Продолжение. Предыдущая часть здесь.
...Мы медленно катимся за машиной сопровождения. Туман в кажется уже совсем неприлично густым, мимо нас проплывают силуэты самолетов, замерших на стоянках.
Наконец, машинка поворачивает направо, и мы заруливаем на отведенную нам стоянку.
Выключаемся.
- Через 10 минут надо уже закрывать двери! А еще через 10 минут, в 22:59:59 надо взлететь! Надо очень торопиться! У вас самолет заправлен?
С трудом перевариваю новость. С чего бы он был заправлен? Нет, конечно. И только на заправку минут 10 потребуется. И на подготовку кабины к полету те же 10 минут, что он будет заправляться, и это лишь минимум-минимум. Кроме этого, надо еще пассажиров разместить, посадить...
Нас торопят:
- Пассажиры уже здесь. Сажаем?
- И два трапа и пожарная машина?
- Все здесь, все здесь, надо торопиться, аэропорт закроется!
- Маловероятно, что мы успеем...
- Давайте-давайте, надо хотя бы начать руление, там договоримся с аэропортом.
Авантюра чистой воды. Нереально за 10 минут успеть все сделать и закрыть двери! Даже в бодром состоянии экипажа, не говоря уж о нашем. Да и рулить в тумане потом еще минут 15. Ми-ни-мум! Не сходится математика. Что он там сказал - главное руление начать?.. Хм, попробуем..
Говорю Стажеру, чтобы тот занялся заправкой и всем прочим, а я подготовлю кабину за себя и за него.
-==(о)==--
Полный бардак!
Немецкий рамп агент на чистом английском просит нас доложить диспетчеру о готовности. Гляжу - заправка еще вовсю идет. Уточняю - в своем ли тот уме и как насчет организованности и порядка? Тот отвечает - да все нормально, мы уже заканчиваем, и очень надо, чтобы вы доложили о готовности.
Ну что ж, немцы лучше знают орднунг. Они из него сделали бренд. Докладываю о готовности - диспетчеру приходится верить на слово, он не видит нашу суету из-за тумана. До часа Х, закрытия аэропорта, 8 минут, заправка еще не закончена...
- Ну полный п...ц, - суммирую я вслух вернувшемуся в кабину Стажеру.
Сам выхожу на связь с пассажирами, извиняюсь за задержку, и честно сообщаю, что скорее всего мы никуда сегодня не улетим, т.к. аэропорт через несколько минут согласно немецкому порядку закрывается. Но мы попробуем.
Кабину я успел приготовить и за себя и за него, зачитываем чек-лист.
Внизу чего-то тупят.
Через несколько минут диспетчер беспокоится - не хотим ли мы начать буксировку? Конечно хотим, сейчас вот только заправку закончим... Говорю: "Пока еще не готовы".
Диспетчер спрашивает нас, сможем ли мы взлететь в 22:59:59? Я хоть и русский, но не дурак, у меня свой орднунг, врать не стал - конечно же, мы не успеем. Нас представитель и рамп агент за идиотов держит, что ли - думает, что мы любим быструю езду и помчимся по туману сломя голову, наплевав на все и вся?
В таком случае, говорит диспетчер, мне придется отменить разрешение. Но вы можете запросить специальное разрешение на вылет после нулей.
Да-да, конечно, и на этом спасибо.
Прибегает представитель - заправка окончена, давайте улетать. Говорю - это анриал, нам уже отменили разрешение, надо получать инидивидуальное, от властей.
Машет руками - давайте-давайте, закрываемся, сейчас все будет, главное начать движение... Смотрю на него - похоже, что у него начался эффект туннельного зрения и он, нацеленный на желаемый результат, не видит ничего?
Что ж, он местный, лучше знает порядки и орднунги. Закрываемся. Теперь, пока кто-то там пробивает специальное разрешение, у нас есть время перевести дух и тщательно проверить подготовку кабины, выполненную мною в одиночестве.
Проходит пять минут.
Нас вызывает диспетчер и извиняющимся тоном говорит, что до сих пор у него нет никакой информации о том, что кто-либо от нас подсуетился о выдаче специального разрешения. Чертыхаюсь в сторону убежавшего представителя, в очередной раз хватаюсь за смартфон, баланс которого давно ушел в минус, звоню в Москву, объясняю ситуацию...
Снизу теребит представитель. Стажер ему передает привет.
Но все тщетно. Еще через несколько минут диспетчер сообщает нам, что улетать этой ночью нам не получится, разрешения не будет. Что ж, я был уверен в этом с самого начала и нехрен было цирк устраивать.
Информирую пассажиров о том, что орднунг победил, и всем нам предстоит провести еще одну ночь в благополучной Германии.
Пассажиры уехали, мы готовим самолет к ночевке. В очередной паз просим слить всю водяную систему, нас заверяют, что все будет гут!
Отель, в котором нас обещают разместить, конечно же, находится в трех минутах ходьбы от аэровокзала. Но в этот раз обещают, что наша дорога будет изумительно короткой.
Есть время выйти подышать свежим туманным воздухом.
Да, неплохо затуманило...
Приехал автобус. Мы обесточили самолет, погрузились и поехали на проходную.
Добропорядочный полицай не очень долго нас мучил и быстро поверил в нашу душещипательную историю. Наличие генеральной декларации на вылет и ID членов экипажа его устроило, и в скором времени мы снова сели в автобус и поехали в сторону пассажирского терминала, возле которого нас высадили.
Вошли в терминал через зону получения багажа. Снял светоотражающую жилетку, положил в портфель. Остальные тоже решили перестать светиться.
Пошли дальше.
Отель Маритим действительно оказался очень близко и вскоре мы уже стояли у ресепции, ожидая своей очереди. Впереди нас было не так много людей, и все были пассажирами нашего рейса.
Наконец, служащий освободился, я подошел к стойке, поставил портфель под ноги. Справа встали наши проводницы, пришлось потесниться...
Начался неспешный процесс регистрации
Звонит телефон - планирование на связи. Сообщают, что ЦУП хочет, чтобы мы вылетали сразу после открытия аэропорта - буквально через несколько часов, которые не обеспечат нам полноценный отдых (минимальный - 10 часов), который позволял бы с нуля начать новую полетную смену. Но у них есть радостная весть - в случае, если мы взлетим так, как от нас хочет ЦУП, у нас будет целых 11 минут запаса рабочего времени, оставшегося в сегодняшней резиновой полетной смене, растянутой на обед и отдых в гостинице...
Смеюсь над планами. Говорю - мы устали и будем отдыхать 10 часов, пожалуйста, перепланируйте вылет так, чтобы это обеспечить. Я не верю, что утром все пройдет без задержек, поэтому 11 минут нас не спасут.
Больше с этим вопросом нас не беспокоили.
Регистрация окончена, все получили свои карточки. Я переписал номера Стажера и старшего бортпроводника, наклоняюсь, чтобы взять свой портфель...
...а портфеля нет.
Упс.
Оборачиваюсь на 360 градусов, сканирую взглядом окрестности. Портфеля нет. Спрашиваю своих - не видели ли они мой портфель? Стажер говорит - ты же его у стойки ставил, я видел. Говорю - да, но сейчас его нет...
В портфеле вся наша полетная документация. А также куча требований на заправку, которые являются отчетной документацией здесь, в России.
Фонарик, фотоаппарат и камера GoPro, но о них я сейчас меньше всего думаю. Чтобы вылетать завтра, нам нужно Задание на полет и генеральные декларации. Сразу прокручиваю варианты их получения - слава Богу, у нас давно уже порядки усовершенствовались, все эти документы формируются в компании и экипаж печатает их на принтере. Неважно, где этот принтер будет расположен. А вот еще совсем недавно задания выписывались вручную, подписывались Командиром Эскадрильи, Командиром Отряда, на них ставилась печать... Хрена с два мы бы такое задание сейчас получили.
А с новым (ну, которому уже 4 года) - проблем быть не должно.
Но куда же ушел мой боевой портфель, поцарапанный и невзрачный?
Прошу вызвать полицию.
И заодно обзвонить всех, кто регистрировался вместе с нами в это время - может, по ошибке, они взяли мой портфель? Хотя верится в это с трудом - мы толпой стояли у стойки, мой портфель был где-то в ногах. Случайно взять его было сложно...
Служащие неохотно, но начинают обзванивать...
В свое время, когда я еще только-только пришел в авиацию, отец дал мне совет - все документы в полете носить на теле. Мало ли чего. И вот сейчас я олимпийски спокоен - пилотское, оба паспорта, пропуск - все на мне. А то, что пропал портфель, фотоаппарат, гоупро, а и хрен с ними. Портфель был старым, давно пора поменять. Соньку жалко, она была моим боевым другом крайние три с лишним года. ГоуПро 3 - что ж, это тоже не новье... Да и качество меня не очень устраивало. Все можно купить, были бы деньги и желание.
Задание на полет - вот тут придется позаморачиваться, но все опять же, решаемо. Да, придется писать объяснительную, но таков порядок. Орднунг, черт возьми. Прошляпил, будь готов ответить. Чего толку расстраиваться из-за этого? Все равно не изменить ничего.
Мой экипаж поражается моему спокойствию, и наперебой обсуждает ситуацию. Оказывается, что все, не исключая моего Стажера, носят документы в сумках. И если бы у них их увели, то все бы пропало...
Хороший совет мне дал отец. Пригодился!
Вызвонили какого-то дядьку, который вроде бы сказал, что брал черную сумку. Просят его спуститься. Спрашивают - отменяем вызов полиции?
Говорю - нет. Сначала я хочу убедиться, что это мой портфель и что все на месте.
Минут через 15 приходит полиция. Объясняю ситуацию. Ресепционист говорит, что вроде бы сумка нашлась, на что я отвечаю, что хотелось бы верить, но давайте дождемся.
Спускается старичок, не русской и не немецкой внешности. С маленькой черной барсеткой в руках. О боже :)
Бедняга не понял, чего от него хотели, и решил, что раз у него есть черная сумка, то ищут именно его, не зная зачем. Отпускаем с миром.
Что ж, составляем акт заявления в полицию. Спрашиваю - нельзя оперативно посмотреть записи с камер наблюдения. Служащие разводят руками - сегодня выходной, специалисты придут только послезавтра, в понедельник.
Орднунг.
Полицейские сделали опись вещей с моих слов, записали адрес и пожелали всего хорошего. Я извинился за беспокойство, и мы расстаемся друзьями.
Мой экипаж все это время не бросал меня, даже пробежались по этажам - может, у того, кто взял мою сумку, по ошибке или намеренно, проснулась совесть, и он выбросил ее куда-нибудь? Но нет, тщетно.
Командую всем идти спать. Утро вечера мудренее. Может, что-нибудь к утру изменится, совесть проснется у того, кому глянулся мой потертый портфель...
Обидно лишь одно - думать, что это был кто-то из наших пассажиров.
Спал так себе. Провалился быстро, но внутренние часы, будь они неладны, разбудили в 5 утра местного времени, то есть, в 7 московского. И все. Хоть организм и сигнализирует, что хочет спать, но сколько я не валялся, сон не шел.
Встал, в очередной раз пообещал себе вместе с новой сумкой собрать и дорожный набор - зубную щетку, пасту, бритву, носки. В номере ничего, конечно же, не оказалось. Даже бутылки с водой в подарок. Хотя в Германии это не проблема - пить воду из-под крана можно смело, по-крайней мере, меня в этом убеждали еще в прежние времена. Пил и вроде без последствий.
Дождался 6 утра, пошел на завтрак. Внизу, в кафе, уже кучковались наши пассажиры, а мне даже смотреть на них не хочется - так и представляется, что кто-то из них стащил мой портфель, намеренно или нет, но создал достаточно проблем.
Да, кстати! Надо ж позвонить в компанию, попросить прислать представителю пакет полетной документации для печати! Что и делаю.
Позавтракал. Вот уже и остальной мой экипаж подтянулся. Спрашивают насчет сумки - нет, новостей никаких.
Поднимаюсь в номер. Валяться в кровети нет никакого желания, поэтому я беру куртку, закрываю номер и иду вниз, сдаю карточку.
Сижу в холле, смотрю на снующих клиентов отеля - может, мелькнет знакомый черный портфель. Нет, не мелькнул. Ну да и бог с ним. Главное - все документы при себе, а все остальное можно купить, кроме Задания на полет, но это тоже не самая большая из бед.
--==(о)==--
...Оперативно добрались до самолета. Нас прямо от главного входа отеля забрал автобус и через минуту мы уже были на проходной, где в очередной раз и с новыми подробностями пришлось рассказать нашу историю, и нас пропустили без каких-либо проволочек.
Самолет за ночь замерз. Весь в инее, стекла в узорах. Красота!
Солнце встает, освещает германщину. Ощущение полного благополучия вокруг.
И порядка.
Но нет.
- Капитан, у нас будет задержка, - сообщает рамп агент. - На гейте проблемы с компьютером, а пассажирам вчерашнего рейса необходимо сначала пройти чек-аут, а потом по-новой регистрироваться.
Что ж, это именно то, что я вчера говорил планированию. Не может быть такого, что не будет проволочек на утреннем вылете! И хорошо, что мы нормально отдохнули (ну, хотя бы на бумаге), и можем ждать очень долго, когда закончатся формальности по оформлению пассажиров. Сегодня после минимально положенного отдыха у нас началась новая полетная смена, и рабочее время начало отсчет с нуля, а если б мы повелись на предложение вылететь с первыми петухами, то сейчас выглядели бы бледно с т.з. и орднунга, и порядка.
А воду немцы вчера так и не слили. Благо, ночь не такая уж холодная была, чтобы это как-то нарушило водяную систему самолета. Отогреем.
--==(о)==--
Сегодня у Стажера будет еще один полезный опыт - обработки самолета в цивилизованном аэропорту.
И вот тут в моем тексте нет никакого сарказма. Действительно, то, как организована процедура деайсинга/антиайсинга в Дюссельдорфе, должно быть скопировано всеми российскими аэропортами, которым она нужна больше, чем более мягкой (с т.з. погоды) Германии.
После того, как все формальности улажены, время слота получено, мы закрыли двери, нас отбускировали, мы запустили двигатели и начали движение в сторону ВПП 23Л. Но вначале мы заехали на специально отведенную площадку для облива, которая расположена недалеко от начала этой ВПП. Соответствующая площадка есть и с противоположного конца.
Одновременно там могут обливаться несколько лайнеров. Причем все это делается с запущенными двигателями. Заехал - облился - поехал - улетел. Для чего это делается именно так и почему именно так и надо делать?
Расскажу.
В условиях интенсивного обледенения время защитного действия жидкости ограничено. Причем счет может идти на минуты. После окончания срока защитного действия положено обливаться по новой, что, увы, не всегда можно соблюсти и приходится идти на сделки с совестью. Мол, время holdover time весьма неточное, имеет широкие диапазоны... И еще много чего "мол".
В России лишь недавно, после печальной катастрофы ATR, стали более-менее серьезно относиться к анти-айсингу. То есть, процедуре, при которой самолет покрывается защитным слоем, которое должно предотвращать критические поверхности от образования снежно-ледяных отложений при нахождении ВС на земле.
Да, кстати, эта процедура не имеет никакого отношения к защите самолета от обледенения в полете, хотя это мнение часто встречается.
Я не знаю почему исторически так получилось, ведь обледенение не вчера прдумали. Летая на Ту-154 нас, пилотов, не особо заморачивали этими процедурами. Если на самолете есть лед - его убирали либо до того момента, как приходил экипаж, либо обдували горячим воздухом после посадки пассажиров. Далее рулили и взлетали. Очень редко обливали самолет Арктикой.
Во многих аэропортах до последнего времени не знали никаких других типов жидкости, кроме Арктики ДГ, тип I, который применяется в основном для деайсинга - то есть, для удаления льда, но в условиях средних температур и интенсивного обледенения свойства первого типа весьма неважные.
Хочу сказать, что в последние годы ситуация изменилась, и более подходящий для защиты в этих условиях тип IV встречается повсеместно. Хотя до сих пор наземники не всегда понимают желание экипажа обработать самолет при плюсовых температурах - ну, о топливном инее/льде я не раз рассказывал, повторяться не буду.
Так вот.
В России не практикуют обработку на специально отведенных у ВПП площадках, и, тем более, боятся проводить ее при работающих двигателях, хотя это, я подчеркну - нормальная процедура. Почему? Ответ простой: "Так никогда не было и кабы чего не вышло".
Поэтому в России самолеты обычно обливают на стоянке, еще до запуска двигателей. Или буксируют на точку запуска, и там обливают. Зачастую одной машиной. Иногда - шлангом из бочонка. По старинке.
Потом служащий обходит самолет, осматривает результат (чего он там разглядит с земли?), получает данные у ребят, проводивших обработку, потом докладывает данные экипажу. После этого экипаж запрашивает запуск, запускает двигатели и начинает долгое руление на взлет.
Вот. А время защитного действия отсчитывается от НАЧАЛА обработки.
Хорошо, что на самом деле реально интенсивное обледенение встречается достаточно редко, весьма и весьма редко. Хорошо, что на самом деле свойства жидкости в спецификации консервативно занижены. Хорошо, что самолеты (отмечу, не все) на самом деле гораздо менее подвержены влиянию снежно-ледяных отложений, чем принято считать. В авиации все держится на консервативном подходе.
В Гемрании не так. Тут не уповают на "хорошо, что на самом деле..." Они просто организовали облив непосредсвенно у ВПП, и трата времени защитного действия минимальна. Пара-тройка минут после окончания обработки и ты взлетел.
Слабо сделать такое в России?
Или не так. Что еще должно случиться, чтобы хотя бы Домодедово заработали уже нарисованные на схемах площадки для удаленного деайсинга/антиайсинга по той же схеме, по которой работают в Германии? Ведь Домодедово порт передовой - здесь при желании можно и с работающими двигателями провести обработку.
Итак, мы свернули на площадку для облива. Нас встретила машинка, показала нам дорогу на отведенную точку. Затем очень оперативно нас с двух сторон облили, удалили весь ночной иней, и через пять мину мы взвинитились в морозное немецкое небо.
Набрали эшелон. Можно немного расслабиться.
- Знаешь, мне тут в голову забавная мысль пришла, - говорю Стажеру. - Если сложить все цифры во вчерашней дате, 03.12.16, то получается 13. Вот в чем причина наших злоключений!
Магия чисел, не иначе!
Смеемся.
--==(о)==--
Через три часа подлетаем к Москве.
Столица традиционно закрыта слоем облачности. Находим город по дымкам, пробивающимся через завесу туч.
Солнце есть, но местные жители иногда теряют в это веру.
Еще через двадцать минут наш лайнер возвращается на базу.
Всё.
Дома.
--==(о)==--
Путешествие, растянувшееся на два дня окончено. Это такой полет, который не сотрется из памяти никогда. И я, и мой Стажер получли очень важный и полезный опыт, и очень хорошо, что у Стажера этот опыт получен в относительно тепличных условиях - то есть, при полете с инструктором.
10 лет назад, введясь в строй, я стал получать опыт без оглядки на инструктора, в самостоятельных полетах. Мне, молодому во всех смыслах командиру, было весьма непросто ориентироваться в ситуациях, в которых еще никогда не попадал. Надеюсь, Стажеру моему будет проще.
То, что такие ситуации у него будут - это гарантия. Тем и интересна наша профессия, что каждый полет не похож на предыдущий. Всегда случаются какие-то нюансы, в которых приходится принимать решения.
Следующий полет в очередной раз это доказал... но это уже другая история.
Всем спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Мой инстаграмм
Мой канал на Youtube.
Journal information