denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Поговорим про общение в авиации: на "ты" или на "Вы"?



Хорошую тему подкинули в комментариях. Я подумал, что она стоит того, чтобы вынести ее в отдельную запись. Давайте поговорим о том, насколько правильно в авиации обращаться друг к другу на "ты" или "Вы" .


"...я получил пилотское образование в среде, где пилоты обращаются друг к другу исключительно на "ты". Извините, если я вдруг ошибся.

Мне лично даже экзаменатор на чекрайде сказал: "Мы сидим в одном кокпите, наша жизнь зависит друг от друга, так что если еще раз обратишься ко мне на "Вы", то экзамен не сдан"!

Кстати, Денис, мне кажется, что это высшая степень CRM, когда экзаменатор, имеющий 100500 часов налета, вдруг говорит студенту с минимальным налетом, что он не должен почтительно относиться к инструктору или даже экзаменатору только потому, что у него регалий больше. Экзаменуемый сидит слева, он - КВС, он МОЖЕТ и ДОЛЖЕН использовать опыт экзаменатора, если посчитает это нужным в какой-то конкретной ситуации. И это будет только плюсом для него."


Вся молодежь обязательно сталкивается с этим вопросом, когда приступает к работе в авиакомании. Казалось бы, что тут непонятного? Невежливо обращаться к старшим по возрасту и/или "по званию" на "ты". О чем тут можно разговаривать?

Но это ж авиация. Тут куча своих неписаных правил, которые очень часто превращаются в понятия, и различаются не только от авиакомпании к авиакомпании, но даже от человека к человеку.

И вот это: "
...я получил пилотское образование в среде, где пилоты обращаются друг к другу исключительно на "ты"." - оно довольно распространено.

Поделюсь своим личным опытом.

--==(о)==--

Сегодня молодому пилоту не приходится ощущать на себе кучу пристального внимания, связанного исключительно с его молодостью. Он не один такой - как правило, в большой авиакомпании много пилотов его возраста, или чуть постарше. Мне же пришлось  начинать "самым молодым".  Я начинал работать вторым пилотом Ан-2, мне было 20 лет, а самому молодому командиру - далеко за 30. Затем я работал на Ту-154 в "Сибавиатрансе", где разница в возрасте между мной и остальными членами экипажа была еще более значительна. Потом пришел в "Сибирь", барнаульский филиал, и, опять же, стал самым молодым - значительно моложе, чем какой-либо второй пилот, не говоря уж о командирах.

Ну и так далее.

Конечно же, будучи самым молодым, я поначалу обращался ко всем исключительно на "Вы". Пока однажды, мой командир не решил мне объяснить, что "в авиации принято обращаться на "ты"".

И потом, работая на Ту-154, я не раз слышал это "мнение", и даже почти в него поверил. Раз говорят, значит, так и есть? Им же лучше знать? Они же дольше меня в авиации работают? Находясь под пристальным вниманием, как "самый молодой", я всячески стремился работать так, как мне говорят.


Возможно, основанием для такого мнения служила распространенная в те годы практика полетов в закрепленном составе экипажа - КВС, второй пилот, бортинженер могли месяцами, а то и годами летать вместе, образуя самую настоящую летную семью, в которой, действительно, рано или поздно все переходят на "ты" (но бывали и исключения).

К тому же, я никогда не слышал противоположного мнения - что в авиации принято обращаться "на "Вы".

Тем не менее, я ощущал значительный дискомфорт от того, что обращался "на "ты" к старшим, даже если они сами на этом настаивали.

Поэтому я не могу согласиться с тем экзаменатором, который готов ставить "фейл" за обращение "на "ты".


--==(о)==--

Если вернуться к CRM, то в первую очередь, обстановка в кабине должна благоприятствовать комфортной работе. Если молодой второй пилот стесняется обращаться к Капитану, и, тем паче, экзаменатору, на "ты", то и не стоит его заставлять делать это.  Утверждение "наша жизнь зависит от того, обратишься ты ко мне на "ты" или на "Вы"" требует дополнительных исследований, прежде чем брать ее на веру.

Я на личном опыте убедился, что разные "старшие" относятся к этому по-разному, а мнение "в авиации все на "ты"" - это личное убеждение некотрых индивидуумов, которое не является общей практикой.

На мой взгляд, произнеся подобную фразу, экзаменатор заложил мину замедленного действия - однажды такой пилот полетит с командиром, который считает, что к нему надо обращаться "на "Вы", и дело закончится конфликтом.

Доброхоты как-то донесли до меня, что "Окань невежливый, на "ты" разговаривает, совсем Командиров не уважает. Вот же ж молодежь пошла!"

Вот же ж молодежь!


--==(о)==--

Взрослея, переходя с должности на должность, я уже сам столкнулся с проблемой "ты или Вы?", теперь по отношению ко мне, старшему.

Я сделал выводы из прошлого опыта, и никогда не говорил молодежи такую романтическую глупость, как "в авиации все на "ты". Я предлагал не стесняться обращаться ко мне на "ты", но не говорил, что это нормально и при обращении ко всем другим. Более того, т.к. я общался с молодежью, которой предстоит работать в нашем коллективе, то давал кое-какие советы по отношению к тем или иным индивидуальностям. Ведь "российский CRM это такой CRM"...

Статья: Второй пилот - оплот CRM в экипаже

И чем старше я становлюсь, тем отчетливее вижу, какой дискомфорт вызывает у хорошо воспитанной молодежи обращение "на "ты". Поэтому я не насилую - если ему удобнее "на "Вы", пусть обращается на "Вы". Если "на "ты" - я не надуваю щеки, меня это не задевает. Я еще не настолько стар, чтобы на это обижаться :)

Есть у нас инструктор, из молодых, который упорно называет меня "Денис Сергеевич" и обращается исключительно на "Вы". Хотя мы знакомы уже давно, и я не рази не два предлагал ему не стесняться. На что он мне честно сказал - он так воспитан, ему сложно вести себя по-другому, это вызывает дискомфорт.

Англичане сделали просто - чтобы не мучиться, используют 'you'. То есть, "Вы". Так что, не знаете, как обращаться к командиру? Разговаривайте с ним на английском!

Шутка.

* * *

Итак, что я могу посоветовать?

  • Придя в новый коллектив, не парьтесь, обращайтесь к людям "на "Вы".


  • Если Вы услышите фразу "в авиации все на "ты" - не спешите следовать этой установке. Попросите уточнить, кто такие "все"? Уверен, узнаете много подробностей, и выяснится, что и среди всех есть исключения, и таких исключений много.


  • Если Вы пришли на вылет, и очередной Командир ВС Вам не знаком - обращайтесь к нему на "Вы", если он САМ не попросит об обратном.


  • Если требование обращаться "на "ты" вносит в Вашу работу дискомфорт - так не стесняйтесь сказать об этом!

В общем, соблюдайте элементарные правила вежливости. Не ведитесь на призывы к панибратству, на самом деле, как бы того не хотели иные "рубахи-парни", панибратство в авиации не приветствуется.

Приветствуется профессиональное, вежливое, доброжелательное общение. Хороший КВС еще в штурманской комнате создаст необходимый настрой и доброжелательную рабочу атмосферу, в которой каждый член экипажа не будет стесняться задавать вопросы, и выражать свое мнение.

Но ни в коем случае нельзя перегибать палку - "КВС - рубаха-парень" является угрозой ничуть не меньшей (если не большей), чем "КВС-Царь".



А Вы, уважаемые читатели, как считаете?

FLYSAFE

Tags: crm, ликбез
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →