?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Ссылка на начало

ФАПы

Я думаю, нет в РФ курсанта (или вчерашнего курсанта), который не слышал бы от преподавателей и инструкторов ЛУ ГА фразу:

"Вот раньше было НПП и было здорово. А сейчас непонятные ФАПы".

ФАП - Федеральные Авиационные Правила. Это то, чем светлые головы решили заполнять нормативный вакуум в надежде избавиться от наследия НПП ГА СССР. Но головы несветлые еще добрый десяток лет не дозволяли покушаться на тело Ленина в Мавзолее на святыню.

В итоге, получилось как всегда. Параллельно с выходом разных безобразных (и это не шутка - толкове писатели во все года были редкостью) ФАПов здравствовать продолжали все те же самые документы из вышеприведенного списка.


Год 2002-й. В свет вышли Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ (Приказ Минтранса 136. По номеру приказа данный ФАП стал именоваться ФАП 136). В отличие от некоторых прошлых ФАП этот прошел полную процедуру регистрации в Минюсте и де юре стал официально дейсвтующим документом.

В ФАП 136 было много повторений положений НПП, но были и некоторые отличия. Например, в правилах обхода кучево-дождевой облачности. И не только.

Тем не менее, выход ФАП 136 долгие годы оставался незамеченным в авиакомпаниях и... регулирущих органах. Эта книжка не лежала на почетном месте у командиров летных отрядов - место то было отдано НПП ГА 85.


Год 2008. В свет вышли ФАП 147 - Требования к членам экипажа воздушных судов /..../ Гражданской Авиации.

По сложившейся к тому времени традиции, никто из писателей ФАПа не удосужился провести разъяснительную работу среди заинтересованных организаций.

Положения ФАП 147 основаны на положениях Приложения 1 ИКАО.

Неисполнение данного ФАП - как летными училищами и авиакомпаниями, так и представителями РО в течение нескольких лет (!) после его выхода стало причиной большой боли сегодня.

Так, например, ФАП 147 устанавливает требования к опыту кандидатов на получение пилотских свидетельств. Например, для коммерческого пилота - 150ч. Еще два года после выхода ФАП 147 летные училища выпускали кураснтов с вдвое меньшим налетом.

Кроме этого, ФАП 147 содержит требования к тому, как должен проходить процесс подготовки. Например, к выполнению самостоятельных полетов (один в кабине). Данное требование летными училищами стало исполняться (не в полной мере!) только летом прошлого, 2017-го, года.

Более подробно о проблеме подготовки по ФАП 147:

Первоначальная подготовка по ФАП 147. Ответы на вопросы

Первоначальная подготовка пилотов по ФАП 147. Что изменилось за год?



В общем, с момента выхода ФАП 147 и до сегодняшнего дня, вряд ли хотя бы один курсант (настоящий и прошлый) может быть спокоен за то, что деятели РО не покусятся на его пилотское свидетельство. Аннулирование лицензий без суда - это их любимая забава сегодня.

Квинтэссенция бардака:
Что характерно - выдает и аннулирует свидетельства одна и та же организация и те же самые люди. Более того, та же самая организация (а порой и те же люди) утверждали программы подготвки пилотов, которые позже, по мнению этой организации, оказались несоответствующими букве закона.

Более того. До 2008-го года, до момента выхода ФАП 147, чего-либо внятно и законно описывающего порядок становления пилотом... не было. Пилотские раздавались выдавались как попало. Для получения свидетельства линейного пилота достаточно было закончить Ульяновское летное училище. Или в Академии ГА переучиться на большой реактивный.  Так что, при желании, лишить пилотских свидетельств можно каждого - обеспечив тем самым небывалый уровень безопасности полетов - 100%.

Нет полетов - нет происшествий.




Год 2009. Революционный.

В этом году свет увидели многострадальные ФАП Подготовка и выполнение полетов в воздушном пространстве РФ. Данные ФАП известны как ФАП 128.

Данный ФАП был вымучен с третьей попытки. Причем, первые два были по сути перелицованными НПП.

Конечно же, издатели не удосужились провести работу с заинтересованными организациями.

Почти одновременно с выходом ФАП 128 вышел приказ о "неприменении НПП ГА, РОЛР ГА и т.п. документов".

И началась свистопляска - многие положения ФАП 128 оказались непонятными для пользователей. Несмотря на то, что они скопированы почти слово в слово с положений Приложения 2 ИКАО - Правила выполнения полетов - вот на таком уровне SARPS были известны на местах.

Да и сегодня, чего греха таить - что изменилось в подготовке пилотов? Да ничего. Курсантов как не учили толком в области воздушного законодательства даже собственной страны, так и не учат. Зато грубо и толсто отправляют на платные "курсы к подготовке к полета на международных воздушных линиях", на которых... На которых SARPS изучаются примерно также. Основная мысль: "Придешь в авиакомпанию - научат". А за что, собственно, платятся деньги?

Что занятно - данные курсы, когда бывшими обязательными для получения допуска к полетам на МВЛ, сегодня... де юре не требуются. Т.к. считается, что в государстве выстроена стройная система подготовки пилотов в соответствии со стандартами ИКАО. Следовательно, пилот должен обладать соответствующими знаниями и умениями еще до получения свидетельства пилота.

Ага.

* * *

Руководство по производству полетов (РПП)

Вернемся к РПП, требования к содержанию которого содержатся в ФАП 128.

Так вот, когда официально отменили советские документы и авиакомпании зарылись носом в ФАП 128, толкаясь под партами и спрашивая друг у друга подсказок, картинка начала постепенно вырисовываться.

Оказалось, что авиакомпании должны... работать по РПП. Которое должно иметь содержание в соответствии с ФАП 128, и это содержание должно быть наполнено процедурами, разработанными в авикомпании, и они не должны противоречить требованиям нормативного поля, которое...

...которое как раз-таки ФАПами и очерчивается. ФАП 128 - это одни из главных, но не единственные правила, положения которых должны быть отражены в РПП.

Очень важный момент, которым до сих пор не все прониклись - ФАПы, как правило, не содержат конкретные процедуры. ФАПы содержат ТРЕБОВАНИЯ, для соблюдения которых авиакомпания должна разработать процедуру(ы). Которые должны исполняться пилотами.

Например, любимые со времен НПП ГА "Правила принятия решения на вылет" в ФАП 128 размыты по книге в виде требований и фраз: "должны", "обеспечить", "не менее" и т.п. Язык сломаешь, если попытаешься вслух прочитать.

В РПП же, например, можно свести в таблицу требования к запасным аэродромам и к запасу топлива. И это не будет противоречить ФАП 128.

Другой пример - ФАП 128 содержит требования к подтверждению квалификации пилота - устанавливает временные интервалы для того или иного вида подготовки (Например, тренировку по действия в аварийных ситуациях на суше - не реже, чем 1 раз в 12 месяцев).

В РПП Часть D авиакомпания описывают процедуру(ы), благодаря которой обеспечивается соответствие требованиям к подтверждению квалификации.

Часто встречается вопрос - а зачем так было сделано? Почему бы не сделать, как в НПП и РОЛР?

Затем, что у каждого эксплуатанта может быть своя специфика работы. И то, что подходит авиакомпании А может не подходить авиакомпании В, желающей, к примеру, использовать значение нижней границы облаков в прогнозе для принятия решения на вылет (ФАП 128 этого не требует).

НПП ГА, НШС, НМО и РОЛР - отличные примеры, показывающие, как надо писать документы для ОТДЕЛЬНОЙ авиакомпании. Авиакомпаниям дали право написать свои документы. Еще лучше.

Правда, писателям надо хотя бы изучить MS Word.



Курсы повышения квалификации

Вместе с НПП и РОЛР канули в Лету т.н. "курсы повышения квалификации летного состава", которые до этого проводились раз в два года. Пилотов собирали в учебных центрах и некоторое время рассказывали им про якобы новые веяния в Аэродинамике их самолета (ага), Метеорологии, Навигации и т.п.

Как только не стало документов, содержащих подобные требования, так сразу и не стало законных требований платить учебным центрам деньги за КПК.

Толковые авиакомпании это быстро ухватили, и вместо КПК стали внедрять собственные программы непрерывной подготовки, которыми закрывают достаточно большую часть требований ФАП 128.

Менее толковые покупают учебные курсы у учебных центров, по-старинке именуемые "КПК летного состава".

Когда я в августе 2016 уходил с должности, в воздухе явно ощущались веяния из РО о возврате к старым методам - т.е., всю возможную учебу в рамках авиакомпании запретить, и отправить в сертифицированные/лицензированные этим же РО учебные центры (замечу, что сертификация и лицензирование стоит денег).



ФАП ХХХ - требования к авиационному инструктору

Таких ФАП в РФ не существует, несмотря на то, что проект авиационных правил был издан в далеком 2008-м.

Чтобы масштаб был понятнее - в РФ нет узаконенного понятия "авиационный инструктор". Нет требований по подготовке инструкторского состава, к получению необходимых компетенций и квалификаций. Нет требований к экзаменаторам!

Ни-че-го!

Тем не менее, в стране есть и инструкторы и экзаменаторы. Каждая авиакомпания разрабатывает собственную программу подготовки инструкторов и несет ее на подпись в РО. Поэтому, у одной авиакомпании - одни требования. У другой - другие.

А чтобы стать государственным экзаменатором - надо пройти формальную подготовку (опять же, разработанную авиакомпанией) и подать в РО список на утверждение.

По идее, такую гражданскую авиацию надо немедленно закрывать.

* * *

Подведем итоги

1. Исторически сложившийся бардак в нормативном поле ГА СССР и правопреемницы РФ имеет место быть.

2. Хотя по мере естественного замещения мастодонтов светлыми головами на местах нет-нет, да начинает проявляться понимание.

3. Вряд ли эти светлые головы в ближайшее время смогут что-либо изменить.


В следующей записи я дам свои советы молодым пилотамо том, как этот бардак уложить в своей голове и постараться эффективно влиться в строй.

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.


FLY SAFE NEW 250.jpg

Posts from This Journal by “иерархия документов” Tag

promo denokan апрель 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lx_photos
Mar. 26th, 2018 08:30 am (UTC)
спасибо

тут ошибка:
Для получения свидетельства линейного Так что, при желании, лишить пилотских свидетельств

после "линейного" явно пропущено продолжение предложения
denokan
Mar. 26th, 2018 09:07 am (UTC)
Спасибо!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel