
За окном уже 15 августа, а я только-только сподобился сесть за компьютер и поделиться воспоминаниями об очередном летном месяце в новом для меня регионе. Как говорит мой молодой коллега, "сорян, друзья!"
(Надо бы сподобиться написать и об июне тоже - моем первом отпуске, который я провел большей частью в России, из которых 4 дня было затрачено на увлекательную обзорную экскурсию по маршруту Москва-Самара-Челябинск-Омск-Новосибирск-Б
Итак, как обычно в такого рода заметках - много фото и немного комментариев.
Поделюсь своим самым главным удивлением от Омана на сегодняшний день - после того, как я вернулся из отпуска в Маскат 20 июня и по сей день здесь царит удивительно хорошая погода. Пришла влажность, а вместе с ней и понижение температуры - весь июль днем в среднем держалось 35, вечером пониже (у моря так вообще хорошо), а сейчас температура и того меньше - утром 28, вечером так же.
При том, что в Абу-Даби и Дубае стабильно в районе 40+, а в моем "любимом" Кувейте почти стабильно под +50! Говорят, что это лето для Маската прохладное :) Правда, в мае, пока держалось выше +40, было не так уж и страшно - воздух был сухим, и жара переносилась как-то проще, чем я ожидал.
Первая половина июля была насыщена рейсами - Кувейт, Салала, Медина, Коломбо, Даммам, Хайдарабад, снова Кувейт (любимый!) и Кочин. И все это за первые 13 дней. Учитывая то, что в конце июня за 4 дня я сделал 3 рейса, из них два ночных и июль начал тоже с позднего вечернего, можно сказать, что эти две недели были весьма напряженными...
Зато потом... А потом наступило время резервов и выходных, и во второй половине июля я слетал всего-то 4 рейса - Ченнай, Хайдарабад, Дукум и длииииный полет в Читтагонг! Сказка продолжилась и в августе - при планируемом налете около 70ч мы имеем достаточно много свободного времени, выражающегося в законных выходных (это когда тебя никто не смеет потревожить), и относительно свободного - резервы. В резерве сидишь дома, т.е., не в гостинице в аэропорту и, в общем, можешь заниматься любыми своими делами при условии готовности добраться до офиса в кратчайшее время (у меня это занимает 15-20 минут, если не торопиться).
У меня было большое количество резервов после возвращения из отпуска, но только однажды, в начале августа, он "стрельнул", при этом, выстрелил идеально - дневной короткий рейс в Абу-Даби (до этого там не был) в отличную (стандартную, в общем) погоду со вторым пилотом-девушкой. Но, о полетах в августе я расскажу в сентябре :)
Что мне здесь в планировании определенно нравится - в течение месяца они дают по три дня выходных подряд, а по краям - резервы. Например, в августе у меня получилось так - я ушел в ночной резерв, выспался до окончания смены в 6 утра... А дальше весь день свободен и три выходных впереди. После них - дневной резерв, с 6 до 18. Тоже не "стрельнул".
Что еще хотел бы отметить - может быть я везучий, но пока за весь период полетов не могу сказать, что я сталкивался с т.н. "ЖПУ" (жуткими погодными условиями). Да, встречались грозы, в т.ч. и над океаном, один раз пришлось облетать тучи при заходе на посадку в Хайдарабаде, садиться при сильном ветре в Дкуме... но это совсем не те ЖПУ, с которыми, уверен, я успел бы не раз столкнуться за аналогичный период полетов в своей прошлой маршрутной сети. Дай Бог, Аллах или Будда с Кришной (выбор покровителей здесь богат), чтобы так продолжалось и далее.
ЖПУ здесь бывают конечно же - в тех же Дубаях и в окрестностях сейчас постоянно прогнозируют сильные порывистые ветра. Иной раз и в Маскате задувает... За время моего нахождения здесь - задувало два раза. То есть, будут ЖПУ и на мою голову, но хочется верить, что вынужденно "геройствовать" придется пореже. Как-то не настраивает вот это постоянно солнышко и синее небо на "мужественно сжатые губы и пристальный взгляд, а руки крепко сжимают штурвал".
