denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Очередные отголоски CRM

Вот такую обратную связь получил недавно от пилота, во вводе которого во вторые пилоты принимаю непосредственное участие:

"Как-то ты рассказывал, что надо контролировать действия капитана и всё такое, но этим невозможно проникнуться, пару раз не попавшись на чём-то. Я уже несколько раз попадался на том, что из-за того, что капитан работает нестандартно, находясь в лёгком стрессе, я забываю делать целые блоки, в итоге запуск двигателей без включения топливных насосов, гидравлики, проверки триммеров, нечтение чеклиста (это было не вчера), после такого понимаешь, насколько я избалован нормальной работой и насколько я не готов к реалиям, вот уж где нужен реальный контроль, суметь отключить в себе привычку и последовательность и обдумывать что сделано а что нет и что должно быть сделано дальше. Ну это придёт с опытом, думаю."


Очень немного написано, но как четко характеризуется общая проблема для многих авиакомпаний - несоблюдение стандартных процедур.

У меня много на эту тему писано, но хотелось бы коротко остановиться на ключевых моментах важности умения работать стандартно:

1. Стандартный процедуры - базис взаимодействия.
2. Стандартные процедуры - позволяют всегда знать, что ты должен делать сейчас, что ты собираешься делать в следующий период времени, и, главное:
3. Стандартные процедуры - позволяют всегда знать, что твой коллега собирается сделать в следующий период времени.
4. Выполнение п.2 и п.3 позволяет обеспечить высокий уровень "осознания ситуации". Говоря иначе - всегда быть в контуре полета, что снижает дефицит времени и уменьшает стресс.
5. Выполнение п.3 обеспечивает максимальный уровень взаимного контроля. Заметить чужую ошибку - проще чем свою, так устроен человек.
6. Работая нестандартно, неожидаемо - пилот "выбивает" другого пилота из контура полета, что может привести (и часто приводит) к значительному ухудшению общего качества полета.

Одной из распространенных ошибок (кроме простого незнания SOPs) является - незнание процедур другого пилота.

По опыту работы в своей авиакомпании - проблема работы "не по SOPs", хоть и сложная, но решаемая, при систематической работе с пилотами и, особенно - с инструкторским составом.

Исходя из цитаты, приведенной выше - можно рекомендовать (я это применяю на практике и описывал в рекомедациях, имеющимся в ЖЖ) методы обучения, направленные на поиск обучаемым намеренных (или нет) ошибок инструктора. Это достаточно просто - инструктор намеренно пропускает какое-то действие по своей процедуре, обучаемый должен подсказать. Конечно, это не должно идти в разрез с безопасностью полетов! Достаточно мелочей - не установить нужную страницу CDU, не включить AT, "ошибиться" в V2 на 1 узел и т.п. На тренажере можно значительно расширить рамки "специальных отклонений".

Бенефитов достаточно - обучаемый быстро знакомится с реалиями предстоящей работы, нацеливается на необходимость контроля действий своего коллеги, и, что немаловажно - побеждает "стеснение" перед регалиями более опытного коллеги.

Как ни странно, но перфекционизм инструктора при обучении полезен не всегда. Если инструктор всегда демонстрирует личную безошибочность при выполнении процедур - обучаемый не получает опыта взаимного контроля, который окажется немаловажным в реальной работе со среднестатистическим коллегой-пилотом.

FLY SAFE!

Subscribe
promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments