?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первый МАХ!



Я ждал этот полет.

Во-первых, после него я уходил в отпуск и планировал посетить Москву. Да и просто отдохнуть, раз уж отправляют.

А во-вторых, этот рейс мне запланировали на 737MAX-8 - представителе Боинг 737 нового поколения. В нашей авиакомпании уже два "максика" - МА и МВ, первенцем был (как нетрудно догадаться) МА. Присоединился он к нам в начале февраля, да только до этого дня никак мне в рейсах не попадался.

* * *

Подготовка к полетам на 737МАХ после 737NG (предыдущее поколение - Next Generation) занимает... один день теории со сдачей экзамена. Да-да, только и всего - изучаешь отличия посредством любезно предоставленного Боингом CBT (computer based training). А потом быстренько сдаешь письменный тест, выбирая правильные варианты из предложенных - и, вуаля, ты готовый пилот на 737MAX.

По-крайней мере, так считает производитель, да и авиационные власти с этим согласны. Авиакомпания, естественно, не спорит.

Слышал я, что в Глобусе, моей предыдущей авиакомпании, которая готовится стать первым получателем 737MAX в России, планируют еще и пару рейсов с инструктором назначать. Вай нот, как говорится... Может, оно даже так и лучше будет.

Сам я не раз чесал голову над этим вопросом - как-никак тот самый "один день теории" у меня случился аж 5 сентября... А слетать довелось лишь в апреле.

Правда, я не ленился - за это время написал некий труд для пилотов авиакомпании, в котором объединил процедуры NG и MAX в едином виде... А чуть позже добавил туда и отличия (эту часть можно увидеть здесь).

Но все равно, готов поделиться советом - если вы собираетесь вводить Максы в своей авиакомпании, не делайте большого перерыва между теорией и практикой. Это логично :)

Переучивание с "классики" на NG занимает дольше времени - наземка и тренажер. Мы сами, в предыдущей моей авиакомпании, в 2008г проходили одну тренажерную сессию (в Берлине), но позже, проводя подобную подготовку на базе S7 Training, решили делать две.

А при переучивании с NG на MAX ни одной. Вот так.

* * *

Изначально я должен был лететь с пилотом-женщиной из Алжира. Я с ней уже однажды ktnfk, и успел узнать, что она любит "свопить" (от swap - размен) свои ночные рейсы - если пилот может найти, с кем договориться, планирование может поменять их в плане. За сутки до полета на МАХ я увидел ее в брифинге, поздоровался, спросил: "Завтра вместе летим на Максе?" Она заулыбалась и говорит: "Нет, я разменялась - сейчас лечу в Коломбо".

В Коломбо у нас суточная эстафета. Размен довольно выгодный - вместо двух ночных рейсов она получит отдых между половинками одного.

В общем, запланировали мне некоего Хулиана (Julian), с которым я до этого еще не летал.

А Эмил, видимо, что-то предчувствовала...

* * *

В предыдущем полете (ночной Лакнау, Индия), я едва не допустил казус - подъехав к шлагбауму автомобильной парковки перед офисом, вдруг обнаружил, что пропуск (вместе со всеми остальными бумажками - пилотским, медкартой и т.п.) не висит у меня на шее... Память услужливо напомнила о том, что я его перед выходом положил на стол... и благополучно ушел.

Упс.

Голова еще думает, а руки уже разворачивают автомобиль на 180 градусов. Взгляд на время - 23 минуты до времени check-in.

Щит! (от "shit")

Не люблю гонять по ночным дорогам, но пришлось. Благо, не очень торопясь при свободной дороге я добираюсь до офиса за 15 минут (большая часть дороги - автомагистраль). Соответственно, поторопившись (а сильно торопиться нельзя - кругом камеры!), плюс повезло со светофором, я сумел обернуться быстрее, и только-только я залогинился в системе чек-ина (+3 минуты от положенного времени), как мне позвонили из Crew Control.

- Гуд ивнинг, Кептейн! Где вы, сэр?

- Хеллоу! Рад вас слышать, я как раз заканчиваю чек-ин!

- Большое спасибо, сэр! Хорошего рейса!


И вам не хворать!

Вот как бывает - один раз не выполнишь "чеклист "ПЕРЕД УХОДОМ ИЗ ДОМА" - и приходится шумахерствовать. Хорошо, то была уже, считай, ночь, дороги пустые.

* * *

DSC_2507-01.jpeg

20-го марта в Маскате случилось событие...

Нет. Не так. СЛУЧИЛОСЬ СОБЫТИЕ!!!

Открыли новый аэровокзал, который в последние годы служил в Омане символом клятого долгостроя. Без ложной скромности - аэровокзал превзошел мои ожидания, он действительно крут и красив. Очень приятно вылетать из него и возвращаться обратно, единственное, что напрягает - пешее расстояние значительно увеличилось по сравнению со старым терминалом, как при вылете, так и при прибытии.

Но, как я шучу, вышагивая по нему после возвращения из ночного рейса: "Прогулки по утрам полезны для здоровья!"

Правда, в первые дни это был mess...ад, пока наземные службы не освоились с новыми системами, которые им вручили вместе с ключами от аэропорта. Одно дело - пройти теорию (и это еще вопрос, какое время назад они ее прошли?), другое дело - в один момент получить в обработку десятки рейсов. Так что, первые три дня вполне нормальным было ждать багаж по часу и более... и потом улететь без оного.

Но, надо отдать должное - mess закончился быстрее, чем рассчитывали пессимисты (т.е., среднестатистические пилоты).

Старый терминал... кхм, как бы это выразиться потолерантнее... был... немного кхм, тесен и староват. Прилетев в Маскат год назад, я был, мягко говоря, изумлен. Зато сейчас, нестройным шагом маршируя со всем экипажем по шикарным интерьерам нового, я начинаю чувствовать себя пилотом титульного султанатского авиаперевозчика :)

Так как дорога до нового вокзала от летной службы несколько увеличилась, и в связи с ожидаемым mess'ом, в компании решили, что было бы здорово, если бы мы приезжали в аэропорт пораньше. В связи с этим нам передвинули время явки вперед на полчаса, и рекомендовали по-минимуму сократить время пребывания в офисе после. Правда, сейчас выясняется, что опасения были напрасны - мы приезжаем пораньше... а потом ждем подольше ))

Скоро обещают переиграть вспять.

* * *

За 2ч 15 минут до времени вылета я был в офисе - мне нравится прийти "пораньше" и в спокойной обстановке изучить все то, что компания выдала мне в предполетной документации.

Итак, летим мы в Дели.. на МА (не обманули!). Погода в Дели... нормальная. Временами ожидают усиление ветра, но не такое, каким можно напугать пилота, летавшего в России.

Предложенные запасные аэродромы - Лакнау и Лахор. Второй вызывает у меня улыбку, т.к. это Пакистан, и туда мы полетим в последнюю очередь - индийцы и пакистанцы не очень любят друг друга. Славься, Британия!

Да и погода в Лахоре...эээ... может заставить взволноваться и пилота из России. В основном прогнозе - грозы, ветер с порывами до 40 узлов. Круто!

Как хорошо, что мы летим в Дели, а не в Лахор! Хе-хе.

Ну-ну.


* * *

Комната для брифинга постепенно заполняется. Замечаю знакомое лицо - Леонардо, с ним мы летали полгода назад в Тегеран. Подходит, здоровается, спрашивает, уж не в Лахор ли я лечу? Говорю - к счастью, нет. Меня устраивает Дели.

А вот, похоже, и мой второй пилот - методом дедукции определяю высматривающего капитана молодого парня.

- Привет! Ты в Дели?

- Привет! Да

- Найс! Меня зовут Дэнис, рад тебя видеть!

- Хулиан, рад тебя видеть!


Подвигаю ему пакет полетной документации, пусть изучает.

Изучил.

- Хулиан, ты уже летал на Максе?

- Да, пару раз. И как раз вчера - в такой же Дели.

- Здорово! Какое твое мнение насчет заправки сегодня?

- Знаешь, полетав на Максе, мне кажется, что это самолет, который не жрет топливо. Ты сам это увидишь, будешь удивлен! А вчера мы не брали ничего сверху, так слетали, по расчету.

- Если ты не против, я все ж немного долью. Для собственного комфорта. 300 кг сверху. Ху ноуз... Не возражаешь?

- Нет, конечно.


Олл райт. Ставлю подпись, летим в Дели...

Иншаалла.
* * *

DSC_2511-01.jpeg

Максик понравился с первого взгляда, как только я зашел в кабину. Огромные дисплеи не могли не броситься в глаза, и... в целом, это все, что бросается в глаза из отличий Макса от NG. Если присмотреться, можно будет увидеть пару новых табло, исчезнувший прибор температуры выходящих газов ВСУ и прочие мелочи.

Поцокав языком, я надеваю жилетку и вприпрыжку степенно, по-командирски, иду осматривать лайнер

- Привет, Макси! Будем знакомы?



Невозможно не заметить, насколько выше стала передняя стойка - это сделали для того, чтобы обеспечить необходимое расстояние от земли до двигателя. Если предыдущие поколения 737 со стороны выглядят припавшими на нос, то этот стоит, гордо выпрямившись.

Орел!

Теоретически подобное изменение тангажа должно привести к различиям при посадке, хотя Боинг и клянется, что наворотил кучу всего, чтобы вид из кабины при посадке соответствовал оному на NG. Посмотрим, поглядим.

Винглеты... Или, точнее, MAX AT Winglets. Боинг клянется, что круче этих винглетов только... эти самые винглеты. Не верите? Сходите по ссылке.


DSC_2506-01.jpeg

DSC_2505-01.jpeg

И, конечно же, двигатели. Форма лопаток приводит в экстаз.

DSC_2503-01.jpeg

Возвращаюсь в кабину, усаживаюсь, подвигаю кресло... Отмечю, как легко оно перемещается вперед и назад - вот что значит самолет, еще не успевший запылиться! Помню, в какой восторг меня привела эта нехитрая операция в далеком феврале 2008 года - когда я вернулся в Сингапур, чтобы забрать оттуда 737-500 VP-BTF, который парой месяцев ранее пригнал туда на ремонт.

На самолетах, повидавших виды, смазка забивается грязью и пылью, поэтому кресла перемещаются с трудом. А иногда их прямо говоря клинит (конструкция передает привет 50-м годам прошлого века!) Но если смазаааать!

Пялюсь в дисплеи - я уже успел наслышать о том, что при схожей с виду индикации на PFD, само изображение авиагоризонта поднято в сравнении с NG. И это, мол, поначалу неудобно, хотя в теории такое расположение лучше - т.к. при переводе взгляда из внекабинного пространства в кабину и обратно, его направление меняется на меньший угол. Логично.


DSC_2513-01.jpeg

На "классике" EADI (искусственный авиагоризонт) находится примерно там же (если не выше), так что я сомневался, что прям-таки будут проблемы из-за этого. Ведь летали мы параллельно и на "классике" и на NG, и ничего. Выжили.

Скажу, забегая вперед, что проблем, связанных с поднятием авиагоризонта чуть наверх, я не заметил. Но было кое-что другое, что я опишу несколько дальше.

* * *

Самое глобальное отличие кабины Макса от NG - это новая логика вывода вторичной индикации. Два внутренних дисплея могут быть поделены пополам. Внешняя половинка остается для навигации, а внутренняя может работать в нескольких режимах, которые довольно-таки неинтуитивно регулируются с нового пульта, расположенного на месте бывшего нижнего дисплея (на фото выше видно). Чтобы понять логику, придется вам несколько раз потыкать и попереключать.

Второе глобальное отличие - рычаг шасси теперь не имеет нейтрального положения OFF. Помните об этом - после уборки шасси не трогайте его! Пусть так и торчит себе фаллически гордо вверх.

Третье - со штурвала убрали "напоминалку" - барабаны с цифрами для установки номера рейса. Теперь это все берется из FMC и выводится (вместе с часами, SELCAL code и проч) во внешней верхней части внешнего дисплея (см. фото выше).

Все. Больше глобальных отличий нет. Из приятных мелочей - реакция индикации на кнопки и крутилки МСР стала поживее, анимация - поплавнее. Масштаб в режимах MAP на ND получил ещу одну градацию (не уверен, что это сильно нужно). Дисплей VSD (vertical situation display) стал больше и удобнее.

А теперь поговорим о двигателях и о новшествах, ими привнесенных.

* * *

Запуск

З А П У С К

З А А А П У У У С К К К УУУ УУУ УУУ УУУ

За время запуска одного двигателя можно успеть выпить чашку кофе. А за время запуска обоих - полноценно перекусить и обсудить повышение зарплаты в соседней авиакомпании.

И глаза стюардессы. Куда ж без нее.

На этих двигателях применено выравнивание главного вала, который из-за разницы температур и насаженной на него нагрузки изгибается за время стоянки. Поэтому, первым этапом на запуске является bowed motoring, которое занимает не менее 1 минуты. Все это время пилот видит обнадеживающую надпись "MOTORING" на кругляшке оборотов N2.

Мол, кручусь я, отстаньте. Поговорите о чем-нибудь.

DSC_2512-01.jpeg

После того, как он повращается там и придет в себя, обороты начинают снова расти и вот теперь все стандартно - 25% - ставишь START LEVER в IDLE и дальше он еще примерно секунд 40 раскручивается до оборотов малого газа. Стартер отключается не на 56%, как на NG, а на 63%.

По сравнению с NG, температура газов пугает - на максимуме она очень близка к красной черте (ограничению). Второй пилот это уже видел, поэтому заранее предупредил, чтобы я не удивлялся. Но я все равно удивился - со времен полетов на "классике" я не видел цифр вроде 700+ на градуснике.

Один двигатель запущен, история повторяется.

После запуска (и вообще в полете) отмечаешь, что шума в кабине меньше. Это радует.


Руление

На рулении ничего особенного, одни плюсы. Во-первых, тормоза показались более хваткими, чем на NG - когда мы пересели с классики на NG, то очень подивились тому факту, что самолет реагирует на обжатие педалей иначе - гораздо менее охотно в начале обжатия. На классике тормоза чуткие - чуть придавил поболее, висишь на ремнях.

На Максе что-то между этим.

Тяги малого газа вполне хватает, чтобы самолет не просто рулил, но еще и разгонялся. Причем разгонялся хорошо, да так, что его приходится постоянно притормаживать. Прям как на Ту-154м.

Увеличение высоты кабины не оказало какого-либо влияния на визуальное восприятие рулежек (да и на посадке я не заметил существенной разницы, хотя мой второй пилот высказал обратное мнение).


Взлет

Показалось, что двигатели резвее выходят на режим. В дальнейшем, манипулируя РУДами при заходе на посадку, я ощутил похожее - самолет чуть порезвее реагирует на изменение положения РУД, что является преимуществом.

Звук двигателей на взлете абсолютно не похож ни на "классику", ни на NG. Хулиан сказал, что этот звук его радует - мол, чувствуешь себя пилотом большого лайнера, благородный звук. По мне так красивый звук у НК-8-2У и Д30-КУ-154 (Ту-154 Б и М соответственно). Но этот тоже ничего.

На отрыве пилота ждет сюрприз - нет характерного щелчка, который звучит откуда-то из электронных недр при разжатии основных стоек. По этому щелчку многие пилоты 737 (и автор среди них, конечно же) привыкли определять момент взлета и возможность перевода в набор более смело (до него - несмело, т.к. боятся ударить хвостом о землю).

На Максе придется определять "дедовскими" методами - по росту высоты на приборе и вертикальной :))

После взлета получил первые впечатления от пилотирования - по реакциям на отклонение штурвала я не заметил критической разницы (как это бросалось в глаза при переходе с "классики" на NG - первый в сравнении с последним "истребитель", а второй - "лимузин"). MAX-8 реагирует чуть-чуть плавнее, чем 800-ка, изящнее. Напоминает 900-ку.

И вот сразу после взлета я поймал себя на том, что новая индикация значительно отличается от старой. Все дело в размере "искусственной земли" - теперь при кренении вращается не маленький кусок "планеты", зажатый между лентами скорости и высоты, а пространство, значительно большее. И это выглядело дюже непривычно. Образно выражаясь - "проваливаешься в окно", видя, как резво меняют свое положение линии на краях этого красивого безобразия. Эти края скоростью своего перемещения невольно привлекают взгляд и отвлекает с непривычки.

Я быстро это просек и заставил себя пялиться в привычный "скайпоинтер" - треугольник индикации крена в верхней части прибора.

Весь набор я мысленно чесал репу - как же привыкнуть к такому простору... Забегая вперед, замечу, что за время полета, вынужденного получившегося чуть более долгим, чем планировалось, я вполне освоился и проблем на заходе не испытал.

Но об этом в следующей серии.

Спасибо за внимание!




Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg

Posts from This Journal by “жпу” Tag

  • Первый МАХ! Окончание

    Ссылка на предыдущую часть Следует отметить оперативность представителя авиакомпании, который на удивление быстро (и часа не прошло!) принес…

  • Первый МАХ! В Лакнау

    Ссылка на начало рассказа Ссылка на продолжение Мы прорвались через заслон грозовых туч и теперь снижаемся на восток с целью…

  • Первый МАХ! Продолжение

    Ссылка на начало рассказа ...Мы только что вылетели из Маската в ночное апрельское небо, взяв курс на северо-восток через Оманское море…

promo denokan апрель 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 84 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
bolshoymike
Apr. 17th, 2018 08:26 am (UTC)
Первый нах (с)

Поздравления! CAVOK штоб всегда)
pvprohorov
Apr. 17th, 2018 08:49 am (UTC)
Спасибо, Денис, за пост и блог в целом. Ждём с нетерпением продолжение!
fox511
Apr. 17th, 2018 08:52 am (UTC)
Лучше распальцованных законцовок Макса только складывающиеся законцовки 777Х
uristka
Apr. 17th, 2018 08:53 am (UTC)

Спасибо за пост, Кэптэйн, мы скучали! И ждём продолжения, заинтриговали. По закону жанра напрашивается посадка в Лахоре..

«Форма лопаток вызывает экстаз», рили?))

denokan
Apr. 17th, 2018 09:21 am (UTC)
Тру
lx_photos
Apr. 17th, 2018 09:43 am (UTC)
я так понимаю, что система регулировки температуры на коротких самолётах так и осталась с -300, как это было на NG
опять постоянный перегрев пака, сидеть и следить за стрелочкой... гоняя её вручную
denokan
Apr. 17th, 2018 09:57 am (UTC)
Она уже на 400 не такая, как на 300 и 500.

И я с трудом припоминаю проблемы с перегревом в практике своих полетов на них.

На 300 и 500 приходилось потеть иной раз.

Edited at 2018-04-17 09:58 am (UTC)
(no subject) - lx_photos - Apr. 17th, 2018 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 17th, 2018 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Apr. 17th, 2018 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 17th, 2018 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - lx_photos - Apr. 17th, 2018 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 17th, 2018 09:59 am (UTC) - Expand
dark_genefal
Apr. 17th, 2018 09:49 am (UTC)
Денис, не пугайте такими заголовками. Я уже подумал, что 737-й на сверхзвук внезапно вышел...
denokan
Apr. 17th, 2018 12:19 pm (UTC)
О, заголовки это моя боль. Всегда приходится вымучивать.
ivan_kolobov
Apr. 17th, 2018 10:15 am (UTC)
Спасибо большое Вам за пост. Очень интересно.
Жду дальше.
tarikovskiy
Apr. 17th, 2018 11:04 am (UTC)
Спасибо очень интересно!
А что за сумочка на перегородке лобового стекла?
И цикл запуска весь в автомате? Тесть старт свич в граунд- он переходит в моторинг, а после 1 минуты сам выходит до 25 и после этого дергать старт левер?
Ограничение при запуске такое же 725 градусов?
denokan
Apr. 17th, 2018 12:18 pm (UTC)
В сумочке - маленький Коран :)

В MOTORING он переходит самостоятельно примерно на 22-23%. Потом зависает на нем, моторится с минуту и более, после чего надпись исчезает, обороты продолжают расти и запуск такой же, как на NG, кроме того, что отключается стартер на других оборотах.
(no subject) - tarikovskiy - Apr. 17th, 2018 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 17th, 2018 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tarikovskiy - Apr. 17th, 2018 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 17th, 2018 04:49 pm (UTC) - Expand
letchikleha
Apr. 17th, 2018 11:04 am (UTC)
"На отрыве пилота ждет сюрприз - нет характерного щелчка..."
Хочешь верь, хочешь нет! Ни разу не слышал этого щелчка и каждый раз собираюсь услышать, но все время забываю и не слышу! :-)
denokan
Apr. 17th, 2018 11:41 am (UTC)
Это нейросенсорная тугоухость, Леш. Раньше за нее молоко давали и списывали на отличную пенсию! :))
(no subject) - letchikleha - Apr. 19th, 2018 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxim_n_p - Apr. 20th, 2018 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugly_stranger - Apr. 18th, 2018 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - letchikleha - Apr. 19th, 2018 06:49 am (UTC) - Expand
antontretiakov
Apr. 17th, 2018 11:07 am (UTC)
С почином, Денис! :)
merrynose
Apr. 17th, 2018 12:03 pm (UTC)

Я так понимаю, что большие авиагоризонты призваны упростить их верное считывание? Ибо судя по тому, что пишут на профильных форумах, авиагоризонт "вид с самолёта на землю" мозгом не воспринимается как окошко в реальный мир из-за слишком маленького размера.
Хотя интересно, что вам как раз они показались, наоборот, не слишком удобными, как я понял.

denokan
Apr. 17th, 2018 12:10 pm (UTC)
Показался непривычным, но вскоре я освоился.
Sasha Shab
Apr. 17th, 2018 12:06 pm (UTC)
уж заждались таких постов..
спасибо
Eldar MUSIN
Apr. 17th, 2018 12:11 pm (UTC)
Спасибо, очень круто!
Прочитал на одном дыхании. Достаточно технически чтобы было интересно, но не слишком, чтобы стало скушно от непонимания.
magnolyjulia
Apr. 17th, 2018 12:24 pm (UTC)
Ай! Забыли уже про ваш,Денис,стиль триллеров! Выгнала детей гулять,взяла кофе,села читать полнометражку,а тут сериал! Жду с нетерпением,пока дети гуляют. Кофе не спасти...
antimarketing
Apr. 17th, 2018 12:32 pm (UTC)
Какие детские восторги, напоминают радость ребенка с новой игрушкой. Но самолет это не игрушка..

Годовые объемы продаж концерна Боинг падают пятый год подряд.

Пусть и дальше они падают. Несмотря на рекламу.

denokan
Apr. 17th, 2018 12:32 pm (UTC)
Продолжайте наблюдение, пожалуйста.
(no subject) - fixik_papus - Apr. 17th, 2018 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 17th, 2018 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tu_154m - Apr. 17th, 2018 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fixik_papus - Apr. 17th, 2018 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tu_154m - Apr. 17th, 2018 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fixik_papus - Apr. 17th, 2018 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d_soldatov - Jul. 24th, 2018 04:38 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 84 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel