denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Миграции пилотов. Поговорим о житейских трудностях.



В своей предыдущей записи Миграции пилотов через границу я довольно кратко описал сложившуюся в отрасли ситуацию — определенная часть пилотов обратила свой взор на зарубежные авиакомпании и что-то около нескольких сотен уже успешно в них обосновались.

В прессе муссируется однобокий слух о том, что от больших зарплат пилоты сбежали к еще большим, я в статье попытался дать несколько более сложную оценку ситуации и причин, ее вызывавших.

Тем не менее, я склонен подозревать, что у многих складывается впечатление о том, что "здесь было все плохо", а "там теперь все будет хорошо".

Сегодня я хочу на примере личного выбора порассуждать о том, что не все так ажурно, как может казаться на первый взгляд. Возможно, мои рассуждения будут полезны тем, кто находится на этапе размышлений о своем будущем.
* * *

Я скажу откровенно — я не могу (и не хочу) назвать условия жизни моей семьи в России, как и моей летной работы в предыдущей авиакомпании такими "ужасными", от которых хотелось сбежать. Подобное мнение несколько непопулярно в нашей среде, но я же имею право на собственное?

Прежде чем вы устанете читать, я хочу в очередной раз сказать, что многие пилоты покинули страну по простой причине — безысходность. Среди таких те, кто оказался за бортом (например, пилоты Трансаэро), а также, "лишенцы" — те, кто прошел "некошерное" по мнению государственного органа обучения на пилота. Эти люди не сломались перед лицом проблем, я безмерно уважаю их опыт и чрезвычайно рад, что у них все получилось.

Деньги?

Как уже было сказано, обсуждение проблемы "бегства пилотов" идет в основном вокруг зарплат в зарубежных авиакомпаниях.

Сущая правда — в Китае зарплаты экспатов очень высокие — как для экспатов-пилотов, так и для экспатов-футболистов.

Нигде в мире нет таких возможностей для пилотов — прийти и сразу получать действительно немалые деньги (скажем, 20-25 тысяч долларов на руки в месяц). И даже местные особенности летной работы (непростая медкомиссия, нюансы CRM и т.п.) не могут быть настолько негативным фактором, чтобы перевесить — в России пилоты привыкли и не к такому.

Но то Китай. В других странах, например, в "песочнице" (как за глаза называют арабские страны Персидского залива) таких зарплат попросту нет.

Говоря откровенно, до девальвации 2014-го года зарплаты российских пилотов в крупных (и не очень) авиакомпаниях в долларовом эквиваленте были весьма неплохими в сравнении с рынком Европы, США и того же Залива. Более того, стартовые условия для молодого пилота в России были на порядок лучше — практически любой, ставший обладателем свидетельства пилота (госорган тогда устраивали любые варианты его получения), мог прийти в авиакомпанию на В737 или А320 и сразу получать много больше денег и дней отпуска, чем его европейские или американские коллеги (отмечу, что и сегодня стартовые условия для молодых в России много лучше).

Тем не менее, и после девальвации лично мне на жизнь зарплаты хватало за глаза, что неудивительно — большая часть населения страны имеет значительно меньший доход, но голодными в рванье ведь не ходит? В моей авиакомпании не произошло понижение зарплат (что случилось в некоторых других), и, пусть в долларовом эквиваленте она резко просела, но жили-то мы на рубли? Пусть цены и выросли (автомобили, например, подорожали конкретно), но мне совесть не позволяет кривить душой и говорить о том, что "зарплаты нищенские".

Если, опять же, говорить обо мне, то сегодня я вижу в своем иноземном зарплатном листе примерно те цифры, которые имел до девальвации в России. Кредиты мои никуда не делись, усложнилась логистика их выплат, кроме того, сегодня на мой доход чувствительно влияет необходимость платы за аренду жилья и автокредит.

Кто помнит, в сентябре я принял решение уйти с довольно-таки высокой должности, и которая помимо всего прочего стабильно приносила мне неплохой по российским меркам ежемесячный доход. Чтобы заработать столько же денег рядовым капитаном мне надо было бы из месяца в месяц летать по 85-90 часов.

Тем не менее, я посчитал, что работа руководителем мне не приносит радости и влияет на мое душевное равновесие (то есть, здоровье), и принял решение уйти в рядовые командиры на чувствительно меньший доход. Который все равно оставался высоким в сравнении со средней российской зарплатой. До нереальных цифр, озвученных г-ном гендиректором Аэрофлота ему, конечно же, было далеко, но тем не менее.

Но мог бы и не уходить, и тогда разница в доходе в России и в моей сегодняшней авиакомпании в рублевом эквиваленте была бы не такой уж и значительной. Скажем, в полтора раза вместо двух (коэффициенты меняются вслед за изменением курса рубля).

В любом случае, в сравнении с сегодняшней Россией я прибавку в зарплате получил... Но с какими сопутствующими проблемами приходится теперь мириться

* * *

Моей семье неплохо жилось в России — мы жили в достатке, быт был обустроен, дети ходили в школу и садик. За годы жизни в Подмосковье сложился круг общения, друзей, привычек.

Условия работы? Если бы я "меньше выступал" (как многие мне советовали), мне бы и в офисе жилось совсем неплохо. Я мог бы и не "выступать", но мне хотелось постоянно двигаться вперед, улучшать, изменять, а это всегда непросто, это всегда приводит к трате нервов и стрессам.

К тому моменту, как я дошел до точки и предпочел уйти в рядовые, было уже внедрено столько изменений и качественных улучшений, что после этого решения я получал от работы исключительно удовольствие. Беспокоило меня лишь одно — годы идут, а я хотел реализовать свое желание состояться, как пилот в международной авиакомпании. Это желание может показаться эгоистичным по отношению к моей семье, и я даже не буду спорить, т.к. сам нет-нет, да признаюсь себе в этом.

Подытожив, я скажу, что мне в общем-то не на что было жаловаться, семья жила в достатке и спокойствии, плюсы перевешивали. Дети сыты-обуты, на отдых в жаркие страны выезжают регулярно и т.п.

Относительном, конечно же, спокойствии — в России, как мы все знаем, нельзя быть уверенным в завтрашнем дне... но, будучи человеком разумным, я считаю, что сегодня вообще ни одна страна не дает гарантий стабильности.

Идеал есть только в Утопии, но такой страны на карте нет.

Итак, о каких грядущих трудностях пришлось мне задуматься, и все же принять решение резко изменить комфортную жизнь?

Семья

Я начну с главной головной боли, взгляды на которую диаметрально противоположные у разных моих коллег в зависимости от индивидуальных причин.

Если говорить про Китай, то насколько я знаю, многие из"сбежавших" живут в разъездах "семья - Китай", благо китайские авиакомпании предоставляют различные графики работы, например, 4 недели работы, 4 недели отдыха. Зарплата в таком случае наименьшая из возможных, но даже так она значительно выше зарплат в России. Меньше отдыха — больше зарплата.

В моем случае я работаю по постоянному контракту, т.е., образ работы схож с тем, что был в России — полеты, выходные и отпуск. В моей прошлой авиакомпании в год положено 70 дней отпуска, здесь — около 46 (цифры год от года немного варьируются на количество государственных выходных дней).

То есть, жить "наездами" — увы, не мой вариант. Поэтому моя семья будет жить со мной во время всего контракта.

Дети

И, опять же, есть два полярных мнения, но я выскажу свое — единственное, что меня действительно беспокоит после того, как я здесь обжился (многие страхи развеялись совсем или снизились), это учеба моих детей. Старшему 11, младшему 5.

Я уже записал их в школу, работающую по британским стандартам, в августе начнется учеба.

Начну с возможных плюсов:

1. Английский язык. Знание этого языка является безусловным преимуществом в современной жизни.

2. Школа выглядит шикарно — стадион, теннисные корты, два бассейна и прочие бла-бла-бла. Сам бы с удовольствием учился в такой.

3. Данное образование признается во всем мире. То есть, закончив эту школу, можно продолжать обучение и получить образование, которое признается на большей части шарика.

Но! (теперь минусы):

1. По упомянутому выше пункту 3. В России "их" образование не признается. Чтобы учиться в России дальше (например, на пилота в Бугуруслане) и работать в России парню нужен аттестат российской школы, ОГЭ, ЕГЭ и т.п. и т.д. Никому не интересен его аттестат, полученный "неизвестно где".

2. Зачем учиться в Бугуруслане? Можно учиться и в Оксфордской летной академии, только плати... Но в сегодняшних реалиях для того, чтобы работать в России с зарубежным летным образованием необходимо родиться иностранцем и стать капитаном большого самолета, на пилотов которого компании разместили заявку. Рожденным в России, получившим аналогичное иностранцам образование, путь в авиацию в России заказан.

3. Зачем работать в России? Я не знаю, как оно будет через годы, но пилотов в мире чуть больше, чем до фига, и весьма непросто начать карьеру. В России же, учитывая нашу закрытость от всего мира, при всех прочих, найти работу пилотом проще. При этом, пусть качество подготовки в государственных летных училищах, кхм, кхм, обещает стать лучше, но в итоге выпускник получает пилотское, выданное, кхм, кхм, по стандартам ИКАО. То есть, может быть признано во многих авиакомпаниях мира, если государственный орган перестанет играть в крепостное право.

4. Значит, детям придется каким-то образом проходить и российскую школьную программу. Да, в эпоху Интернета для этого есть много возможностей, но это требует усидчивости и устремленности самого ребенка... Я думаю, родители меня поймут.

5. Английский язык. Ему только предстоит стать плюсом, а пока знания невысоки, это огромный минус и стресс для ребенка.

6. Среда. Дети есть дети — им до взрослой толерантности еще расти и расти, а до этого они живут в своем, детском, мире, где дразнилки и одним им смешные шутки являются нормой. Когда вокруг сложившийся коллектив детей-арабов с небольшим вкраплением детей-экспатов, вписаться в него может быть проблематичным. Тем более, не имея еще хорошего английского.

Да, это самая большая проблема, с которой мне еще только предстоит столкнуться. Надеюсь, мы сможем ее решить.

Отмечу, что среди моих коллег есть и такие, которые не считают необходимым продолжать получение российского школьного образования — они видят будущее своих чад в европейской системе. Что ж, такой подход обоснованно имеет право на жизнь, особенно, если у вас дочки, которые не изъявляют желания стать пилотами.

Много проще тем парам, у кого дети либо уже отучились (в этом случае жизнь в Омане близка к жизни в раю с некоторыми допущениями), либо тем, у кого их нет (т.е., молодым — я не уверен, что возрастные бездетные пары счастливы), либо тем, у которых они совсем маленькие.

И, конечно, стоит указать, что обучение в школах - платное. И чувствительно платное. Да, компания компенсирует часть, но затраты все равно немалые.

Супруга

Удовлетворенность вашей супруги от жизни в другой стране (и, как следствие, ваше душевное спокойствие) — очень важная составляющая. Вы будете летать, а что делать супруге, если у нее нет знания английского языка, если она не умеет водить автомобиль?

В моем случае я в своей супруге уверен — мы многое прошли вместе (далеко не всегда пилоты в России получали зарплату выше, чем врачи и учителя...). Хотя ей только предстоит научиться разговаривать на английском языке...

Очень важен круг общения и наличие интересов — пока вы летаете, супруге необходимо чем-то заниматься кроме дома и детей.

Английский язык

Я вынесу отдельно этот пункт, т.к. он влияет на все. Он здесь нужен ежедневно, и желательно, чтобы не вы один его знали. В моем случае это problem, т.к. в семье знаю его только я. Супруга что-то может понять из прочитанного, но вряд ли поймет услышанное и не может объясниться. Старший в школе его учил, но пока его знания далеки от желаемого...

Говорят, что дети в школе очень быстро осваиваются и начинают "спикать". Что ж, нам только предстоит проверить эти слухи.

Быт и прочее

Все нижеследующие неудобства мне не кажутся значительными, но я все же напишу.

Мы привыкли ругать свою страну, не замечая положительных моментов. Нет, я не собираюсь утверждать, что в России прям все такое чудесное, но!

Главный фактор — живя в России, мы привыкли к правилам игры, писанным и неписанным. Зная родной язык, мы можем объясниться и договориться... ну, например, с сантехником или госслужащим.

Попробуйте объясниться с местным с индийцем, например. Он не понимает ваш английский, а вы — его.

В России очень много удобных он-лайн сервисов, которые незаметно стали частью нашей жизни. Вы, наверное, привыкли оплачивать много чего, не выходя из дома (каждый уважающий себя российский банк имеет Интернет -банк)? В Омане я как будто бы вернулся на десятилетие-другое назад. Оплатить сотовую связь? Omantel не дает возможности это сделать даже через банкомат! В мобильном приложении Bank Muscat недавно появилась опция... но моего высшего образования пока не хватило, чтобы заставить ее заработать. Покупаешь скратч-карды (молодежь в России, поди, и не знает, что это такое?) или оплачиваешь сотовую связь в специальном терминале.

Интернет... В России мы привыкли к быстрому и дешевому Интернету — как домашнему, так и мобильному. Те, кто не бывал за границей, возможно и не в курсе, что Интернет в России (доступ к нему) один из наиболее продвинутых.

В Омане скорость мобильного интернета в среднем выше, чем у стационарного. А если хочешь быстрый интернет у себя дома — плати нехилые суммы. Какой уровень цен? Безлимитные 25 мбит/сек стоят 45 риалов в месяц. Это около 6.5 тысяч рублей.

Мобильный интернет тоже весьма дорог. Я плачу 7 риалов в месяц, за это мне Omantel дает 1 GB данных вообще и 1 GB данных соцсетей. Хочешь еще гигабайтов? Плати 2 риала за каждый. (1 риал равен примерно 150 руб).

В общем, в плане IT технологий здесь есть еще множество возможностей для улучшения.

Да и в принципе, сравнение различных сервисов пока что идет в пользу привычной нам России. Мне еще не довелось, к примеру, столкнуться с ремонтом автомобиля и "индийским сервисом", а коллеги уже имели опыт... Хотя, опять же, можно получить не менее негативный опыт и в России (мне, возможно, повезло — у меня всегда был только хороший).

Менталитет

Честно, не могу сказать, что ощущаю дискомфорт от жизни в стране, как принято считать, с другим менталитетом. Это еще весьма спорный вопрос — чей менталитет покруче будет :)

Коренные жители Омана — спокойные, дружелюбные и неторопливые. Возможно, нет иной арабской страны, где арабы так много работают. Именно работают — таксистами, продавцами и пилотами, а не только получают пожизненную ренту от государства, за то, что родились арабами.

Коренных жителей не хватает для всех видов работ (да как и в России, не все виды работ отданы коренным гражданам), поэтому вокруг очень много представителей других национальностей — индийцы, пакистанцы, филиппинцы и проч. Все они — такие же экспаты-гастарбайтеры, как и мы, только русских здесь крайне мало (как, собственно говоря, и везде). Индийцы вообще очень разные, и их здесь безумное количество — они заняты всем, чем только можно заниматься — они и строители, и доктора, и учители, и пилоты тоже.

Бытует мнение, что в арабских странах женщин принижают. Возможно, но только не в Омане — здесь арабские женщины точно так же имеют право на работу (есть даже пилоты!), водят автомобили и гуляют по магазину не только в обществе супруга. Все ходят в традиционных одеждах, но женщин с закрытыми лицами встречаешь достаточно редко.

Проблема "возвращенцев"

Не могу не упомянуть о ней.

Бытует мнение, что если пилот ушел за границу, то обратно в Россию его не заманить никакими коврижками. Кроме того, как мы помним из недавнего (предыдущая статья) — не всегда возвращенцам рады. То есть, из принципа могут не взять на работу в назидание другим.

В моем конкретном случае я не рвал связей и не имею таких планов. Я честно озвучил свое желание уйти из компании в поисках нового опыта, это желание было понято. Я поддерживаю контакты с коллегами и отвечаю, как и раньше, на все их вопросы дать совет в той или иной ситуации.

Так же, я честно своим руководителям признался, что я не знаю, какими будут мои желания и планы через три-пять лет, но пока что у меня есть цель — пожить для себя, полетать, посмотреть мир, получить опыт взаимодействия с людьми различных стран и культур, изучить организацию летной работы в новом для себя мире, то есть, вложиться в свой личный опыт. Может быть, это звучит наивно и патетически, но однажды я хотел бы применить его во благо в родной стране, желательно в зеленой авиакомпании, за годы работы ставшей мне родной.

В первом своем отпуске я прилетел в Россию и несколько часов провел в офисе авиакомпании, общаясь с коллегами, которых у меня язык не поворачивается назвать "бывшими".

Я не собираюсь ругать свою Родину, как это часто принято. Как и не собираюсь надевать розовые очки — я замечаю проблемы здесь, как замечал и продолжаю замечать проблемы и в России.


Итак, что имеем в сухом остатке?

В моем случае, главная головная боль — это дети и их будущее.

Вторая, сильно связанная с первой и остальными — это знание английского языка членами моей семьи. Английский очень нужен для повседневной жизни.

Это то, что меня действительно беспокоит и не дает по-настоящему расслабиться — как я уже выразился, я достаточно эгоистично поступил, приняв решение сменить работодателя на зарубежного, тем самым доставив достаточно трудностей своей семье.

Мне хочется уверенности в завтрашнем дне — то есть в том, что мои мозги и опыт когда-нибудь будут востребованы в родной стране (при условии, конечно же, что я не поменяю свои цели — вернуться когда-нибудь). Увы, глядя на те дела, которые совершает регулятор, оптимизма что-то не прибавляется. Есть надежда, что вырастет молодежь — но ей еще расти и расти, а так, как среди них много толковых и умных, то есть определенные сомнения, что они захотят работать госслужащими :)

Все остальное, как оказалось, имеет и недостатки, и плюсы — с ними можно жить, как мы жили в России. Здесь отличные дороги, отличный климат (как ни удивительно это звучит! Сам дивлюсь — жара переноситься проще, чем я ждал), добрые люди. В магазине все можно купить.

Вот как-то так.

Спасибо за внимание! Хороших выходных!

Tags: оман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 275 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →