?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Так как меня много раз уже спросили про "опасный самолет Боинг", в качестве аргумента тыча мнением небезызвестного сына знаменитого советского испытателя, Юрия Александровича Гарнаева, который (сын, то есть) сегодня является одним из командиров замечательного самолета Airbus A330 авиакомпании "Национальный перевозчик".

Мол, опасный самолет штампует мистер Боинг, несовершенство конструкции, примитив и все такое. Я в тот срач не влезал, я не считаю нужным читать буквы, написанные в излюбленном плохочитаемом стиле этого командира, но количество комментариев здесь, в моем ЖЖ, достигло определенной точки.

Т.к. я данный ответ пишу тем, кто спрашивал, то я не буду углубляться в то, что писал данный персонаж. В трех словах - "Боинг. Несовершенное. Гамно." Потому что он такие катастрофы, позволяет.

Между строк большинство так и поняло, что совершенным-то является продукция Эрбас. Она, мол, таким катастрофам не подвержена благодаря концепции fly-by-wire.

Даже выдумывать ничего не надо. Обратимся к истории.

https://en.wikipedia.org/wiki/Afriqiyah_Airways_Flight_771

12 мая 2010г.

Рейс Йоханнесбург - Триполи авиакомпании Afriqyah Airways 771 выполнялся, что удивительно, на А330. После ухода на второй круг самолет упал на расстоянии чуть больше километра от взлетно-посадочной полосы. Сообщений о каких-либо проблемах с борта не поступало.

Расследование показало грубые ошибки экипажа ВС. При заходе на посадку они начали снижаться слишком рано, и, снизившись до высоты 280ф, прекратили заход по причине срабатывания сигнализации, предупреждающей об опасной близости земли.

Капитан дал команду на уход на второй круг. Был отключен автопилот. Второй пилот установил режим работы двигателям, увеличил тангаж до 12.3 град (всего-то, хосподи), убрали закрылки и шасси. После чего самолет стал опускать нос, тангаж уменьшился до -3.5 градусов из-за действий второго пилота (отдавал от себя свой сайдстик). Расследование сочло, что, вероятно второй пилот сконцентрировал свое внимание на скорости, нежели на положении воздушного судна (об этом, отмечу, много пишет Боинг в том материале, который я всем рекомендовал читать в прошлых записях, скоро выложу методичку на его основе).

Требуемый тангаж пилотами не поддерживался, команды директорных стрелок не выполнялись. Доклад говорит, что вероятно, свой вклад внесла накопленная усталость. Капитан и второй пилот одновременно пытались управлять своими сайдстиками.

Отмечу, что на А320 и выше каждый пилот управляет своим сайдстиком, который не связан жестко с другим (в отличие от штурвалов Боинга), при этом самолет суммирует сигналы отклонений. Напримр, если левый стик будет полностью отклонен влево, а правый - вправо, то самолет никуда крениться не будет. А если оба в одну сторону - то будет вводиться в крен с удвоенной энергией. Собственно говоря, одновременное управление обоими стиками не является нормальной работой экипажа Airbus.

В итоге в кабине создалась непонятная ситуация - кто именно управляет самолетом? По мере потери высоты система предупреждения о близости земли вновь сработала, на что второй пилот отреагировал резким движением стика... на пикирование.

После этого капитан наконец-то нажал кнопку приоритета и взял управления на себя. И продолжил давить стик от себя, в то время как второй пилот безуспешно пытался тянуть на себя свой, отключенный капитаном от управления, сайдстик.

Так и хочется сказать: "а-а-а". Но я не буду.

За две секунды до столкновения самолет был на высоте 180ф (60м). Капитан принялся тянуть на себя, но было уже поздно.

Погибли 104 человека, включая 11 членов экипажа. Чудом выжил ребенок, 9-ти лет. Самолет упал на жилой дом, по счастью, никого не убив.

--==(о)==--


Катастрофа А320 в Сочи. 3 мая 2006г.

Собственно говоря, много схожего с вышеописанным. Тоже отключение автопилота, двойное управление обоими пилотами, суммирование сигналов, безконтрольное пикирование в море. RIP.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_A320_под_Сочи


ИТОГО

В отличие от сына Юрия Александровича я не буду делать никаких выводов и огульных обвинений. Человек разумный должен понять без моих подсказок, какой ответ является правильным.

Но я подскажу для человеков не очень разумных: somatogravic illusions, иллюзии пространственного положения.



Летайте безопасно!

FLYSAFE

Recent Posts from This Journal

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 195 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
Иван Надтока
Apr. 9th, 2016 04:35 pm (UTC)
Вот не хотел писать, но придется...
Спасибо за высказанную позицию.

С уважением
pritkiy_kaban
Apr. 9th, 2016 04:36 pm (UTC)
После чего самолет стал опускать нос, тангаж уменьшился до -3.5 градусов из-за действий второго пилота (отдавал от себя свой сайдстик).

А вот и блестящий ответ на "таким катастрофам не подвержена благодаря концепции fly-by-wire".

Более того, "пространство для маневра" пресловутого человеческого фактора получается ничуть не меньше.
denokan
Apr. 9th, 2016 04:37 pm (UTC)
Я даже больше "вброшу". Благодаря концепции "DUAL INPUT" требования к профессионализму пилотов явно не слабые.

Но всегда ли данные требования соблюдены?
(no subject) - pritkiy_kaban - Apr. 9th, 2016 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - DeadlyMercury [wargaming.net] - Apr. 9th, 2016 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_voronin - Apr. 10th, 2016 06:50 am (UTC) - Expand
Станислава Слотвинская
Apr. 9th, 2016 04:40 pm (UTC)
Спасибо большое, Денис за то, что так все по полочкам разложили. Потому как мне обычному паксу, аж страшно стало летать на Боинге. А к слову, в том направлении которым я регулярно летаю раз в 1-2 месяца , выполняет рейсы "Глобус" на своих Боингах.
denokan
Apr. 9th, 2016 04:45 pm (UTC)
Надеюсь, что Вам теперь не стало страшно летать на Эрбасе.
polit_buro
Apr. 9th, 2016 04:56 pm (UTC)
--------- somatogravic illusions, иллюзии пространственного положения.
Надо верить приборам, а не "пятой точке"
denokan
Apr. 9th, 2016 05:04 pm (UTC)
Проблема в том, что человеки иногда отвлекаются от контроля за пространственным положением, сконцентрировав внимание на чем-то другом, в результате чего и происходят эти иллюзии
(no subject) - arabskiy_pilot - Apr. 9th, 2016 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - boris_bvt - Apr. 11th, 2016 01:28 am (UTC) - Expand
vantala
Apr. 9th, 2016 04:57 pm (UTC)
Хм, если управление двумя джойстиками - это всегда плохо почему тогда нет никакой сигнализации что оба пилота ими работают. Могла бы индикация какая загораться или даже звуковой сигнал. И, с другой стороны, если такие разные команды идут с джойстиков - почему система сама не отключает один из двух?
denokan
Apr. 9th, 2016 05:03 pm (UTC)
Такая сигнализация есть. Мужик говорит спокойным голосом "DUAL INPUT!" И, по-моему, даже сигнализация горит.

Ну наконец-то стали задавать вопросы не только по концепции боинга :)
(no subject) - arabskiy_pilot - Apr. 9th, 2016 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pritkiy_kaban - Apr. 9th, 2016 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pritkiy_kaban - Apr. 9th, 2016 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_voronin - Apr. 9th, 2016 05:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - qwrty40 - Apr. 10th, 2016 09:13 pm (UTC) - Expand
vladimir_krm
Apr. 9th, 2016 05:06 pm (UTC)
Дык, оно ж вроде общеизвестно: у Эйрбаса многовато откровенно дебильных решений в автоматике (которые, разумеется, устраняются по мере накопления... гм... как бы кого не напугать... опыта), и Эйрбас слишком уж много доверяет автоматике там, где должен решать пилот.
Чего стОит так вроде бы и неописанный в подробностях случай, когда на газовке на земле пепелац (без пассажиров) "решил", что взлетаем и воткнулся в забор. Правда, сплетен и злых языков было много, так что истину я не знаю толком. Но фотки видел.
С этого ракурса Боинг (в общем случае) устроен лучше, логичнее и надёжнее, по отзывам очень многих пилотов. Но это же не означает, что он гарантирован от ошибок проектирования и вне подозрений, не?
dvv
Apr. 10th, 2016 11:17 pm (UTC)
Нужно было начать с "истину я не знаю толком" — и на этом же остановиться. А так полным идиотом выступили.
(no subject) - vladimir_krm - Apr. 11th, 2016 02:33 am (UTC) - Expand
arabskiy_pilot
Apr. 9th, 2016 05:12 pm (UTC)
Похоже, сын Гарнаева зря эту полемику затеял:)
Эйрбасы были бы очень неплохими самолётами, сделай они сайдстики механически (да хоть электрически)связанными.
И, вторая большая претензия - ужасно написанные руководства и начитанный CBT.
paskin
Apr. 9th, 2016 05:17 pm (UTC)
Я не считаю неправильной ни одну ни другую концепцию. Человек своими действиями может поставить в тупик любую автоматику - хотя все равно количество происшествий и отказов закончившихся благополучно на порядки больше числа катастроф и аварий.
"Fly by wire" в перспективе победит - чисто по экономическим соображениям. Провода компоновать проще чем тяги/гидравлику, они не изнашиваются - это если еще не говорить о "неклассических" аэродинамических схемах, которые без компьютера вообще летать не могут.
denokan
Apr. 9th, 2016 05:21 pm (UTC)
Вы правы во всем
(no subject) - DeadlyMercury [wargaming.net] - Apr. 9th, 2016 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_voronin - Apr. 10th, 2016 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - DeadlyMercury [wargaming.net] - Apr. 10th, 2016 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - paskin - Apr. 10th, 2016 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - DeadlyMercury [wargaming.net] - Apr. 10th, 2016 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - paskin - Apr. 10th, 2016 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - DeadlyMercury [wargaming.net] - Apr. 10th, 2016 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - paskin - Apr. 10th, 2016 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - DeadlyMercury [wargaming.net] - Apr. 10th, 2016 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kroshka_cat - Apr. 10th, 2016 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eyegene - Apr. 15th, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baron_amorph - Apr. 13th, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinfdsc - Apr. 15th, 2016 03:01 pm (UTC) - Expand
abzaz_423
Apr. 9th, 2016 05:36 pm (UTC)
А голосом скомандовать: управление отдал - управление принял, не судьба?
iditevselesom
Apr. 9th, 2016 05:40 pm (UTC)
А вы подеритесь...
igor_piterskiy
Apr. 9th, 2016 05:54 pm (UTC)
Неумолимая наука статистика говорит, что ни одна из концепций не лучше другой - частота катастроф для у А320 и 737-х примерно одинаковая:
http://www.airsafe.com/events/models/rate_mod.htm
miss_gwenaelle
Apr. 9th, 2016 05:56 pm (UTC)
Человеческий фактор неисправим )
ingvar_2016
Apr. 9th, 2016 06:04 pm (UTC)
А в самой первой катастрофе с А320, разве автоматика не "обошла" команду пилота, опустив нос на пикирование, вместо того чтобы начать набор?
Воронин Владимир
Apr. 9th, 2016 08:23 pm (UTC)
невозможен был там набор, автоматика в данном случае сработала в полном соответствии с заложенной в нее логикой, не дала свалить самолет и убить еще больше народу.
(no subject) - dvv - Apr. 10th, 2016 11:21 pm (UTC) - Expand
Камота Харавата
Apr. 9th, 2016 06:18 pm (UTC)
компиляция из известных фраз
а вот это , сынок, называется уклон
pavel_chirtsov
Apr. 9th, 2016 06:27 pm (UTC)
Боинг - совершенен? Нет, конечно! А Эрбас? А он-то с чего стал совершенством?
Все равно летать надо на СВОЕМ! А разрушившие авиапром должны быть наказаны, и самым суровым способом!
denokan
Apr. 9th, 2016 06:38 pm (UTC)
Хотите, чтобы я ужасов про совершенную советскую и российскую технику накидал?
(no subject) - pavel_chirtsov - Apr. 9th, 2016 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 9th, 2016 07:36 pm (UTC) - Expand
О безопасности Ту-154. - igor_piterskiy - Apr. 9th, 2016 06:50 pm (UTC) - Expand
Re: О безопасности Ту-154. - denokan - Apr. 9th, 2016 07:47 pm (UTC) - Expand
Re: О безопасности Ту-154. - truealeks - Apr. 9th, 2016 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Why Not? - Apr. 11th, 2016 05:17 am (UTC) - Expand
Re: О безопасности Ту-154. - cybermania - Apr. 10th, 2016 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eyegene - Apr. 15th, 2016 01:19 pm (UTC) - Expand
Re: О безопасности Ту-154. - qwrty40 - Apr. 10th, 2016 09:27 pm (UTC) - Expand
Re: О безопасности Ту-154. - casa - Apr. 11th, 2016 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stratoclimber - Apr. 9th, 2016 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_chirtsov - Apr. 10th, 2016 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - stratoclimber - Apr. 10th, 2016 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_chirtsov - Apr. 10th, 2016 12:49 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 195 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel