denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

Хроники ноября. Москва-Улан-Удэ



- Как же это здорово - в 10 часов вечера лететь пятичасовым рейсом в Улан-Удэ!

Похоже на то, что фразы, начинающиеся со слова "как же это здорово!" и продолжающиеся рассуждениями о прелестях летной работы скоро заназят всех моих вторых пилотов в тех редких рейсах, которые мне, "офисному летчику", доводится выполнять.

И ведь ни капли шутки! Ни в этой фразе, ни в той, которую я произнес за несколько дней до этого, корпя над подготовкой плана полета в Анапу: (Как же это здорово, заполнять CFP!") -
это действительно, просто прекрасно, идти в рейс, заниматься рутиной... но любимой рутиной.

Почти два года прошло с той поры, как я резко уменьшил количество своей летной работы, увеличив офисную. Кресло и компьютер, рабочие совещания - все это совсем не приносит того удовольствия, которое я получаю от уютной кабины В737, приглушенного света дисплеев и неторопливой беседой со своим вторым пилотом на высоте 11 тыс метров.

* * *

Наиль, мой второй пилот сегодня уже не раз побывал в роли героя моих рассказов. На самом деле я немного задолжал ему - летаем мы вместе часто, а пишу о рейсах очень редко. Знаю, что Наиль очень хочет радовать отца своими успехами, так вот, с чистой совестью докладываю - успехи есть, отец может гордиться!

Два года назад мы познакомились в одном из рейсов.. это был рейс в Анапу, я писал о нем. Более того, на мой взгляд, это одна из тех "философских" записей, которые могут быть полезными для молодых пилотов - в том рейсе мы много чего обсудили и, как мог, я это вынес сюда.

Предыстория того рейса, рассказанная позже Наилем, была интересная. Как и все младые пилоты, "с Оканем не летавшие, но наслышавшие", лететь он честно побаивался. И надо было такому случиться, что в день вылета он попал в автомобильную аварию - не очень серьезную, но машина пострадала. Имел все основания честно отказаться от рейса с "суровым проверяющим", однако, этого не сделал.

Что ж, тот рейс стал своего рода катализатором для Наиля. Мы много раз слетали вместе, я вносил коррективы в его работу, и по в очередном рейсе оценивал изменения. А Наиль в свою очередь "отвечал взаимностью" - мне очень нравится, когда пилоты (особенно вторые) жадны до новых знаний, много читают, думают и задают каверзные вопросы, которые заставляют мои заржавевшие мозги вертеться в поисках верного решения или объяснения.

А еще больше мне нравится, когда меня в чем-то "обскакивают", подсказывают, если я что-то не заметил, пропустил или где-то ошибся. Если мой второй пилот указывает на мою ошибку - неважно, допущенную в полете, до или после, для меня это индикатор того, что вся прошлая работа прошла не зря.

Именно так и должен поступать второй пилот, независимо от того, кто сидит в левом кресле - он должен чувствовать себя свободным и вовремя подсказывать, исправлять. А сидящий в левом кресле - говорить "Спасибо!".

Это так просто - сказать "Спасибо!" тому человеку, который смог увидеть твою недоработку. И так сложно, если не иметь такой привычки.

Я сам был вторым пилотом, видел разнообразные реакции сидящих слева на мои слова об их оплошностях или заблуждениях. Я сам не раз слышал фразу "Твое дело правое - не мешать левому", и это, поверьте, не вдохновляло на обеспечение безопасности полета в дальнейшем.

Я сам был рядовым капитаном и инструктором, и мне пришлось ломать свой менталитет, и учиться говорить "Спасибо", не испытывая при этом никакого стыда за свою ошибку. Это заняло не один день и даже не один месяц, но я этому научился - говорить "Спасибо", извлекать урок из замечания и не чувствовать никакого стыда и, тем более, обиды или злости на младшего (или старшего, неважно) по рангу, который вовремя меня поправил.

Не бойтесь говорить "Спасибо!" тем, кто вовремя поправил Вас и уберег от негативных последствий. Сказав "Спасибо!" сегодня, Вы здорово мотивируете своих коллег на обеспечение безопасности в будущем.
--==(о)==--


Наш малыш, VQ-BVM, чуть больше года от роду, встретил нас на очень удаленной от аэровокзала стоянке. Я иду вокруг него, выполняя "ритуальный" предполетный осмотр и понимаю, что мне это чертовски-чертовски нравится: готовиться к ночному полету через всю страну, затем не выспаться в столице Бурятии и снова, в очередную ночь, сесть в зеленый лайнер и махнуть в Москву обратно.

Это лучшая на свете работа - летать из ночи в ночь!

Намного лучше, чем изо дня в день ходить в офис.

- Привет, брат! Как же я скучал!





Наиль молодец. Его работа по стандартным процедурам близка к идеальному образцу. Мне очень комфортно работать с такими вторыми пилотами, т.к. работая "стандартно" ты значительно меньше устаешь - ты знаешь, что твой коллега собирается делать в следующую минуту, полчаса, час. Ты знаешь, что ты сам собираешься делать и твой коллега об этом знает. Значит, если ты видишь, что твой коллега что-то должен был сделать, но пропустил, ты просто напоминаешь ему об этом...

... и он говорит "Спасибо!".

А через некоторое время уже он помогает тебе.



Если же пилот работает нестандартно, на свое разумение меняет последовательность действий или же "работает за себя и за того парня (за тебя)", ты начинаешь чувстовать себя не в своей тарелке. Ты на порядок повышаешь свою внимательность к действиям коллеги по кабине, постоянно отмечаешь: "сделал... не сделал", постоянно подсказываешь. В итоге, это реально сказывается на утомляемости.

Конечно же, можно "забить" и быть просто "хорошим парнем"... но в таком случае надежность может значительно снизиться.

Когда оба работают стандартно и по правилам, то единичные "промахи" замечаются очень и очень хорошо. Если же оба пилота работают так, как им вздумается... о каком обеспечении взаимного контроля может идти речь?

Казалось бы, это простейшие истины... Однако, до сих пор "плохое взаимодействие в экипаже" является одной из главных причин т.н. "человеческого фактора".

* * *

Очень многое в экипаже зависит от Командира воздушного судна. Он главный на борту, влияние его авторитета и умение руководить экипажем сложно переоценить. Однако, есть такие командиры, которые считают себя вторыми после Бога и это мнение, на их взгляд, дает им право работать так, как им вздумается, так, как им одним удобно.

Эта проблема уходит корнями в историю, в те годы, когда авиационная индустрия рисовала образ пилота как "героя-одиночки", и личное мастерство ставилось во главе угла. И, действительно, "дело правого" было "не мешать левому". Так учили и в СССР и на диком Западе.

Правда, Запад уже довольно давно понял, что диким в авиации не место и начал насаживать CRM во все щели. У России же, как всегда, велосипед свой. Вроде рама, сидушка и руль те же, да вот колеса квадратные. Внедрение CRM у нас буксует и часто от самих "преподавателей" можно услышать о том, что "это вражеская наука и нам не подходит".

Однако, сидеть и жаловаться на то, что велосипед у нас с квадратными колесами - это слишком простой путь. Гораздо более сложный - это доказывать всем, что квадратные колеса неудобны и пытаться пересадить всех на круглые.

Мой личный вариант движения - второй.

Если есть проблема КВС с излишним авторитаризмом, если он при этом считает себя "чуть менее, чем Богом" и для него это оправдывает личное нежелание работать по стандартам, заменяя их своими "привычками и техниками"... тем не менее, обеспечивать безопасность полета надо.

Значит, надежда возлагается на второго пилота. Я писал "трактат" на эту тему: "Второй пилот - оплот CRM в экипаже. Как стать надежным помощником?"

И если Вы - второй пилот, но его еще не читали, но с моими мыслями выше согласны - очень рекомендую почитать.



Для того, чтобы заменить все квадратные колеса на круглые потребуются годы. Однако, не начав сегодня, мы не закончим никогда. Несколько лет назад для меня и моих таких же "раненых в одно место" коллег это стало очевидным, и мы начали.

А теперь можно оглянуться вокруг и видеть, что есть определенные положительные сдвиги.

Когда летишь с таким вторым пилотом, это становится очевидно.





Что меня беспокоит, т.к. это неуверенность в завтрашнем дне. Я имею в виду непонятную политическую и экономическую обстановку.

Я совсем не уверен, что лихие 90-е годы не вернутся, и вся работа по внедрению круглых колес не покатится в тартарары. В 90х годах даже самых толковым радетелям за правила приходилось засунуть свое мнение и сознательно идти на многие нарушения, лишь бы принести домой копейку денег.

Многие ведь до сих пор не отошли от той анархии и "нарушение правил" стало стилем жизни. Я не имею в виду только авиацию - я имею в виду всех нас, кто переходит дорогу в тридцати шагах от пешеходного перехода на красный свет.

Мы строим философию "работы по стандартам и правилам". Если можно работать по правилам - надо соблюдать правила. Если ситуация требует изменить правила ради безопасности, или для данной ситуации нет правил - значит, мы  меняем или придумываем правила, но не просто так, а подготовившись. Обсудив и оценив риски.

* * *

Мне очень нравится рейс в Улан-Удэ. Конечно же, в первую очередь из-за местного блюда, неоднократно "воспетого" в моем блоге.

С другой стороны, сам полет, хоть и ночной, не очень напрягает. Да, ты стартуешь в 2120, и пять с чем-то летишь по небу. Но если ты хоть немного отдохнул перед рейсом, то эти "пять с чем-то" переносятся нормально, ну а сам заход в горном Улан-Удэ добавляет адреналина и после успешной посадке ты чувствуешь себя гусаром.



У меня очень много фотографий из рейсов в этот город, и много нерассказанных историй. Поэтому в эту запись я включил несколько фотографий из прошлых полетов, которые показались мне достойными.



Это Байкал.

Его мы проходим после начала снижения. Иногда он скрыт тучами (как в этом полете), но очень часто его видно хорошо...  И он бесподобен!



Рассвет в Бурятии одинаково красив как в воздухе, так и на земле. Рассвет пробуждает эмоции, и, хоть это не очень-то и приятно, лететь прямо на Солнце (особенно садиться против него), но само зрелище всегда добавляет хорошего настроения!



Окрестности города в рассветных лучах





В этот раз я отобрал у Наиля возможность продемонстрировать свой прогресс в пилотировании самолета. Я очень соскучился по полетам, поэтому пришлось воспользоваться правом Командира :)

Поэтому заход в Улан-Удэ выполнял сам, отключил автопилот на высоте 3х км и довел полет до логического завершения.

--==(о)==--


Ан-124 "Руслан". В Улан-Удэ производят вертолеты, а Руслан занимается обслуживанием производства. Однажды мы даже улетели на запасной в Иркутск - гигант на взлете так хорошо дунул своими двигателями, что забросал взлетную полосу камешками с "обочины", а машина для очистки не завелась... В том рейсе с нами летел бурятский Президент и, как мне думается, подобных казусов аэропорт больше не имел.





В707 довольно часто можно увидеть здесь - американцы летают по программе Открытое небо.





После прибытия у нас уже все отработано - отдых, затем буузы. После очень вкусного обеда - прогулка "по району", затем отдых и, если остались силы - то ужин.

Некоторые умудряются съездить в иволгинский дацан, где покоится тело нетленного ламы Итигэлова, но я такие поездки откладываю на будущее - я все же надеюсь, что смогу приехать сюда чуть подольше, чем на сутки.

Суровый.



Но только до того, как принесут буузы :)





В московском ресторане бурят-монгольской кухне этот ценник надо было бы умножить почти на 3 :)



Удивительно, но в этом кафе "Бууза" мне до сих пор не предлагают скидку - я его столько раз рекламировал на совершенно добровольной основе :))

Прогулка по городу.







Голова Ильича - практически визитная карточка города.







И очень скоро, к Новому Году, на этой площади начнут строить ледовый городок. В прошлом году он выглядел так





Обратите внимание - ледяные буузы :) А за скульптурой - настоящий шатер, в котором продают... ну, вы догадались , конечно же - буузы :)











Ленин замерз



Зайдем?





Чем меня поражает этот город - тем, что заведений с буузами полно на каждом шагу. И практически везде их вполне можно есть, несмотря на традиции советского общепита. Более того, во многих местах это блюдо поразительнейше вкусное...

И дело не только  в том, что в него-таки кладут мясо. Буряты знают секрет, при котором буузы получаются стандартно сочными. Очень сочными.

За это их и любят.

--==(о)==--

Год назад мы случайно оказались в отеле Байкал-Плаза, на первом этаже которого расположен ресторан Тэнгис. Я не знаю, есть ли в городе более пафосное место - на входе в отель вместо обоев развешаны фотографии звезд, когда-либо побывавших здесь. Особняком выделяются фото Путина и Медведева, которые, конечно же, тут тоже были.

А ресторан отличнейший. Вот и супруге моей он тоже понравился :)



Встреча с читателями



Наиль собирается это съесть



"Это" - местный суп, бухлер. Конечно же, очень вкусный. Внутри бульон и мясо с картошкой, а сверху котелок накрыт тонким тестом.



После сытного ужина главная забота - поспать. Выезд из отеля в половину третьего по московскому времени, а вставать приходится на час раньше. Умыться, побриться, одеться, позавтракать...

Обратный полет в плане усталости более сложен, хоть и выполняется он днем. Все же вторая бессонная ночь подряд (организм не обманешь) дает знать. И даже если ты спишь перед рейсом часов 5 (почти полноценный сон, казалось бы), сумма двух рабочих ночей приводит к тому, что по возвращению домой ты можешь проспать до позднего вечера.

Утро в аэропорту



Уральцев покатили на точку запуска. Кстати, их тут с утра было двое - один присел на запасной, т.к. в Иркутске была плохая погода. Он вылетел раньше нас, нокогда мы летели мимо Иркутска, мы слышали, что он все еще кружит, ожидая "окошка"...



Это фото из архива. Я знаю, что среди моих читателей есть работники авиакомпании, выполняющей полеты сюда на Караване.



Обратно, конечно же, пилотировал Наиль, позволив мне полюбоваться красотами.









Байкал







Бизнес-космонавт. Они (бизнесджеты) очень высоко летают.



В этот раз шесть часов обратного полета показались не очень напряжными, и до самой посадки я чувствовал себя вполне бодрым. С Наилем перетерли все авиационные темы, поэкзаменовали друг друга, ну затем ему пришлось держать экзамен в Москве - которая лишь к нашей посадке сбросила с себя оковы тумана, но, тем не менее, облачность была довольно низкая.








Всем спасибо за внимание!

А я попробую заснуть под убаюкивающий ремонт соседей сверху

FLYSAFE

Tags: Наиль, Улан-Удэ, полеты
Subscribe

Posts from This Journal “полеты” Tag

promo denokan july 22, 10:02 36
Buy for 50 tokens
Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →