?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Продолжаем разговор о том, как правильно расставить приоритеты молодому пилоту, только-только начавшему свой путь в большой авиации с переучивания на В737.

Пишу уже Часть 2.2., и это все еще вступление. Извините за столь длинное начало, но прежде чем перейти к развязке, мне надо развесить ружья по стенам и расставить рояли в кустах.

Сегодня я расскажу о том, что такое FCTM, QRH, MEL, DDG и SOP. А в следующей записи наступит развязка...

Иншаалла

* * *

Ссылки на предыдущие части:
Часть 1.1. Предыстория.
Часть 1.2. Предыстория, ФАПы.
Часть 2.1 "Я пришел в компанию..." Основные документы



QRH

QRH - Quick Reference Handbook

На самом деле это тоже часть FCOM, что непринципиально. Но при случае можете блеснуть знаниями FCOM Introduction:

This manual is structured in a two volume format with a quick reference handbook
(QRH). Volume 1 includes operational limitations, normal procedures,
supplementary procedures, dispatch performance data, and inflight performance
data. Volume 2 contains systems information. The QRH contains all checklists
necessary for normal and non-normal procedures as well as inflight performance
data.

Но лучше, конечно же, не умничать.

Это отдельный томик, который содержит в себе:

1. Действия, которые экипаж должен выполнить при том или ином отказе

2. "Ненормальне маневры" (дословно от "Non-Normal Maneuvers", которые экипаж должен выполнить при попаданию в ту или иную неприятную ситуацию.

3. Выдержки из FCOM Performance Inflight

QRH в самолете находится в непосредственной близости от ноги пилота, формат книги и фактура бумаги предназначены для нещадного использования в полете, отсюда и "Quick" в названии

И, что ОЧЕНЬ важно - в конце QRH имеется описание, как с ним работать. К сожалению, на это описание у пилотов не остается сил, поэтому на практике довольно часто встречается незнание или недопонимание важных моментов.

Максимально подробно об использовании QRH в работе: "Действия в нештатных ситуациях"


FCTM

FCTM - Flight Crew Trainng Manual

Библия пилота B737. Кладезь полезной информации, сборник рекомендаций о том, как взаимодействовать и как вообще выполнять полеты на этом самолете - как в нормальных, так и не очень, ситуациях.

Традиционно малоуважаемая книга среди пилотов (вину следует искать во вселенской лени) и одна лишь мысль об этом вгоняет меня в грусть и печаль.

Если FCOM (или SOP - см. ниже, почему так) содержит стандартные процедуры - т.е., действия, которые необходимо выполнять, доклады, которые необходимо говорить, для того, чтобы выполнить тот или иной этап полета (например, взлет), то FCTM содержит подробную информацию, КАК это выполнять.

Аналогично и QRH. Если он содержит, например, коротенькую процедуру выполнения Upset Recovery (вывод из сложного пространственного положения), то FCTM в соответствующем разделе предоставляет примерно тонну информации.

ПИЛОТ, ПОМНИ!
Без знания рекомендаций FCTM невозможно безопасное выполнение процедур!

FCOM (SOP) и QRH говорят "что надо делать". FCTM - "как это делается".


MEL и DDG

MEL - minimum equipment list

DDG - dispatch deviation guide


Эксплуатант разрабатывает, а госрегулятор утверждает MEL (ФАП 128) - это документ, которые содержит описание неисправного оборудования, с которым допускается выполнение полетов при оговоренных условиях в течение установленного времени.

Современные самолеты настолько совершенны, что позволяют абсолютно безопасно летать с некоторым количеством неисправного оборудования. Что очень важно - при этом должны соблюдаться условия и ограничения, указанные в MEL и соответствующем пункте DDG.

Например, если у вас не работает ENGINE ANTI ICE, то нельзя вылетать в условиях фактического или прогнозируемого обледенения. Нельзя, даже если конец месяца и хочется перешагнуть за 80ч и получить троекратную оплату. Нельзя, даже если звонит сам ГД с просьбой "пойти на встречу".

Производитель выпускает Master MEL, на основе которого эксплуатант разрабатывает свой MEL, при этом, он может ужесточить требования, но ни в коем случае смягчить.

DDG содержит процедуры, которые требуется предпринять в случае некоторых неисправностей (не все они требуют выполнения дополнительных процедур). Иногда эксплуатант объединяет информацию из MEL и DDG в одну книгу и обзывает ее "MEL".

А иногда выпускает одну книгу, первая половина которой - MEL, а вторая - DDG.

А некоторые операторы добавляют и CDL (см. предыдущую часть) туда же.

В общем, все делается специально для того, чтобы вас запутать и оправдать выплачиваемую вам большую зарплату.

MEL и DDG, как правило, используются до начала движения на собственной тяге - они определяют условия для Dispatch. После начала движения для устранения неприятностей используется QRH. Тем не менее, обращение к DDG/MEL может потребоваться и в полете.

Например, при неисправном Anti Skid летать можно... Но если не заглянуть в DDG, можно столкнуться с кучей неприятностей при взлете и посадке, т.к. QRH не содержит необходимой информации по ограничениям взлетного и посадочного весов.

Хороший пример, относительно часто встречающийся на практике: при отказе в полете одного из двух PACK системы кондиционирования никаких ограничений на выдерживание высоты не накладывается. Но если заглянуть в MEL, то мы узнаем, что при последующем вылете с данной неисправностью нам следует ограничиться максимальным эшелоном 250. Повторю - если отказ случился в полете, то снижаться и занимать эшелон 250 не надо.

Вот такая петрушка.


SOP

SOP - standard operating procedures. Стандартные операционные (эксплуатационные) процедуры. В РФ распространено понимание SOP как "Технология работы и взаимодействия членов экипажа" - не совсем точное по смыслу, но это непринципиально.

Одна из основных тематик моего блога. Очень подробно о том, что такое SOP и как их выпускать: http://www.favt.ru/dejatelnost-lms-standartniye-procedury/

Разные авиакомпании используют разные подходы в донесении своих SOP до пилотов. Например:

1. Описанием процедур в РПП Часть В

2. Выпуском отдельной книги с незамысловатым названием "SOP" (ООО "Глобус"), в некоторых случаях являющейся приложением к РПП Часть B (Авиакомпания "Победа").

3. Включением своих процедур в FCOM вместо раздела (Ryan Air)

4. Описанием отличий SOP от процедур FCOM (SOP Differences) и включением этих отличий в отдельную главу FCOM и QRH (Oman Air)

5. Через одно место - когда в нескольких книгах (разных частях РПП, дополнительных документах, FCOM, SOP) разбросаны процедуры, которые экипаж должен применять в своих полетах. Очень часто встречаемый подход.

Мне кажется, что я уже писал о бардаке в авиации :)

Не так важно, где находятся SOP (при условии, что они не разбросаны по 20+ книгам, не все из которых доступны в самолете), сколь важно понимание экипажами важности стандартизации для обеспечения надежного взаимного контроля.

Средни некоторых начальников встречается мнение, что SOP это "филькина грамота", главное - "исполнять требования FCOM". Это мнение, конечно же, забавное и неверное. Требование к эксплуатантам о разработке собственных SOP идет из ICAO, и, как вы уже понимаете, имеет место в ФАП 128. Эксплуатант сам определяет способ донесения информации о стандартных процедурах (важно, чтобы в РПП о нем было сказано) персоналу.

FCOM Normal Procedures и прочие документы используются эксплуатантом, как "болванка" для написания собственных SOP (помните, в прошлой части я писал о философии Боинга в отношении стандартных докладов?)

Тем не менее, правильным считается согласование эксплуатантом отличий в собственных SOP с производителем. В России, к сожалению, это делать не очень принято.

* * *

Рояли расставлены, ружья развешены. В следующей части я, наконец, предложу свое мнение по поводу расстановки приоритетов.

Продолжение следует

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg

Posts from This Journal by “иерархия документов” Tag

promo denokan april 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
antontsau
Mar. 28th, 2018 08:26 am (UTC)
ужасно это все. Лететь-то когда и как? Чем и как думать после того, как в одну голову засунуто 9000 разных томов мутного содержания, причем в заметной части так, загодя, для ситуаций которые вообще никогда не встретятся. В отличие от компутеров если в человекообраного напихивать некие тексты и правила, то от этого его способность к адекватной реакции уменьшается, ввиду принципиальной ненадежности запоминания и практически полного отсутствия эффективного индексирования.
denokan
Mar. 28th, 2018 08:38 am (UTC)
Значительную часть информации не требуется заучивать. Важно знать, что она есть и уметь ее найти.

Но понимание о каждом документе и как им пользоваться быть должно.
antontsau
Mar. 28th, 2018 08:50 am (UTC)
как можно найти информацию в тонне бумаги, причем наполовину заполненной каким-то юридическим бредом а не технической информацией? Это даже не компутерный файл и гуглить в нем не получается. Причем искать не за часы, сел-подумал-поискал, что-то нашел, пошел по ссылкам, уточнил... а за натурально секунды. В электрических правилах (такая книжка в сантиметр толщиной AS3000, аналог советского пуэ) искание нужного - отдельное умение, доступное далеко не всякому 30 лет проработавшему в поле электрику, не то что падавану, и без ограничений по времени, а тут явно гора неукоснительных инструкций из икао, ра, производителя машины, компании, каких-то промежуточных стран и черт знает чего еще. С зачастую сильной разницей между вчера и сегодня, там и сям.

Человеки в таких условиях, если их сильно мАтивировать, могут вызубрить и сдать зачет, даже ответить про высоту над лежбищем котиков, но никогда в жизни не смогут это реально использовать. Будут делать как всегда делали, как старшие товарищи показали, как сам в прошлый раз справился (и в 99% случаев это прокатит) - но рассчитывать на мгновенный поиск и адекватное применение... охохох.

denokan
Mar. 28th, 2018 09:03 am (UTC)
За один день этому не научишься, конечно.

Не было бы проблем, не было бы этой записи.
antontsau
Mar. 28th, 2018 06:53 pm (UTC)
а за 10 лет оно полностью обновится. Кролег перейдет в другую компанию, будет летать в другой стране, на другом самолете, да просто новых бумаг понапишут - конторе же без дела не сидится. И все по новой, да еще так чтоб в голове одновременно болталось десять разных версий для разных условий.

В результате и получается, что выучивается не гора бумаг, а 1) как сдать зачет ничего из сданного на самом деле не понимая и не умея применять в реальности 2) как действовать в реальной ситуации по своему опыту-советам-туттакпринято (в большинстве случаев это совпадает с требованиями бумаг, конечно, но часто никакого касательства не имеет, "нас так учили когда в строй ставили, а что, инструкция оказывается говорит что все надо делать не так? Ух ты какая новость!"), но только в ситуациях, которые были встречены и причем неоднократно. Классическая картина зафлуживания инструкциями резко понижающая реальное их применение, прямо как у робокопа.


denokan
Mar. 29th, 2018 04:17 am (UTC)
Антон, вы пишите это, основываясь на личном профессиональном опыте перехода из авиакомпанию в авиакомпанию?
antontsau
Mar. 29th, 2018 04:43 am (UTC)
Нет конечно, я еще и rpl не вымучил. На опыте других промышленных регуляций - норм и правил в строительстве, электрике и связи, пожарке и ohs... да и в этой мелкоавиации тоже. То что вы сами пишете про лежбище котиков. Очень знакомая картина. А толщину этих бумаг я и сам знаю, так как мне их тоже скоро сдавать. Все эти vfr rules и прочее гостворчество о котором вон по всем форумам ной стоит.
denokan
Mar. 29th, 2018 04:44 am (UTC)
Ну вот давайте и поговорим о трудностях тогда, когда вы их преодолеете :)
antontsau
Mar. 29th, 2018 06:04 am (UTC)
Так я их вперед вижу (хоть в профессию и не собираюсь, в том числе и по причине такого бумаговорота). И по аналогиям, и по тому как в нашам летучем цирке это все реально происходит. Вон тут на нг гидроплан с каким-то британским состоятельным кротом расколотили, приехал на праздники в Австрал... это прямо из нашего сарая конторка. Инструкции они все выучили, сдали, где положено расписались, по бумажкам никаких претензий у регулятора. А по частям из залива выуживали, похоже потому что не в ту сторону свернул, в горы уперся и попытался экстренно развернуться. Хотя где-то в бумажках траектория для этой местности и прописана, атсб ее в расследовании привела.
denokan
Mar. 29th, 2018 06:20 am (UTC)
Это серьезная профессия, поэтому требуется серьезного отношения даже к скучным вещам.

Если человек не видит в себе сил подготовиться до достаточного уровня - ему лучше не начинать.
antontsau
Mar. 29th, 2018 06:38 am (UTC)
Дык вот и говорю - ну ее такую профессию, благо и меня и без нее профессий хватает. Будет игрушечка и все. Опасно очень, когда реальность подменяется горой инструкций. Если это свимс на тему правильного вбивания гвоздя молотком, то ничего страшного просто раздражает, а если это попытка обинструкчивания управления огромной машиной на скорости в тыщу кемече... Увы от нас поезда никуда не ездют.
clone0005 clone0005
Mar. 31st, 2018 12:00 pm (UTC)
благо и меня и без нее профессий хватает.
Профессий у Вас, Антон, действительно - полное многообразие. Вспомните хотя бы, как постили простыни из фоток убитых ополченцев и голых женщин с членами вместо половых органов в блоге Мурзика, инициировали и участвовали в многокилометровых дискуссиях на тему - кто чью маму и как делал, щедро приправленную обсценной лексикой. Мурз, кстати, от полной демократии перешел к закрытию комментов в режим "friends only", и теперь там тишина, покой и цензура. А вы тут у приличных людей, смотрю, тусуетесь.
jaskson
Mar. 31st, 2018 12:52 pm (UTC)
нужную информацию не надо искать. При определенных знаниях она всплывает в голове сама собой за секунду, а то и быстрее...
antontsau
Mar. 31st, 2018 08:40 pm (UTC)
информация о ситуации, которая никогда не встречалась в реальности, которая требует ряда нетривиальных действий без ошибок и перепутывания последовательности, зарыта в недрах сантиметровой толщины книги и это все надо найти не за два часа сидя на диване неторопясь? Это какие-то супермены и цирковые ученые слоны.

lx_photos
Mar. 28th, 2018 10:48 am (UTC)
классно, спасибо
polit_buro
Mar. 28th, 2018 11:01 am (UTC)
---оправдать выплачиваему вам большую зарплату
"Выплачиваемую"?
denokan
Mar. 29th, 2018 06:20 am (UTC)
Спосиба
antontsau
Mar. 31st, 2018 06:10 am (UTC)
и да, FCTM - trainng manual, прямо в заголовке раздела.


denokan
Mar. 31st, 2018 06:37 am (UTC)
Шукран!
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel