denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Пилотам В737. Установка стабилизатора перед процедурой de-icing/anti-icing



Коллеги, добрый день!

Возможно, Ваша авиакомпания так же столкнулась с проявлением, кхм, недопонимания со стороны неких работников неких отделений ФАВТ (Росавиация). Например, моя неоднократно получала письма счастья из Ростова-на-Дону, а не так давно, получила телеграмму из самого сердца ФАВТ, той, что на Ленинградке.

Текста у меня нет, но готов процитировать весьма близко к тексту. Суть в следующем: представители ФАВТ требовали выполнять установку стабилизатора перед началом процедуры облива строго согласно АММ de-icing/anti-icing procedure. Согласно данной процедуре стабилизатор устанавливается в положение 5 единиц.

Все.

* * *

В чем проблема? Почему бы не соблюдать требования?

Проблема в том, что в процедуре, применяемой пилотами, несколько иные указания. Пилотам предписывается устанавливать стабилизатор во взлетное положение. Которое чаще всего несколько отличается от положения 5.

Следует отметить, что данная процедура еще пару лет назад выполнялась иначе - стабилизатор устанавливался в положение FULL APL NOSE DOWN, однако, в октябре 13 Боинг выпустил бюллетень, в котором описал весьма неприятные случаи, происшедшие с самолетами одной из авиакомпаний при заходе на посадку:

Number: LLG-9
IssueDate: October 16, 2013
Subject: Supplementary Procedure, Adverse Weather, De-icing/Anti-icing
Reason: To inform 737 flight crews that the stabilizer trim must be set to the
calculated takeoff setting prior to de-icing the airplane

Background Information

In the winter of 2012, a 737 customer reported an un-commanded pitch up on final approach followed by reduced elevator response rates during the upset correction. Root cause analysis determined that the reduced elevator rates were caused by ice accumulation on multiple elevator Power Control Unit (PCU) input levers. De-icing prior to takeoff caused fluid to enter the aft area that accumulated and froze on the PCU input levers during flight, which is believed to be the cause of this incident. The current de-icing Supplementary Procedure calls for the stabilizer to be trimmed to full APL NOSE DOWN (AND), which positions the stabilizer leading edge to the full leading edge up position.

Analysis and testing discovered that this position maximizes the amount of liquids that enter the tailcone near the elevator PCUs due to the opening in the tailcone sides left uncovered by stabilizer’s extreme leading edge up position. If enough fluid accumulates and freezes around the PCU input levers their movement may be restricted or jammed. Follow-on analysis and testing of various stabilizer positions during de-icing demonstrated that setting the stabilizer trim to the calculated takeoff setting (in the green band) prior to de-icing significantly diminishes the amount of fluids entering the tailcone, reducing the likelihood of a similar event caused by ice accumulation on the PCU input levers


* * *

Как видно из текста, после хрен знает скольки лет эксплуатации В737 выяснилось, что при таком положении увеличивается риск попадания жидкости туда, куда ей попадать не следует. Соответственно, процедура была в спешном порядке изменена и через некоторое время положение данного бюллетеня вошло в FCOM Supplementary Procedure и АММ.

Теперь, повторюсь, от пилотов требуется ставить стабилизатор во взлетное положение (как обычно, то есть), а техникам - в положение 5.

Однако, вернемся к теме недопонимания.

К сожалению, как мне думается, еще не все специалисты на местах понимают разницу между процедурами АММ и процедурами FCOM. Соответственно, особо ретивые непонимающие, видя, что стабилизатор не установлен в положение 5 (это прекрасно видно тому, кто обливает стабилизатор), начинают требовать от экипажа это сделать. Я сам с этим не сталкивался, но слышал.

Видимо, особо ретивые на этом не успокоились и попытались воздействовать на экипажи через инспекцию Росавиации, которая в свою очередь, видимо, не до конца разобралась в вопросе, поэтому начала слать вышеупомянутые "письма счастья".

Так вот

Процедура АММ предназначена для тех случаев, когда технический персонал САМ готовит самолет к обливу и САМ облив и производит. Например, после длительной стоянки самолета в условиях обледенения надо привести самолет в чувство до выпуска его на линии. Не будут же они для этого звать пилотов? Нет, они это сделают сами. А так как положение full APL NOSE DOWN уже не катит, то Боинг предлагает им ставить стабилизатор в самое безболезненное положение, если он в него еще не установлен.

Процедура FCOM в свою очередь предназначена для ее исполнения пилотами, когда пилоты готовятся к вылету. Боинг решил, что взлетное положение стабилизатора (так или иначе крутится вокруг 5) все же лучше, чем прежнее full APN NOSE DOWN.

* * *

Особенность нашей державы заключается в том, что за решением любого спорного вопроса требуется обратиться к третейскому судье, т.к. здравый смысл не всегд возобладает. В нашем случае все вышенаписанное было понятно, тем не менее, мы составили запрос Боингу по данной теме и получили на него ответ, приведенный чуть ниже.

Если у Вас возникают подобные проблемы, пользуйтесь им на здоровье!

Desired Action
======================
What our flight crews should follow and what should we answer CAA?

RESPONSE:
In the winter of 2012 a 737 customer reported an un-commanded pitch up on final approach followed by reduced elevator response rates during the upset correction. Root cause analysis determined that the reduced elevator rates were caused by ice accumulation on multiple elevator Power Control Unit (PCU) input levers. De-icing prior to takeoff caused fluid to enter the aft area which accumulated and froze on the PCU input levers during flight.

The then-current de-icing Supplementary Procedure (SP) called for the stabilizer to be trimmed to full APL NOSE DOWN (AND), which positioned the stabilizer leading edge to the full leading edge up position. Analysis and testing discovered that this position maximizes the amount of liquids that enter the tailcone near the elevator PCUs due to the opening in the tailcone sides left uncovered by stabilizer's extreme leading edge up position. If enough fluid accumulates and freezes around the PCU input levers their movement may be restricted or jammed.
Follow-on analysis and testing of various stabilizer positions during de-icing demonstrated that setting the stabilizer trim to the calculated takeoff setting (in the green band) prior to de-icing significantly diminishes the amount of fluids entering the tailcone, reducing the likelihood of a similar event caused by ice accumulation on the PCU input levers. This is the reason that the SP.16.8 De-icing/Anti-icing Procedure directs the crew to set the trim for takeoff and to verify that the trim is in the green band. Boeing regarded this change urgent enough that it was distributed in October, 2013 as a Flight Crew Operations Manual Bulletin, LLG-9 (attached). The same testing also established the AMM setting of 5 units to prevent fluid intrusion into the tailcone when maintenance crews are configuring the airplane for de-icing.

Setting the stabilizer trim for takeoff provides fluid intrusion protection equivalent to the AMM setting of 5 units, and also provides the additional safety of the correct takeoff trim setting which mitigates against the risk of inadvertent takeoff with an incorrect trim setting of 5 units.

Boeing strongly recommends against imposing the AMM de-icing procedure trim setting upon flight crews.
Best Regards,
David Lawicki
Flight Operations Engineering
The Boeing Company

Летайте безопасно!

FLYSAFE

Tags: методические материалы
Subscribe

Posts from This Journal “методические материалы” Tag

promo denokan september 18, 10:28 18
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments