denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

"Что учить?"... Часть 2.2 QRH, FCTM, MEL, DDG, SOP



Продолжаем разговор о том, как правильно расставить приоритеты молодому пилоту, только-только начавшему свой путь в большой авиации с переучивания на В737.

Пишу уже Часть 2.2., и это все еще вступление. Извините за столь длинное начало, но прежде чем перейти к развязке, мне надо развесить ружья по стенам и расставить рояли в кустах.

Сегодня я расскажу о том, что такое FCTM, QRH, MEL, DDG и SOP. А в следующей записи наступит развязка...

Иншаалла

* * *

Ссылки на предыдущие части:
Часть 1.1. Предыстория.
Часть 1.2. Предыстория, ФАПы.
Часть 2.1 "Я пришел в компанию..." Основные документы



QRH

QRH - Quick Reference Handbook

На самом деле это тоже часть FCOM, что непринципиально. Но при случае можете блеснуть знаниями FCOM Introduction:

This manual is structured in a two volume format with a quick reference handbook
(QRH). Volume 1 includes operational limitations, normal procedures,
supplementary procedures, dispatch performance data, and inflight performance
data. Volume 2 contains systems information. The QRH contains all checklists
necessary for normal and non-normal procedures as well as inflight performance
data.

Но лучше, конечно же, не умничать.

Это отдельный томик, который содержит в себе:

1. Действия, которые экипаж должен выполнить при том или ином отказе

2. "Ненормальне маневры" (дословно от "Non-Normal Maneuvers", которые экипаж должен выполнить при попаданию в ту или иную неприятную ситуацию.

3. Выдержки из FCOM Performance Inflight

QRH в самолете находится в непосредственной близости от ноги пилота, формат книги и фактура бумаги предназначены для нещадного использования в полете, отсюда и "Quick" в названии

И, что ОЧЕНЬ важно - в конце QRH имеется описание, как с ним работать. К сожалению, на это описание у пилотов не остается сил, поэтому на практике довольно часто встречается незнание или недопонимание важных моментов.

Максимально подробно об использовании QRH в работе: "Действия в нештатных ситуациях"


FCTM

FCTM - Flight Crew Trainng Manual

Библия пилота B737. Кладезь полезной информации, сборник рекомендаций о том, как взаимодействовать и как вообще выполнять полеты на этом самолете - как в нормальных, так и не очень, ситуациях.

Традиционно малоуважаемая книга среди пилотов (вину следует искать во вселенской лени) и одна лишь мысль об этом вгоняет меня в грусть и печаль.

Если FCOM (или SOP - см. ниже, почему так) содержит стандартные процедуры - т.е., действия, которые необходимо выполнять, доклады, которые необходимо говорить, для того, чтобы выполнить тот или иной этап полета (например, взлет), то FCTM содержит подробную информацию, КАК это выполнять.

Аналогично и QRH. Если он содержит, например, коротенькую процедуру выполнения Upset Recovery (вывод из сложного пространственного положения), то FCTM в соответствующем разделе предоставляет примерно тонну информации.

ПИЛОТ, ПОМНИ!
Без знания рекомендаций FCTM невозможно безопасное выполнение процедур!

FCOM (SOP) и QRH говорят "что надо делать". FCTM - "как это делается".


MEL и DDG

MEL - minimum equipment list

DDG - dispatch deviation guide


Эксплуатант разрабатывает, а госрегулятор утверждает MEL (ФАП 128) - это документ, которые содержит описание неисправного оборудования, с которым допускается выполнение полетов при оговоренных условиях в течение установленного времени.

Современные самолеты настолько совершенны, что позволяют абсолютно безопасно летать с некоторым количеством неисправного оборудования. Что очень важно - при этом должны соблюдаться условия и ограничения, указанные в MEL и соответствующем пункте DDG.

Например, если у вас не работает ENGINE ANTI ICE, то нельзя вылетать в условиях фактического или прогнозируемого обледенения. Нельзя, даже если конец месяца и хочется перешагнуть за 80ч и получить троекратную оплату. Нельзя, даже если звонит сам ГД с просьбой "пойти на встречу".

Производитель выпускает Master MEL, на основе которого эксплуатант разрабатывает свой MEL, при этом, он может ужесточить требования, но ни в коем случае смягчить.

DDG содержит процедуры, которые требуется предпринять в случае некоторых неисправностей (не все они требуют выполнения дополнительных процедур). Иногда эксплуатант объединяет информацию из MEL и DDG в одну книгу и обзывает ее "MEL".

А иногда выпускает одну книгу, первая половина которой - MEL, а вторая - DDG.

А некоторые операторы добавляют и CDL (см. предыдущую часть) туда же.

В общем, все делается специально для того, чтобы вас запутать и оправдать выплачиваемую вам большую зарплату.

MEL и DDG, как правило, используются до начала движения на собственной тяге - они определяют условия для Dispatch. После начала движения для устранения неприятностей используется QRH. Тем не менее, обращение к DDG/MEL может потребоваться и в полете.

Например, при неисправном Anti Skid летать можно... Но если не заглянуть в DDG, можно столкнуться с кучей неприятностей при взлете и посадке, т.к. QRH не содержит необходимой информации по ограничениям взлетного и посадочного весов.

Хороший пример, относительно часто встречающийся на практике: при отказе в полете одного из двух PACK системы кондиционирования никаких ограничений на выдерживание высоты не накладывается. Но если заглянуть в MEL, то мы узнаем, что при последующем вылете с данной неисправностью нам следует ограничиться максимальным эшелоном 250. Повторю - если отказ случился в полете, то снижаться и занимать эшелон 250 не надо.

Вот такая петрушка.


SOP

SOP - standard operating procedures. Стандартные операционные (эксплуатационные) процедуры. В РФ распространено понимание SOP как "Технология работы и взаимодействия членов экипажа" - не совсем точное по смыслу, но это непринципиально.

Одна из основных тематик моего блога. Очень подробно о том, что такое SOP и как их выпускать: http://www.favt.ru/dejatelnost-lms-standartniye-procedury/

Разные авиакомпании используют разные подходы в донесении своих SOP до пилотов. Например:

1. Описанием процедур в РПП Часть В

2. Выпуском отдельной книги с незамысловатым названием "SOP" (ООО "Глобус"), в некоторых случаях являющейся приложением к РПП Часть B (Авиакомпания "Победа").

3. Включением своих процедур в FCOM вместо раздела (Ryan Air)

4. Описанием отличий SOP от процедур FCOM (SOP Differences) и включением этих отличий в отдельную главу FCOM и QRH (Oman Air)

5. Через одно место - когда в нескольких книгах (разных частях РПП, дополнительных документах, FCOM, SOP) разбросаны процедуры, которые экипаж должен применять в своих полетах. Очень часто встречаемый подход.

Мне кажется, что я уже писал о бардаке в авиации :)

Не так важно, где находятся SOP (при условии, что они не разбросаны по 20+ книгам, не все из которых доступны в самолете), сколь важно понимание экипажами важности стандартизации для обеспечения надежного взаимного контроля.

Средни некоторых начальников встречается мнение, что SOP это "филькина грамота", главное - "исполнять требования FCOM". Это мнение, конечно же, забавное и неверное. Требование к эксплуатантам о разработке собственных SOP идет из ICAO, и, как вы уже понимаете, имеет место в ФАП 128. Эксплуатант сам определяет способ донесения информации о стандартных процедурах (важно, чтобы в РПП о нем было сказано) персоналу.

FCOM Normal Procedures и прочие документы используются эксплуатантом, как "болванка" для написания собственных SOP (помните, в прошлой части я писал о философии Боинга в отношении стандартных докладов?)

Тем не менее, правильным считается согласование эксплуатантом отличий в собственных SOP с производителем. В России, к сожалению, это делать не очень принято.

* * *

Рояли расставлены, ружья развешены. В следующей части я, наконец, предложу свое мнение по поводу расстановки приоритетов.

Продолжение следует

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg

Tags: иерархия документов
Subscribe

Posts from This Journal “иерархия документов” Tag

promo denokan июль 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments