denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

9/11. Или о том, что делает эту профессию не такой уж и скучной. Часть 1.



...Как говорили потом девчонки, все дело в дате. Число 9/11, увиденное в документах, не понравилось им сразу.

--==(о)==--

Если бы в нашей компании планирование все еще осуществлялось методом "карандаша и резинки", то клетки, отвечающие за 9 ноября и соседнее 10-е число, были бы истертыми до опасного состояния. Не успел я настроиться на ночной Ереван, как в верхах порешали, что для полетов в Кишинев, новому для Глобуса направлению, абы кто не подойдет и отсортировали пилотов на свое усмотрение.

Узнав об этом, я хмыкнул в сбритые усы. Что ж там такого примечательного в этом Кишиневе, столь любимом направлении пилотов и бортпроводников братской зеленой авиакомпании? Поговаривают, что даже в нашей пятиэтажке стены содрогнулись, когда в соседней "Сибири" узнали о том, что отныне в Молдову будет летать "Глобус" на Боингах.

Хе. Следующим будет Аликанте... ну вы держитесь там. Хорошего настроения! (с)

--==(о)==--


День с самого утра обещал быть нескучным.

Буквально на днях супруга продала свой автомобиль, и появилась трудноразрешимая проблема - как мне добираться до аэропорта, а ей - до всех остальных мест в скромном городке Домодедово. Эксплорер большой, но разорваться на два маленьких Фокуса не может. А о том, что существует альтернативные виды транспорта мы оба уже вроде и не помним. Автомобилисты поймут.

Удивительное дело! Я стал автолюбителем лишь 8 лет назад, а до этого меня нисколько не смущала необходимость добираться до аэропорта на общественном транспорте. Более того, я частенько не ждал кольцевой автобус, который курсирует по городу Домодедово и отвозит всех желающих на площадь перед авто- и ж/д- вокзалами, а просто брал ноги в руки и пехом шел 25 минут до нее. Городок мне не казался таким уж большим для подобных подвигов...

Подвигом тогда это вообще не казалось - я даже получал удовольствие, если прогулки совершались в чудную погоду (редкое явление в эти дни). В выходной день мы могли посадить Артемку в коляску и направиться на другой конец города, в парк "Елочки", чтобы подышать лесным воздухом.

Автомобиль все быстро расставил на свои места. Зачем идти пешком 500м на почту, если можно доехать? Зачем толкаться в автобусе, если можно доехать с комфортом? Зачем мерзнуть в электричке 20 минут, а потом еще 10 ехать на маршрутке, если можно сесть в автомобиль?

После того, как Артемка подрос и стал ходить в садик, а затем на подготовительные занятия, у Оли, супруги, стало появляться больше времени, а у меня, соответственно, меньше - т.к. кроме работы есть еще и семья, которой надо то в Ашан, то в ИКЕА, то в бассейн. Маленьких детей на бабушек-дедушек не оставишь по причине удаленности проживания последних (3500 км - не шутка!), поэтому куда бы мы ни собрались, все время приходилось брать детей с собой - сначала был один Артемка, затем появился Андрейка. В таких условиях покупка второго автомобиля просто напрашивалась и как-то спонтанно осуществилась.

И вот, через 5.5 лет автомобильного рабства мы внезапно оказались перед фактом - в семье остался лишь один автомобиль.

Да, чуть не забыл самое важное - отсутствие смайликов не означает серьезности текста.

И надо ж такому случиться, что именно утро 9/11 стало первым после такого события. И именно 9/11 мне предстояло лететь не куда-то там в ночной горный Ереван, а в дневой Кишинев, который наши верхи сочли "особым и сложным" и провели рокировку пилотов в уже опубликованном ростере. Переговоры президента семьи и госдумы завершились компромиссом - после того, как младшего сдаем в садик, а старшего в школу, вместе едем в аэропорт, после чего супруга обязуется организовать встречу и трансфер обратно.

Небо над Подмосковьем хмурилось тучами и плакало мокрым снегом...

--==(о)==-


Приехали в аэропорт, стоим перед шлагбаумом. Агрегат не хочет читать мой парковочный талон, считая, что "информация с карты удалена". Прикольно. Очень хорошо, что мне сегодня не нужно оставлять машину на парковке. Нажимаю кнопку, получаю обычный бумажный талончик, проезжаю шлагбаум, "you have control" - передаю управление автомобилем супруге, а сам с ясным взором и светлыми помыслами широким шагом (не пачкая форменные брюки кислотной жижей) направляюсь в аэровокзал.

--==(о)==--


Медконтроль встречает меня очередью.

"Уральские", похоже, опять сгрузили три экипажа в полном составе (пилоты+проводники) в один свой служебный автобус, который курсирует по маршруту "Гостиница - аэропорт" (водитель у них, отмечу, явно Шумахер. Привет, Михаэль!) и теперь в количестве, не поддающемуся контролю и учету, стоят оцеплением перед комнатой фельдшера. Мне пока торопиться некуда, так что, после невольного прослушивания чужих сплетен в течение 25 минут, я все же усаживаюсь под сканер строгих взгляд усталого медработника, и через минуту, абсолютно здоровый, иду по направлению к штурманской комнате, провожаемый завистливыми взглядами тех, для которых "вершины еще впереди".


Мой сегодняшний второй пилот, Иван, не так давно работает в нашей авиакомпании, вместе мы еще в одной кабине не встречались.

В последнее время подобная фраза часто появляется в записях моего блога - внезапное полуторакратное увеличение парка и, соответственно, персонала является тому причиной.

Как и многие другие, пополнившие наши ряды, Ваня пришел к нам из Трансаэро, имея около 2000 часов на В737 за своими молодыми плечами.

Он уже давно сидит в штурманской, благоразумно решив не слушать жалобы людей под дверью медпункта, имеющих летную работу, на "задолбали Питерами... а меня - Сочами..", и, получив причитающееся ему количество бумаг, корпит над ними.

- Привет, Иван! Как дела, как настроение?

Отрывается от бумаг, жмем друг другу руки.

- Здравствуйте, Денис Сергеич, все нормально.

Что ж, присяду-ка и я. Немного поработаю.

--==(о)==--


VP-BQD еще в пути из Оша, но обещает прибыть вовремя, не задерживая наш вылет. Мы рутинно готовимся к полету - флайт-план, анализ погоды на аэродроме назначения, запасных, расчет топлива...

- Парни, а вы в Кишинев?

Поднимаем голову. Знакомый дядька, из местных, выжидающе смотрит на нас.

- Да, в Кишинев.

- А вы там в дьюти фри пойдете? Можно попросить вас...


Вот оно что. В Кишиневе есть какой-то просто волшебный дьютик, который и стал визитной карточкой самого любимого рейса сибиряков. Как я понимаю, для них слетать в Кишинев и не отметиться в местном duty free - это как для меня слетать в Улан-Удэ и не покушать буузы.

Сам я принципиально в дьюти фри не хожу. Раньше ходил, но... В общем, есть две причины, почему я перестал это делать - во-первых стало лень таскать эти бутылки (которые потом пылятся в домашнем баре), во-вторых (и это главное) - чувствую себя некомфортно, покупая в летной форме спиртное на глазах у своих же будущих пассажиров. Это мои собственные тараканы, никому их не прививаю. Если мне нужен Red Label - я иду в магазин и покупаю Red Label, пусть даже это и стоит дороже на 10 евро.

Тем не менее, это настоящая традиция, корни которых уходят в дикие челночные 90-е - летая за границу, вы обязательно должны посетить duty free! Выросла целая религия, основанная на убеждении, что все ведущие ликероводочные заводы и коньячные фабрики поставляют лучшие партии именно в duty free Кишинева (доплачивая работникам за то, чтобы те продавали их продукцию в два раза дешевле), а все то, что не соответствует высоким требованиям дьютифришного качества - в фирменные магазины и просто Ашаны/Виктории за цену втридорога.

--==(о)==--


Судя по той противоречивой информации, что можно почерпнуть из NOTAM и сборников Jeppesen, в аэропорту Кишинева идет ремонт ВПП. Полосу укоротили до 2300м, при этом нигде в них четко не сказано о том, что ИЛС не используется. Есть лишь указания об использовании временных эксплуатационных минимумов, потому что основные минимумы "are suspended". Временные же минимумы указаны лишь для неточных заходов на посадку по RNAV GNSS и VOR/DME.

Отсюда следует умозаключение - ИЛС не используется, что вполне логично, учитывая ремонт ВПП и 146% вероятности наличия на ней различной строительной техники. Т.к. она находится в зоне действия курсового маяка, который обеспечивает точное наведение самолета в створ ВПП и всегда расположен за противоположным ее концом, то в работу его вносит существенные помехи. Использование его просто небезопасно.

Бюллетень же, изданный авиакомпанией, говорит практически открытым текстом о том, что ИЛС не работает (странно - что мешает взять и написать прямо? Ох, штурмана! Отродье хамское (с) Царь Петр). Следовательно, сегодня мы должны думать о том, как будем заходить в Кишиневе на укороченную ВПП по неточной системе захода на посадку...

...что, честно говоря, совсем не трудно, если бы не одно "но".

Погода откровенно не радует!

Прогноз говорит о том, что к моменту прилета видимость будет более-менее, но вот облачность ожидается неприлично низкой. И, хоть мы благодаря ФАП128 эту облачность для аэродрома назначения не учитываем, то есть, она не является критерием для однозначного непринятия решения на вылет, но задумываться - задумываемся.

Задумавшись, я понимаю, что прогноз OVC004 (сплошная облачность, 400ф или 120м) мне определенно не нравится, особенно на фоне фактических OVC001 (сплошная, 100ф или 30м). И это при том, что минимальная высота снижения при заходе на ВПП 08 равна 371 футу! А по правилам авиакомпании, установить надежный визуальный контакт с наземными ориентирами мы должны еще на 50 футов раньше, и при этом при всем, сама ВПП будет чуть левее нашего курса - согласно схеме подход к полосе выполняется под углом 3 градуса, а ветер прогнозируется южный, соответственно, нос лайнер будет еще более направлен вправо от полосы.

Если нам повезет и мы увидим огни сквозь белую пелену, придется аккуратно выворачивать на полосу, постоянно помня о том, что ее обрезали до 2300м. То есть, следует постараться и не перелететь сверх меры - учитывая то, что облака очень часто связаны с дождем, она вряд ли будет очень сухой.

На этом фоне заправка под максимальную посадочную массу, предлагаемая компанией, выглядит как шутка.

--==(о)==--

Нам нет смысла брать столько керосина.

В заправке сегодня учтено не только топливо, потребное для полета до Кишинева и уход на запасной с обязательным 3х процентным доптопливом "на всякий случай", но и экстра, которую заливают сверх потребного для того, чтобы уменьшить заправку в Кишиневе, сыграв на разнице в цене топлива.

Посовещавшись, решаем уменьшить эту экстру на тонну, в душе надеясь и на то, что payload тоже окажется меньше, и, соответственно, даст некоторое уменьшение веса на посадке. Конечно же, сухие, точнее, "мокрые", цифры говорят о том, что мы и при максимальном весе сможем приземлиться и даже остановиться в пределах ВПП в прогнозируемых условиях. Но мне хочется немного упростить условия задачи, и уменьшение посадочной скорости, пусть даже небольшое, является одним из способов.

Безусловно, я даже не думаю о том, что мы сегодня будем использовать закрылки 30 - только максимальное положение 40 будет правильным вариантом.

Почему? Все просто - опять же, меньше скорость как на заходе, так и на посадке. В глиссаде вертикальная скорость будет чуть меньше, а времени на оценку и принятие решения на продолжение захода или уход на второй круг - больше. Угол тангажа при бОльшем положении механизации будет чуть меньше, а обзор из кабины - чуть лучше. Учитывая низкую облачность и плохую видимость, это является плюсом - так как следует ждать ориентиры не прямо по курсу, к чему привыкает пилот при полете в условиях "млн на млн", а под носом самолета, да еще и левее, так как заход осуществляется с курсом, отличающимся от курса ВПП.

И после приземления быстрее остановимся. В общем, 40 - лучшее положение, хоть и приведет к некоторому увеличению расхода топлива.

Подготовка к посадке должна начинаться еще в штурманской. Взлет и полет это красиво и здорово, но рано или поздно придется садиться, и лучше об этом подумать достаточно заранее, в спокойной обстановке.

В воздухе еще никто не оставался.

Иногда даже приходится отказываться от вылета, т.к. прогнозируемые условия на посадке не позволяют принять решение на вылет, не обеспечивают безопасность завершения полета. В этом случае вылет переносится до лучших времен, пассажиры негодуют и обещают мыслимые и немыслимые кары в адрес авиакомпании.

Зачастую пассажиру непонятны причины и начинаются вопросы: "Почему мы не летим?". Ведь они "позвонили родственникам, живущим в тридцати километрах от аэропорта, и те сказали, что погода отличная!". О, сколько подобных историй могут рассказать представители авиакомпаний!

Но сегодня у нас нет возможности не вылететь. Прогноз, хоть и посредственный, но летный. И ему хочется верить - т.к. прибытие мы планируем после полудня, есть мнение, что солнце нагреет молдавский воздух, что поднимет хмурые тучи повыше, хотя бы до прогнозируемых 400 футов, которых с большой степенью вероятности будет достаточно, чтобы увидеть яркие огни подхода.

Более того, даже в случае нелетного прогноза есть вариант, позволяющий принять решение на вылет - если в наличии имеются два запасных аэродрома с подходящей погодой или один - со "звенящей". В нашем случае и это есть - погода на предложенных компаниях запасных, Бухаресте и Варне, неплохая. Правда, в ближайшем, Бухаресте тоже обещают низкую облачность, но зато там работает ИЛС, который позволяет не беспокоится о каких-то там облачках. А в более удаленной Варне и видимость и облачность на высоте... правда, обещают сильный ветер, что является не более чем нюансом.

Итоговое резюме простое:

- Что ж, опять нет возможности не полететь.

Одеваемся, выходим, садимся в автобус и едем на стоянку 11В, куда не так давно зарулил наш "кубик дельта".


Продолжение следует

FLY SAFE NEW!.jpg
Будьте на связи:

Мой инстаграмм


Мой канал на Youtube.

Tags: Кишинев, полеты
Subscribe

Posts from This Journal “Кишинев” Tag

  • 9/11. Часть 4.

    Продолжение истории. Предыдущая часть - здесь. И все же нормальным парням и девчатам сегодня должно было повезти. Не успели мы сесть в…

  • 9/11. Часть 3.

    Приветствую всех, у кого хватило терпения добраться до этого места в моем повествовании. Если же вы только-только присоединились, то эта запись -…

  • 9/11. Часть 2.

    Продолжение. Начало истории - здесь. США и весь мир приходят в себя от результатов голосования, а мы сидим в самолете и ждем, пока другие…

promo denokan september 18, 10:28 18
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →