Жизнь пилота гражданской авиации это постоянная учеба. Тренировки, зачеты, проверки. Наверное, читателю будет интересно чуточку подсмотреть за тем, чему пилоты постоянно учатся?
Предположим, Вы закончили летное училище и были настолько удачным, что Вас приютила авиакомпания. Для простоты описания возмем самую яркоокрашеную авиакомпанию страны, то есть, мою :)
Кроме обязательного курса переподготовки на новый для Вас тип самолета (в нашем случае это Боинг 737), Вам предстоит изучить следующие интересные вещи:
- правила перевозки опасных грузов
- подготовку по авиационной безопасности
- подготовку к аварийным действиям при посадке ВС на сушу
- тоже самое, но и на воду
- проблематику человеческого фактора, умение управлять ресурсами экипажа и взаимодействовать (CRM)
- предотвращение наземного обледенения ВС
Плюс ко всему прочему, много элементов, обязательных для отработки, будет включено в тренажерную подготовку. Например - действия по выводу самолета из сложного пространственного положения, при угрозе столкновения с землей, при попадании в сдвиг ветра и другие.
Все вышесказанное проводится на базе учебного центра. Далее Вы приходите в авиакомпанию, но в самолет не садитесь. Вам надо пройти еще несколько видов подготовок, сдать кое-какие зачеты и экзамены. И конечно же, пройти инструктажи по охране труда на рабочем месте, электро и пожарной безопасности.
И дальше, уже начав летать, Вы учебу не заканчиваете. Если убрать эпизодически появляющиеся новые курсы, которые следует пилоту пройти (развите не стоит на месте, и появляется что-то новое, что требует изучения), то с определенной периодичностью (раз в год, два, три, в полугодие) Вы будете проходить различные виды тренировок и проверок, которые требуются по ФАП 128.
Например, в авиационном учебном центре раз в год мы тренируем процедуры выполнения эвакуации после вынужденной посадки ВС на сушу.
Для этого есть специальные тренажеры, самые современные из которых умеют изображать различные адские звуки, пускать дым в салоне, визуализировать пламя и препятствия в направлении выхода. Более того, они расположены на подвижной платформе - аварийная посадка имитируется весьма интересно!
Такие тренировки производятся совместно пилотами и бортпроводниками. Когда-то мы делали это раздельно, но мне всегда казалось, что это неправильно - ведь это прекрасная возможность посмотреть "изнутри", как это бывает, действительно отработать процедуры взаимодействия между кабиной и салоном. И первые же тренировки доказали свою эффективность, поэтому "старый подход" кажетс уже немыслимым!
Сначала мы повторяем теорию - как пользоваться огнетушителями, дымозащитными капюшонами, аварийным радиомаяком. Потом приступаем к практике - идем на тренажер аварийного покидания, где сначала повторяем открытие дверей и аварийных люков, ну а потом начинается шоу - имитация аварийной эвакуации.
С реальным покиданием по трапу.
К слову, я упомянул про тренировку открытия дверей и люков. Стоит сказать, что на самолете В737 открыть пассажирскую дверь и не травмироваться - это уже искусство (закрыть - тоже). А сделать это быстро, в одно движение - верх мастерства! Мне всегда занятно смотреть на то, как мастерски это делают наши худенькие девчонки - а ведь именно на них будет возлагаться ответственность за открытие дверей, даже если пилоты каким-то чудом в аварии уцелели (кабина страдает первой)!
Не менее интересной (особенно зимой) выглядит тренировка по действиям на воде. Теоретически существует возможность посадки сухопутного самолета на воду. Она очень сложна и опасна, но, тем не менее, случаи бывали. Поэтому летные и кабинные экипажи так же совместно тренируются - учатся (или повторяют), как правильно надевать спасательный жилет, как правильно использовать его, как группировать в воде, как забираться на плот (который может входить в оборудование воздушного судна) и многому другому.
К слову, хочется пожаловаться на некотрых нехороших пассажиров, которые любят тащить спасательные жилеты с самолета. Пожалуйста, не делайте этого! У экипажа потом начинаются проблемы, а Вам он особо не поможет.
Кроме этих "веселых" тренировок существуют скучные наземные - повторение правил перевозки опасных грузов, занятия по авиационной безопаснти и... управление ресурсами экипажа. Последнее на самом деле может быть очень нескучным и веселым, но очень многое зависит от преподавателя.
Безусловно, самая интересная периодическая подготовка - подготовка на тренажере. Она производится раз в полгода, включается в себя две сессии по 4 часа. Первая сессия подготовительная, на которой пилот, скажем так, тренируется перед второй - контрольной.
Перед началом подготоки пилот проходит наземную предварительную подготовку и контроль готовности. К слову, если инструктор сочтет нужным, подготовка на любом этапе может быть не засчитана и пилот отправляется "на второй круг".
Я уже писал более подробно о периодической тренажерной подготовке. Если интересно почитать, добро пожаловать вот сюда: http://denokan.livejournal.com/83251.html
Пульт инструктора тренажера
А это Домодедово. Не так давно наши мастера добавили "сценарий" родного аэропорта на тренажер, установленный в нашем учебном центре. Выглядит просто здорово!
К слову, если Вас заинтересовал(а) второй пилот на фото выше, добро пожаловать сюда: http://denokan.livejournal.com/108536.html
Тренажерная подготовка периодической не ограничивается. Есть еще дополнительные виды полетов, которые требуют специальной тренировки на тренажере, например:
- подготовка к полетам по CATII/III (когда погода совсем плохая)
- подготовка к полетам по ETOPS (особые процедуры, которые применяются при полетах на самолетах с двумя двигателями)
- подготовка к полетам в аэропорты повышенной сложности.
Про третий вид подготовки у меня тоже есть рассказ - подготовка к полетам в Шамбери: http://denokan.livejournal.com/94367.html
Видео из того рассказа
Кроме всего вышесказанного есть и другие виды событий, требующие "позаниматься". В некоторых компаниях организуют курсы повышения квалификации, как это делалось в СССР, где-то разработана программа непрерывной периодической подготовки и подобные КПК (которые ни одним документом, кстати, не требуются) не применяются. Где-то используются соврменные он-лайн средства для подготовки.
Плюс все еще приходится периодически собираться на так называемые "разборы" - мы проводим их раз в три месяца, кто-то по старинке проводит раз в месяц. Кто-то не проводит. На этих "разборах" обычно собираются, чтобы "поговорить" о проблемах, послушать мнения, дать какие-либо ценные указания.
Но самое главное - каждый полет это своего рода учеба. Опыт. Что-то новое.
Какими бы насыщенными не были тренировки, все это является лишь подспорьем, материалом для настоящего обучения - в реальном небе. Это очень ответственная профессия и от того, насколько качественно пилот, его учителя, инструкторы относятся к летному делу зависит успешный итог каждого нового полета.
Безопасных полетов!
PS А я как раз начну собираться в учебный центр, проводить очередную проверку работы экипажа на тренажере
Путь пилота от выпускника и до...
Journal information