?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Продолжение. Ссылки: Часть 1.1. и  Часть 1.2

И вот, вчерашний выпускник, блистая начищенными ботинками и вытирая вспотевшее безусое лицо, выходит из зала заседания приемной комиссии. Его можно поздравить с трудоустройством в авиакомпанию, в учебном центре которой ему предстоит в скором времени приступить к освоению Боинг 737.

Отличная карьера, безусловно.

Но вот тут он и сталкивается с вопросами, означенными в заголовке статьи: "Что учить? За что браться в первую очередь, а что можно отложить на потом?"

РПП А, В, С D... AFM, AMM, FCOM, QRH, FCTM... Да еще и SOP с CBT...

И куча разномастных внутренних стандартов предприятия, методичек, брошюр, указаний...

* * *

Давайте начнем с того, что коротко разберем каждую из этих аббревиатур.

1. РПП. Руководство по производству полетов.

Определение (ФАП 128):

Руководство по производству полетов (РПП) - руководство, содержащее правила, инструкции и рекомендации для использования эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей

Невероятно, но РПП придумали не демократы. Разработка РПП эксплуатантом - это требование приложения 6 ИКАО, которое нашло отражение в ФАП 128.

Как мы уже говорили в предыдущих частях, РПП - это тот документ, по которому работает авиакомпания. Воздушный кодекс, ФП Использования воздушного простанства (ФП 138), Приказ минтранса номер 139 (рабочее время и время отдыха), ФАПы - все это создает некую область, ограниченную запретами и требованиями, внутри которой остается эксплуатант, разрабатывая РПП.

РПП может ужесточать требования нормативных документов, но ни в коем случае не смягчать.

РПП состоит из следующих частей (требования описаны в ФАП 128 п 5.12):

РПП Часть А - "Общие положения"

Как правило, это самая всеобъемлющая и огромная книга из всех. В ней можно найти много чего - например, методики расчета эксплуатационных минимумов, системы нормативов учета рабочего времени, описание правил, по которым эксплуатант (авиакомпания) выполняет полеты.

И многое другое.


РПП Часть В - "Информация по эксплуатации воздушного судна"

Кратко - в этой главе эксплуатант описывает стандартные процедуры, которые экипаж выполняет в нормальных и аварийных ситуациях.

Я выделил фразу "стандартные процедуры" - в норме, именно Часть В это то, что в авиакомпании называется "SOP" или, с определенными оговорками, "Технологией работы экипажа". Но на практике многие экплуатанты делают двойную работу - они разрабатывают и толстенную Часть В и отдельный томик "SOP".

И иногда положения одного противоречат другому. Будьте к этому готовы!


РПП Часть С - "Районы, маршруты и аэродромы"

Кратко - перечень маршрутов, районов оперирования, аэродромов, которые используются авиакомпанией. Описание особенностей.

При подготовке к полету на новый аэродром пилоты должны не полениться и открыть РПП Часть С - а вдруг там штурманская служба что интересное написала?


РПП Часть D - Подготовка авиационного персонала

Хех.

В этой части эксплуатант указывает процедуры, применяемые для подготовки авиационного персонала (пилотов, бортпроводников и полетного диспетчера) и поддержания их квалификации в соответствии с требованиями ФАП 128, п. 5.84 (пилоты), 5.99 (проводники).

Почему "хех"? Потому что помимо этого тома эксплуатанты РФ часто издают еще и ППЧЛЭ с ППЧКЭ - программы подготовки членов летных/кабинных экипажей.

Которые идут приложениями к РПП Часть D. Хотя, по идее, это масло масляное.

А некоторые авиакомпании издают ППЧЛЭ отдельной книгой (внутренним стандартом предприятия)... и копируют его содержимое в РПП Часть D.



Да, некоторые компании по старинке используют аббревиатуру ППЛС - программы подготовки летного состава. Это идет с времен СССР, когда пилотов, штурманов и иже с ними относили к летному составу. Сегодня про нас говорят "члены летного экипажа", отсюда и ППЧЛЭ.

В общем, будет трудно - вы там держитесь...



2. AFM, FCOM, QRH, FCTM

AFM - airplane flight manual - руководство по эксплуатации воздушного судна.

Да-да, именно AFM является аналогом РЛЭ отечественного самолета, а не FCOM. Самый базово-базовый документ, который содержит сертификационные ограничения по летной эксплуатации и кое-какие сведения о том, как летать на этом самолете, эксплуатировать системы в нормальных и нештатных ситуациях.

Процедуры взаимодействия в AFM отсутствуют как класс. Например, запись о том, как выполнять заход на посадку на одном двигателе выглядит вот так:



Работать по такому тексту категорически невозможно.

AFM необходим для сертификации воздушного судна. Пилотам AFM нужен постольку поскольку (то есть, почти не нужен) - для них производитель выпускает FCOM, FCTM и QRH. Ремарка - AFM 737 содержит CDL - configuration deviation list - который описывает, без каких деталек можно выполнять полет и как это влияет на него.

Например




FCOM - flight crew operations manual - руководство для летного экипажа по эксплуатации.

FCOM ни капли не похож на РЛЭ добротных отечественных ВС, тем не менее, именно его зачастую с ним ассоциируют. Не допускайте ошибок взрослых.

FCOM выпускается производителем с целью предоставить экипажам необходимые для эксплуатации сведения (например, о системах ВС). А также - предложить свое видение процедур взаимодействия.

FCOM состоит из двух томов (Vol 1 и Vol 2) и QRH.

* * *

Volume 1 (содержание неполное):

Preface - вступительная глава.

  Revison Records and Highlights - краткое описание отличий новой ревизии FCOM от предыдущей.

  Bulltetin Record - важная информация о недостатках, выявленных в ходе эксплуатации самолета, которые не вошли в FCOM.

Limitations - глава, посвященная ограничениям по летной эксплуатации самолета и его систем.

В ней Боинг предлагает как ограничения AFM (AFM Limitations), так и дополнительные ограничения, которые не являются ограничениями AFM, но, тем не менее, считаются Боингом важными для исполнения (Non-AFM Limitations).



Обратите особое внимание на выделенный текст. Данная глава содержит НЕ ВСЕ ограничения!

Например, событие "крен больше 15 градусов на скорости менее V2 + 15" на полном основании можно расценивать, как нарушение ограничения. Даже несмотря на то, что оно содержится в Normal Procedures, а не в Limitations.




Normal Procedures (NP)

В этой главе Боинг предлагает свой взгляд на философию стандартных процедуры взаимодействия в обычных ситуациях. Как правило, авиакомпании используют эти процедуры... но добавляют что-то свое.

И по идее, это "что-то свое" должно проходить оценку производителя, но что-то гложат меня сомнения, что авиакомпании РФ это делают.

Процедуры NP выполняются по памяти.


Supplementary Procedures (SP)

Это дополнительные процедуры, которые выполняются по необходимости - это и есть главное отличие от Normal Procedures. Например, тест радара при полете из Якутска в Норильск в ясный морозный день вряд ли необходим - как и сам радар, собственно. А летом при наличии гроз - желателен.

Или же, Cold Weather Operations - процедуры, выполняемые в холодное время года. Или Hot Weather Operations - в жаркое. И т.п.

SP могут быть выполнены:

1. По памяти.
2. Чтением перед выполнением
3. Чтением и выполнением.

Следует понимать, что такие SP, как "SEVERE TURBULENCE" вряд ли стоит выполнять иным способом, кроме как по памяти. Поэтому, некоторые SP следует выучить.

Performance Dispatch

Данные для расчета характеристик, для обеспечения требований, предъявляемых к этапу подготовки к вылету. В наши дни, как правило, экипажи используют бортовые планшеты - либо iPAD, либо встроенные EFB, но и в том и другом случаях, расчеты производятся посредством программного обеспечения.

Performance Inflight

Данные для расчета характеристик для применения в полете. Аналогично - в наши дни экипажи используют программное обеспечение.

Использование программного обеспечения отодвинуло в сторонку приоритет освоения расчетов DISPATCH и INFLIGHT, однако, уважающий себя пилот должен суметь в них разобраться.

* * *

FCOM Volume 2 - содержит описание систем воздушного судна.

На переучивании, как правило, пилоты изучают системы посредством CBT - computer based training. Тем не менее, следует понимать, что CBT не предоставляет той полноты информации, которая содержится в FCOM Systems. В будущем - надо переодически перечитывать.

* * *

Изюминкой FCOM самолетов Боинг является то, что они предоставляют большой простор для деятельности летно-методических отделов авиакомпаний. Например, излюбленная тема стандартных докладов. Боинг устанавливает некоторые процедурные доклады, которые включены в Normal Procedures.

Ниже представлен скриншот части процедуры ухода на второй круг. Процедурные стандартные доклады выделены мной.



Данные доклады являются по мнению Боинга обязательными.

Кроме оных, в FCTM Боинг предлагает рекомендованные доклады.

Например:



В FCTM Боинг пишет буквально следующее:

Recommended callouts are provided in the interest of good Crew Resource
Management. These callouts may be modified by the operator. Recommended
callouts differ from procedural callouts that are found in the Procedures section of
the FCOM. Procedural callouts are required.


Кроме рекомендованных докладов, Боинг предлагает еще и стандартную фразеологию общения в кабине:



Это целая философия - Боинг не настаиваем на обязательном использовании рекомендованных колл-аутов, эксплуатант при разработке своих стандартных процедур вправе придумать свою систему докладов, а также, стандартные фразы при взаимодействии в кабине. Важно, чтобы он описал ее - отдельно, либо включив в процедуры.

Например, при уходе на второй круг ребята из Ryanair будут голосить аки оркестр:



RYR славится тем, что его процедуры и чек-листы лишь очень отдаленно напоминают оригинальные от производителя... Но... это их право, как эксплуатанта - разрабатывать и утверждать свои SOP.

В общем и целом - бардак :) Шучу, но в этой шутке есть доля истины. Чтобы писать РПП и SOP для самолетов Боинга, нужно очень неплохо разобраться в их запутанной философии.

Продолжение следует

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg

Posts from This Journal by “иерархия документов” Tag

promo denokan april 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
vik_tory888
Mar. 26th, 2018 03:56 pm (UTC)
Начищенными ботинками может быть?
(Deleted comment)
Denis Gavrus
Mar. 27th, 2018 11:36 am (UTC)
А я подумал, что это авторский приём такой, этакая наивысшая степень чистоты и аккуратности ботинок
and_sokolov
Mar. 27th, 2018 06:20 pm (UTC)
Серьезное лицо еще не признак ума (с)
Запомни это, лишенный чувства юмора владелец пустого журнала.

Edited at 2018-03-27 06:20 pm (UTC)
and_sokolov
Mar. 26th, 2018 06:01 pm (UTC)
"...блистая наглаженными ботинками..."

И много таких выпускников приходит?
den951
Mar. 27th, 2018 05:45 am (UTC)
К ерунде прицепились, а суть понять не смогли. Тьфу.
lx_photos
Mar. 27th, 2018 08:42 am (UTC)
спасибо
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel