
- Ну как тебе в Новосибирске работается, Денис?
Мой коллега, сидящий в душном московском офисе, позвонил мне для того, чтобы напомнить о своей просьбе - упаковать несколько заполненных полетных заданий и прислать штурманам, сидящим в головном офисе нашей авиакомпании, с целью проверки правильности оформления полетной документации.
- Знаешь, сказочно! Отличная погода, бассейн, хамам, сауна. Побывал на Чкаловском заводе, в СибНИА, выехал на природу с шашлыками. Над душой никто не стоит, еще и полетать можно!
Не знаю, насколько такой ответ вдохновил моего коллегу, с утра и до вечера купающегося в московской офисной суете. Но я ничуть не лукавил - за неделю пребывания здесь я уже успел дважды слетать в Симферополь и по одному разу в Южно-Сахалинск и Якутск. При этом у меня оказались целых три свободных дня, в первый из которых я с экскурсией посетил Новосибирский авиационный завод им.В.П.Чкалова (НАЗ) и Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) им.С.А.Чаплыгина. Во второй день, совпавший с Днем Города, я встречался с любителями авиации в излюбленном месте для авиаспоттинга, "бугорке" близ торца ВПП 25 аэропорта Толмачево.
А сегодня третий свободный день, в котором я все-таки собрался с силами, и сел за ноутбук :)

На экскурсию по НАЗ и СибНИА я попал по приглашению товарищей из ГСС, которые по своим делам как раз в этот день приехали на завод - на НАЗ собирают носовую и хвостовую части Суперджета, после чего их упаковывают и автомобильным транспортом отправляют в Комсомольск-на-Амуре, где происходит конечная сборка всего самолета.
Хочу сказать отдельное спасибо "товарищам из ГСС" - благодаря таким вот "экскурсиям", очень и очень интересным, я начинаю смотреть на авиационную промышленность нашей страны с определенной долей оптимизма. До самого первого посещения Жуковского (ссылка) я относился к проекту SSJ довольно скептически, что было неудивительно, т.к. все, что я мог знать о самолете, было почерпнуто из неадекватной российской прессы и вряд ли более адекватным дискуссиям на авиационных порталах типа www.forumavia.ru и www.aviaforum.ru.
Я склонен считать себя неглупым человеком, и, увидев работу над проектом изнутри, для меня стало очевидно - речь идет не о создании отдельного нового самолета. Проблема, мягко сказать, гораздо комплекснее - создание технологических процессов, которые позволили бы поднять авиационную промышленность России с того состояния, в котором она находилась долгие годы, на уровень, достойный современного мирового.
Выкатка самолета - это вершина айсберга того огромного количества работ, которые были проведены. В общем, я повторюсь - после знакомства с гражданским самолетом Сухого я всячески желаю ему и его создателям успехов - и не только потому, что мне, как пилоту, понравилось, как он летает (тренажер, конечно же - на реальном я не летал даже в качестве пассажира). И не только потому, что он выглядит не хуже иномарок - а главное, потому, что мне, как патриоту многострадальной России, все же хочется видеть российские самолеты, не уступающие иностранным в небе. И не только в небе России - мне хочется встречать их в зарубежных аэропортах.
Наверное, будет интересным отметить то, что ГСС считает Иркут и его продукцию - МС21 - конкурентом. Не в плане коммерческой ниши, но в плане здорового соревнования конструкторских бюро. Тем не менее, они очень уважительно отзываются о том, как налажена работа над МС21 - после того, как были преодолены трудности создания первого Суперджета, они могут в должной мере оценить усилия и результаты "конкурента"...
--==(о)==--
К сожалению, мне не разрешили фотографировать на территории НАЗ (даже в музее, что само по себе удивительно!). В СибНИА тоже фобия праздношатающихся туристов, поэтому все фотографии ниже - не мои.
...На НАЗ очень много молодежи. Руководство здраво посчитало, что для производства нового проекта, SSJ, будет правильным подготовить незамутненных прошлым опытом специалистов, и считает, что на сегодняшний день эта политика доказала свою правильность.

Для производства были закуплены дорогостоящие станки, значительно снизившие затраты рабочего времени и повысившие качество - например, была освоена автоматическая клепка. На фотографии внизу изображена станция управления этим процессом.

Понравились общая чистота помещений, и низкий шумовой фон. А в самое сердце поразили стенды с "лозунгами", но не марксисткими, а вполне современными. Например, надпись: "Ответственный за безопасность на данном участке", а под ней - зеркало.
Никогда раньше не был на авиазаводах (если не считать короткую прогулку по КБ Туполева и его опытному производственному комплексу в Москве), поэтому стоит понимать, насколько все мне казалось интересным. Например, увидел склад стальных прутов и задал вопрос - а для чего они используются? Ответ - для производста гаек, болтов и т.п. Чуть позже я увидел сам станки, на которых из данных болванок в автоматическом режиме вытачиваются нужные детали.
Вообще, очень интересный процесс - превратить огромнейший кусок металла в виде вытянутого параллелепипеда в стрингер фюзеляжа. Все отходы возвращаются на переплавку в новый "кусок металла" и так далее.
После экскурсии по цеху НАЗ посетили одну из заводских столовых, где вполне прилично пообедали. А следующим местом посещения стал музей завода, в котором милая девушка-экскурсовод, смущаясь ("Вы у меня первая группа") поведала нам историю создания и работы НАЗ.
Тем не менее, на сайта завода можно глянуть исторические фотографии, если Вам это интересно: ссылка
На огромной территории заводского комлекса (тут есть и свой аэродром, конечно же) можно встретить памятники в виде выпускавшейся в разные годы продукции.
Як-9

МиГ-17

Як-28П. Такой же, кстати, висит на стелле перед бывшим военным авиационным училищем в моем родном Барнауле.

Су-24

Более подробный и интересный рассказ (с фотографиями!) можно почитать у
http://gelio.livejournal.com/174324.html
--==(о)==--
После НАЗ я посетил СибНИА, где в качестве экскурсовода выступил директор, Владимир Евгеньевич Барсук. Сам он летчик, более того, испытатель, и просто фанат авиации до глубины души.
В СибНИА успешно работают над исследованием современных авиационных композитных материалов. А для демонстрации технологий был выбран самолет Ан-2, из которого после замены двигателя и крыла (а в перспективе и всего остального) на вновь спроектированное, композитное, получился самолет с впечатляющими характеристиками. Например, он может держаться в воздухе на скорости менее 40 км/ч, а максимальная скорость достигает 350. Его коммерческая загрузка, скороподъемность и дальность в разы превышают таковые у ветерана.
И просто сумасшедшие цифры разбега и пробега. 50 метров для разбега - как вам?
Тот самолет, что изображен на картинке выше - это текущее состояние проекта (ТВС-2ДТ - демонстратор технологий). Кроме того существует программа ремоторизации Ан-2 и внесения некоторых изменений в конструкцию, так же значительно повышающих экслуатационные характеристики заслуженного "кукурузника".
После экскурсий немного прогулялся по городу.
Стена плача (рядом с НАЗ)

Памятник В.П.Чкалову

А это Ленин возле столовой

В Новосибирске стоит пора мошек и тополиного пуха. Он очень здорово горит, и в этом его прелесть и городская беда.

А это вечерний пейзаж с крыльца гостиницы Sky Expo

Собственно, гостиничный холл

В прошлую свою командировку (почитать) я останавливался в отеле "Капитан", что практически на привокзальной площали аэропорта. К сожалению, к военному перрону он еще более близок, чем к гражданскому, что в свете ожившей военной авиации и сопуствтующими шумовыми эффектами мешает нормально высыпаться. После многочисленных выражений недовольства мы поменяли отель - теперь экипажи останавливаются в Sky Expo.
Вообще, идеальным отелем Толмачево является Sky Port - он находится в пешей доступности, и при этом даже чуть более пафосный, чем Expo. Несколько лет мы там и жили, пока не началась "экономия". Не знаю, чего там не поделили договаривающиеся стороны, но, наверное, Expo в силу своей удаленности от аэропорта подешевле, хотя по сути все то же самое, что и Sky Port. Отличные условия для проживания, хороший ресторан, спа-центр и тренажерный зал. WiFi, разумеется, бесплатный - это ж не Европа.
Есть рабочие нюансы с доставкой экипажей на вылет и обратно - экипажей много (кроме нас тут еще живут сибиряки, AZUR и кто-то еще), а машин всего полторы.
Как добираются до аэропорта пассажиры, остановившиеся здесь - даже и не знаю.
И в завершении своего краткого рассказа о скучных трудовых новосибирских буднях - фото и впечатления от "встречи с читателями".
Во-первых, спасибо большое за то, что организовались и пришли!
Во-вторых, не смотря ни на пытающийся пролиться дождь (толком и не пролившийся), ни на надоедливую мошкару - было здорово увидеться лицом к лицу и дружески пообщаться.
Встреча состоялась на "излюбленном месте для споттинга" - бугорке прямо напротив ВПП 25, где кроме нас уже собралось много любителей авиации, ожидавших увидеть самолеты, отправляющиеся на/с авиашоу в честь Дня Города.

Заборы, конечно, правильнее было бы иным граффити покрыть )

А это моя племяшка, Лера, с мамой

Кукла. Так и не захотела со мной дружить :)

Наше авиашоу



Надо отдать должное спокойствию и выдержке современных САБовцев.

AZUR очень богатая авиакомпания. Она может позволить своим самолетам стоять в аэропорту на протяжении половины суток.

А этот прилетел и направился в отель Капитан.



Дружеское застолье

Коллеги

Ил-76 украсил своим появлением новосибирское небо


Любители авиации. Кстати, кое-кто и профессионал :)


Квас


Эта милая девушка - стюардесса S7 Airlines, Ксения. Был несказанно удивлен, что бортпроводники "Сибири", тем более, новосибирского отделения, меня читают (я и про московский "Глобус" не слышал, чтобы читали :) )


Антон

Если в Ваших зубах появились лишние дырки - значит, вся надежда на Надежду.

Дружеский пикник

Видимо, полетел куда-то

Надежда рассказывает о буднях стоматологии


С Ксюшей

...а вчера случайно встретились уже в рабочей обстановке :) Я прилетел из Симферополя, а Ксения собиралсь лететь

Фото на память

Большое всем спасибо!
Posts from This Journal by “Новосибирск” Tag
-
Открытие зимнего сезона. Москва-Новосибирск-Москва
Летать становится все более нескучно. В Москву, похоже, пришла зима. Прощайте, чистые автомобили! Мне нравится зима. Особенно, если это зима…
-
Новосибирск-Сочи. Прощальный аккорд.
Внимание! Новая редакция данной истории - здесь На всякий случай, заказывая доставку в аэропорт, я назначил отправление от отеля за 2.15 до…
-
Новосибирск - Якутск. Закаты и рассветы
Внимание! Обновленная версия этой истории - здесь. Мой второй пилот (ВП), с кем я собираюсь слетать из Новосибирска в Якутск и обратно - один…
-
Размышления о летной работе на фоне полета из Новосибирска в Симферополь
Пилотам угодить сложно. Практически невозможно. Особенно, если это пилоты из Новосибирска. Ну а что должен думать сторонний человек, сидящий в…
-
Темная сторона Солнца. Или об издержках профессии
- Денис, тут "вонючка" из "Рыбнадзора" пришла... Интересно, интересно. Летный директор нехотя, с явным усилием в голосе…
-
Новосибирцам. Встретимся?
Добрый день, друзья! Как уже писал, буду в Новосибирске достаточно долго, до 03.07. Вчера прилетел, сегодня лечу в Южно-Сахалинск. Кроме того,…
-
Москва-Новосибирск-Якутск-Норильск. Окончание. Про стирку-глажку и зиму-лето.
Сегодня закончу рассказ о полетах из Новосибирска. Начало здесь В комментариях к первой части прозвучали вопросы касательно быта пилотов,…
-
Москва - Новосибирск - Якутск - Норильск
Нет, это не безумный маршрут героев-авиаторов 20х лет прошлого века. Это мое майское путешествие.
По заданию партиия посетил… -
Февральское кольцо. Часть 2. Новосибирск-Иркутск-Якутск
Итак, отель Sky Port. Уверяю, я не получаю никаких процентов, но этот отель мне действительно нравится. Может быть, потому что он достаточно…
Comments
P.S.
Либералы-всёпропальщики в каментах будут?
Экскурсию настоятельно могу порекомендовать всем, кому интересна тема авиации.
Какой ужас :) Для сравнения, у Боинга в Mukilteo, WA нужно просто приехать и купить билет за $20. Фотографировать, впрочем, тоже нельзя.
Гвоздь телевизором можно забить конечно, но зачем, когда есть молоток? )
Другое дело - откуда у небольших эксплуатантов деньги на "рестайлинг"?
Далеко не всякий сверхлёгкий ЛА так может.
Edited at 2016-06-29 12:41 pm (UTC)
Ан-3 летали в Игарке.