…Апрель 2017. Наша группа закончила курс наземной подготовки к полетам в новой для нас авиакомпании и, наконец, начинается тренажерный этап. Нас с Ильей определили в один экипаж, и вот, настал день первой сессии, на которой нам предстоит тренироваться в индийском аэропорту, название которого…:
- Thir… ru… thiru.. vu… Thiruvu… What? – пытаюсь прочитать его наименование, чтобы запросить запуск у диспетчера.
THIRUVANANTHAPURAM*. Тируванантапурам. Парам-пам-пам.
*Тируванантапурам
Инструктор смеется:
- Никто не может выговорить, поэтому его называют "Тривандрум".
Внимание!
Это окончание рассказа о полете в индийский город Тривандрум.
Ссылка на начало
* * *
Этот аэропорт пару раз появлялся в моем ростере, да что-то каждый раз срывалось и в Тривандрум я еще не летал. Только мимо него – по дороге в Коломбо и обратно.
- Ничего особенного там нет, - делится опытом Иса. – На заходе обычно векторят на одну из точек в районе "третьего" разворота.
- То есть, заход не через маяк VOR? – уточняю, разглядывая схему захода на посадку.
- Нет. Дают прямо на точку, потом левым доворотом выходишь на прямую ВПП 32.
- Понял, спасибо!
Наш самолет уже почти пересек западную часть Индийского океана, и через полчаса мы рассчитываем приступить к снижению с эшелона. Не так давно мы приняли сводку погоды в Тривандруме, она оправдывает лучшие ожидания – традиционная индийская дымка, и грозы… где-то в стороне.
Все лето прошло вот так – дымка и грозы… где-то в стороне. Прям промо-акция какая-то для пилотов-пенсионеров, а не погода.
Заходит Иман:
- Кэптэйн, как скоро начнется снижение?
- Через двадцать пять минут.
- Через двадцать пять минут? – привычно уточняет старшая.
- Через двадцать пять минут, - привычно сохраняю предельно серьезное выражение лица. – Хотя… Нет, уже через двадцать четыре.
- Хотите чаю, кофе?
- Да, пожалуй… Можно зеленый чай с медом и без сахара?
- Зеленый чай с медом, один сахар? – почему то "no sugar" здесь часто слышат как "one sugar".
- Нет, без сахара, пожалуйста!
- Поняла. Вам, Иса?.. – обращается к моему коллеге. Тот машет головой:
- Нет, спасибо! Я и так счастлив.
Иман уходит.
Через пять минут вносит в кабину стаканчик… Аккуратно передает мне в руки, я улыбкой благодарю ее. Уходит.
В стаканчике кофе с медом и молоком.
* * *
Снижаемся в Индийском небе, следуя курсом, почти параллельным побережью Индостана, очертания которого едва видны в дымке. Спереди-справа возвышаются башенки облаков, но радар уверяет нас, что они никак не повлияют на наш заход.
Иса ответственно исполняет роль второго пилота, при каждой связи с диспетчером добавляя "пурам" после "Тривандрум": "Тривандрум Пурам, снижаюсь эшелон 160".
Я так и не понял – это он шутит, или таким образом он читает полное название "Тируванантапурам", пытаясь произвести впечатление на диспетчера?
Как Иса и предсказывал, нам дали спрямление на точку в районе третьего разворота. Оставляем аэродром по левому борту, я успеваю полюбоваться на местность, проявившуюся в дымке, в очередной раз отмечаю красивую "зелёность" штата Керала. Не так давно я узнал, что Тривандрум пользуется определенной популярностью среди моих соотечественников – как курортное место. Вот и сегодня в салоне летит с десяток россиян – узнал из доклада проводников.
Ну а что? Индия – действительно красивая страна. Очень зеленая! Когда в России зима, на юге Индостана – а Тривандрум – это юг – температура воздуха держится в районе +30 градусов! Есть лишь одно "но", смущающее меня, дважды посетившего город Каликут, расположенный в том же штате Керала – неухоженность городов, забитость дорог и много мусора… Возможно, Тривандрум отличается в лучшую сторону, не знаю. В любом случае, как мне думается, до "города контрастов" – Мумбая – ему далеко!
Диспетчер выводит нас на предпосадочную прямую и разрешает заход. Ничего необычного не происходит и не предвидится, грозы остались сбоку. Может, поболтает чуток на прямой – местность все же холмистая.
Вошли в глиссаду, отключаю автоматику. Триммирую самолет, подбирая нужный режим работы двигателей. Диспетчер передает ветер у земли – северо-восточный, то есть боковой, восемь узлов. Разрешает посадку.
Снижаюсь, самолет устойчиво летит, изредка вздрагивая на попавшихся под крыло "неровностях" воздуха. Тысяча футов… Пятьсот футов…
Откуда-то в голове появилась мысль о том, какая, порой, "веселуха" начиналась на этой высоте при заходе на 32-ю полосу в Домодедово – воздух над окружающим этот аэропорт лесочком часто бывает неспокойным. А мы сейчас проносимся над каким-то местным подобием рощи…
Кто-то невидимый мягко толкнул самолет снизу, скорость мгновенно отреагировала ростом. Руки автоматически отреагировали – левая прижала лайнер, отдав штурвал вперед, правая прибрала РУД назад. Глаз наружу, глаз на приборы – полоса несется на нас, мы чуть-чуть, некритично, выше профиля, скорость замерла в районе плюс десяти узлов от расчетной. Норма!
Самолет начало потряхивать, мелко раскачивать с крыла на крыло – видимо, мы попали в завихрения ветра, спускающегося с холмов через пальмы. Скорость гуляет по два-три узла в обе стороны, а я, улыбаясь мыслям о Москве, закравшимся в мою голову несколько секунд назад, парирую отклонения, приближая самолет к асфальту взлетно-посадочной полосы.
Торец проносится под нами. Тридцать футов, двадцать… Пятая точка сигнализирует, что скорость несколько высоковата, поэтому активнее, чем обычно, начинаю прибирать тягу. Самолет, чуть подумав, реагирует на это просадкой, которую я и жду, чтобы поддержать снижение аккуратным взятием штурвала "на себя".
Пять футов. Педаль влево, штурвал чуть вправо… Нос лайнера довернулся по осевой…
Посадка!
"Парам-пам-пурам!" – застучала передняя стойка по неровностям тривандрумской ВПП. "Уууу!" – запел реверс... Еще один аэропорт зафиксировался в моем послужном списке.
Привет, Тривандрум-пам-пам-па-пурам! Будем знакомы!
Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube
Канал "Небесные истории" на Яндекс.Дзен
Journal information