...Ближе к концу июля мне пришла в голову мысль - когда я вернусь в Россию, вот чего мне точно будет не хватать - это постоянного солнца над головой и моря под боком. Я и раньше ощущал, что хмурость неба и слякоть под ногами негативно давит на психику, но контраст это понимание подчеркнул - я чувствую себя спокойнее, расслабленнее.
В августе случилось самое знаменательное для меня событие - моя семья, наконец, присоединилась ко мне. Обустроившись, очередные мои три выходных дня мы провели на местном курорте - Shangri-La, который здесь принято считать кусочком рая на земле и, в общем, это недалеко от истины.
SALALAH, OMAN
Но самое курортное место в Омане, да и во всей "песочнице", наверное - это Салала.
Салала - это город, местечко в юго-восточной части Аравийского полуострова, природа которого резко контрастирует с остальной его частью.
Я читал, что очень давно, в эпоху первоначального расселения древнейших людей, Аравийский полуостров представлял собой цветущую землю (как Шри-Ланка сегодня - о ней расскажу ниже). В это сложно поверить, глядя сверху на дряхлые скалы и бескрайние пустыни без каких-либо намеков на леса (редкие пальмовые оазисы не в счет). Тем не менее, именно сверху заметно, какое огромное количество рек когда-то здесь протекало - их высохшие русла (Wadi) прекрасно видны. Некоторые реки, судя по ширине русел были когда-то очень даже полноводными.
Так вот, благодаря муссонным движениям воздуха, Салалу затрагивают массы, несущие с собой достаточно влаги для того, чтобы этот участок "песочницы" был зеленым. Там гораздо чаще небо закрыто тучами, идут дожди, и температура в самые жарки для всей остальной Арабии месяцы остается в пределах комфортных 30 градусов.
Неудивительно, что Салала превратился в главное курортное направление для арабов.
Все, что я написал, я много раз слышал до своего первого полета, поэтому прям-таки горел желанием поглядеть на всю эту красоту... Увы. Небо было закрыто тучами.
Красот я не увидел.
Запомнился заход. Мой второй пилот, Абдулазиз (чуть моложе меня по возрасту, но как пилот еще очень молодой - налет меньше 1500ч, недавно пришел в авиацию), родом как раз-таки из Салалы, был моим "инструктором" в этом рейсе. Особенность захода в этом аэропорту состоит в том, что при векторении на полосу самолет оказывается несколько выше стандартного профиля снижения (из-за гор в ее окрестностях). Кроме того, уже когда выходишь на прямую, как раз в том месте, где заканчиваются горы, ветер очень часто разворачивается на 180 градусов, и надо быть к этому готовым - т.к. именно в это время подходит момент выпуска шасси, механизации и необходимости дальнейшего снижения.
А если ветер в этот момент вдруг меняется с попутного на встречный, то происходит быстрое возрастание приборной скорости полета, что может помешать выпуску механизации (из-за ограничений по скорости).
Лайт-версию этого явления я увидел в том полете, но больше ничего сверхестественного не было. Нормальный заход в условиях умеренного порывистого ветра, хорошая посадка.
MEDINA, SAUDI ARABIA
Этот рейс мне не запомнился ничем особенным, в отличие от первого, состоявшегося в мае. В тот раз мы заходили между гроз, и вылетали так же. В этот - все было чинно и благодродно, прекрасная погода по всему ночному маршруту "туда" и утреннему - обратно.
Медина, кстати, святое место для всех мусульман. Всем немусульманам запрещается ступать на землю этого города, но к аэропорту это не относится.
COLOMBO, SHRI-LANKA
Безусловным украшением моего июля стал полет в Коломбо.
Как мой давний читатель помнит, летая в Глобусе, одним из любимых моих направлений был Улан-Удэ. Мы прилетали туда, проводили сутки в городе, затем возвращались в Москву - это назвается "эстафетные рейсы", только вместо "палочки" передается самолет, другому экипажу.
В моей новой авиакомпании тоже есть несколько эстафетных рейсов, и Коломбо - один из них.
Более того, эта эстафета здесь существует в разных вариациях. В нашей - мы прилетели рано утром и через сутки улетели. Как по мне - идеальный вариант.
Скажу откровенно - я был покорен красотой природы Шри-Ланки. Еще до перехода в Оман Эйр я, интересуясь их маршрутами, читал про этот остров, смотрел фотографии, и все ждал встречи. Я не был разочарован!
Шри-Ланка встречает буйством яркой, сочной зелени. Глазу, отвыкшему от этих красок, так и хочется жадно впитывать его в себя. Похожее чувство, кстати, я испытал в России, когда прилетел в отпуск.
Мои вторым пилотом снова оказался Абдулазиз. Вообще, здесь нет, конечно же, практики полетов в закрепленном составе экипажа, но именно с ним пока что я летал чаще всего. До полета в его родную Салалу мы в мае вместе летали в Кувейт (помню, он переживал из-за того, что нам досталась -900ка :) ). Хороший парень, очень доброжелательный, без каких-либо понтов вообще, но чуть более "переживающий", чем надо бы. Есть в жизни пофигисты, а есть те, которые близко к сердцу воспринимают все события.
Еще в первом полете я отметил у него некоторую нервозность при посадке, выразившуюся в очень быстрых знакопеременных движениях штурвала непосредственно перед приземлением. Во втором рейсе это повторилось. Оба раза погода была простая, и самолет он посадил, но все же я посчитал необходимым после полета поинтересоваться причиной подобного "расколбаса" в непосредственной близости земли. Он признался, что "так он лучше чувствует землю" и "многие командиры тоже так делают". Я согласился - иногда да, приходится "подсекать" штурвалом на выравнивании, но не в идеальную безветренную погоду, конечно же, в какую можно красиво посадить лайнер плавным движением на себя с фиксацией тангажа непосредственно перед касанием. И уж тем более, не крутить при этом еще и влево-вправо.
В общем, я предложил ему слетать почти все предстоящие со мной полеты, а кроме Коломбо нам выпал еще и Даммам, причему сразу после прибытия в Маскат из Шри-Ланки. А через несколько дней после этого мы были запланированы вместе в Кувейт.
--==(о)==--
На Шри-Ланку недостаточно прилететь. Это лишь небольшая часть путешествия. Аэропорт находится в часе езды от отеля... За этот час езды я поменял свое отношение к местным водителям - начиная от "сплошь сумасшедших" до "это лучшие водители в мире".
Почему?
На дорогах творится хаос. Очень много машин вперемешку с мотоциклами и тук-туками, все это течет броуновским потоком, дорогу деловито тут и там перебегают люди, каждый считает долгом нырнуть в еле-еле освободившееся пространство, предварительно бибикнув... Я был уверен, что если не мы, то кто-то вокруг обязательно с кем-то столкнется...
Я ошибался. Ни в поездке до отеля, ни в поездке обратно я не увидел ни одной аварии.
Я точно никогда не возьму автомобиль напрокат, если мне доведется провести несколько дней в этих краях. Я не такой хороший водитель :)
Добрались до отеля. Служащие "облизали" нас с ног до головы, мне, привыкшему к несколько иному сервису, было несколько не по себе, но я держался.
Перед сном полагается позавтракать, что мы и сделали. Шведский стол, скажу я вам - великолепный.
После сна я почти все остальное время до вечера провел в ничегонеделании у бассейна. Это фото снято утром, а днем тучи разбежались, температура держалась на уровне +28, я получил очень хороший релакс.
Единственный, пожалуй, минус этой "эстафеты" в том, что в отеле и окрестностях нет бурятской кухни... Есть сифуд, но я не любитель.
...На следующее утро, после часа бодрящей поездки по дорогам Шри-Ланки, мы прибыли в аэропорт и улетели в Маскат.
DAMMAM, SAUDIA
В Маскате у нас был перерыв около трех часов. Экипаж разбрелся по своим делам, а мы со вторым пилотом пошли пить кофе и разговаривать о жизни, о полетах...
В Даммаме нас ждали привычная саудитам жара +47 градусов и пески.
А Абдулазиза ждал строго боковой ветер 15 узлов, который в компании считается ограниченим для выполнения взлетов и посадок вторыми пилотами. До самой посадки все было плюс-минус неплохо, но когда мой коллега стал махать штурвалом у самой земли я, не увидев тенденцию к исправлению влияния бокового ветра вмешался непосредственно перед приземлением - первый и пока что последний раз за время моих полетов в Оманэйре.
После заруливания мы поговорили, второй пилот, поначалу близко к сердцу воспринявший факт моего вмешательства, в итоге услышал мои аргументы, которые я постарался как можно более спокойным тоном донести - мол, извини, брат! Но я, как капитан несу финальную ответственность. Я увидел большую тенденцию к крену влево при ветре справа и размашистые движения штурвалом, назначение которых я не понял, и не имея времени на понимание, я не был уверен в том, что посадка будет нормальной. Мне не очень хочется идти в офис, да и тебе, наверное, тоже.
Он молодец, сумел признать, что был неправ, тем более, после того, как я распечатал отчет о посадке и показал, что крены мне "не показались".
Обратно он взлетал, но в Маскате по просьбе авиакомпании (плановая проверка самолета) мы выполнили автоленд.
После заруливания и включения телефона, пришла смс-ка: "Дорогой капитан, как можно быстрее заберите письмо в офисе".
Я два дня (мои выходные совпали с пятницей и субботой - местными нерабочими днями) терялся в догадках - что это может быть за письмо. Letter of advice, как первичное предупреждение за какую-либо провинность? Или Final Warning Letter?:))
В воскресенье, перед рейсом я зашел в офис, и все прояснилось :)
"Мы рады сообщить, что Вы успешно закончили испытательный период и тем самым подтвердили свою позицию Капитана. Поздравляем, и хорошей работы на галерах!"
Было приятно :)
HYDERABAD, INDIA
Наверное, самый "жпушный" рейс на сегодня.
На заходе пришлось несколько удлинить маршрут - аэродром обступили мощные кучево-дождевые облака, причем на картинке сверху видно не все - те, которые наступали на аэродром "сверху" остались за кадром.
В итоге мы довольно далеко улетели, нашли "лазейку", нырнули под тучки, вынырнули и сели в уже начинавшийся ливень. Я ожидал, что нас потрепет на глиссаде, но ничего сверхъестественного не произошло.
А вот после заруливания нас залило.
Пролился такой ливень, что уровень воды на глазах поднялся на пару сантиметров. Ну, как в Новосибирске год назад в начале июля!
И все бы ничего, но мне нужно было выполнить предполетный осмотр самолета. Делать нечего, нашел у представителя зонт и пошел мокнуть.
Обратный рейс ничем не запомнился - дождь ушел, тучи остались где-то в стороне.
COCHIN, INDIA
Ночной рейс с утренней посадкой. Очередной рассвет, встреченный в воздухе.
Абсолютно беспроблемный полет, заход в исключительно спокойном, я бы сказал, благодушном воздухе. Я по старой привычке отключился задолго до входа в глиссаду, выписал "петлю" и мягко вернул лайнер на землю.
Еще больше мое настроение поднялось во время предполетного осмотра - температура была около 26 градусов, воздух насыщен влагой и запахом растений. Благодать просто, а не Индия!
Правда, вскоре после того, как я вернулся, Индия напомнила о себе - прошел ливень.
Но быстро кончился и снова наступила благодать.
AL KUWAIT, KUWAIT
И снова вместе с Абдулазизом.
Рейс запомнился тем, что мы летели на "нелюбимой" им -900-ке. В полете туда мы едва уложились в предельную посадочную массу для той высокой температуры и низкого давления, что было в Кувейте.
А обратно мы никак не укладывались во взлетную. Аэропорт работал с ВПП 33, для которых ветер был несколько попутным, узла 4... но этого было достаточно, чтобы наша взлетная масса не проходила ни при каких вариантах - даже если выключить отбор воздуха от двигателей и взлетать с максимальной тягой на оптимальных скоростях.
Сразу вспомнился давний полет в Шамбери, где нам пришлось заночевать в схожей ситуации.
Но здесь был вариант - запросить взлет с другим курсом... Примерно полчаса (!) ушло на то, чтобы нас, наконец, поняли. Выглядело это так:
- Руление, просим согласовать ВПП 15
- Не понял
- Просим согласовать ВПП 15 для взлета. ВПП 33 не подходит из-за попутного ветра.
(пауза)
- Руление?...
- Ждите..
(пааааааауууууууззззззааааа)
- Руление?
- Продолжайте...
- Как насчет ВПП 15 для взлета?
- ... Работайте с Вышкой.
- Спасибо, работю с Вышкой.
- Вышка, просим согласовать ВПП 15.
- Не понял.
- Нам не проходит попутный ветер на ВПП 33, очень жарко и низкое давление. Просим ВПП 15.
(нет ответа)
- Вышка, как приняли?
(нет ответа)
- Вышка?
(нет ответа)
- Руление, вышка не отвечает
- Работайте с Вышкой...
И так далее.
Тем не менее, мы настояли на своем, и в итоге аэропорт перешел на ВПП 15.. Иншаала!
В Маскате Абдулазиз посадил самолет без ненужных рывков туда-сюда и был счастлив, как ребенок!
CHENNAI, INDIA
И еще один ночной полет с утренней посадкой.
Красиво...
Ничего не помню из полета, кроме того, что погода была чудесной, а посадка беспроблемной.
Зарулил почти идеально.
HYDERABAD, INDIA
И еще один Хайдарабад. Теперь уже ночной... и с утренней посадкой :))
Абсолютно беспроблемный полет. Великолепная погода, никаких хмурых туч, в отличие от первого июльского раза. Снова раннее отключение автопилота и полная душа удовольствия от захода на посадку.
Кто-то увековечил свои сапоги в бетоне аэропорта.
Заправка
DUQM, OMAN
Один из нескольких "нефтегазовых" рейсов компании. Мы летаем по "точкам", имеющим свои ВПП. Довольно интересные полеты, т.к. аэропорты не имеют диспетчерского обслуживания, только информационное (могут сообщить погоду, например). Поэтому следует выполнять специальные процедуры радиосвязи, и быть очень внимательным, хотя траффик здесь по умолчанию совсем небольшой.
Заход тоже интересный. Здесь нет системы ILS или каких-либо иных средств радионавигации, направляющих лайнер на себя, поэтому используется заход методом зональной навигации (RNAV approach) - это когда самолет использует координаты, которые сам и рассчитал.
Собственно говоря, сегодня практически 99% времени полета современные самолеты так и летают, по расчетным координатам. Эпоха, когда штурман жадно искал закономерность в болтающихся стрелках радиоприводов, ведя счисление пути по времени и направлению канула в Лету. Однако, выполнение заходов требует особой точности и особых процедур, поэтому не каждый самолет не все пилоты допущены к подобным заходам... Да и не все аэропоты их имеют - запас радиосредств все еще высок, и, хотя по факту самолет тот же заход по приводам будет выполнять по координатам, которые сам и исчисляет, такой заход все равно будет называться Заход по ОСП (NDB) c минимумом погоды, рассчитанным по требованиям для таких заходов. Отличие от захода по методу зональной навигации в том, что пилот на приборе видит болтающуюся стрелочку, иной раз показывающую погоду в далекой Британии, но только не направление на ВПП... На заходе по методу RNAV никаких стрелочек нет.
На современных лайнерах эти заходы выполняются лишь чуть посложнее, чем по ИЛС. Более того, многие лайнеры имеют опцию, которая позволяет выводить на главный пилотажный прибор индикацию положения, такую же, как при заходе по ИЛС. Разница лишь в точности захода, о которой пилот не должен забывать, и быть готовым к тому, что даже выдерживая все "по крестам", он, возможно, увидит полосу не совсем там, где можно было бы ожидать.
В моем случае погода была миллион на миллион, но дул весьма плотный ветер, около 35 узлов почти строго в лоб с редкими порывами, делавшими посадку не такой скучной, как обычно. Мой второй пилот, еще один араб, почему-то расценил отключение автопилота как команду к отключению flight director'ов, поэтому я довольно высоко остался без направляющей индикации...
Я улыбнулся, и продолжил заход визуально :)
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.
Journal information