?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Закрылки 30... или 40?

В тему поднятого вопроса.

Итак, что предпочесть, из каких соображений исходить, выбирая закрылки 30 или 40?

Общие рекомендации

Сначала обратимся к Марксу: FCTM раздел LANDING:

Flap Setting for Lading
For normal landings, use flaps 15, 30, or flaps 40. Flaps 15 is normally limited to
airports where approach climb performance is a factor. Flaps 30 provides better
noise abatement and reduced flap wear/loads. When performance criteria are met,
use flaps 40 to minimize landing speed, and landing distance.


Т.е., Боинг рекомендует использовать закрылки 40, если позволяют условия (например, ограничения по градиенту набора при уходе на второй круг - закрылки 40 будут худшим вариантом, если есть ограничения). в большинстве случаев, считая это безопаснее.

Безопасность при использовании FLAPS 40 заключается в уменьшении посадочной дистанции. Косвенно - уменьшение нагрева тормозов (стальные тормоза очень критичны к нагреву)

Однако, закрылки 40 являются худшими с точки зрения экономии топлива. Кроме этого, закрылки 30 являются предпочтительнее с т.з. применения процедур уменьшения шума, уменьшают нагрузку на конструкцию по сравнению с FLAPS 40.

Когда рекомендованы закрылки 30? Опять-таки, обратимся к Марксу:

FCOM Supplementary Procedures - Adverse Weather - Windshear:

Precautions
If windshear is suspected, be especially alert to any of the danger signals
and be prepared for the possibility of an inadvertent encounter. The
following precautionary actions are recommended if windshear is
suspected:
/.../
Approach and Landing
• Use flaps 30 for landing


Т.е., закрылки 30 являются рекомендованным положением при заходах в условях сдвига ветра. Они обеспечивают лучшие характеристики, лучший запас до максимально допустимой скорости, лучший запас по сваливанию, нежели закрылки 40.

Далее, опять обратимся к Марксу:

FCTM Раздел Landing

Overweight Landing
/.../
Note: Use of flaps 30 rather than flaps 40 is recommended to provide increased
margin to flap placard speed.
/.../


Т.е., в случае посадки с массой, превышающей максимальную посадочную, рекомендуется использование закрылков 30, т.к. имеется больший запас по ограничению по максимальной скорости.

Особенности пилотирования с 30 и 40

Критичных не отмечено. Для меня одинаково. Может быть, даже с 40 проще посадить мягко, если ставить такую задачу. По-крайней мере, более высокое, чем обычно, выравнивание с закрылками 40 исправляется на "ура" - самолет мягко "парашютирует", хотя иной раз кажется, что должен "стукнуться" :)
Практика

Устоявшаяся советская российская практика: многие пилоты боятся закрылков 40 как огня. Крайне нежалательно используют, даже если ВПП короткая/скользкая и даже, если все вместе. Неправильный подход!

Боязнь вырастает из того, что с закрылками 40 меньше ограничение (162 vs 175 на -800 или 162 vs 185 -400). Опять же, есть корни и в другом общероссийском заблуждении - всегда, независимо ни от чего летать на Vref + 10.  Вот и мостятся на короткие и/или скользкие ВПП с закрылками 30 и уровнем автоторможения 3 или MAX, нещадно паля тормоза и пневматики. А если еще вспомнить про устоявшуюся методику "поздно (после опускания ноги) включить реверс и рано (80 узлов) выключить"... Бедные самолеты!

Однако, если вернуться в практику, то для максимальной посадочной массы 66.3т и закрылков 40 на 800-ке мы имеем Vref 142, следовательно, скорость на заходе 147, если не требуется коррекций. До ограничения 15 узлов. Это на самом деле много. Мне обычно достаточно. При этом для 30 мы имеем Vref 149 и скорость на заходе уже 154. Это если, конечно же, мы летаем по правилам, а не по понятиям "минимум Vref+10 всегда".

Соответственно, при меньших массах имеем меньшие скорости, и бОльшие запасы до ограничения.

Выводы и Рекомендации

Как и всегда - необходимо грамотный и разумный подход с целью работать максимально безопасно и эффективно :

  • Если полоса короткая и нет сдвига ветра - то не надо мучить самолет, используя закрылки 30, завышенные скорости и максимальное торможение. Летайте в этом случае с 40,выдерживайте правильную скорость на заходе, используйте уровень торможения минимально возможный (стальные тормоза). И не стесняйтесь переходить на торможение ногами, если требуется - нагрев в конце пробега намного меньше, чем использование интенсивного торможения в начале пробега.

  • Если нет ограничений по ВПП - закрылки 30 лучший вариант, исходя из соображений экономии топлива и снижении нагрузки на конструкцию

  • Если есть ограничения по шуму, ВПП не ограничена - закрылки 30.

  • Если есть ограничения по шуму, но ВПП ограничена -закрылки 40. Ведь SAFETY FIRST!

  • Если аэродром горный, ВПП не ограничена (масса позволяет), есть ограничения по градиенту ухода на второй круг - закрылки 15. Двигатель, какой бы он ни был надежный, может выкинуть фортель.  закрылки 15 в этих условиях предпочтительнее.

  • При крутой глиссаде есть смысл использовать-таки закрылки 40. Это уменьшает вертикальную скорость на заходе при той же массе, т.к. поступательная скорость уменьшается.

FLYSAFE

Posts from This Journal by “методические материалы” Tag

promo centercigr ноябрь 10, 10:40 5
Buy for 60 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
ultranomad
Aug. 8th, 2011 04:35 pm (UTC)
Собственно, те же цифры (30 и 40) и примерно те же правила написаны в РЛЭ ко многим западным самолетам первоначального обучения - в частности, к С-152 или С-172, так что курсантам во многих других странах это все вгоняют в подкорку с самых первых часов обучения.
leha_nsk
Aug. 8th, 2011 06:23 pm (UTC)
На переучивании нам говорили примерное следующее - при сильном ветре с закрылками 40 будет сильнее колбасить самолет, т.е. пассажирам может быть некомфортно. Личного опыта, скажу прямо, нет в данном аспекте. Ну а остальное всё согласно FCTM.
Спасибо за пост, очень приятно вас читать.
denokan
Aug. 9th, 2011 04:38 pm (UTC)
А где происходило переучивание?
(no subject) - leha_nsk - Aug. 9th, 2011 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 9th, 2011 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leha_nsk - Aug. 9th, 2011 05:29 pm (UTC) - Expand
iime
Aug. 8th, 2011 08:11 pm (UTC)
Можно глупый вопрос - я неспециалист - не очень понятно, почемы вы пропагандируете соблюдение инструкций производителя в частном порядке? Мне трудно представить себе, что сейчас, скажем, новым томографом или печатной машиной люди управляют, пользуясь "общероссийскими заблуждениями".

Понятно, что управление самолетом - процесс на порядок более сложный и ответственнный, но все же - складывается впечатление, что вы уговариваете следовать рекомендациям Боинга. А ведь они, (опять же для неспециалиста) - достаточно понятны. Почему же остается "Устоявшаяся российская практика: многие пилоты боятся закрылков 40 как огня. Крайне нежелательно используют" - их же должны были правильно научить, потом проверяющие проверить и т.д.

denokan
Aug. 9th, 2011 04:38 pm (UTC)
На тему "почему так в России" можно почитать в моих ранних записях в ЖЖ.

Беда в том, что учат так же, и проверяют тоже такие же. Чего ж требовать от остальных?
maxx_driver
Aug. 10th, 2011 10:46 am (UTC)
..
Большое спасибо!
Четко, ясно и понятно.

Дай Бог, чтоб у Вас хватило сил и желания и дальше вести этот замечательный и ОЧЕНЬ полезный блог.
nikardem
Aug. 12th, 2011 01:07 pm (UTC)
Спасибо
Денис, спасибо. Очень познавательно.
alibekov
Aug. 25th, 2011 01:55 pm (UTC)
стесняюсь спросить, а почему упор именно на "стальные" тормоза
denokan
Aug. 25th, 2011 03:15 pm (UTC)
Потому что есть принципиальная разница между свойствами стальных и карбоновых тормозов. Первые критичны к нагреву и малокритичны к количиству применений (сжатий дисков). Карбоновые же - от нагрева практически не изнашиваются, но износ очень сильно зависит от количества применений. Поэтому для карбоновых, к слову, рекомендуются повышенные значения autobrake - 2 или 3 даже на сухой ВПП.
(Deleted comment)
denokan
Aug. 25th, 2011 03:45 pm (UTC)
Нет. Интерпретация правильная.

Переводите дословно с английского на русский, без всяких "можно".
---
When performance criteria are met,
use flaps 40 to minimize landing speed, and landing distance.
===

В данном случае, "use" глагол употреблен в настоящем определенном времени и означает "используйте".

Точно так же написано про взлетное положение закрылков. В таком же духе.

Edited at 2011-08-25 03:45 pm (UTC)
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 03:50 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 04:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 04:54 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:08 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:46 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 26th, 2011 02:43 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 26th, 2011 07:10 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 04:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:41 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:53 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 26th, 2011 02:25 am (UTC) - Expand
Vapp+11 - kotoshredder - Jan. 8th, 2015 02:43 am (UTC) - Expand
Re: Vapp+11 - denokan - Jan. 8th, 2015 03:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 26th, 2011 02:41 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 26th, 2011 07:08 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 26th, 2011 07:40 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Aug. 25th, 2011 05:54 pm (UTC) - Expand
rostoper
Feb. 21st, 2014 04:06 pm (UTC)
При крутой глиссаде есть смысл использовать-таки закрылки 40. Это уменьшает вертикальную скорость на заходе при той же массе, т.к. поступательная скорость уменьшается???

Из курса динамики известно, что при выпуске закрылков вертикальная скорость наоборот увеличивается, а поступательная уменьшается. Или у В738 иная особенность? Спасибо.

denokan
Feb. 21st, 2014 04:32 pm (UTC)
Речь идет о полете на режиме c выдерживанием одинакового угла наклона глиссады. Скорость с закрылками 40 меньше, отсюда и потребная вертикальная меньше.

Банальная геометрия.
(no subject) - rostoper - Feb. 21st, 2014 07:53 pm (UTC) - Expand
top_brick
Jun. 9th, 2014 09:05 am (UTC)
блин, а я в грозу выставил 40 на заходе в EINN - колбасило даже в симе ... буду знать, что 30
12377
Jun. 5th, 2015 12:46 am (UTC)
в симуляторах всегда выставлял 40-45.Ну и нормально.
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel