Моя предыдущая статья о печально завершившемся полете новейшего 737MAX не прошла мимо главного ФАКа* страны - авиационного форума www.forumavia.ru. Не прошло незамеченным и то, что в статье о 737MAX я упомянул о 737NG - лайнере предыдущего поколения.
Ну, Александру не впервые писать, не подумав.К сожалению, он не указал, что именно за "приблуду" я имел в виду, поэтому позвольте мне предположить, что речь идет либо о системе STS, либо о системе защиты от сваливания.
SPEED TRIM SYSTEM
Итак, сравнение описаний системы STS (speed trim system) в FCOM на 737MAX и 737NG (там, где по мнению эксперта ФАК она отсутствует). Уж извините, перевод не предлагаю, вы ведь специалисты:
Вы нашли разницу?
STALL IDENTIFICATION
Описание логики работы защитных систем двух поколений 737 при приближении к сваливанию:
Вы тоже заметили???
Разница есть. Во фразе "...and enables speed trim". На 737MAX нет слова "speed". Возможно, в этом-то и вся загвоздка.
STABILIZER and STABILIZER TRIM
Существенную (если так можно сказать) разницу можно найти лишь в системе управления стабилизатором. И там и тут стабилизатор управляется электромотором, который имеет два канала управления - от кнопок на штурвалах пилотов и от автопилота. Система STS (даже та, которая отсутствует на NG) использует канал автопилота для своей работы.
На 737NG можно раздельно отключить триммирование: от кнопки на штурвале и триммирование автопилотом. На MAX два выключателя, выполняющих ("главный" и "резервный"), по сути, одну и ту же функцию. Опять же, мне, как пилоту, интересно - зачем они так сделали на MAX? Ведь на NG возможно отключить лишь канал автопилота, и при этом продолжать управлять стабилизатором от кнопки на штурвале. На MAX ты выключаешь оба канала сразу и управление стабилизатором возможно лишь вручную - верчением колеса ручного управления, что, признаюсь, не очень удобно.
Вся информация здесь. Больше добавить нечего. Подробной технической документации, пилотам недоступной, перед глазами нет. В любом случае, если при очевидной общей схожести систем, проблема касается новейших 737MAX и невозможна на 737NG, то возникает резонный вопрос к производителю - W.T.F.?
---
ФАК - форумный авиационный комитет. Самоназвание экспертов форумавиа.ру.
Journal information