denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Дождались. Или третья часть истории о "Максе"



Появились известия по ситуации с Боинг 737MAX - Боинг сподобился на описание таинственной системы MCAS, которая является особенностью моделей -8 и -9.

Ничего удивительного нет в том, что не только меня смутила практически абсолютная схожесть систем, описанных в FCOM двух поколений Боингов 737 - MAX и NG, которые участвуют в предотвращении сваливания. Более подробно я осветил этот вопрос в предыдущей статье, которая заканчивается следующими словами:

"Вся информация здесь. Больше добавить нечего. Подробной технической документации, пилотам недоступной, перед глазами нет. В любом случае, если при очевидной общей схожести систем, проблема касается новейших 737MAX и невозможна на 737NG, то возникает резонный вопрос к производителю - W.T.F.?"

Похоже, что очень много операторов мыслили в том же направлении и закидали Боинга запросами - "W.T.F.?". Наконец, Боинг вымучил ответ и неохотно разослал по авиакомпаниям письмо следующего содержания:



Модели 737 -8/ -9 поколения MAX имеют MCAS - сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки. Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а так же при полете с убранной механизаций на скоростях, приближающихся к скорости сваливания.

Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота или выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте.

Система вступает в работу когда угол атаки самолета превышает определенное значение, основанное на скорости и высоте полета. Движение стабилизатора ограничено 2.5 градусами при скорости перемещения 0.27 градусов в секунду. Глубина перекладки стабилизатора меньше на высоких числах М и больше на малых. MCAS прекращает свою работу как только угол атаки уменьшится ниже определенного значения или если пилот начнет перекладку стабилизатора. При этом, если условия активации MCAS продолжают сохраняться, она снова включается в работу, то есть, в зависимости от текущего числа М снова отклоняет стабилизатор вплоть до 2.5 градусов от начального значения.

И так далее.

Важно - система MCAS отсутствует на 737NG. Можно выдыхать.

* * *


Забавно (если это применимо к ситуации) то, что в FCOM Боинга 737MAX система MCAS встречается. В списке аббревиатур.



И больше нигде не встречается. Наверное, о ней и не стоит знать пилотам, хотя на мой взгляд, работает она достаточно интересно, для того, чтобы включить ее описание в FCOM. Хотя бы любопытства ради.


* * *

А теперь о грустном.

Судя по описанию, система MCAS работает медленно и осторожно. И "порционное" отклонение стабилизатора - по 2.5 градуса со скоростью 0.27 град/сек - это не так много, чтобы сразу же "загнать самолет в землю в неуправляемом пике". Загонит, но не сразу только если никак не реагировать, не управлять самолетом.

При пилотировании в ручном режиме ее воздействие должно сразу же ощущаться пилотирующим пилотом - в виде появления тянущих нагрузок на штурвале. Очевидным, подсознательным действием, должно быть использование триммирования - то есть, нажатие пилотом кнопки перекладки стабилизатора на штурвале для снятия возникших нагрузок. И так до бесконечности, даже если сохраняются условия для ее активации* - система отработала, пилот почувствовал, нагрузки снял. И так далее, пока в голове у одного из пилотов не всплывет чеклист RUNAWAY STABILIZER - самопроизвольная перекладка стабилизатора.

*В случае с самолетом Lion Air, по-всей видимости, условия появились из-за неверных показаний/интерпретаций данных одного из датчиков углов атаки.

Почему Боинг не внедрил простую защиту - запрет на активацию MCAS в случае расхождения данных от двух датчиков? Не знаю. Может быть из-за того, что посчитал, что пилот, управляя самолетом вручную, не сможет не почувствовать появление нагрузок на штурвале при пилотировании самолета и примет соответствующие меры - оттриммирует его обратно?

Сие мне неведомо. Как неведомо и то, почему пилот, управлявший самолетом, этого не сделал, почему не почувствовал.

Почти 10 секунд на то, чтобы отклонить стабилизатор на 2.5 градуса! 10 секунд на то, чтобы ощутить появление нагрузки на штурвале и снять ее, повернув ситуацию вспять! А если ситуация продолжает повторяться - то даже не зная о существовании системы MCAS, в памяти пилотов должен появиться чеклист RUNAWAY STABILIZER - самопроизвольная перекладка стабилизатора. После выполнения которого электромотор отключается.

Напомню, что до катастрофы, самолет выполнил минимум три полета со схожими проблемами. Не разбился. Непосредственно перед последним полетом технические специалисты работали над устранением повторных (!) замечаний. Не устранили.

Летайте безопасно!

Tags: lion air
Subscribe

Posts from This Journal “lion air” Tag

promo denokan september 18, 10:28 18
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 159 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Деликатный вы человек, Денис Сергеевич. Выводов, что виноват пилот-боинг-техники ни за что не напишете. А вот диванные авиаконструкторы сейчас пойдут удобрять интернет опираясь именно на ваши слова. Мне с другой стороны интересно, что скажут программисты, призывающие отказаться от пилотов, мол автоматика сама вывезет.
Хех. Я хотел написать про программистов и беспилотное будущее, но решил, что еще один срач мне не нужен )

korrida27

1 year ago

qwidget

1 year ago

dr_faksov

1 year ago

lokator77

1 year ago

virginian

11 months ago

ssds_mwd

1 year ago

acubabiza

1 year ago

kiba

1 year ago

lord_olhan

1 year ago

ichthuss

1 year ago

dyasya

1 year ago

ichthuss

1 year ago

dyasya

1 year ago

lord_olhan

1 year ago

ichthuss

1 year ago

grisha234

1 year ago

Непонятно, эта система заменяет STS, или дополняет ее? Могло ведь возникнуть какое-то непредусмотренное взаимодействие между этими системами.
Это отдельная система по всей видимости.

EugeneF35

1 year ago

>Почему Боинг не внедрил простую защиту - запрет на активацию MCAS в случае расхождения данных от двух датчиков? Не знаю.
ИМХО, у них это уже похоже на системную проблему. 2009й год, рейс Turkish 1951 в Амстердам - очень похожая ситуация, пропахали поле из-за отказа ОДНОГО радиовысотомера. Автомат тяги убирал движки на малый газ, считая, что самолёт уже на полосе, пилоты с ним "успешно" боролись до самой земли.
Кто и какой ногой писал алгоритм для FCOM - искренне непонятно. Даже отрицательное значение высоты с радиовысотомера (ладно б ещё с барометрического) софтину не насторожило ни на грамм.

tervv

November 12 2018, 06:21:03 UTC 1 year ago Edited:  November 12 2018, 06:21:59 UTC

Могу предположить, что реализововпл алгоритм по ТЗ кодер без любопытства, которому была не интересна природа входных данных, да и воообще конечный результат.
https://youtu.be/MOjlIdP53so

stanislav_v_l

1 year ago

Moje Imja

1 year ago

an22a

1 year ago

tervv

1 year ago

pash7ka

1 year ago

deadlymercury

1 year ago

А если не появился, рукой заблокировать колесо триммера возможно? Вы же вроде и писали, что надо это делать резко, чтобы руку не обожгло.
Можно. Схватить и держать. Необязательно резко. Просто крепко схватить, а не класть ладонь сверху, как иногда учат.

https://youtu.be/cQirIH_DuAs

Deleted comment

Вообще странно не документировать подобную систему.
Тем более не исключено, что в случае еще какой ее некорректной работы может быть усложнено пилотирование. Или они посчитали, что все ее некорректные действия исчерпаются выполнением RUNAWAY STABILIZER чеклиста? То есть она просто как доп. фактор возникновения, а лекарство одно. А кнопку там заклинило, мотор-привод, или же система отработала - дело десятое.

А отказ - только отказ датчика угла атаки, или все же было сначала расхождение скоростей (unreliable airspeed) от ППД и как двойной отказ? Что обсуждали изначально, а потом перешли к датчикам УА.
Как-то упустил: а срач на тему "Арбуз такого не сделает, арбуз задуман лететь, а не пытаться воткнуться в землю, пока пилот ему мешает это сделать" был? :)

Идеологически-то все разумно: есть автопилот - нет помощника, нет автопилота - есть помощник, и оба пилота способны кнопками управлением триммером пресечь "цирк". Вот что помешало (если не, что сомнительно, банальное разгильдяйство) - узнать, если узнаем, будет поучительно.
Срача не будет. Эрбас тоже фортели выкидывает, когдв датчики AOA врут.
http://avherald.com/h?article=47d74074/0000&opt=0

pritkiy_kaban

1 year ago

dvv

1 year ago

dvv

1 year ago

lx_photos

November 12 2018, 08:51:51 UTC 1 year ago Edited:  November 12 2018, 08:59:20 UTC

Спасибо.

Такое чуйство, что Боинг (всё через пилота) внедряет у себя философию Эйрбаса (машина лучше знает), и эта разница философий у него вызывает неожиданные последствия.

dvv

November 12 2018, 11:57:16 UTC 1 year ago Edited:  November 12 2018, 11:57:37 UTC

У Эрбаса нет такой философии. А что касается впечатлений, то впечатление такое, что у Эрбаса всякий драйвер ассист — это изначально продуманная стройная система, а у Боинга — время от времени приходящие им в голову отдельные ценные идеи.

lubezniy

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Интересно бы узнать как это всё имплементировано в аэробусах. Если там изначально компьютер считывает все датчики и из них строит всю картину положения самолета в пространстве, возможна ли такая же ситуация из-за всего одного неработающего датчика? (про трубки пито знаю что были проблемы, но их вроде решили...)

Не лучше ли сразу всё через компьютер пропускать и обрабатывать чем иметь целую кучу разных работающих самих по себе систем, да еще и неописаных в FCOM?
<<возможна ли такая же ситуация из-за всего одного неработающего датчика?>>

Конечно. Ведь просто нет алгоритма определения который из датчиков неисправен. Даже третий датчик, например скорости, не даёт представления об этом.

deadlymercury

1 year ago

oleg_sentia

1 year ago

merrynose

1 year ago

oleg_sentia

1 year ago

merrynose

1 year ago

oleg_sentia

1 year ago

merrynose

1 year ago

dvv

1 year ago

denokan

1 year ago

alga

1 year ago

merrynose

1 year ago

TGZynYaDmwpTkzz

1 year ago

dvv

1 year ago

dvv

1 year ago

== Летайте безопасно!

ездите на поездах, плавайте на паромах. Шутка

serhysergeev

November 12 2018, 10:00:12 UTC 1 year ago Edited:  November 12 2018, 10:00:37 UTC

А теперь о конспирологии.
До падения боинга Индонезия посылала США в пешее эротическое и говорила что никто не смеет лезть в закупки СУ-37 и никакие санкции против России им не помешают.
После падения боинга: газета ру. Контракт по закупке Джакартой у Москвы истребителей Су-35 оказался под угрозой из-за возможных санкций США против Индонезии. Индонезийские власти не исключают, что угроза ограничительных заставит Джакарту закупать именно «западные истребители».

С учетом того что в 70-х года работала "сеть Гладио" и кучу народа неугодного западу внезапно умирало, взрывалось, стрелялось, а точно что ли там пилоты были виноваты в падении этого боинга? Не потому ли тормоза от боинга насчет информации по проблеме?
Таки Су-37 иди 35? непонятно, и при чем тут военный контракт государства и гражданский частной компании?

serhysergeev

1 year ago

hueviebin1

1 year ago

icontr

1 year ago

oleg_sentia

1 year ago

dvv

1 year ago

serhysergeev

1 year ago

dvv

1 year ago

serhysergeev

1 year ago

Арбуз вроде как попался первым. Такая же ошибка программистов, отсутствие защиты от глюкнувшей защиты от дурака. Ситуация во многом похожа на А-330 Qantas рейс 72, можно посмотреть 18 сезон Air Crash Investigation. И может быть ICAO стоило бы свистнуть как Дик Адвокаат всем производителям, сколько бед может натворить глюк в системе трубки Пито.. Правда там запас высоты был, и всё кончилось не так трагично.

Денис, а можно вопрос, расскажите, может быть в отдельном рассказе, какие чек-листы пилоты должны помнить и выполнять без шпаргалки, не открывая лист инструкций, потому что времени достать и открыть не будет, Runaway Stabilizer как раз похоже из тех... Чек лист ведь это и последовательность действий, и печатный список на листе. Можно предположить что у пилотов из Lion Air, ни высоты, ни времени не хватило.

Друзья, хотелось бы донести до вас вот какую мысль: алгоритмы управления самолетом придумывают не программисты, а (сюрприз!) инженеры по системам управления самолета. Это две совершенно разные специальности. Поэтому, во-первых, не надо обвинять программистов в неправильной (как вам кажется, но сейчас не об этом) логике работы системы управления - они с вероятностю 0.999 здесь ни при чем, а во-вторых, не стоит переживать, что разработка столь важных систем доверена случайным в авиации людям.

А тем временем Казахи на drive моде прокатились
х.з. причем тут погромисты, которых все склоняют, но системщики явно были не в себе (студенты?), ставя 2 датчика в контур который хоть как то управляет самолетом (не проверить на отказ это вообще за гранью добра и зла, школота?). Эти все последние случаи, конечно, абсолютно обесценивают эти все ваши DO-... и т.п. офигенные методологии.
сарказм

'Igor Morozov'

November 12 2018, 23:38:03 UTC 1 year ago Edited:  November 12 2018, 23:42:00 UTC

Денис, или просвещенные помогите! Почему на приемнике статического давления не падает давление когда самолет начинает движение в потоке воздуха? Другими словами - почему высота на высотамере не начинает расти при увеличении воздушной скорости, например при разбеге? Почему закон Бернулли не работает? И показывает нам атмосферное давление невозмущеннной среды? И как нам это давление помогает в вычислении динамичемкого давления, той самой приборной скорости, нам же нужно статическое? Ведь, например, в приборе давления наддува - все ок. Заглушен двигатель - показывает атмосферное давление, завел, пошел поток смеси - давление упало. На крыле все ок - набрал скорость, статическое давление упало, подъемная сила образовалась. У меня когнитивный диссонанс! Help!))))))

TGZynYaDmwpTkzz

November 13 2018, 06:23:58 UTC 1 year ago Edited:  November 13 2018, 06:24:13 UTC

Скажите мне, что такое "прибор давления наддува" и я подниму Землю скажу , почему статике не мешает ваш Бернулли.

'Igor Morozov'

1 year ago

fenrir78

1 year ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →