pm (UTC)
Большой, и очень важный текст.

Спасибо. Much kudos.
irbis_s
Jul. 1st, 2019 06:53 am (UTC)
Не могли бы вы ответить на вопрос, если не затруднит, слегка не по теме?

Меня несколько удивляет, что в непрофессиональных сообщениях о различных авиационных происшествиях (на Википедии, например) пилот гражданского самолета всегда либо "опытный", либо "очень опытный". Неопытный - никогда не видел. Но ведь такие тоже есть, пилот не приходит "опытным" сразу из училища.

Есть ли у лётчиков приблизительная оценка, с какого момента пилот из неопытного становится опытным? Сколько часов для этого нужно налетать всего, или на данном конкретном типе самолёта?

Edited at 2019-07-01 06:53 am (UTC)
ahvladimir
Jul. 1st, 2019 08:55 am (UTC)
Прочитал "Сферический пилот в вакууме" и особенно мне понравилась фраза на 35-й странице - " Я потратил много страниц для того, чтобы нагнать страхов, но до сих пор ничего конкретного так и не сказал." Я с этим не совсем согласен, но если убрать лишние эмоции, то статья хуже не станет.
Anton Otvagin
Jul. 1st, 2019 10:59 am (UTC)
Paypal
Paypal не хочет брать денег на кофе - скинул на яндекс. Спасибо большое за блог и канал на Ютубе. Сам я не пилот, но интересуюсь general aviation. Вас приятно и полезно читать! Соберётесь в Эстонию - напишите, с удовольствием проведу вам экскурсию и покатаю по красивым местам!
jno2004
Jul. 1st, 2019 06:55 pm (UTC)
denokan
Jul. 1st, 2019 07:06 pm (UTC)
Зачем?
(no subject) - jno2004 - Jul. 1st, 2019 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jul. 2nd, 2019 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - jno2004 - Jul. 2nd, 2019 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jul. 2nd, 2019 06:27 am (UTC) - Expand
Tomminocker01
Jul. 2nd, 2019 06:46 pm (UTC)
Денис , вопрос не по теме , но интересует Ваше мнение : вы часто писали о сессиях на FFS с отказом управления и посадкой только за счет асимметрии тяги. Наверняка вы знаете о происшествии с ресом UA232, DC 10-30 где экипаж довел машину до полосы, но , с тяжелыми последствиями,-собственно вопрос ,- переместить часть пассажиров в хвост, что привело бы к смещению балансировки, когда подобран тангаж и скорость и останется " всего лишь" выйти в створ. Это в принципе возможно ?
Спасибо.
Gene Baee
Jul. 3rd, 2019 09:46 pm (UTC)
Там была проблема с выдерживанием курса при уменьшении скорости, не понятно при чём здесь балансировка (тангажа)
(no subject) - Tomminocker01 - Jul. 4th, 2019 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - Jul. 4th, 2019 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Tomminocker01 - Jul. 5th, 2019 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - Jul. 5th, 2019 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - Jul. 5th, 2019 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Tomminocker01 - Jul. 6th, 2019 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - Jul. 6th, 2019 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - Tomminocker01 - Jul. 7th, 2019 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - Jul. 7th, 2019 11:13 am (UTC) - Expand
denokan
Jul. 29th, 2019 04:03 am (UTC)
Спасибо!
mipt_stan
Jul. 13th, 2019 04:23 pm (UTC)
Прочитал весь материал. В России не взлетит :(

Среди прочей информации затесался один ключевой, на мой взгляд, момент: "для самой системы EBT ключевым инструментом является инструктор"

В теперешней системе подготовки пилотов многое отдано на откуп государственным чиновникам: они решают, какие программы тренировки нужно использовать, как их оценивать, в каком случае разрешать пилоту летать дальше или доучиваться. Инструктор на тренажёре, по большей части, фиксирует ошибки, и по чеклисту принимает решение: прошёл пилот проверку или нет.

Напротив, инструктору EBT даётся достаточно нечёткий набор критериев, которые надо проверить, оценить, и, не имея правил, только на основе опыта, принять решение: ошибся экипаж или нет, где именно он ошибся, в чём ключевая причина ошибки, и что именно проверяемым необходимо доучить. Как с этим работать, инструктор решает на основе собственного опыта и понимания целей практики EBT.

Если инструктор - ас, понимает CRM и цели EBT, настроен действительно поднять уровень тренируемых (а не быстрее закончить сессию и сбежать домой), система заработает. А если инструктор - из "заслуженных" пилотов старой гвардии, не доверяющих молодому поколению?

На параллельной ленте описали историю: "заслуженный" командир отправил самолёт в грозу, "поставив на место" молодого 2-го пилота, который рекомендовал облёт. По принципу "я всегда так делал" и "самолёт железный, что ему будет". Пролетели, только потрясло чуток. Что будет, если такой КВС станет инструктором EBT? Предположим:

Вводная тренировки LOE, пусть будет как в материале: топливо на исходе, хватает дотянуть до аэродрома, на пути гроза. КВС и 2-й пилот пользуются CRM, всеми рекомендациями, рассчитывают топливо и манёвр, выполняют облёт грозы, дотягивают до полосы, топлива почти нет, но на посадку хватило. Вроде бы всё сделали правильно. Оценка инструктора - 1 (один). Обоснование - в сложной ситуации с топливом прошли бы грозу насквозь, что с самолётом сделается, и сели бы с надёжным остатком, а не накручивали манёвры вокруг аэропорта.

Насколько такой разбор и такая оценка повлияют на дальнейшую работу пилотов? Если они уверены в своей правоте и не согласны с оценкой, то будут ли они они нормально относиться к дальнейшим тренингам, или будут считать новую моду EBT профанацией обучения и проверки? Будет ли толк от таких тренировок?

И ещё один нюанс, связанный с работой прокурора. Не дай Бог, произошла особая ситуация в полёте. КВС не совсем адекватно с ней справлялся. Прокурор, разбирая случай, обращается в авиакомпанию: "тренировали ли вы, господа хорошие, КВС на подобную ситуацию?" "Тренировали" - отвечают из АК. Ну, или не тренировали, потому что тренировка не предусмотрена государственной программой. По итогам, вопросов к начальству из АК нет.

А если АК внедрила подготовку по EBT? На вопрос прокурора они ответят: "нет, не тренировали, а тренировали на другую стрессовую ситуацию, КВС справился". "ПОЧЕМУ НЕ ТРЕНИРОВАЛИ?" - грозно вопрошает прокурор? И летят шапки начальства лётной дирекции, а то и свидетельство эксплуатанта летит вслед...
( 67 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel