denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Открытие зимнего сезона. Москва-Новосибирск-Москва



Летать становится все более нескучно. В Москву, похоже, пришла зима. Прощайте, чистые автомобили!

Мне нравится зима. Особенно, если это зима честная, в которой много снега, обязательно мягкого и пушистого. Когда на градуснике -20, а мороз не чувствуется и дышится легко. Поэтому я люблю летать в родные сибирские направления (в этой фразе заключен двоякий смысл - я сам "сибиряк" по рождению, а рейсы родные "сибирские" еще и по названию авиакомпании "Сибирь") - Новосибирск или Барнаул. При условии, конечно же, что в этот день там нет снежной бури, низкого сцепления и плохой видимости.

--==(о)==--

Это был ночной рейс в Новосибирск. Мне предстояло слетать туда-обратно, при этом сменив вторых пилотов - туда улетал инструктор, чтобы затем выполнить Камчатку из Новосибирска, а я возвращался с другим, московским, вторым пилотом. Как мой читатель, наверное, помнит, в моей авиакомпании две базы - DME и OVB, поэтому такие "перекладные" рейсы достаточно распространены.

В Сибири нормальная зима уже настала, и я, сидя в штурманской комнате, с оптимизмом глазел в сводки прогнозов погоды. Которые, однако, не спешили меня радовать - по всем аэропортам - основному, Толмачево, и запасным - Барнаулу и Кемерово - прогнозировали низкую видимость, а временами даже прилично низкую! Или, вернее, неприлично.

А фактическая погода Толмачево - метеорологическая видимость 2900м, а по огням 450м - заставила улыбнуться. Прожив всю жизнь в России и половину своей жизни пролетав здесь же, я, конечно же, давно ничему не удивляюсь, но вообще, обычно бывает наорбот - видимость ярких огней ночью, в тумане и поземке, обычно значительно превышает метеоролгическую (то есть, видимость ообычных объектов), чем мы без зазрения совести пользуемся. Понятно, что все измеряется приборами, при этом в разных частях ВПП, но выглядит забавно.

Не так давно Чита порадовала - в фактической погоде у них были и NSC (нет существенной облачности, если нет кучево-дождевых облаков и облаков ниже 1500м) в основной части, а в региональной ремарке - QBB 50 - нижняя граница облаков 50м.

--==(о)==--

Наш лайнер сегодня поставили хрен знает куда на очень удаленную стоянку G11B, ближе к ангару около ВПП 32L/14R. Даже не знаю почему так, но когда нас туда ставят для вылета или по прилету, это  мне не очень нравится, хотя, если разобраться, разницы большой нет - все равно добираться на автобусе. Правда, бывало, что по прилету именно до этих стоянок наши "экипажные" маршрутки частенько доезжали с большой задержкой - видимо, память о них и не доставляет любви к стоянкам на этом перроне.



Рядом с нами греют VK, брата-близнеца нашего VM - оба они из той партии новеньких В737-800, которые мы получили прямо из Сиэттла пару лет назад.



Холодный период года, в котором нам приходится применять специальные процедуры для подготовки к вылету, в Москве, как и в большинстве других городов страны длится с октября по апрель (плюс-минус, конечно). Эти процедуры связаны с влиянием низких температур, осадков в разном виде - выпадающих или уже лежащих - на выполнение полета. Например, на фото ниже самолет стоит с выпущенной механизацей крыла - авиатехники теплым воздухом удаляли наледь, накопившуюся на механизмах уборки/выпуска при выполнении предыдущей посадки.



Вот такая универсальная машина подогрева (МП) зимой является очень полезной в аэропортовом хозйстве - посредством этих рукавов можно и двигатель отогреть и салоны и багажники.



Небольшая зарисовка



Ну а я продолжаю осмотр самолета. Тут не надо быть гением, чтобы понять - сегодня нам предстоит противообледенительный душ, причем двухэтапный - сначала теплым типом I уберут накопившиеся на крыльях и стабилизаторе снежно-ледяные образования, а затем вязким типом IV покроют поверхности для защиты их от наземного обледенения.

Иногда встречается ложное мнение, что данная обработка защищает самолет от обледенения в полете. Нет, обработка проводится для того, чтобы удалить образования с критических поверхностей - верхних частей крыльев и стабилизатора, чистота которых категорически важна для того, чтобы самолет держался в воздухе.

Лед на них образуется тогда, когда на эти поверхности что-то сыпется. Да и не только - он может образоваться и при взаимодействии крыла, охлажденного холодным топливом, с влажным воздухом (т.н. "топливный лед").

Красиво, неправда ли?



Почитать историю про полет в Верону




Иду дальше



Мелкий снег сыпет, не переставая.



--==(о)==--

Ожидаемо, нам пришлось задержаться с вылетом. Не одни мы желали принять пропиленгликолевый душ, поэтому после посадки пассажиров, и закрытия дверей нам пришлось минут 10-15 дожижидаться своей очереди на облив. Затем 15 минут обливаться... и еще 5 минут ждать доклада от наземного специалиста.

А потом нас обрадовал диспетчер - вместо изначального разрешения взлетать с ВПП 32 левой, нас отправили на ВПП 32 правую, до которой с этого перрона рулить и рулить... Левую полосу закрыли для чистки. Еще и повторное разрешение на вылет запрашивали, толкаясь в очереди из желающих улететь из слякотной Москвы экипажей.

Зима... Она вносит существенные коррективы в регулярность.





--==(о)==--

Ночные полеты...

Ночью человеку полагается спать. Но глобализация, индустриализация и технический прогресс требуют, чтобы тысячи людей перемещались по воздуху именно по ночам, особенно в условиях нашей огромной Родины. При этом рейсы совсем не короткие - тот же Домодедово-Толмачево дает 3.30-3.40 чистого летного времени, а обратно, как правило, еще дольше. И рейс выполняется одним экипажем, т.к. вполне укладывается в норму рабочего времени.

Ведь не только в солнечный Пафос летать - надо и в снежную Сибирь возить соотечественников. И из Сибири в Москву, хмурых и зевающих, чтобы с самого московского утра могли заняться важными делами.

А я все равно доволен, как слон. Днем мне удалось поспать полчаса, и я, зная свой организм, вполне предполагаю, что этого будет достаточно, чтобы бодроствовать на протяжении следующих двенадцати часов. Летать... Днем, ночью, в Пафос или Томск - да какая, собственно говоря, разница? Главное - ощущать себя на своем месте, выполнять именно ту работу, которая тебе нравится, и это счастье!

Особенно, если ты еще и в родные края летишь. Новосибирск для меня - третья Родина. Первая - это, конечно же, Барнаул, где я родился и вырос. Вторая - Рубцовск, где жили мои дедушка и бабушка. Новосибирск - это уже более взрослое, с ним связаны моя юность, мои разъезды из дома в летное училище, в Бугуруслан, а затем в Академию Санкт-Петербурга. В Новосибирске у меня много родни, так что, я чувствую себя в этом городе на Оби, как дома.

И разве может испортить настроение какая-то там ночь, если летишь домой?

--==(о)==--

Самое дурацкое в ночном полете - это бездельничать на эшелоне. Нет, конечно же пилоты и в этот период работают, но это совсем не та работа, которая бодрит. Самолет летит, курс, скорость и высоту выдерживает автоматика. "Дорога", как правило, пустая - каждый попутный или встречный борт провожаешь взглядом - он хоть немного, но разнообразит монотонность полета на эшелоне в почти абсолютной черноте, котрая наступает за иллюминаторе тогда, когда земля скрыта облачностью.

Можно лететь 10, 20 минут, полчаса, и никто вокруг тебя не выходит на связь. Самолет летит по трассе, летние грозы давно уже отгремели и нет никакого резона пялить глаза в радар, что, кстати, летом неплохо прогоняет сон. Как поет Захаров: "я газету прочитал, и в затылке почесал... чем заняться бы еще?"

Вот эта монотонность чревата незаметным переходом в сонливость и дрему. И сон. Надо как-то взбадриваться, отвлекаться от монотонного гудения двигателей - поговорить с коллегой о том, о сем. Позвонить проводникам, попросить чаю. Выйти из кабины, размяться. Умыться холодной водой, подставить голову под поток воздуха - не снаружи, конечно же, а из вентиляции.

Почему-то в более молодые годы мне сложнее давались ночные полеты. Молодому организму требовлось больше сна, наверное. Сейчас как-то все же попроще. С оптимизмом смотрю на приближающийся пятый десяток :)

А самолет летит и летит...

--==(о)==--

Синоптики в очередной раз ткнули пальцем в небо. Погода в Новосибирске была просто расчудесной - видимость больше 10, затерявшася в небесах облачность, минус 5. И чистая ВПП.

Заход с прямой на ВПП 07 не составил значительных сложностей. Разве что ветер в глиссаде никак не хотел разворачиваться с попутного на обещанный встречный - это немного напрягло ожиданием того момента, когда он все же соизволит измениться, т.к. это обязательно приведет к необходимости поработать руками и ногами, удерживая самолет на нужной траектории и заданной скорости.

Но все произошло достаточно плавно, и потребовались лишь небольшие движения, чтобы парировать измениние потока воздушной массы. Самолет просвистел над входным торцом, чуть-чуть я его подвесил дольше, чем хотелось бы (все же ночью так и тянет выровнять чуточку повыше), и мягко плюхнулся на бетонную подушку.

Привет, Новосибирск!
--==(о)==--

Мне нравится наблюдать за выходящими из самолета пассажирами. Улыбаясь каждому, я смотрю на его/ее реакцию. Заметил, что в таких рейсах (в сторону Сибири, Севера, на Д.Восток) многие пассажиры соревнуются в "хмурости" - идет такой дядя величавый по салону, затем видит улыбающихся пему роводников и пилота в придачу, и старается зажаться, бочком-бочком и на выход, отрывисто кивнув или улыбнувшись совсем чуточку, чтобы, видимо, его не уличили в проявлении слабости. Эх, сибиряки-земляки :)

Проводил пассажиров, спешу наружу - надышаться свежим новосибирским воздухом. Сегодня ветер, слава синоптикам, не дует со стороны Криводановки, поэтому нет специфического амбре, летом являющегося визитной карточкой аэропорта. Мне иногда хочется придумать эмблему с милой улыбающейся свинюшкой и подарить его аэропорту Толмачево - уверен, юмор будет понят. Хотя, не уверен, что все отнесутся адекватно.

Против правды не попрешь - иной раз очень даже попахивает :)

Но не сегодня! Сегодня здесь просто блаженство - с неба сыпет мелкий снежок, он же хрустит под ногами. На улице тепло (сибирские -5 это совсем даже не московские и тем более, не питерские!)  В очередной раз ощутив себя довольным слоном, иду вокруг самолета.

Коллеги из pobeda присоседились.



--==(о)==--


Через час двинулись в обратный путь. Снова повторилась история с ожиданием облива - в Новосибирске всего три машины, и все были заняты. До Москвы меня отвез мой второй пилот, которому я с радостью позволил выполнить взлет без использования FDs и заходик на руках в неспокойном осеннем домодедовском небе.

Впереди у меня очередной полугодовой тренажер - тренировка и проверка (на этот раз меня - а сам я, наконец, избавился от экзаменаторских обязанностей), а дальше целый месяц насыщенной работы! Тиват, Симферополь(дважды), Ереван (дважды), Барнаул, Горно-Алтайск (впервые!), Норильск, Улан-Удэ (дважды!!) и даже Питер с Краснодаром и Сочи!

7 ночных рейсов...

И это здорово!

Хорошей недели!



Будьте на связи:

Мой инстаграмм


Мой канал на Youtube.

FLY SAFE NEW!.jpg
Tags: Новосибирск, полеты
Subscribe

Posts from This Journal “Новосибирск” Tag

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →