?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Мой перевод статьи "Opinion: Automation and bureaucracy are killing flying skills".

Статья: https://www.aerotime.aero/en/news/21037-opinion-automation-and-bureaucracy-are-killing-flying-skills

Перевод:  https://yadi.sk/i/t-s3AlQe3UBapX

Тема, затасканная в этом блоге до неприличия - влияние чрезмерного увлечения автоматизацией на безопасность полетов. Кроме того, в статье говорится и о новом увлечении - чрезмерную упертость с исполнении SOP, стандартных процедур, где абсолютно неверным является понимание (распространенное), что шаг влево или вправо запрещен в любой ситуации.

Материалы по теме:

"Сферический пилот в вакууме - о фигуре идеального пилота"

Собственно говоря, в этой статье мною вымучена и тема автоматизации и тема процедур. Если кому интересно узнать про историю изменения отношения к данному вопросу - не стесняйтесь, скачивайте :)

Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:




Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg

Posts from This Journal by “методические материалы” Tag

promo denokan апрель 10, 07:45 4
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
clown_a330
Apr. 7th, 2018 08:23 am (UTC)
Да уж, в Корее очень больная тема.
И автоматизация, и жесткое следование SOP
pilot6_ru
Apr. 7th, 2018 02:17 pm (UTC)
Прочитал статью и комментарии. До этого я думал, что только в РФ такой маразм. Оказалось, что за бугром всё примерно в том же духе.
pilot6_ru
Apr. 7th, 2018 02:23 pm (UTC)
Вот какая мысль пришла в голову. Это же типичный конфликт поколений. Дело неуклонно идет к замене пилотов полностью автоматическими системами, если посмотреть шире.
Мы сейчас посередине этого пути. Не поспоришь, что автоматизация радикально повысила безопасность. Это может звучать кощунственно, но побочным эффектом в виде утраты навыков пилотирования статистически можно и пренебречь.
Это конечно возмущает пилотов, которые вопреки всему всё еще умеют пилотировать и стараются поддерживать этот навык.
Мы, помимо прочего, находимся на излете существующей экономической парадигмы. После перехода к экономике, основанной на других принципах, вполне возможно, что настоящие пилоты и будут востребованы.
Сейчас все действия диктуются именно минимизацией затрат и статистикой. Ничего с этим не сделать.
Денис Антонцев
Apr. 9th, 2018 08:57 am (UTC)
"Дело неуклонно идет к замене пилотов полностью автоматическими системами, если посмотреть шире".
Хотелось бы посмотреть как автоматика посадит самолёт в каком-нибудь Каслгаре (CYCG), например.
pilot6_ru
Apr. 9th, 2018 09:01 am (UTC)
Еще совсем недавно Каспаров был убежден в том, что компьютер никогда не обыграет чемпиона мира по шахматам. Он был убежден, что этого вообще никогда не произойдет. Сейчас компьютеры играют намного сильнее людей.
man_blr
Apr. 9th, 2018 06:26 pm (UTC)
В шахматах есть чёткие правила, чёткие границы и ограничение на передвижение. А главное, в результате сбоя ИИ в шахматах не погибнет 200 человек и не потеряется оборудование стоимостью несколько сотен миллионов уёв.
irbis_s
Apr. 13th, 2018 09:31 am (UTC)

Шахматы - это четко алгоритмизированная игра. В них не может быть ничего непредвиденного.

До тех пор, пока не будет создано полноценного ИИ, проблемой компьютера были и останутся нестандартные ситуации.
pilot6_ru
Apr. 13th, 2018 09:40 am (UTC)
Практически все непредвиденные ситуации уже хорошо описаны. По сути средний пилот действует не лучше компьютера, прочитав чеклист, и сделав что там написано. Другое дело, что хороший пилот во многих случаях имеет возможности спасти ситуацию, когда алгоритм не вполне адекватен.
Но плохой пилот может в более-менее понятной ситуации угробиться. А именно это и происходит в большинстве катастроф.
Можно даже не полениться и разобрать последние катастрофы. Там чаще всего нет ничего такого, с чем бы компьютер не справился. А люди накосячили.
denokan
Apr. 13th, 2018 09:52 am (UTC)
Случилось гораздо больше ситуаций, в которых пилоты справились с нестандартной ситуаций, чем в которых убились.

Только о первых не пишут.
pilot6_ru
Apr. 13th, 2018 10:15 am (UTC)
Таких ситуаций конечно больше, но вопрос в том не создали ли они сами эти нестандартные ситуации, и мог ли компьютер их заменить.
Человеческий интеллект заменить пока нельзя. Но он, как известно, имеет две стороны. Гениальные стихи компьютер писать скорее всего никогда не сможет. Но компьютеры уже пишут стихи, которые наверняка лучше, чем могу написать я. Хорошего пилота не заменить, но негде взять достаточное количество хороших. Это не отменяет полезность Ваших усилий по увеличению этого количества.

Тут вопрос вот в чем. Если заложить SOP и QRH в компьютерную программу и дать возможность компьютеру управлять самолетом, то больше или меньше будет катастроф. Это нужно пытаться посчитать.

Мне кажется, что все-таки меньше, при условии, что будет преодолен ряд технических проблем, которые пока не позволяют полностью автоматизировать процессы. Я не имею в виду отсутствие полноценного ИИ, а относительно "простые" проблемы с несовершенством связи, разношерстным навигационным наземным оборудованием, региональными особенностями и прочим.
pilot6_ru
Apr. 13th, 2018 10:23 am (UTC)
К вопросу о "порках" и иных методах работы с личным составом.

Довлатов очень правильно написал (неточная цитата). "Никогда не мог понять зачем писателю редактор. Хорошему писателю редактор не нужен, а плохому тем более".
irbis_s
Apr. 13th, 2018 10:22 am (UTC)
>Практически все непредвиденные ситуации уже хорошо описаны.

Это не верно.
z_kir
Apr. 13th, 2018 01:31 pm (UTC)
<<как автоматика посадит самолёт в каком-нибудь Каслгаре (CYCG)>>

И в чем там особенность? Там пилот-человек заходит не по схеме захода, а по наитию?
irbis_s
Apr. 13th, 2018 09:28 am (UTC)

Проблема в том, что минимизация затрат здесь прямо вступает в противоречие с безопасностью полетов. Что именно важнее для пассажиров - нетрудно догадаться.
pilot6_ru
Apr. 13th, 2018 09:35 am (UTC)
Самое ужасное, что это не факт. Безопасность радикально улучшилась с автоматизацией, на порядки.
Ухудшение качества пилотов - обратная сторона этой медали.

Ну и помимо всего прочего я сильно не уверен в том, что реально возможно получить достаточное количество "сферических пилотов". Количество людей, обладающих соответствующими способностями, здоровьем и желанием быть пилотом, реально ограничено. А перевозки выросли, пилотов требуется очень много.

Есть большая часть людей с пилотскими, которых вряд ли можно научить чему-то более сложному, чем полеты "по стрелкам". Денис правильно писал, что и медведя можно научить ездить на велосипеде. Но не любого медведя, и затраты на это несоразмерны.
irbis_s
Apr. 13th, 2018 10:20 am (UTC)
>Самое ужасное, что это не факт. Безопасность радикально улучшилась с автоматизацией, на порядки.

С этим утверждением, вроде бы, никто и не спорил.

>реально ограничено

Сугубое ИМХО со стороны.

У меня впечатление, что количество пилотов ограничено, в первую очередь, чрезмерными бюрократическими рогатками и столь же чрезмерными требованиями к здоровью, словно к пилоту истребителя времен Второй Мировой. Ну и деньги на обучение еще прикладываются, до кучи.

Я не понимаю, как может быть невостребованной столь интересная профессия, которая при этом отличается большой даже по международным меркам (а по российской и вовсе фантастической) заработной платой. Она должна быть очень востребована.

Я и сам бы (ну это условно говоря) пошел бы учиться на пилота при возможности, да только кто туда пустит.
pilot6_ru
Apr. 13th, 2018 10:32 am (UTC)
Вот по поводу этого: "Я не понимаю, как может быть невостребованной столь интересная профессия, которая при этом отличается большой даже по международным меркам (а по российской и вовсе фантастической) заработной платой. Она должна быть очень востребована" - могу прокомментировать.

Я постоянно сталкиваюсь с аналогичной проблемой. Нужны качественные судебные юристы с хорошей зарплатой. Причем не какие-то "монстры разума", но и не "курьеры", которые бумажку в суд отвезут, промямлят стандартную фразу и бумажку заберут. У нас ВУЗов, выпускающих юристов - немеряное количество. Учат там просто никак, но мы готовы сами обучать.

Реальная ситуация такова, что качественного человека, который имеет желание и способность к обучению и работе, найти за любые деньги - задача крайне сложная. А казалось бы: работа интересная, платят хорошо, знания требуются ну очень базовые, можно получить фактически нахаляву востребованную профессию. Но на собеседования приходят люди, в основном непригодные для этой работы. Вот что тут сделаешь?

Понятно, что практически любого человека, если ОЧЕНЬ много учить и ОЧЕНЬ сильно контролировать во время работы, можно в итоге заставить приемлемо работать. Но это уже перебор, который все равно боком в самый неподходящий момент выйдет. Ничего не напоминает?

Если бы Денис основал свою небольшую авиакомпанию, набрал туда пару-тройку десятков хороших пилотов, которые были бы реально хорошими, да еще с хорошим CRM, то безопасность была бы близка к 100%. Если бы что-то случалось, то или из-за неразрешимых технических проблем или по вине третьих лиц. Но в размерах отрасли совсем другая история.

Edited at 2018-04-13 10:41 am (UTC)
vzor63
Apr. 8th, 2018 08:00 am (UTC)
Странно, пока не скачал себе на жесткий диск, не мог прочитать статью с яндекс диска.

Видимо ситуация начнет меняться, только когда произойдет несколько катастроф по обозначенной в статье причине и авиакомпании осознают эту проблему.
denokan
Apr. 10th, 2018 05:51 am (UTC)
Таких катастроф за крайние два десятилетия - большинство.
dr_faksov
Apr. 9th, 2018 03:40 am (UTC)
Так это не только в авиации. Почитайте про аварию на Фукусиме - там дежурный персонал был подготовлен по принципу "знать какую кнопку в какой момент нажать". Потому что держать смену людей которые в голове себе моделируют протекающий процес - дорого. Взрыв водорода, например, у них 100% был от непонимания физики процессов. И соответственно его 100% можно было избежать. Да и в США на Три-Майл-Айленд смена тоже не понимала что происходит и добросовестно плавила реактор.

Такой тип подготовки срабатывает пока все идёт по плану. Но любой шаг в сторону...
Страшно...
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel