?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



- Как же это здорово - в 10 часов вечера лететь пятичасовым рейсом в Улан-Удэ!

Похоже на то, что фразы, начинающиеся со слова "как же это здорово!" и продолжающиеся рассуждениями о прелестях летной работы скоро заназят всех моих вторых пилотов в тех редких рейсах, которые мне, "офисному летчику", доводится выполнять.

И ведь ни капли шутки! Ни в этой фразе, ни в той, которую я произнес за несколько дней до этого, корпя над подготовкой плана полета в Анапу: (Как же это здорово, заполнять CFP!") -
это действительно, просто прекрасно, идти в рейс, заниматься рутиной... но любимой рутиной.

Почти два года прошло с той поры, как я резко уменьшил количество своей летной работы, увеличив офисную. Кресло и компьютер, рабочие совещания - все это совсем не приносит того удовольствия, которое я получаю от уютной кабины В737, приглушенного света дисплеев и неторопливой беседой со своим вторым пилотом на высоте 11 тыс метров.

* * *

Наиль, мой второй пилот сегодня уже не раз побывал в роли героя моих рассказов. На самом деле я немного задолжал ему - летаем мы вместе часто, а пишу о рейсах очень редко. Знаю, что Наиль очень хочет радовать отца своими успехами, так вот, с чистой совестью докладываю - успехи есть, отец может гордиться!

Два года назад мы познакомились в одном из рейсов.. это был рейс в Анапу, я писал о нем. Более того, на мой взгляд, это одна из тех "философских" записей, которые могут быть полезными для молодых пилотов - в том рейсе мы много чего обсудили и, как мог, я это вынес сюда.

Предыстория того рейса, рассказанная позже Наилем, была интересная. Как и все младые пилоты, "с Оканем не летавшие, но наслышавшие", лететь он честно побаивался. И надо было такому случиться, что в день вылета он попал в автомобильную аварию - не очень серьезную, но машина пострадала. Имел все основания честно отказаться от рейса с "суровым проверяющим", однако, этого не сделал.

Что ж, тот рейс стал своего рода катализатором для Наиля. Мы много раз слетали вместе, я вносил коррективы в его работу, и по в очередном рейсе оценивал изменения. А Наиль в свою очередь "отвечал взаимностью" - мне очень нравится, когда пилоты (особенно вторые) жадны до новых знаний, много читают, думают и задают каверзные вопросы, которые заставляют мои заржавевшие мозги вертеться в поисках верного решения или объяснения.

А еще больше мне нравится, когда меня в чем-то "обскакивают", подсказывают, если я что-то не заметил, пропустил или где-то ошибся. Если мой второй пилот указывает на мою ошибку - неважно, допущенную в полете, до или после, для меня это индикатор того, что вся прошлая работа прошла не зря.

Именно так и должен поступать второй пилот, независимо от того, кто сидит в левом кресле - он должен чувствовать себя свободным и вовремя подсказывать, исправлять. А сидящий в левом кресле - говорить "Спасибо!".

Это так просто - сказать "Спасибо!" тому человеку, который смог увидеть твою недоработку. И так сложно, если не иметь такой привычки.

Я сам был вторым пилотом, видел разнообразные реакции сидящих слева на мои слова об их оплошностях или заблуждениях. Я сам не раз слышал фразу "Твое дело правое - не мешать левому", и это, поверьте, не вдохновляло на обеспечение безопасности полета в дальнейшем.

Я сам был рядовым капитаном и инструктором, и мне пришлось ломать свой менталитет, и учиться говорить "Спасибо", не испытывая при этом никакого стыда за свою ошибку. Это заняло не один день и даже не один месяц, но я этому научился - говорить "Спасибо", извлекать урок из замечания и не чувствовать никакого стыда и, тем более, обиды или злости на младшего (или старшего, неважно) по рангу, который вовремя меня поправил.

Не бойтесь говорить "Спасибо!" тем, кто вовремя поправил Вас и уберег от негативных последствий. Сказав "Спасибо!" сегодня, Вы здорово мотивируете своих коллег на обеспечение безопасности в будущем.
--==(о)==--


Наш малыш, VQ-BVM, чуть больше года от роду, встретил нас на очень удаленной от аэровокзала стоянке. Я иду вокруг него, выполняя "ритуальный" предполетный осмотр и понимаю, что мне это чертовски-чертовски нравится: готовиться к ночному полету через всю страну, затем не выспаться в столице Бурятии и снова, в очередную ночь, сесть в зеленый лайнер и махнуть в Москву обратно.

Это лучшая на свете работа - летать из ночи в ночь!

Намного лучше, чем изо дня в день ходить в офис.

- Привет, брат! Как же я скучал!





Наиль молодец. Его работа по стандартным процедурам близка к идеальному образцу. Мне очень комфортно работать с такими вторыми пилотами, т.к. работая "стандартно" ты значительно меньше устаешь - ты знаешь, что твой коллега собирается делать в следующую минуту, полчаса, час. Ты знаешь, что ты сам собираешься делать и твой коллега об этом знает. Значит, если ты видишь, что твой коллега что-то должен был сделать, но пропустил, ты просто напоминаешь ему об этом...

... и он говорит "Спасибо!".

А через некоторое время уже он помогает тебе.



Если же пилот работает нестандартно, на свое разумение меняет последовательность действий или же "работает за себя и за того парня (за тебя)", ты начинаешь чувстовать себя не в своей тарелке. Ты на порядок повышаешь свою внимательность к действиям коллеги по кабине, постоянно отмечаешь: "сделал... не сделал", постоянно подсказываешь. В итоге, это реально сказывается на утомляемости.

Конечно же, можно "забить" и быть просто "хорошим парнем"... но в таком случае надежность может значительно снизиться.

Когда оба работают стандартно и по правилам, то единичные "промахи" замечаются очень и очень хорошо. Если же оба пилота работают так, как им вздумается... о каком обеспечении взаимного контроля может идти речь?

Казалось бы, это простейшие истины... Однако, до сих пор "плохое взаимодействие в экипаже" является одной из главных причин т.н. "человеческого фактора".

* * *

Очень многое в экипаже зависит от Командира воздушного судна. Он главный на борту, влияние его авторитета и умение руководить экипажем сложно переоценить. Однако, есть такие командиры, которые считают себя вторыми после Бога и это мнение, на их взгляд, дает им право работать так, как им вздумается, так, как им одним удобно.

Эта проблема уходит корнями в историю, в те годы, когда авиационная индустрия рисовала образ пилота как "героя-одиночки", и личное мастерство ставилось во главе угла. И, действительно, "дело правого" было "не мешать левому". Так учили и в СССР и на диком Западе.

Правда, Запад уже довольно давно понял, что диким в авиации не место и начал насаживать CRM во все щели. У России же, как всегда, велосипед свой. Вроде рама, сидушка и руль те же, да вот колеса квадратные. Внедрение CRM у нас буксует и часто от самих "преподавателей" можно услышать о том, что "это вражеская наука и нам не подходит".

Однако, сидеть и жаловаться на то, что велосипед у нас с квадратными колесами - это слишком простой путь. Гораздо более сложный - это доказывать всем, что квадратные колеса неудобны и пытаться пересадить всех на круглые.

Мой личный вариант движения - второй.

Если есть проблема КВС с излишним авторитаризмом, если он при этом считает себя "чуть менее, чем Богом" и для него это оправдывает личное нежелание работать по стандартам, заменяя их своими "привычками и техниками"... тем не менее, обеспечивать безопасность полета надо.

Значит, надежда возлагается на второго пилота. Я писал "трактат" на эту тему: "Второй пилот - оплот CRM в экипаже. Как стать надежным помощником?"

И если Вы - второй пилот, но его еще не читали, но с моими мыслями выше согласны - очень рекомендую почитать.



Для того, чтобы заменить все квадратные колеса на круглые потребуются годы. Однако, не начав сегодня, мы не закончим никогда. Несколько лет назад для меня и моих таких же "раненых в одно место" коллег это стало очевидным, и мы начали.

А теперь можно оглянуться вокруг и видеть, что есть определенные положительные сдвиги.

Когда летишь с таким вторым пилотом, это становится очевидно.





Что меня беспокоит, т.к. это неуверенность в завтрашнем дне. Я имею в виду непонятную политическую и экономическую обстановку.

Я совсем не уверен, что лихие 90-е годы не вернутся, и вся работа по внедрению круглых колес не покатится в тартарары. В 90х годах даже самых толковым радетелям за правила приходилось засунуть свое мнение и сознательно идти на многие нарушения, лишь бы принести домой копейку денег.

Многие ведь до сих пор не отошли от той анархии и "нарушение правил" стало стилем жизни. Я не имею в виду только авиацию - я имею в виду всех нас, кто переходит дорогу в тридцати шагах от пешеходного перехода на красный свет.

Мы строим философию "работы по стандартам и правилам". Если можно работать по правилам - надо соблюдать правила. Если ситуация требует изменить правила ради безопасности, или для данной ситуации нет правил - значит, мы  меняем или придумываем правила, но не просто так, а подготовившись. Обсудив и оценив риски.

* * *

Мне очень нравится рейс в Улан-Удэ. Конечно же, в первую очередь из-за местного блюда, неоднократно "воспетого" в моем блоге.

С другой стороны, сам полет, хоть и ночной, не очень напрягает. Да, ты стартуешь в 2120, и пять с чем-то летишь по небу. Но если ты хоть немного отдохнул перед рейсом, то эти "пять с чем-то" переносятся нормально, ну а сам заход в горном Улан-Удэ добавляет адреналина и после успешной посадке ты чувствуешь себя гусаром.



У меня очень много фотографий из рейсов в этот город, и много нерассказанных историй. Поэтому в эту запись я включил несколько фотографий из прошлых полетов, которые показались мне достойными.



Это Байкал.

Его мы проходим после начала снижения. Иногда он скрыт тучами (как в этом полете), но очень часто его видно хорошо...  И он бесподобен!



Рассвет в Бурятии одинаково красив как в воздухе, так и на земле. Рассвет пробуждает эмоции, и, хоть это не очень-то и приятно, лететь прямо на Солнце (особенно садиться против него), но само зрелище всегда добавляет хорошего настроения!



Окрестности города в рассветных лучах





В этот раз я отобрал у Наиля возможность продемонстрировать свой прогресс в пилотировании самолета. Я очень соскучился по полетам, поэтому пришлось воспользоваться правом Командира :)

Поэтому заход в Улан-Удэ выполнял сам, отключил автопилот на высоте 3х км и довел полет до логического завершения.

--==(о)==--


Ан-124 "Руслан". В Улан-Удэ производят вертолеты, а Руслан занимается обслуживанием производства. Однажды мы даже улетели на запасной в Иркутск - гигант на взлете так хорошо дунул своими двигателями, что забросал взлетную полосу камешками с "обочины", а машина для очистки не завелась... В том рейсе с нами летел бурятский Президент и, как мне думается, подобных казусов аэропорт больше не имел.





В707 довольно часто можно увидеть здесь - американцы летают по программе Открытое небо.





После прибытия у нас уже все отработано - отдых, затем буузы. После очень вкусного обеда - прогулка "по району", затем отдых и, если остались силы - то ужин.

Некоторые умудряются съездить в иволгинский дацан, где покоится тело нетленного ламы Итигэлова, но я такие поездки откладываю на будущее - я все же надеюсь, что смогу приехать сюда чуть подольше, чем на сутки.

Суровый.



Но только до того, как принесут буузы :)





В московском ресторане бурят-монгольской кухне этот ценник надо было бы умножить почти на 3 :)



Удивительно, но в этом кафе "Бууза" мне до сих пор не предлагают скидку - я его столько раз рекламировал на совершенно добровольной основе :))

Прогулка по городу.







Голова Ильича - практически визитная карточка города.







И очень скоро, к Новому Году, на этой площади начнут строить ледовый городок. В прошлом году он выглядел так





Обратите внимание - ледяные буузы :) А за скульптурой - настоящий шатер, в котором продают... ну, вы догадались , конечно же - буузы :)











Ленин замерз



Зайдем?





Чем меня поражает этот город - тем, что заведений с буузами полно на каждом шагу. И практически везде их вполне можно есть, несмотря на традиции советского общепита. Более того, во многих местах это блюдо поразительнейше вкусное...

И дело не только  в том, что в него-таки кладут мясо. Буряты знают секрет, при котором буузы получаются стандартно сочными. Очень сочными.

За это их и любят.

--==(о)==--

Год назад мы случайно оказались в отеле Байкал-Плаза, на первом этаже которого расположен ресторан Тэнгис. Я не знаю, есть ли в городе более пафосное место - на входе в отель вместо обоев развешаны фотографии звезд, когда-либо побывавших здесь. Особняком выделяются фото Путина и Медведева, которые, конечно же, тут тоже были.

А ресторан отличнейший. Вот и супруге моей он тоже понравился :)



Встреча с читателями



Наиль собирается это съесть



"Это" - местный суп, бухлер. Конечно же, очень вкусный. Внутри бульон и мясо с картошкой, а сверху котелок накрыт тонким тестом.



После сытного ужина главная забота - поспать. Выезд из отеля в половину третьего по московскому времени, а вставать приходится на час раньше. Умыться, побриться, одеться, позавтракать...

Обратный полет в плане усталости более сложен, хоть и выполняется он днем. Все же вторая бессонная ночь подряд (организм не обманешь) дает знать. И даже если ты спишь перед рейсом часов 5 (почти полноценный сон, казалось бы), сумма двух рабочих ночей приводит к тому, что по возвращению домой ты можешь проспать до позднего вечера.

Утро в аэропорту



Уральцев покатили на точку запуска. Кстати, их тут с утра было двое - один присел на запасной, т.к. в Иркутске была плохая погода. Он вылетел раньше нас, нокогда мы летели мимо Иркутска, мы слышали, что он все еще кружит, ожидая "окошка"...



Это фото из архива. Я знаю, что среди моих читателей есть работники авиакомпании, выполняющей полеты сюда на Караване.



Обратно, конечно же, пилотировал Наиль, позволив мне полюбоваться красотами.









Байкал







Бизнес-космонавт. Они (бизнесджеты) очень высоко летают.



В этот раз шесть часов обратного полета показались не очень напряжными, и до самой посадки я чувствовал себя вполне бодрым. С Наилем перетерли все авиационные темы, поэкзаменовали друг друга, ну затем ему пришлось держать экзамен в Москве - которая лишь к нашей посадке сбросила с себя оковы тумана, но, тем не менее, облачность была довольно низкая.








Всем спасибо за внимание!

А я попробую заснуть под убаюкивающий ремонт соседей сверху

FLYSAFE

Posts from This Journal by “полеты” Tag

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sanchez911
Nov. 17th, 2015 01:14 pm (UTC)
Денис, а вопрос не в тему. У вас сейчас, наверное, не должно быть недостатка в кадрах (пилотах), в виду развалившегося Трансаэро? Знакомый знакомых там работал КВС на 737, говорит все без работы остались и безуспешно пытаются устроиться хоть куда-то.
nkatasonova
Nov. 17th, 2015 01:49 pm (UTC)
Считалочка есть 12345 Набираешь на радио 123.45 вызываешь борт, с которым хочешь поговорить типа кукуй123 свой позывной и "раздватричетырепять" он уйдет на эту частоту. и говори с ним сколько хочешь ))

Edited at 2015-11-17 02:08 pm (UTC)
(no subject) - denokan - Nov. 18th, 2015 10:46 am (UTC) - Expand
asia_compot
Nov. 17th, 2015 01:19 pm (UTC)

А можно в полете с другим бортом поговорить? Например при "встрече" со своей авиакомпанией? Приветсвуются ли подобные разговоры? Или вы не знаете кто вокруг вас сейчас, а связь лишь с диспетчером?



Edited at 2015-11-17 01:20 pm (UTC)
sobakevich82
Nov. 17th, 2015 02:12 pm (UTC)
Конечно, частоты-то одни. Посмотрите на fr24 - через дикие районы вроде заполярья авиакомпании целые корованы формируют.
Алексей Попандопуло
Nov. 17th, 2015 01:20 pm (UTC)
Спасибо, Денис! Заочно уже почти влюбился в Улан-Удэ и буузы :)
Что же касается стандартов - ну это же аксиома, и не понимать этого равносильно профнепригодности, ИМХО.
Спасибо вам за просвещение масс и, надеюсь, повышение профессионального уровня пилотов независимо от компании, в которой они работают.
asia_compot
Nov. 17th, 2015 01:21 pm (UTC)

Позы-это высшее божество бурятской кухни.Аксиома такая: поза горячая, водка холодная.

ft_28
Nov. 17th, 2015 01:32 pm (UTC)
Ошибка ?
первый абзац : "заназят"
Заразят ?
Занозят ? (от заноза)

... или я что-то не знаю ?
denokan
Nov. 17th, 2015 01:48 pm (UTC)
Re: Ошибка ?
Re: - ft_28 - Nov. 17th, 2015 02:11 pm (UTC) - Expand
serkonik
Nov. 17th, 2015 01:39 pm (UTC)
Благодаря твоим постам летаю только на S7 где это возможно. Стандартно это Саравиа до МСК и S7 от МСК до Краснодара. ну и через день назад тем же путем. Не планируете рейсы Саратов -Мск. ? У нас сейчас помимо Сарай - авиа неконец то стал летать Ред вингс и Аэрофлот.Рад бы стать вашим пассажиром на на вот этих рейсах.
rust2008
Nov. 17th, 2015 03:50 pm (UTC)
Саратов допущен максимум на SSJ-100 (на которых и собираются летать и Ред Вингс, и Аэрофлот). У S7 меньше А319 в парке нет, так что зеленые самолеты в Саратове, я думаю, не скоро.
(no subject) - denokan - Nov. 18th, 2015 10:50 am (UTC) - Expand
al_mi
Nov. 17th, 2015 01:43 pm (UTC)
Как всегда интересно!
А бизнесджеты летают намного выше? И это предписание? У них свои эшелоны?
sobakevich82
Nov. 17th, 2015 02:13 pm (UTC)
Технические возможности. Гольфстрим теоретически на 500-й эшелон может забраться.
(no subject) - stratoclimber - Nov. 17th, 2015 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antiwhat - Nov. 18th, 2015 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - tarapach - Nov. 19th, 2015 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - tarapach - Nov. 18th, 2015 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - al_mi - Nov. 18th, 2015 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sobakevich82 - Nov. 18th, 2015 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tarapach - Nov. 19th, 2015 08:39 am (UTC) - Expand
Evgeniy Kha
Nov. 17th, 2015 01:50 pm (UTC)
Прекрасно... Столько красивых фото... Спасибо!
ep_malvina
Nov. 17th, 2015 02:27 pm (UTC)
Ох уж эти соседи сверху, снизу, сбоку…

Завлекательный рассказ, захотелось слетать далеко-далеко.
Спасибо!
levchenkoav
Nov. 17th, 2015 02:49 pm (UTC)
Денис, доброго времени суток!
Давно Тебя читаю, все мучает вопрос один (прошу заранее прощения, если Ты на него отвечал ранее, а я пропустил),
в связи с чем Ты ушел больше в офисную работу, отдавая меньше времени летной? Я так понимаю для Тебя это профессиональный рост, но Ты с такой любовью описываешь летную работу, все нюансы, детали, а летаешь в разы меньше. Расскажи пожалуйста подробнее. И вообще может как-нибудь поподробнее расскажешь об офисной работе и о том как сейчас планируется Твоя летная работы в процентном отношении от офисной.
denokan
Nov. 22nd, 2015 04:19 pm (UTC)
Это длинная история :)

Если интересно - предлагаю почитать серию статей про поездку в Qatar Airways (начиная с первой)

http://denokan.livejournal.com/tag/qatar

И серию статей про AIMS

http://denokan.livejournal.com/tag/aims

Опять же, начиная с нижней
(no subject) - levchenkoav - Nov. 24th, 2015 07:23 am (UTC) - Expand
kgbplus
Nov. 17th, 2015 02:49 pm (UTC)
В этом Улан-Уде когда то бывает тепло? А то во всех рассказах там снег
radjana
Nov. 17th, 2015 04:21 pm (UTC)
Во-первых, в Улан-УдЭ, во-вторых, автора блога летом в Улан-Удэ почему-то летать не посылают. Надо написать в S7 читателям блога, чтобы наконец эту несправедливость устранили.))
(no subject) - denokan - Nov. 17th, 2015 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - empennage - Nov. 17th, 2015 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Krogg1012 - Nov. 17th, 2015 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - Nov. 17th, 2015 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - empennage - Nov. 17th, 2015 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Nov. 17th, 2015 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - empennage - Nov. 17th, 2015 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Tali Spam - Nov. 18th, 2015 07:29 am (UTC) - Expand
Любовь Иванова
Nov. 17th, 2015 03:52 pm (UTC)
Спасибо,так тепло пишете о своей работе-буду спокойнее летать.Удачи!!!
pin_gwin
Nov. 17th, 2015 04:14 pm (UTC)
Был в Улан-Уде в начале 80-х в командировке на том самом заводе, где делают Ми-8, туда летел на Ил-86, назад - на Ту-154, с посадкой посередине..
Очень плохо было тогда с продуктами, судя по вашим пирам, положение весьма улучшилось. Попал там под учения гражданской обороны, практически как Бендер и Корейко.
asia_compot
Nov. 17th, 2015 04:36 pm (UTC)

В Омске дозаправка была? УЛАН-УДЭ



Edited at 2015-11-17 04:37 pm (UTC)
(no subject) - pin_gwin - Nov. 17th, 2015 04:40 pm (UTC) - Expand
avylon
Nov. 17th, 2015 04:39 pm (UTC)
Большое спасибо за рассказы! Познавательно и часто увлекательно их читать.
Некоторое время назад попалась на глаза видеоверсия истории катастрофы борта (кажется, это был United Airlines Flight 173): экипаж не смог (побоялся?) донести до капитана, что топливо заканчивается, результат плачевный. Если не ошибаюсь, этот инцидент стал важной вехой в истории CRM. Посмотрел и сразу вспомнил Ваш блог.
dimas
Nov. 17th, 2015 04:55 pm (UTC)
Денис, спасибо большое за Ваши рассказы!
nikolovan
Nov. 17th, 2015 07:20 pm (UTC)
Денис, доброго времени суток. Если не секрет, жена то там как оказалась?
olga_krasova
Nov. 17th, 2015 08:35 pm (UTC)
Самолетом прилетела, по билету)
(no subject) - denokan - Nov. 18th, 2015 12:23 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 67 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel