Так как меня много раз уже спросили про "опасный самолет Боинг", в качестве аргумента тыча мнением небезызвестного сына знаменитого советского испытателя, Юрия Александровича Гарнаева, который (сын, то есть) сегодня является одним из командиров замечательного самолета Airbus A330 авиакомпании "Национальный перевозчик".
Мол, опасный самолет штампует мистер Боинг, несовершенство конструкции, примитив и все такое. Я в тот срач не влезал, я не считаю нужным читать буквы, написанные в излюбленном плохочитаемом стиле этого командира, но количество комментариев здесь, в моем ЖЖ, достигло определенной точки.
Т.к. я данный ответ пишу тем, кто спрашивал, то я не буду углубляться в то, что писал данный персонаж. В трех словах - "Боинг. Несовершенное. Гамно." Потому что он такие катастрофы, позволяет.
Между строк большинство так и поняло, что совершенным-то является продукция Эрбас. Она, мол, таким катастрофам не подвержена благодаря концепции fly-by-wire.
Даже выдумывать ничего не надо. Обратимся к истории.
https://en.wikipedia.org/wiki/Afriqiyah_Airways_Flight_771
12 мая 2010г.
Рейс Йоханнесбург - Триполи авиакомпании Afriqyah Airways 771 выполнялся, что удивительно, на А330. После ухода на второй круг самолет упал на расстоянии чуть больше километра от взлетно-посадочной полосы. Сообщений о каких-либо проблемах с борта не поступало.
Расследование показало грубые ошибки экипажа ВС. При заходе на посадку они начали снижаться слишком рано, и, снизившись до высоты 280ф, прекратили заход по причине срабатывания сигнализации, предупреждающей об опасной близости земли.
Капитан дал команду на уход на второй круг. Был отключен автопилот. Второй пилот установил режим работы двигателям, увеличил тангаж до 12.3 град (всего-то, хосподи), убрали закрылки и шасси. После чего самолет стал опускать нос, тангаж уменьшился до -3.5 градусов из-за действий второго пилота (отдавал от себя свой сайдстик). Расследование сочло, что, вероятно второй пилот сконцентрировал свое внимание на скорости, нежели на положении воздушного судна (об этом, отмечу, много пишет Боинг в том материале, который я всем рекомендовал читать в прошлых записях, скоро выложу методичку на его основе).
Требуемый тангаж пилотами не поддерживался, команды директорных стрелок не выполнялись. Доклад говорит, что вероятно, свой вклад внесла накопленная усталость. Капитан и второй пилот одновременно пытались управлять своими сайдстиками.
Отмечу, что на А320 и выше каждый пилот управляет своим сайдстиком, который не связан жестко с другим (в отличие от штурвалов Боинга), при этом самолет суммирует сигналы отклонений. Напримр, если левый стик будет полностью отклонен влево, а правый - вправо, то самолет никуда крениться не будет. А если оба в одну сторону - то будет вводиться в крен с удвоенной энергией. Собственно говоря, одновременное управление обоими стиками не является нормальной работой экипажа Airbus.
В итоге в кабине создалась непонятная ситуация - кто именно управляет самолетом? По мере потери высоты система предупреждения о близости земли вновь сработала, на что второй пилот отреагировал резким движением стика... на пикирование.
После этого капитан наконец-то нажал кнопку приоритета и взял управления на себя. И продолжил давить стик от себя, в то время как второй пилот безуспешно пытался тянуть на себя свой, отключенный капитаном от управления, сайдстик.
Так и хочется сказать: "а-а-а". Но я не буду.
За две секунды до столкновения самолет был на высоте 180ф (60м). Капитан принялся тянуть на себя, но было уже поздно.
Погибли 104 человека, включая 11 членов экипажа. Чудом выжил ребенок, 9-ти лет. Самолет упал на жилой дом, по счастью, никого не убив.
--==(о)==--
Катастрофа А320 в Сочи. 3 мая 2006г.
Собственно говоря, много схожего с вышеописанным. Тоже отключение автопилота, двойное управление обоими пилотами, суммирование сигналов, безконтрольное пикирование в море. RIP.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_A320_под_Сочи
ИТОГО
В отличие от сына Юрия Александровича я не буду делать никаких выводов и огульных обвинений. Человек разумный должен понять без моих подсказок, какой ответ является правильным.
Но я подскажу для человеков не очень разумных: somatogravic illusions, иллюзии пространственного положения.
Летайте безопасно!
Journal information