denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Закрылки 30... или 40?

В тему поднятого вопроса.

Итак, что предпочесть, из каких соображений исходить, выбирая закрылки 30 или 40?

Общие рекомендации

Сначала обратимся к Марксу: FCTM раздел LANDING:

Flap Setting for Lading
For normal landings, use flaps 15, 30, or flaps 40. Flaps 15 is normally limited to
airports where approach climb performance is a factor. Flaps 30 provides better
noise abatement and reduced flap wear/loads. When performance criteria are met,
use flaps 40 to minimize landing speed, and landing distance.


Т.е., Боинг рекомендует использовать закрылки 40, если позволяют условия (например, ограничения по градиенту набора при уходе на второй круг - закрылки 40 будут худшим вариантом, если есть ограничения). в большинстве случаев, считая это безопаснее.

Безопасность при использовании FLAPS 40 заключается в уменьшении посадочной дистанции. Косвенно - уменьшение нагрева тормозов (стальные тормоза очень критичны к нагреву)

Однако, закрылки 40 являются худшими с точки зрения экономии топлива. Кроме этого, закрылки 30 являются предпочтительнее с т.з. применения процедур уменьшения шума, уменьшают нагрузку на конструкцию по сравнению с FLAPS 40.

Когда рекомендованы закрылки 30? Опять-таки, обратимся к Марксу:

FCOM Supplementary Procedures - Adverse Weather - Windshear:

Precautions
If windshear is suspected, be especially alert to any of the danger signals
and be prepared for the possibility of an inadvertent encounter. The
following precautionary actions are recommended if windshear is
suspected:
/.../
Approach and Landing
• Use flaps 30 for landing


Т.е., закрылки 30 являются рекомендованным положением при заходах в условях сдвига ветра. Они обеспечивают лучшие характеристики, лучший запас до максимально допустимой скорости, лучший запас по сваливанию, нежели закрылки 40.

Далее, опять обратимся к Марксу:

FCTM Раздел Landing

Overweight Landing
/.../
Note: Use of flaps 30 rather than flaps 40 is recommended to provide increased
margin to flap placard speed.
/.../


Т.е., в случае посадки с массой, превышающей максимальную посадочную, рекомендуется использование закрылков 30, т.к. имеется больший запас по ограничению по максимальной скорости.

Особенности пилотирования с 30 и 40

Критичных не отмечено. Для меня одинаково. Может быть, даже с 40 проще посадить мягко, если ставить такую задачу. По-крайней мере, более высокое, чем обычно, выравнивание с закрылками 40 исправляется на "ура" - самолет мягко "парашютирует", хотя иной раз кажется, что должен "стукнуться" :)
Практика

Устоявшаяся советская российская практика: многие пилоты боятся закрылков 40 как огня. Крайне нежалательно используют, даже если ВПП короткая/скользкая и даже, если все вместе. Неправильный подход!

Боязнь вырастает из того, что с закрылками 40 меньше ограничение (162 vs 175 на -800 или 162 vs 185 -400). Опять же, есть корни и в другом общероссийском заблуждении - всегда, независимо ни от чего летать на Vref + 10.  Вот и мостятся на короткие и/или скользкие ВПП с закрылками 30 и уровнем автоторможения 3 или MAX, нещадно паля тормоза и пневматики. А если еще вспомнить про устоявшуюся методику "поздно (после опускания ноги) включить реверс и рано (80 узлов) выключить"... Бедные самолеты!

Однако, если вернуться в практику, то для максимальной посадочной массы 66.3т и закрылков 40 на 800-ке мы имеем Vref 142, следовательно, скорость на заходе 147, если не требуется коррекций. До ограничения 15 узлов. Это на самом деле много. Мне обычно достаточно. При этом для 30 мы имеем Vref 149 и скорость на заходе уже 154. Это если, конечно же, мы летаем по правилам, а не по понятиям "минимум Vref+10 всегда".

Соответственно, при меньших массах имеем меньшие скорости, и бОльшие запасы до ограничения.

Выводы и Рекомендации

Как и всегда - необходимо грамотный и разумный подход с целью работать максимально безопасно и эффективно :

  • Если полоса короткая и нет сдвига ветра - то не надо мучить самолет, используя закрылки 30, завышенные скорости и максимальное торможение. Летайте в этом случае с 40,выдерживайте правильную скорость на заходе, используйте уровень торможения минимально возможный (стальные тормоза). И не стесняйтесь переходить на торможение ногами, если требуется - нагрев в конце пробега намного меньше, чем использование интенсивного торможения в начале пробега.

  • Если нет ограничений по ВПП - закрылки 30 лучший вариант, исходя из соображений экономии топлива и снижении нагрузки на конструкцию

  • Если есть ограничения по шуму, ВПП не ограничена - закрылки 30.

  • Если есть ограничения по шуму, но ВПП ограничена -закрылки 40. Ведь SAFETY FIRST!

  • Если аэродром горный, ВПП не ограничена (масса позволяет), есть ограничения по градиенту ухода на второй круг - закрылки 15. Двигатель, какой бы он ни был надежный, может выкинуть фортель.  закрылки 15 в этих условиях предпочтительнее.

  • При крутой глиссаде есть смысл использовать-таки закрылки 40. Это уменьшает вертикальную скорость на заходе при той же массе, т.к. поступательная скорость уменьшается.

FLYSAFE
Tags: методические материалы
Subscribe

Posts from This Journal “методические материалы” Tag

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments