denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Зарисовки о летной работе на фоне полета Новосибирск - Санкт-Петербург. Ликбез об отпуске пилота.



Уверен, друзья, вы не хуже меня знаете, что отдыхать - это не работать! Тем не менее, профессия летная занятна тем, что после пары-тройки месяцев активной работы в самолете, начинаешь мечтать об отпуске, а после двух недель отпуска начинаешь смотреть на небо и скучать по штурвалу... ну, или по сайдстику, в просторечье "джойстику", если скучающий пилот летает на Эрбасах или Суперджетах.

Но есть еще нюансы летной работы, которые, возможно, вызовут улыбку - у кого-то добрую, у кого-то не очень.

--==(о)==--

Еще с махровых времен отпуск у пилота достаточно длинный - до 70 дней в году, которые, конечно же, надо еще заработать, налетав определенное количество часов. Тем не менее, сегодня сделать это не так трудно (слава Сами-знаете-Кому - авиация в стране еще не до конца загнулась). Так вот, имея 70 дней отпуска в году... возникают те самые "нюансы".

Так получается, что в холодный период года, который, как мы помним, в стране нашей в среднем длится около 8-ми месяцев, интенсивность авиаперевозок снижается, а в летний - наоборот, весьма растет. Да, было несколько лет бурного развития туризма во всякие Египты, Турции и Тайланды, оттгивающих на себя значительную часть "туристов" благодаря дешевизне туров. Но, как мы помним, по разным причинам, большая часть сограждан потеряла возможность отдохнуть у моря за относительно недорогую плату и при этом качественно, поэтому поток туристов перенаправился в рублевую зону.

То есть туда, где море присутствует только в летний период и немного в сентябре.

Как это отражается на летной работе? Летом объемы огромны, зимой - в разы меньше. Нам, выполняющим исключительно регулярные рейсы несколько проще (но все равно перекос чувствителен), а тем, кто специализировался на чартерах - ой как невесело в эпоху "крымнаша".

Ну ладно, обойдемся без политики в моем блоге. Вернемся к отпуску - так вот, имея 70 дней за прошлый год (и еще сколько-то дней за позапрошлый) пилота, что говорится, приходится в отпуск выпихивать. А он брыкается! Мол, ну сколько можно отдыхать! А в самолете держать его смысла нет - в зимний период налет падает, и если все не захотят идти в отпуск, то месячный налет на одного пилота будет совсем жалким. Но отпуск, тем не менее, будет продолжать копиться со скоростью около 5 дней в месяц, после чего наступит лето, и там уже не до отпусков - иначе, как обеспечить бешеный поток по курортным российским направлениям?

Вот так и мучается не один мой знакомый второй пилот - сначала  из-за того, что постоянно отдыхают... А сейчас из-за того, что хотел бы отдохнуть, да приходится летать почти каждый день. И, соответственно, растет недовольство (помните, я писал, что среднестатистический пилот всегда чем-то недоволен? :) ) Хотя, надо отдать должное - попадаются и весьма мудрые пилоты, которые понимают, что сегодня в стране очень много желающих так "мучиться"... Но и "оптимистов", которые считают, что мир крутится вокруг них, т.е., что небо никогда не упадет на землю и он не останется без летной работы - тоже хватает. А мне по роду службы с ними приходиться общаться чаще, чем с первыми...

--==(о)==--

Метеостанция

Внедряя AIMS (почитать про AIMS), электронную систему управления авиакомпанией, нам пришлось много чему научиться, набить шишек и переставить паровоз на новые рельсы... а потом и двигатель у паровоза поменять на электрический. Оказалось, что надо учиться планировать достаточно наперед - и это касается не только планирования рейсов на очередной месяц. Выяснилось, что для того, чтобы процесс планирования на месяц работал, необходимо научиться многие события планировать на год вперед...

Сейчас, к сентябрю 2016 мы закрываем планирование на 2017-й год известных учебных событий всех пилотов и бортпроводников, таких как: аварийно-спасательная подготовка, подготовка по перевозке опасных грузов, CRM, авиационная безопасность и т.п. Мы научились прогнозировать ежемесячные потребности в тренажерной подготовке и бронировать слоты на очень глубокий срок. Дошли до того, что до сентября в системе появляются дни, когда пилот должен будет пройти очередной ВЛЭК с последующим полугодовым медосмотром!

А в сентябре откроются "окна" для заказа отпуска для пилотов и бортпроводников, которые поделены по группам т.н. "сеньорити". Мы предоставляем им право выбрать 7 недель (цифра меняется из года в год - ищем оптимальные варианты) блоками по одной-двум неделям. При этом, система на каждый день имеет "лимиты" максимального количества пилотов (или бортпроводников), которые именно в этот день могут находиться в отпуске. Кстати, такие же "лимиты" есть и при долгосрочном планировании медицинских событий.

А когда-то, работая под началом командиров эскадрилий, я и знать не знал, что существует график отпусков на год... Нет, я слышал, что он должен быть (не зря я штаны протирал на Командном факультете Академии ГА), но графика в глаза этого не видел! Мы ходили в отпуск чаще всего не тогда, когда хотели - а когда хотелось Отцу-Царю-Богу. Иногда и задним числом.

Хех. Непосвященному человеку, возможно, покажется, что мы выстроили красивую систему... А по факту, мучительно трудно придумать, когда именно ты хочегь идти в отпуск... А когда придумаешь - оказывается, что именно в эту неделю лимиты выбрали более сообразительные, и приходится думать заново. В общем, у работника меняется мышление, он учится жить значительно наперед, но пока научится - перематерит всё, вся и всех, и меня в частности, как лицо, причастное :)

Оставшиеся 3 недели остаются у компании, чтобы раскидать их на ее усмотрение. В теории, если система "приняла" заявку работника на отпуск, то изменение его очень маловероятно... А на практике - ну кто в прошлом сентябре планировал, что накроется Трансаэро, высвободятся потребности в авиаперевозках и весной 2016 мы возьмем еще шесть самолетов, что увеличит налет почти в полтора раза и, соотсветственно, потребности в людских ресурсах?

Иногда приходится работать с колес, по ситуации. Поэтому этим летом пришлось просить работников, индивидуально каждого, перенести запланированные на лето отпуска и поработать во благо авиакомпании. Очень многие пошли навстречу - как раз из-за вышеописанных "нюансов" многим этот заранее запланированный отпуск и не нужен был.

--==(о)==--

На предварительном ВПП 16. Ждем посадки В747


Тем не менее, вытащив нос, может увязнуть хвост. Отпуск-то продолжает копиться! Мы попробовали предусмотреть эту ситуацию и несколько ограничили набор пилотов после того, как узнали о предстоящем пополнении парка и росте налета в 1.5 раза... Мы могли себе это позволить, т.к. в резерве у авиакомпании остаются лица командно-летного состава (КЛС), т.е., те самый "офисные работники", к котором я тоже отношусь.

В обычное время мы летаем не очень много - существуют разные группы КЛС, для которых мы прописали определенные правила планирования. Например, моя норма при планировании - 25 ч/месяц. А норма пилота-инструктора - 50 (если он занимается вводом в строй вверенного ему пилота, то ограничения по планированию снимаются). Для чего эти нормы пришлось придумать? Опять же, для того, чтобы на долгосрочном этапе планировать потребности в пилотах! Зная, какой объем работы забирают на себя лица КЛС, можно из оставшегося просчитать потребное количество рядовых экипажей. И уже в течение месяца при оперативных изменениях, имеется дополнительный резерв в виде лиц КЛС, которые могут выполнить тот или иной рейс в сбойных ситуациях - вон, на днях из-за гроз столько бортов на запасные поуходило, порушился график. Кое-кому из начальников пришлось полетать внепланово :)


С этой стороны он должен появиться

Мы увеличили налет "начальников", я сам вызвался "полетать", как помнит мои постоянные читатели. И тоже отказался от 4-х недель отпусков, которые планировал в мае и июне, перенеся их на июль - собственно, я сейчас нахожусь в отпуске и уже скучаю по штурвалу :)

Опять же, набрав на фоне прежних ресурсов достаточно большое (вдумайтесь - у нас было 13 самолетов, и вдруг добавились 6! Половина парка!) персонала, мы получили людей, которым... отпуск еще не положен, т.к. не прошло полгода. Мы это тоже учитывали, поэтому достаточно безболезненно "переварили" тех "ветеранов авиакомпании", кто не согласился отказываться от запланированного летом отпуска.

--==(о)==--

...Перекос в объемах работы в сравнении с прошлыми годами очень большой. Безусловно, радует сам факт того, что ты наблюдаешь этот перекос изнутри, а не снаружи - пресса об этом молчит, но огромное количество пилотов стали безработными за последние годы. Я имею в виду не только экс-пилотов Трансаэро, Ютэйр и иже с ними, но огромное количество выпускников летных училищ, которые учились 3-5 лет для того, чтобы оказаться никому не нужными... Масштабы проблемы - сотни, если не тысячи узких специалистов, теряющих квалификацию, и туда же идут еще несколько сотен выпускников 2016, ее только-только по бумагам обретших. СМИ не пишут об этом, это не та тема, которая тронет обывателя.

Я бы не сказал, что на загнивающем западе все радужно. Там другие подходы к обучению, но, тем не менее, никто не гарантирует молодому пилоту, получившему CPL, немедленное трудоустройство. Тем не менее, наше "брендовое" обучение, увы, не способно конкурировать с мировым. Выпускника Ульяновска не ждут в Susi Air - там нужны пилоты, умеющие готовиться к полету самостоятельно и умеющие этот полет самостоятельно выполнить. Они возьмут пилота с CPL, полученным в Oxford Aviation Academy - того самого, кому российские авиакомпании не рады...



После записи о проблемах трудоустройства в авиакомпаниях РФ российских граждан, получивших некошерное зарубежное летное образование, мне пришло большое количество откликов и грустных писем от тех, кого коснулось это лично... Тем не менее, хочется кое-что сказать - парни, у Вас хотя бы есть другое образование. А те, кто учился 3-5 лет в "кошерных заведениях" - они не только в авиации ничего еще не умеют, в большинстве своем они вообще ничего еще не умеют. Вы можете продолжать работу по первой специальности, а эти ребята стали заложниками государственных инсинуаций.

Тем не менее - не вешайте нос! Никто не обещал, что будет легко. Наверное, для того, чтобы получать удовольствие от летной работы со всеми ее нюансами, опыт работы грузчиком весьма полезен...

--==(о)==--

747 появился

Я никогда не хотел заниматься планированием летной работы. Это, конечно же, интересно - т.к. проблем хватает всегда, и их приходится решать  гроссмейстерски. Электронные системы с одной стороны, значительно упрощают планирование, а с другой - они накладывают табу на формализм и подчистку хвостов, что неизбежно при планировании методом "карандаша и резинки". И вот это уже очень сложно - перенастроиться, изменить менталитет, формировавшийся десятилетиями, уйти от прошлой "культуры", и привиться новой.

Это интересно... Но это не мое. Я занимаюсь этой работой по своей должности, мне пришлось вникнуть в нюансы и понять, как это работает, чтобы стать участником процесса и в какой-то степени созидателем оного. Сегодня, когда процессы в целом выстроены, и система действительно работает, работа становится рутинной. Я действительно горужусь тем, что моя авиакомпания смогла перебороть себя и переставить паровоз на новые рельсы, но я не могу получать удовольствие от того, что ковыряюсь в правилах планирования, выслушивая жалобы чаще, чем благодарности, разъясняя каждому индивидуально, почему все именно так, а не иначе.

Но - хум хау, как говорят те, кто "МГИМО финишед" (бородатый анекдот). Есть и те, кто фанатеет от процесса планирования - им только дай волю, они с утра до ночи только и будут делать, что планировать и перепланировать :) Эх, работал у нас один такой, молодой и амбициозный командир эскадрильи. Предпочел уйти в другую авиакоманию на место повыше как раз тогда, когда AIMS только-только внедрялся. Вот он бы, наверное, не мучался бы раздвоением личности - мне хочется заниматься тренировками, методиками обучения, больше летать, учить и поменьше сидеть в офисе, а приходится ковырять правила планирования :)

К сожалению, мои желания мой работодатель предпочитает не замечать...

Помните, чуть выше я писал, что пилот всегда чем-то недоволен? Я - не исключение.

--==(о)==--

Фотографии в данной записи были сделаны в рейсе Новосибирск - Санкт-Петербург. Отличный солнечный день, великолепная погода по всему маршруту, и взлет и посадка в светлое время суток, ни одного облака грозового... В общем, запомнить тот полет не получилось :) Помню, что получил огромное удовольствие от любимой работы, и только :)

747 приземляется



Касание...



Приземлился!



И пара фотографий из Пулково





Желаю всем самой солнечной погоды... и чтобы без гроз!

Про грозы, случившиеся под занавес полетов из Новосибирска - расскажу после того, как напишу запись про полет в Якутск. Правда, не знаю, когда это случиться, но не теряйте меня в любом случае!

Напоминаю о предложении собраться близ г.Барнаула 23-го июля.


Tags: aims, ликбез
Subscribe

Posts from This Journal “ликбез” Tag

promo denokan septembre 18, 10:28 18
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments