?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Напишу эту статью, чтобы закончить тему о реверсе и проблематике его использования российскими и не только, и не возвращаться больше.

В прошлой записи я привел цитату с форумавиа.ру в которой некто Petruha_89 сравнил меня с "известным летчиком-испытателем" (имеется в виду М.Толбоев, безапелляционные суждения которого среди авиаторов получили общее название "толбоебизмы"):



Все верно. В диалогах с Романом RR-Navi я так и говорил - мне известна проблема, что многие пилоты 737, увы, не в курсе, что то положение рычага реверса, которое они считают положением максимальной обратной тяги, на самом деле таковым не являются. Эту мою фразу он и передал на форумавиа.ру, где, конечно же, она не могла не получить резонанс. Давайте пробежимся:

Ballu
Вам Денокан ещё не то напишет!Как это он ещё не прошелся, что пилоты старые были с русской технике и ваще ничего не соображали!А уж CRM у них никакого не было!!Старая песня.....пусть он в Китае об этом поёт...

Petruha_89
Не могу поверить, что многие пилоты этого не знают. Используют или нет - это другой вопрос

antonov_24
Не знаю кто чем крутил, повторюсь МАХ реверс и на классических 737 был. Для эксплуатирующих 737 это не было новостью. Может в пустыне подтормаживают?

duradex
Что за истерика? Разве кто-то здесь утверждал, что нет МАХ реверса?

Дым_Дымыч
«Слабая» эффективность реверса актуальна для сухой полосы из за работы системы Autobrake ( автомата тормозов) - разница пробега порядка 400 футов (около 130 метров). А вот на мокрой полосе даёт существенный профит. И да. Есть режимы «малого, нормального и максимального» реверса. Все пилоты 737 об этом знают, только не всегда используют максимальный - для комфорта пассажирам ( при соответствующих условиях).

FL410
Не думаю, что кто-то из летающих на бобике не знает про режимы реверса. Другой вопрос - как реверс применялся.

простой пилот
Пальцем ткните на того, кто это говорил.
Речь изначально шла о том, что реверс на 737 значительно слабее 154, 204 и 757.
Если уж идти по тропе Денокана, то получается только он знает конструкцию реверса 737, а остальные летчики не знают. И не только в России, но и во многих странах мира. Где? Посмотрите статистику выкатываний 737 при посадке в дождь. Что, все не знали про реверс, или силенок не хватало дернуть РУР? Млин, надо Денокана мировым инструктором сделать, пусть учит всех, как реверсом на 737 пользоваться. А то все неучи, он один в белом на коне.


В общем, взыграло. Рад, что столь много пилотов на самом деле об этом знают и не имеют ни малейшего сомнения в знаниях других. Правда, я не уверен, что каждый из них потратил много лет на проверку знаний других пилотов, а также, вел общественно-публистическую деятельность, в результате чего имел возможность получать много вопросов от пилотов совершенно разных авиакомпаний, провести собственное миниисследование характерных заблуждений.

* * *

Не суть. Я привел их высказывания для того, чтобы создать нужный фон истине.

А суть в следующем комментарии:

би76

Спросил своих про максимальный реверс на 737. Меня начали убеждать, что это и есть положение 2. Инженер по СД сказал, что да, есть максимальный реверс, но при изучении о нем было сказано вскользь.

Наиболее подкованный пилот-инструктор, пока не нашел страницу с описанием положения рычагов РУР и описанием работы максимального реверса, также уверял, что нет никакого отдельного режима реверса. Потом сдался и обещал проверить его работу. Одним словом есть проблемы в консерватории (наша а/к первый 737 получила 25 лет назад).
И мне кажется, что проблема не столько в теоретической подготовке пилотов и инженеров.

Раз есть режим нормального и максимального использования реверса, то должно быть описание, в каких случаях его можно или нужно использовать. Как понял - этого в рукдоках Боинга нет, поэтому никто толком ничего не знает об этом. Или я ошибаюсь?



Спасибо! Серьезно - большое спасибо за то, что вы лишний раз эту проблему вскрыли и не побоялись вынести ее на обсуждение.

Безусловно, все высказавшиеся выше специалисты тут же бросились извиняться наперебой показывать, где в документах Боинга написано, в каких случаях применяется максимальный реверс...

Тьфу, да о чем это я? Нет, конечно! Никто не бросился.

Хотя попытки были:

antonov_24 привел цитату из общих рекомендаций по использованию реверса, я приводил их в предыдущей записи:
Чтобы разобраться должен иметься FCTM
“After touchdown, with the thrust levers at idle, rapidly raise the reverse thrust levers up and aft to the interlock position, then to the number 2 reverse thrust detent. Conditions permitting, limit reverse thrust to the number 2 detent” - косвенно это говорит о том что если условия не позволяют, тащите дальше до max.

В ту же степь, то есть, те же общие рекомендации привел чуть позже и Petruha_89.

Хех. На то они и общие, чтобы были еще и более конкретные. Возможно, я плохо читал ту ветку на форумавиа, но вроде бы никто так на вопрос би76 и не ответил.

Печаль.

* * *

Итак, в каких случаях Боинг рекомендует использовать максимальный реверс на боинге 737? Да это же элементарно - открываете FCTM и по ключевой фразе "maximum reverse thrust" ищете результаты.

Примечание: не все разделы ниже процитированы полностью. В некоторых я лишь вырезки из экрана с целью примеров.

Конечно же, максмимальный реверс нужен тогда, когда критичны условия на посадке из соображений располагаемой посадочной дистанции:



Максимальные реверс позволяет снизить нагрузку на тормоза и, как следствие, их нагрев. Перегрев тормозов, как известно, штука серьезная.



А это цитата из рекомендаций по выполнению посадки с превышением максимального посадочного веса:



Когда самолет мчится на большой скорости, а закрылки выпущены на небольшой угол или не выпущены совсем, использование максимального реверса тоже может быть полезным:


* * *

В 90-е людей учили отвечать за свои слова. Я готов ответить за каждое, а если где-то окажусь не прав, с легкостью извинюсь и скажу "спасибо"! Мне нетрудно. Но так как в авиации я довольно-таки давно, людей многих повидал, то симметричного поведения не жду.

Повторюсь, я несколько лет своей жизни потратил на изучение характерных заблуждений в практике полетов на Боинге 737 и борьбе с оными различными способами. Тот, кто давно читает мой блог, мои методически материалы, в курсе всего этого. Тот же, кто читает "со стаканом в руке"...

Честно скажу - от того, что я задеваю чье-то гордость или самолюбие, мне ни холодно ни жарко. Это не та отрасль, где это имеет значение. Замалчивание, незамечание проблем приводит к случаям, подобно тому, что произошло в Сочи. К слову, реверс там сыграл свою роль, хотя и не из-за характерных заблуждений.

Но об этом расскажут в расследовании, я не имею морального права писать о том, что узнал.

В общем, делайте выводы сами.

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube

Канал "Небесные истории" на Яндекс.Дзен

FLY SAFE NEW 250.jpg

Posts from This Journal by “реверс” Tag

  • Неэффективность реверса. Эпизод II.

    Так как у меня нет возможности отвечать на тематической ветке форумавиа, а мое имя там проскальзывает, всем желающим предлагаю повеселиться у меня…

  • Заблуждения или полезные методы?

    Иногда мне пишут не только люди, боящиеся летать, но и те, для кого Небо является работой. Общей темой для всех подобных писем является…

promo denokan апрель 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 85 comments — Leave a comment )
juga1
Sep. 9th, 2018 07:10 am (UTC)
это ахренть!
Денис, суждения Толбоева для вас - "толбоебизмы". Вы короной косяки дверные не задеваете?
Про 90ые и отвечать за слова учили.. Вы точно КВС, а не гопник?
Блин, с вами летать страшно. Я почитывая ваши посты подозревал это, а сейчас, так и вовсе убедился.
Кстати, если вы такой умный, отчего вы КВС? А не министр гр авиации? Не берут?
darkstorn_666
Sep. 9th, 2018 07:34 am (UTC)
Видимо потому, что в Российской Федерации нет такой должности (я про министра)? И такой вопрос - Вы часто с пилотами общаетесь непосредственно на профессиональные темы?

Edited at 2018-09-09 07:35 am (UTC)
(no subject) - juga1 - Sep. 9th, 2018 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - darkstorn_666 - Sep. 9th, 2018 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Sep. 9th, 2018 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jecat - Sep. 9th, 2018 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - elbeso - Sep. 9th, 2018 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - juga1 - Sep. 9th, 2018 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 9th, 2018 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - juga1 - Sep. 9th, 2018 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 9th, 2018 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - Gamax - Sep. 11th, 2018 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - lemon_l_lime - Sep. 9th, 2018 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 9th, 2018 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - juga1 - Sep. 9th, 2018 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - air_controller - Sep. 9th, 2018 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - juga1 - Sep. 9th, 2018 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 9th, 2018 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - acubabiza - Sep. 9th, 2018 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - Sep. 9th, 2018 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - dgnltd - Sep. 10th, 2018 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Andry Vish - Sep. 12th, 2018 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - ra_ngr - Sep. 9th, 2018 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dgnltd - Sep. 10th, 2018 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Gamax - Sep. 11th, 2018 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Sep. 11th, 2018 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostarev_mg - Sep. 9th, 2018 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - nedocourious - Sep. 9th, 2018 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 9th, 2018 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - nedocourious - Sep. 9th, 2018 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - panzership - Sep. 9th, 2018 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - Sep. 9th, 2018 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 9th, 2018 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - yapet - Sep. 9th, 2018 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 9th, 2018 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yapet - Sep. 10th, 2018 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 10th, 2018 04:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Окань - Sep. 9th, 2018 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - demonmsk - Sep. 10th, 2018 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 10th, 2018 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - demonmsk - Sep. 10th, 2018 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - pritkiy_kaban - Sep. 10th, 2018 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - angry_atc - Sep. 19th, 2018 04:21 am (UTC) - Expand
Michael Parkanski
Sep. 9th, 2018 07:16 am (UTC)
Фор хум хау,
Именно по описаным причинам.
У нас в компании использование макс. реверса на contaminated rwys является обязательным.
Даже не обсуждается.
Но видимо есть люди которым это не очевидно.

Спасибо за статью.
tervv
Sep. 9th, 2018 08:26 am (UTC)
Я хз что мешает администратором форумавиа давать статус на форуме «пилот» только реальным пилотам, благо вас не так много. Сразу было бы видно где пишут коллеги, а где «псевдопатриоты» на окладе

Edited at 2018-09-09 08:58 am (UTC)
man_blr
Sep. 9th, 2018 09:26 am (UTC)
За что Вы так пилотов? Мало того, что им ВЛЭК проходить, так ещё и валидацию пилотского на форумавиа? :)))
(no subject) - tervv - Sep. 9th, 2018 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxim_n_p - Sep. 9th, 2018 10:54 am (UTC) - Expand
mountblank
Sep. 9th, 2018 01:02 pm (UTC)
я не в тему,но достало качество звука в салоне когда говорит пилот-как на жд вокзале времён советского союза.доколе?
denokan
Sep. 10th, 2018 04:18 am (UTC)
Задайте этот вопрос производителям самолетов.
(no subject) - i_pravdorub - Sep. 10th, 2018 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - Gamax - Sep. 11th, 2018 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_pravdorub - Sep. 11th, 2018 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - Gamax - Sep. 11th, 2018 11:19 am (UTC) - Expand
c250
Sep. 9th, 2018 02:07 pm (UTC)

Не вижу темы спора , если в Flight Crew Training Manual написано это обязан знать и применять каждый пилот В737 . Я посмотрел Operating Manual В737-800 там нету про Max. reverse trusts only Speed 60 KIAS F2 Reverse . Я не летал на 737 , но стало интересно :)

Посмотрим CFM 56-3 Specific Operating Instructions

A. In a emergency, maximum reverse thrust may be used on the ground at any aircraft speed commensurate with the emergency. Under these conditions, maximum allowable reverse thrust may be used to zero knots.

B If thrust reverser system fails to stow in flight or on the ground, a normal engine shutdown may be made with reverser deployed.
merrynose
Sep. 10th, 2018 05:23 am (UTC)
Денис, мне кажется у вас абзац, начинающийся со слов "В общем, взыграло. ", по ошибке в фиолетовый цвет покрашен.
denokan
Sep. 12th, 2018 05:10 am (UTC)
Спасибо
v_mechta
Sep. 10th, 2018 05:58 am (UTC)
Доброго дня. Денис, а нельзя ли такие подробные обсуждения и споры вести на ваших закрытых летных форумах, ваши посты читают простые пассажиры и возникают всякие мысли не всегда положительные.
denokan
Sep. 10th, 2018 06:20 am (UTC)
Видимо, нет.
(no subject) - pupsegadm - Sep. 11th, 2018 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 12th, 2018 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - pritkiy_kaban - Sep. 10th, 2018 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - Gamax - Sep. 11th, 2018 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - Татьяна Кочубеева - Sep. 13th, 2018 04:27 am (UTC) - Expand
Grigori Nov
Sep. 11th, 2018 07:07 pm (UTC)
У америкосов везде житейский подход, вся философия сводиться к тому мол не надо притираться к полосе, шмякнулся за знаками и тормози как в последний раз.
denokan
Sep. 11th, 2018 07:12 pm (UTC)
Мне о такой неизвестно. Где можно почитать?
(no subject) - Grigori Nov - Sep. 11th, 2018 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 12th, 2018 05:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - 1 1 - Sep. 12th, 2018 03:13 pm (UTC) - Expand
Алексей Орлов
Sep. 12th, 2018 02:27 pm (UTC)
Для этой темы остро, очень остро не хватает тега "Только поездом!".
dyasya
Sep. 12th, 2018 02:59 pm (UTC)
Для этого тега есть другой журнал. ;)
(no subject) - Алексей Орлов - Sep. 12th, 2018 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadlymercury - Sep. 12th, 2018 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Алексей Орлов - Sep. 14th, 2018 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - deadlymercury - Sep. 14th, 2018 10:08 am (UTC) - Expand
Иван Мельник
Sep. 12th, 2018 07:50 pm (UTC)
Денис, прошу прощения за дилетантский вопрос.
Почему вообще принято пролетать торец полосы и садиться через несколько десятков метров? Существуют ли какие-либо схемы, позволяющие, в случае опасения, что полосы не хватит (например, мокрая), садиься с недолетом, на "зебру"?
ssds_mwd
Sep. 13th, 2018 07:21 am (UTC)
Светосигнальное оборудование и курсовые маяки в створе могут мешать осуществить затею. Да и безопаснее садиться от 300 метров за торцом и далее, хотя бы на случай сдвига ветра и просадки самолета. Запас бетона/асфальта должен быть как после касания, так и до.
(no subject) - lubezniy - Sep. 19th, 2018 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 14th, 2018 04:13 am (UTC) - Expand
Максим Милотов
Sep. 12th, 2018 08:31 pm (UTC)
«.....
Но об этом расскажут в расследовании, я не имею морального права писать о том, что узнал.
»


Денис, а если расскажут не всё, тогда дополните их? Что бы мы тоже узнали правду. Спасибо за статьи!
ssds_mwd
Sep. 13th, 2018 07:28 am (UTC)
Тут все уже и так понятно между строк. Даже дополнять не нужно.
ist_release
Sep. 28th, 2018 07:41 am (UTC)
Здравствуйте, Денис,
Скажите, это правда, что перед ночным рейсом пилоты должны носить красные очки?
Каким санпином это регулируется?
Меня интересует вообще все, что к настоящему моменту есть, для восстановления/ стимуляции выработки родопсина в палочках сетчатки. И у нас и за границей.
Спасибо.
denokan
Sep. 28th, 2018 07:50 am (UTC)
Неправда.
(no subject) - ist_release - Sep. 28th, 2018 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 28th, 2018 08:43 am (UTC) - Expand
( 85 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel