?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Перевод статьи "Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота", первая версия которого вышла в мае 2016.

Статья ориентирована, как обычно, на подрастающее поколение пилотов, как уже вступивших на этот путь, так и только собирающихся. Тем не менее, я уверен, она будет небезынтересна и публике, для которой авиация является увлечением, но не профессией. И, конечно же, мне хочется верить в то, что по-крайней мере мое поколение "средних лет", которое начинает занимать влиятельные позиции и замещать диназавров поколений прошлых, проникнется и сможет как-то изменить ситуацию с подготовкой пилотов и выполнением летной работы.

Статья говорит о проблемах деградации базовых навыков, все еще необходимых для безопасного выполнения полетов, вызванных перекосом в сторону бездумного использования автоматизации. В ней я привожу историческую справку (на примере Боинга и немного - Эрбаса), как с осознанием индустрией проблемы менялись документации производителей, но тем не менее, благодаря "эффективным менеджерам летным руководителям" проблема имеет место здравствовать и укрепляться.

Я излагаю свое видение на то, к какому идеальному образу следует стремиться каждому пилоту, который хочет считаться безопасным. Для этого надо решить проблему не только технических умений, но и нетехнических - правильного взаимодействия (CRM). Только такой всесторонне развитый пилот, может считать близким к идеальному образу.

Я привожу примеры из реальной практики, наглядно демонстрирующие проявление данной проблемы. Проблемы, которая характерна не только для вчерашних выпускников, сходу пересевших на лайнеры типа 737 или 320, но и для опытных капитанов, имеющих за плечами тысячи часов на советских лайнерах...



Привожу примеры, как действия эффективных динозавров приводят к негативным последствиям...



Подчеркну. Проблематика, описанная в статье - не является выдумкой автора. Да, я начал вести и поднимать проблему несколько ранее, чем в индустрии прозвучал гром (я отношу его к 2013-му году, когда FAA издала первый тематический циркуляр, после чего у Боинга последовали крутые изменения в документации), тем не менее, ласточки взлетели еще раньше.

Например, знаковое видео (для исследователей этой проблемы) - Children of Magenta. Седовласый инструктор выступает перед пилотами одной из крупнейших американских авиакомпаний, рассказывая о проблеме, которую он видит и последствий которых он опасается.



Это был 1997-й год - в наши дни даже самые юные его слушатели давно уже стали капитанами и инструкторами.

А проблема существует и процветает. Количество инцидентов и катастроф по причине потери управления (LOC - loss of control) давно уже превышает события, связанные с контролируемым полетом в землю (CFIT - control flight into terrain), искоренить которые и было целью внедрения современной автоматизации... Наша страна, увы, не стоит в сторонке и вносит значительный вклад в LOC - Сочи, Пермь, Казань, Ростов, Подмосковье - пусть и не все события были связаны с российскими авиакомпаниями, но они произошли у нас и во всех случаях присутствует потеря понимания, как летит самолет.

В общем, проблема известна давно, голоса звучали, только вот индустрия старалась не обращать на них внимания (собственно, как и в моем локальном случае - донести проблему до большинства своих прошлых /возрастных и не очень/ руководителей я так и не сумел. Поэтому и плюнул на эти попытки и вижу своей фокус-группой молодых пилотов со свежей головой и незамутненным взглядом.

ПС. Приятно, что российское подразделение общественной организации Flight Safety Foundation не остается в стороне.


Скачать вторую версию материала "Сферический пилот в вакууме"


Как обычно - категорически приветствуются ваши комментарии, замечания и предложения.

Возможно, вам будет интересно почитать следующие работы автора:
Проект: "Рекомендации по действиям в нештатных и аварийных ситуациях"
Капитан. Как стать хорошим?
"Второй пилот - оплот CRM в экипаже". Как стать надежным помощником?
Проект: CRM. Просто о несложном.
Пилот-инструктор. Как стать хорошим учителем?
Fly the dog! Статья инструктора-легенды


Эти и другие материалы вы можете найти в закрепленной записи блога:

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg

Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:





Posts from This Journal by “методические материалы” Tag

promo denokan april 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
lx_photos
Apr. 10th, 2018 10:05 am (UTC)
спасибо
irbis_s
Apr. 13th, 2018 10:14 am (UTC)

Хотя и не являюсь целевой аудиторией, но прочитал с интересом. Хорошая статья.
Спасибо!
van_wylen
Apr. 15th, 2018 06:56 pm (UTC)
А вы не пытаетесь оправдать свою некомпетентность ? Правда ?
denokan
Apr. 16th, 2018 02:32 am (UTC)
Наверное, надо получить большую жизненную травму, чтобы написать сообщение, подобное Вашему. Примите мои соболезнования.
foxbat17
May. 16th, 2018 06:43 am (UTC)

Цифра, аналог, автоматизация. Или, о чем может размышлять в кресла авиалайнера пассажир, которому лететь еще долго.
Цифра (как условный «жупел автоматизации») или аналог (как условный символ «превосходства человека над техникой»), возможно, это два разных, можно сказать, философских подхода к познанию и управлению миром. И, видимо, это противостояние, и единение будет всегда или, по крайней мере, еще долго в обозримом будущем.
А причем здесь авиация? Видимо при том, что цифра и аналог (в их обозначенных условно выше значениях) здесь тоже предмет конфликта. Причем на уровне философии. Можно даже сказать, что все большая цифровизация «убивает» летные навыки аналоговых пилотов! Извиняюсь за такой термин в «пользу» пилотов. Наверное, да, убивает. Недавно читал книгу известного полярного летчика Е. Кравченко. Преклоняюсь перед такими людьми. Но в то же время, он дает четкую картину, что все эти люди (и он в том числе), которые стали героями и становятся сейчас, результат отсутствия ума у других (про врагов вообще не говорим). Как они бесконечной выжимая последние возможности из своих Ил-ов, решали поставленные перед ними задачи, а рядом, «Геркулесы» супостата делали тоже самое, не напрягая пилотов и железо. И да, «Геркулесы» не делали из пилотов героев, а делали из них простых работяг за штурвалом самолета, хоть и в Антарктиде.
И вот время меняется и пришли цифровые «Airbus» и «Boeing», а за ними вдогонку всякие «Embraer», «Superjet» и прочие. А почему цифровые? Видимо, по той причине, что цифра лучше поддается автоматизации. И этот процесс не остановить уже по той причине, что растет потребность в авиационном транспорте, а значит, растет парк разнообразных самолетов, аэропортов, растет трафик, авиация растет. Человек, при всех его неисчерпаемых возможностях на разные изыски интеллекта, не может обеспечить стабильность и повторяемость на больших значениях (не правда ли, парадокс, а может, и нет). А значит, это должна сделать автоматика. И тут уже не важно, цифровая она или аналоговая.
Так может все–таки все дело в фокусе или фокусировке? Может быть, не стоит рассматривать автоматизацию, как зло? Да, пилоты превращаются в операторов. Да, для многих это будет трагедия. Да, они будут становиться в общий ряд с операторами, которые будут вести поезда или, вот скоро нам обещают, автомобили. Да, наверное, многим, придется отказаться от ореола небожителей. Жестоко? Да…! Мир людей вообще жесток и беспощаден.
Но вот интересный момент. Опять же мутный взгляд с кресла пассажира. Я живу в Новосибирске, как раз в том месте, где проходит финальный участок полета самолетов (RWY07). В советское время, бывало, что слева еще вижу хвост пролетевшего самолета, а справа уже вижу нос следующего, идущего на посадку. И самое интересное, я никогда не видел, чтобы они делали развороты в секторе моего обзора, который был мне доступен. Говоря около авиационным языком, четвертый разворот перед финалом они делали где–то там, а мне оставалось только видеть, как они плавно пролетают мимо. Уже потом, в аэронавигационных картах мне показали, где находится точка четвертого разворота. А что в наше время? Теперь я часто вижу, как пилоты разных а/к четвертый «вертят» у меня перед носом (над заводами, думаю Денис, Вам понятно, где это). Может так и надо? Может быть, в этом нет ничего плохого…? Да ладно бы только «вертели», так посадочную конфигурацию (это я у Вас где–то вычитал) они создают на том коротком участке (что–то 10 – 12 км), который остается до «торца». Я сужу обывательски, но мне кажется, что сложить все составляющие благополучной посадки за столь короткий отрезок может оказаться проблематичным, особенно, если еще включится фактор непредсказуемости (ночь, гроза, облачность...), вот тебе предпосылка еще одной записи в статистике катастроф. И вот тут возникает вопрос. Это автоматизация, которой напичканы современные самолеты, виновата? А может быть, это банальный вопрос дисциплины, как собственной, так и корпоративной, так и государственной? И это претензия (если она вообще уместна в данном случае) не только к пилотам, но и всей цепочке, которая называется Авиация.
Глобальная тема, не правда ли…? :)
P.S. Вот не хотел так много, но как получилось, уж извиняйте пожалуйста...

( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel