?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Надеюсь, моя фокус-группа (молодые пилоты, только-только начинающие первые шаги в большой авиации) получила некоторое представление о документах, с которыми им придется иметь дело.

К слову, список документов не полон - как правило, в авиакомпаниях существует еще порядочное число всяких разных актов, оформленных в виде стандартов предприятия, инструкций, методических рекомендаций, указаний летного директора и т.д. и т.п.

Да-да, про бардак я уже писал не раз :)

Сегодня я расскажу, наконец, о том, как правильно расставить приоритеты в изучении многотонной документации.

* * *


Ссылки на предыдущие части:
  Часть 1.1. Предыстория.
  Часть 1.2. Предыстория, ФАПы.
  Часть 2.1 "Я пришел в компанию..." Основные документы
  Часть 2.2 QRH, FCTM, MEL, DDG, SOP

Хорошая новость - значительную часть информации не требуется заучивать наизусть. Плохая новость - надо знать содержание документов, и уметь находить нужную информацию.

Совсем плохая новость - как правило, криворукие создатели документов имеют слабые навыки в их разработке и публикации, в итоге вам приходится работать с документами в формате PDF, неоптимизированными под удобное использование в электронном (основном) виде.

С целью экономии бумаги (!) они используют мелкие шрифты с минимальными интервалами между строками и абзацами (ога, для использования на айпадах - самое то), не умеют пользоваться стилями (из-за чего текст выглядит разномастным), Максимум на что их обычно хватает - это собрать общее содержание (которое не всегда работает правильно). Способность создавать кликабельное содержание внутри документа доступна лишь избранным. А о том, что можно создавать гиперссылки при отсылке к пунктам в тексте  пещерным людям высокооплачиваемым специалистам ЛМО и ДЛС - инструкторам и экзаменаторам - тоже, как правило, неизвестно.

Извините за занудство. Накипело.

* * *


Итак, вы приступили к переучиванию на Боинг 737.

Любое глобальное обучение чему-то новому подчиняется следующим законам:

1. Идти от простого к сложному.
2. Разбивать глобальные задачи на подзадачи.
3. Обучение тогда эффективно, когда оно интересно.

И многим другим.

В нашем случае, мы идем от теории к практике. Кажется логичным, что перед тем, как приступить к полетам на самолете, вы должны оттренироваться на тренажере. Для того, чтобы выполнять полеты, вам необходимо знание нормальных процедур - какие переключатели щелкать, рычаги двигать, куда смотреть и что докладывать. Эта информация содержится в SOP (которые, как мы уже знаем, у разных авиакомпаний могут быть запрятаны в разных документах). Для того, чтбы разрешать сложные нештатные ситуации вам тоже потребуется чем-то щелкать, куда-то смотреть и что-то двигать.

Соответственно, без знания, как все это работает, щелкать переключатели и двигать рычаги будет проблематичным.

Поэтому любое переучивание начинается с изучением самолета - его систем.


Ground School

Этап CBT

CBT - computer based trainig. Специальное программное обеспечение, позволяющее в удобном виде (визуальном и аудио) изучать системы воздушного судна с последующим контролем полученных знаний.

Соответственно, на этом этапе системы ВС и есть ваш главный приоритет. Не поленитесь углубиться и пройти CBT несколько раз. Не поленитесь параллельно с изучением той или иной системы читать соответствующую главу FCOM Systems. Например, прошли CBT Air Condition System - откройте FCOM Vol 2 Systems - Air Condition и изучите.

Конечно же, все материалы на английском языке. И чем лучше вам знаком этот басурманский язык, тем проще будет вам при переучивании и вообще.

При толковом подходе CBT изучается за несколько дней. Соответственно, у вас остается достаточно времени для того, чтобы до начала этапа тренажерной подготовки начать изучение стандартных процедур.


Этап тренажерной подготовки

Данный этап может состоять из нескольких:

1. MFTD (maintenance and flight training device) - тренировка на специальном процедурном тренажере, который представляет собой имитацию кабины с помощью больших мониторов.

Вроде этого:



Не во всех учебных центрах есть подобные тренажеры.

2. FBS (fixed-base simulator) - тренировка на неподвижном тренажере.

Некоторые учебные центры оборудованы отдельными FBS, которые представляют собой комнату с приборными панелями, очень похожими на настоящие. А некоторые - используют FFS без подключения гидравлики (для движения кабины), что обходится несколько дешевле, чем использование FFS с оной.

Основная цель этапов MFTD и FBS -  в относительно дешевых условиях закрепить полученные знания работы систем и привить навыки взаимодействия при выполнении стандартных процедур SOP.

Соответственно, что будет вашей приоритетной книгой на данном этапе? Правильно, та, что содержит SOP.

Кроме этого, вам потребуется знание правил полетов, умение вести радиосвязь - на этом этапе вы начинате работать со сборниками аэронавиационной информации и даже подержите в руках реальный OFP - operational flight plan, из которого вы будете вносить информацию в FMC.

Учитывая традиционно не очень высокую подготовку российских выпускников в этих областях, авиакомпании, как правило, проводят дополнительные занятия.

Важно!
Никто не запрещает изучать SOP во внеклассовое время. Chair Flying - очень эффективный метод обучения. Закрепите бумажную кабину где-нибудь на стене в своем гостиничном номере, позовите коллегу по несчастью по переучиванию, поставьте два стула... и вперед!




Помним!
Несмотря на то, что вы проходите подготовку на ВП, вы обязаны одинаково хорошо знать процедуры обоих пилотов. Во-первых, вы будете по-очереди занимать левое/правое кресла. Во-вторых, незнание процедур КВС не поможет вам заметить его ошибку.

Ошибка любого пилота = ошибка всего экипажа!

В некоторых авиакомпаних на этом этапе могут начать тренировки по действиям в различных нештатных ситуациях. Т.е., начинается работа с QRH.

Соответственно, от вас потребуется:

1. Знать правила работы с QRH (когда пилоты приступают к выполнению чеклистов, что зачитывается при их исполнении, а что нет и т.п.)

2. Понимать формат QRH:


  • почему одни названия выделены жирным шрифтом, другие нет, а третьи написаны ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ и т.п.

  • в чем разница между quick action checklists и memory items

Все это можно найти в конце QRH (раздел Introduction). Рекомендую также изучить материал: Рекомендации по действиям в аварийных и нештатных ситуациях


3. Выучить наизусть действия по памяти.



Итак, ваши приоритеты на этих этапах тренажерной подготовки:

1. SOP

2. QRH (правила использования)

3. QRH Memory Items

К третьему этапу тренажерной подготовки - FFS - вы должны подойти с хорошими навыками работы по SOP и умением обращаться с QRH.


Особо толковый читатель должен был бы здесь вставить важное замечание - "а как же FCTM, Денис Сергеевич? Вы же говорили, что "учите процедуры - открывайте FCTM!"

Так вот - паралельно с изучением процедур SOP - открывайте FCTM! Для понимания, как взаимодействовать во внештатных ситуациях - открывайте FCTM! Ложитесь спать - читайте FCTM! Спите - держите FCTM под подушкой!

Пьете с друзьями пиво - читайте FCTM!

Читайте FCTM!

FCTM должен стать вашей Библией/Кораном на этапе обучения. Этот документ не стоит в списке приоритетов - список приоритетов стоит на фоне FCTM.



3. FFS - Full Flight Simulator

Это уже тренировки на полноценном, "взрослом", тренажере с полной подвижностью. От вас ожидают уверенное знание SOP, понимание, где и что в кабине находится, умение обратиться к SOP.

Да, можно тратить драгоценное тренажерное время на закрепление знаний той или иной процедуры, повторяя ее многократно... Но разве не лучше это время потратить на приобретение навыков пилотирования?

Поэтому - продолжаем Chair Flying!



Углубляем свои знания по QRH:

1. Еще лучше зазубриваем действия по памяти.
2. Читаем все подряд без исключения NNC
3. Пытаемся запомнить условия (condition statement) начала выполнения NNC.

QRH неидеален. Без прочтения текста действий "не по памяти" в некоторых случаях можно облажаться. Например, чеклист LOSS OF THRUST ON BOTH ENGINES содержит действия по памяти...

...однако, в них ничего не сказано, как пилотировать самолет, чтобы повысить шансы на успешный запуск хотя бы одного из двигателей. А процедура их запуска (действия по памяти) может занять значительное время.

Как же пилотировать самолет?

Читайте действие "не по памяти" и вы узнаете. Как и то, что не стоит ждать успешного окончания запуска двигателя, прежде чем стартовать APU.




Итак, наши приоритеты:

1. SOP
2. QRH Memory Items
3. QRH NNC

Этап FFS занимает долгое время, тем не менее, не ленитесь - повторяйте пройденное. Готовьтесь к каждой сессии, заранее изучая соответствующие разделы QRH и FCTM.

Например, сессия будет посвящена Non-Normal Maneuvers. Открываем FCTM, изучаем соответствующую главу. Затем открываем QRH. Вникаем в процедуры. Зубрим процедуры.

Chair Flying.



Приходим на тренажер подготовленным!

Важно!
Не стесняемся задавать вопросы! Инструктор - не экстрасенс! Он не умеет читать по глазам, что вам что-то оказалось не очень понятным.



FCOM SP

На некоторых сессиях вам, возможно, потребуется выполнить ту или иную дополнительную процедуру из раздела FCOM Supplementary Procedures. Несмотря на то, что процедуры FCOM SP выполняются не каждый день, и большинство из них можно не зубрить, тем не менее, есть в нем раздел номер 16, глубокое знание которого (а некоторых процедур - например, SEVERE TURBULENCE - наиузуть) обязательно!

Поэтому, как вы начнете замечать, что у вас появляется свободное время, не ленитесь. Углубитесь в изучение FCOM SP 16, а также, пробежитесь по всем остальным процедурам, чтобы хотя бы иметь представление, какие существуют.

РПП

Начинайте почитывать РПП Часть А


LINE TRAINING

Итак, вы успешно прошли чек-райд, получили долгожданный тайп-рейтинг. Но это еще не все. Следующим вашим этапом станет ввод в строй, после которого вас перекрестят и с богом выпустят в самостоятельные полеты.

В российских реалиях, как правило, между окончанием тренажерной подготовки и началом рейсовой тренировки проходит достаточное время, чтобы забыть все, чем вас только что научили. Так уж получается.

Не расслабляйтесь! Повторяйте SOP, QRH. Более внимательное читайте РПП - Части А и В. Уделите особое внимание процедурам принятия решения на вылет, анализу метеорологической информации, правилам обхода опасных метеоявлений.

Read FCTM!

Когда узнаете свое расписание - не поленитесь открыть РПП Часть С в поисках информации об аэродромах, на которые вам предстоит выполнять полеты.

Период времени между FFS и LINE TRAINING как правило забивают разными явками в офис для прохождения наземных подготовок и сдачи зачетов. Постарайтесь отнестись к этому ответственно. Не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то вам не ясно!

Начав летать, продолжайте совершенствовать свои знания. Будьте уверены - даже если вы прочитали SOP и FCTM дважды, это не означает, что через месяц вы будете помнить все, или, что через два месяца вы не совершите открытие, увидев в уже прочитанных книгах что-то новое. Я работаю на 737 почти 13 лет, сам писал SOP, и все равно, нет-нет, да переосмысливаю некоторые вещи, а то и смотрю на уже известные факты под иным углом зрения в виду новых открытий.

* * *

Вот, собственно говоря, и все. При подобном систематизированном подходе к окончанию рейсовой тренировке вы гарантированно станете надежным помощником КВС.

И даже став им, не расслабляйтесь! Периодически освежайте свои знания.

Читайте FCTM!

Как правило, мы быстро забываем то, что не применяем ежедневно. А также то, что было выучено быстро, без монотонного последующего повторения. Далеко не все положения РПП нам требуются в ежедневных полетах. Не ленитесь - пробегайтесь по книгам, пусть в вашей голове отложится, что "такая-то информация есть там-то" - это поможет вам быстро найти ее тогда, когда потребуется.


Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg



Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:





Posts from This Journal by “иерархия документов” Tag

promo denokan april 10, 07:45 4
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
tanait
Mar. 29th, 2018 07:14 pm (UTC)
Денис, если не трудно - прокомментируйте эту заметку.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/02/19/751367-superdzhet-s7
Меня удивил и сам факт заказа сушек, и то, что собираются делать русскоязычную кабину. С одной стороны, на региональных линиях английский не нужен, а с другой - ...
denokan
Mar. 31st, 2018 02:50 am (UTC)
Ну, сам факт-то в учетах современной государственной политики и международных рисков не то, чтобы удивительный.

Но сообщение про русифицированную кабину меня удивило. На мой взгляд - ненужная затея, усложняющая и удорожающая проектирование лайнера. Выучить несколько терминов и аббревиатур способен даже балбес.
tanait
Mar. 31st, 2018 12:21 pm (UTC)
Ну S7 - вроде бы частная компания, другой вопрос - если ей дотаций пообещали за это. А с третьей стороны - насколько сумеют сделать Сушку реально конкурентноспособной, чтобы закупать её ради дотаций?
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel